Главная страница
Навигация по странице:

  • 25. русская философия конца 19-20в. В. Соловьев, Н. Бердяев, русский космизм и др

  • 26. Бытие как проблема философии. Категория бытие, ее смысл. Основные формы

  • 27. Понятие материи, атрибуты материи. Неразрывное единство материи, движения

  • 29. Проблема сознания в философии. Сущность сознания и его отличительные характеристики

  • 1. Философия, её предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи. Функции


    Скачать 0.7 Mb.
    Название1. Философия, её предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи. Функции
    Анкор1.doc
    Дата26.04.2017
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1.doc
    ТипДокументы
    #5728
    страница7 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13
    24. Русская философия X1X века (западники и славянофилы, Чаадаев, религиозно-

    философские искания Достоевского и Толстого - на выбор.)

    Самобытным русским мыслителем был гениальный писатель

    Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Подвергая критике общественно- политическое

    устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс

    в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о

    назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная

    им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая

    богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной

    жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от

    какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей

    любви. По Толстому, «царство божие внутри нас» и потому онтологически-

    космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него.

    Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в

    общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что

    упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения

    общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное

    самосовершенствование человека должно было дать ему определенный душевный и

    социальный порядок, то, очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого

    порядка гарантировать не могло. В этом проявилась противоречивость исходных принципов

    и сделанных из них выводов в утопической философии Толстого. Сущность познания

    Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии.

    Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем и

    каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. «Самое короткое

    выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека —

    участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему» . Согласно Толстому, Бог есть

    любовь. В своих художественных творениях Толстой апеллировал к народу как носителю

    истинной веры и нравственности, считая его основой всего общественного здания. На

    мировоззрение Толстого оказали огромное влияние Ж.Ж. Руссо, И. Кант и А. Шопенгауэр.

    Философические искания Толстого оказались созвучными определенной части русского и

    зарубежного общества (так называемое толстовство). Причем среди его последователей

    оказались не только члены различных религиозно-утопических сект, но и сторонники

    специфических «ненасильственных» методов борьбы за социализм. К их числу относится,

    например, выдающийся деятель национально-освободительного движения Индии М. Ганди,

    называвший Толстого своим учителем.

    25. русская философия конца 19-20в. В. Соловьев, Н. Бердяев, русский космизм и др

    Одним из выдающихся русских философов был Владимир Соловьев (1853-1900).

    На его

    взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма,

    теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти

    славянофилов.

    Соловьев начинает с того, на чем остановились славянофилы – согласования веры и разума.

    Согласно ему, человеческое знание выражается в трех формах, имеющих в виду:

    истинность материальную (наука), логическую (философия) и абсолютную (теология).

    Теология в соединении с философией и наукой образует свободную теософию или цельное

    знание. Основой этого знания является откровение, как мистическое начало. Однако, взятое

    само по себе, оно еще не образует цельного знания. Для этого ему необходимо:

    1) подвергнуться рефлексии рассудка;

    2) получить подтверждение со стороны эмпирических фактов.

    В цельном знании мистицизм определяет верховное начало и конечную цель всего

    познания. Эмпирические факты служат внешним базисом, а рационализм является

    логическим каркасом всей системы. В этой системе вера является источником знания о

    трансцендентном мире или всеедином целом, каковым для человека является бог. Человек

    занимает промежуточное положение между безусловным началом и миром явлений.

    Однако, это не традиционный философский дуализм, а эволюционный процесс

    постепенного развития бытия от мертвой материи до разумного и нравственного царства.

    В споре между сторонниками креационизма и эволюционизма С. Занимает как-бы

    промежуточное положение. Согласно ему, мир сотворен из ничего и ему заданы горизонты

    развития. Внутри этих заданных рамок действуют причинно-следственные связи и законы

    эволюционного развития. Т. о. мир развивается эволюционно в рамках сотворенного.

    Прогресс человеческого духа совершается лишь по одному пути – личного нравственного

    совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия. Эти

    усилия становятся реальной силой, когда к ним присоединяется воздействие свыше или то,

    что называется благодать. Эти нравственные усилия человека в сочетании с благодатью

    образуют у С. То, что называется Богочеловеком и Богочеловечеством.

    Центральной в учении С. является идея «всеединства сущего», которое рассматривается

    как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир – как ее самоопределение и

    воплощение. Безусловное «всеединство» (совершенный онтологический синтез истины,

    добра и красоты) постигается лишь цельным знанием, которое представляет собой

    соединение мистического (основа, включающая веру в безусловное существование

    предмета познания, интуицию, творчество), рационального (философского) и

    эмпирического (научного) знания. С. отстаивает единство теологии, философии и науки и

    называет его «свободной теософией». В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как

    богочеловеческий союз лиц («свободная теократия») или вселенская церковь,

    объединяющая все национальности и определяющая безусловные цели человечества –

    преодоление эгоизма и вражды и создание на земле «царства божьего», где будут

    разрешены социальные противоречия. Тезисы: Общественно-историческая задача философии — спасение человека и

    человечества.

    Исходит из философии нравственности, я стыжусь, следовательно, я существую. Основа

    нравственности — нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к явлению царства

    Божьего. Из добра он выводит понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как

    высшее понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть

    самопожертвование. Высшая форма любви — божественная. Человек, вставший на этот

    путь,— Богочеловек. Это есть сущность его индивидуальности, все остальное

    второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом —

    всеединство.

    Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром

    всеобщего сознания природы. Его роль — роль освободителя и спасителя природы.

    Человечество — посредник между природой и божеством. Человек должен изменять

    природу до ее одухотворения. Отсюда цель мировой истории — единство бога и

    внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности,

    являющейся связующим звеном между божественным и природными мирами, реализуется

    в акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви — Вечная

    Женственность, единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет

    свою волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи

    провиденциализма.

    Русская идея — исторический долг России в создании социальной троицы (аналог

    божественной) — единение церкви, государства и общества.

    26. Бытие как проблема философии. Категория бытие, ее смысл. Основные формы

    бытия. Проблемы единства мира.

    "Бытие" - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием

    философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг "бытия" и

    учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские

    дискуссии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности,

    абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское

    осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным

    вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего

    напряжения духовно-нравственных сил.

    1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия

    - Мир есть, был и будет

    Первый аспект проблемы бытия - это и есть длинная цепочка мыслей о

    существовании, ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к постановке

    следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он

    существует? Корень, смысл, напряженность проблемы - в противоречивом единстве

    непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы,

    человеческих существ.

    - Бытие мира как выражение его единства

    Второй аспект философской проблемы бытия состоит в следующем: природа,

    человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различаясь по формам своего

    существования, они прежде всего благодаря своему существованию, наличию образуют

    целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование,

    специфическое наличие, "присутствие" всего, что есть, было и будет в мире, - это выражение единства мира, а констатация этого существования - начальный этап анализа,

    проблемы бытия.

    - Мир как совокупная реальность

    Третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир в целом и все, что в нем

    существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего

    существования, развития и которая реально предзадана сознанию, действию отдельных

    индивидов и поколений людей.

    2. Философская категория бытия

    - В чем суть категории бытия в философии?

    Философия фиксирует не просто существование вещи (или человека, или идеи, или

    мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния,

    идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами, особенностями существуют и тем самым

    объединяются со всем тем, что есть, наличествует в мире. И фиксируются данные связи,

    характеристики с помощью категории бытия, причем здесь применение этой категории не

    заканчивается, а только начинается.

    - Специфика размышлений о бытии

    Разговор о бытии, таким образом, является предельно отвлеченным, абстрактным.

    Это нередко считают недостатком, который следует преодолеть. И если философствование

    о бытии вырождается в схоластику, оторванную от жизни, то ее, разумеется, надо

    преодолевать. Но совсем другое дело - восхождение к предельной обобщенности анализа.

    Без этого нет философского размышления, в особенности в учении о бытии. Оно помогает

    развивать особые способности человеческого ума - умение выявлять и изучать связи,

    предельно общие для каждой области действительности и для действительности в целом.

    Отсылку от отдельного конечного бытия к бытию как таковому, взятому в его совершенно

    абстрактной всеобщности, следует рассматривать как самое первое теоретическое и даже

    практическое требование, утверждал Гегель.

    3. Основные формы и диалектика бытия

    - Бытие и сущее; основные формы бытия

    Целостный мир - это всеобщее единство, включающее в себя необозримое множество

    существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, организмов,

    структур, систем, человеческих индивидов. Следуя философской традиции, все их можно

    назвать сущими, а мир в целом - сущим как таковым. Всеобщие связи бытия проявляются не

    иначе как через связи между единичными сущими. Каждое сущее уникально.

    Основные формы бытия:

    1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей,

    процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов,

    произведенных человеком;

    2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей

    и специфически человеческое бытие;

    3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное

    духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

    4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного

    человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

    27. Понятие материи, атрибуты материи. Неразрывное единство материи, движения,

    пространства и времени.

    1) По Ф. Энгельсу, материя бесконечна не только в количественных, НО и в качественных

    отношениях. Ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира. Материя

    первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи. Мир – это

    материальный мир с множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в

    сознании человека, но существуют независимо от него, объективно.

    Материя не существует вне вещей как что-то положенное рядом. “Материя как таковая – считал Ф.

    Энгельс, – это – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий

    вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как

    таковая, в отличие от определенных существующих категорий, не является чем-то чувственно

    существующим”. Каждая чувственно, реально существующая вещь (в современных представлениях

    – вещество и поле) существует объективно, т.е. вне и независимо от человека. И это общее свойство

    всех элементов мира и есть материя. Это общее нельзя воспринимать чувственно, а только при

    помощи разума.

    2) Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время,

    которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов,

    которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

    3) Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

     физическая;

     химическая;

     механическая;

     биологическая;

     социальная.

    Формами существования материи являются пространство и время. Пространство и время «без

    материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове».

    Связь пространства, времени и движущейся материи, глубоко исследованная ныне релятивистской

    механикой, методологически реализует идеи Энгельса. Мысли Энгельса о внутреннем единстве

    материи, пространства и времени соответствует его трактовка движения. Поскольку движение есть

    изменение вообще, то из этого следует, что все уровни развития материи в различной форме

    реализуют способность изменения. В связи с этим Энгельс последовательно проводит мысль об

    ошибочности отождествления движения с механическим перемещением тел в пространстве:

    редукционистская программа, которая ориентирует исследователя на полное сведeние всех форм

    движения к его простейшей форме, должна быть отвергнута. Механическая форма движения

    всеобща, универсальна только в том смысле, что, как простая форма движения, она в снятом виде

    входит во все остальные, более высокие формы движения. Энгельс связывал движение с взаимодействием сторон противоречия объекта, утверждая, что

    движение есть само противоречие. «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е.

    понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, –

    напоминает Энгельс, – обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы,

    начиная от простого перемещения и кончая мышлением». Но совершенно бесспорно, что «изучение

    природы движения должно было исходить от низших, простейших форм его и должно было

    научиться понимать их прежде, чем могло дать что-нибудь для объяснения высших и более сложных

    форм его».

    Этим же вопросом занимались: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Д. Дидро, И. Кант.

    29. Проблема сознания в философии. Сущность сознания и его отличительные характеристики.

    Современные теории сознания.

    Сознание - Это способность человека идеально воспроизводить действительность, предметы, явления,

    процессы и связи окружающего мира. Идеальное воспроизведение действительности он осуществляет в виде

    чувственных и умственных образов, в роли которых выступают ощущения, восприятия, понятия, мысли, идеи,

    составляющие содержание сознания. Сознание - это внутренний, духовный мир человека, выстроенный из

    идеальных феноменов. Сознание по Платону представляет собой совокупность сигналов, поступающих от

    органов чувств, его задачей является сравнение этих сигналов, установление сходства и различия между ними,

    противопоставление индивидуального и нахождение общего для приведения их к одной форме.

    Характеристики:

    1)В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы: ощущения и восприятия, память,

    воображение и мышление.

    2) закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и

    его ” не - я ”.

    3)обеспечение целеполагающей деятельности человека

    4) включение в его состав определенного отношения

    Современные теории сознания:

    Дуализм – это теория о том, что существует две и только две разновидности субстанций: сознание и

    физические объекты.

    Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей

    субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что

    сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

    Его достоинство в том, что он различает эти субстанции, сознание и физические объекты, которые мы

    называем реальностью, хотя и сомневается в существовании одной из них

    Недостаток дуализма в том, что он все же не отвечает на вопрос, что представляет из себя сознание, и

    противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Но главное его противоречие в том, что

    если это мыслящая субстанция, то уже нет предмета для сомнения, потому что субстанция может существовать

    только в физическом мире и не является мыслью. Для Рене Декарта Я и сознание были одно и тоже.

    Логический бихевиоризм есть теория о том, что быть в психическом состоянии означает либо осуществлять

    некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению.

    Но он не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и

    тела. И, кроме того, не определено, что такое «поведение». Кроме того, если что-то находится в каком-то

    состоянии, то нужно различать это что-то и это состояние. Бихевиоризм различает состояние (психическое), но

    не выделяет Я в отдельную сущность.

    Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты

    физического мира не существуют вне их восприятия (Джордж Беркли, "быть — значит быть

    воспринимаемым"). Крайним проявлением идеализма является солипсизм, для которого существует только

    сознание, причем только в единственном числе. И опять идеализм не различает Я и сознание как отдельные

    сущности.

    Материализм – это теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание – это

    свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что

    поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания.

    Для материалистов нет Я как отдельной сущности, для них Я и сознание – это одно и то же.

    Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой

    лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической.

    Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм и материализм как представления о том, что

    существует психическая или физическая субстанции.

    Феноменология - это попытка беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений

    относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого

    мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать,

    таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого

    сознания согласно феноменологии является интенциональность – свойство человеческого сознания: быть

    направленным на некоторый объект.

    Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического

    объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой

    нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами. Сознание, однако, является обычным

    реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


    написать администратору сайта