Главная страница
Навигация по странице:

  • 38.Проблема человека в философии. Понятие «человек» , «индивид», «личность», «индивидуальность» .

  • 39.Проблема антропосоциогенеза. Научные, философские, религиозные гипотезы происхождения и

  • 40. Современные представления о природе и сущности человека. Проблема соотношения социального и

  • 1. Философия, её предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи. Функции


    Скачать 0.7 Mb.
    Название1. Философия, её предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи. Функции
    Анкор1.doc
    Дата26.04.2017
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1.doc
    ТипДокументы
    #5728
    страница10 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    37.Происхождение,сущность и природа техники. Основные проблемы философии техники и её

    представители. Техника в контексте глобальных проблем.

    Термин "философия техники" был введен Э. Каппом. Его книга "Основания философии техники" вышла в

    Германии в 1877 г. Основой философского анализа техники стало древнегреческое понятие «техне», которое

    обозначало мастерство, искусство, умение нечто создать из естественного природного материала.

    Далеко не сразу техника достигла своих нынешних высот. В доиндустриальном обществе техника выступает

    как искусное ремесло. Технические умения передаются от мастера к ученику в рамках ремесленно-цеховой

    организации. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, чаще всего не

    получают высокой общественной оценки. Ситуация изменяется кардинальным образом в Новое время, когда

    общество в значительной степени начинает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает

    инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист. В отличие от техника, деятельность

    которого ограничивается обеспечением нормального функционирования технических устройств, инженер

    изобретает, использует научные методы, всесторонне развивает техническую парадигму.

    Философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники:

    • в узком смысле — как технического устройства (артефакта), созданного человеком из элементов природы

    для решения конкретных культурных задач; • в широком смысле — как всякого рода ухищрений, характеризующих действие (техника письма, плавания,

    счета, рассуждения, и так далее), как искусственный или организационный прием, усиливающий, улучшающий

    или облегчающий это действие.

    Технология- это совокупность операций по целесообразному использованию техники называется .На этапе

    ручного труда техника имела в основном инструментальное значение, она продолжала и расширяла

    естественные возможности органов человека, увеличивая его физическую мощь. На этапе промышленного

    производства техника становится самостоятельной силой, а сам человек - придатком машины, дополняет ее

    возможности. На этапе компьютеризации человек выступает организатором, творцом и контролером техники

    и технологии, на первый план выходят не физические, а интеллектуальные возможности человека,

    реализуемые посредством техники.

    Основные проблемы

    1. различение естественного и искусственного. Технические объекты, артефакты, как правило, имеют физико-

    химическую природу. Развитие биотехнологий показало, что артефакты могут иметь также биологическую

    природу. Рассматриваемые в качестве физических, химических, биологических явлений технические объекты в

    принципе не отличаются от природных явлений. Однако здесь есть большое "но". Артефакты есть символы

    специфики человеческой деятельности. Следовательно, их необходимо оценивать не только с природной, но и

    с социальной точки зрения. Техника — это человек, но не в его непосредственном, а в символическом бытии.

    Какой оценки, положительной или отрицательной, заслуживает феномен технико-символического бытия

    человека? Как выясняется, поставленный вопрос не имеет однозначной оценки. М.Хайдеггер обычно

    акцентировал свое внимание на том, что техника противостоит человеку как "постав", через технику человек

    как бы отказывается от своего подлинного существования. Для Хайдеггера техника есть неподлиннное

    существование человека. В нашем понимании техника есть символическое бытие человека, но это бытие

    именно человека. Она — его судьба и, добавляют оптимисты, неплохая судьба. Техника "вооружает" человека,

    она делает его более сильным, быстрым, высоким. Тем не менее и при такой оценке значения техники

    возникают многочисленные коллизии. Ведь есть отрицательные последствия техники, а они ослабляют

    человека в том или ином отношении, укорачивают продолжительность его жизни.

    2. проблема взаимоотношения техники и науки, при этом, как правило, наука ставится на первое место, а

    техника на второе. В последние годы все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей

    степени начинает оцениваться самостоятельное значение техники. Философии хорошо известна такая

    закономерность: по мере своего развития "нечто" из подчиненного положения переходит в более

    самостоятельную стадию своего функционирования и конституируется как особый институт. Так случилось и с

    техникой, которая давно уже перестала быть всего лишь чем-то прикладным. Технический, инженерный

    подход не отменил и не вытеснил научные подходы. Техники, инженеры используют науку как средство в

    своей ориентации на действие. В отличие от научного подхода он не охотится за знанием, а стремится к

    производству аппаратов и осуществлению технологий.

    3. оценка техники и выработка в этой связи определенных норм. Когда философы техники анализируют

    различного рода оценки техники, то они неизбежно обнаруживают идеалы, которые часто используются

    неосознанно. Философия техники выявляет эти идеалы. Технические проекты должны быть разумными,

    полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты

    должны быть обозреваемыми.

    38.Проблема человека в философии. Понятие «человек» , «индивид», «личность», «индивидуальность» .

    Специфика человеческого бытия.

    Обсуждавшиеся выше проблемы человеческого появления, развития и существования относятся к человеку

    как таковому. Однако, человек вообще – понятие абстрактное, родовое. В действительности каждый человек

    находится в постоянном процессе развития, что в свою очередь требует особых научных понятий.

    Общепризнанными понятиями характеризующими ступени развития человека являются понятия индивид,

    индивидуальность, личность.

    Термин «индивид» употребляется прежде всего для обозначения всякого отдельно взятого представителя

    человеческого рода. В социальной философии словом "индивид" издавна обозначался единичный

    представитель какой-либо группы (исторически определенного сообщества, общины, корпорации).

    Уникальность реальной жизни и деятельности отдельного человека в это понятие не входит. Индивид

    экземплярен. Это не просто "один", а всегда "один из". Различия людей как индивидов - это, во-первых,

    различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат, а во-вторых, различия в том,

    насколько полно типические признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях. С

    помощью понятия "индивид" подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от

    социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (от объективного социального положения, характера включения в общественное производство, от решающего для его группы общего

    интереса и т.д.). Понятие «индивидуальности» акцентирует внимание на том особенном, специфическом,

    своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. Оно может рассматриваться как

    антитеза по отношению к понятию среднетипичного. С представлением о развитой индивидуальности

    связывается наличие многообразных социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость.

    Высшим этапом в развитии человека является превращение человека в личность. Личность является объектом

    изучения ряда гуманитарных наук. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности

    психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств.

    Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Он анализирует процесс развития

    личности во взаимосвязи с социальными общностями и социальными группами, обществом в целом.

    Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания

    и творчества. Понятие «личность» означает, что человек может выступить ответственным субъектом своего

    действия и переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам. Принято

    выделять две основные концепции личности – сущностную и ролевую. Первая понимает личность как наличие

    определенного ценностного ядра, формирующегося в процессе деятельности и общения в социальной среде.

    Данное ядро представляет собой определенную устойчивость. Ролевая концепция ставит под сомнение

    наличие устойчивого ядра и утверждает множественность социальных ролей личности в зависимости от

    окружающих обстоятельств.

    Личность есть носитель системы ценностей, которые опредмечиваются и в вербальном, и в объектных планах.

    Поэтому считается, что личность может "сделать" самое себя, т.е. строить свою жизнь, сообразуясь с

    идеальным планом-замыслом, и в определенной мере подчинить себе обстоятельства. Личность всегда

    нуждается в самовыражении, она устойчива и узнаваема. В этом смысле утверждение, что личность есть орга-

    ническая целостность, а не конгломерат случайным образом проявляющихся черт и особенностей,

    правомерно. В структуру личности входят – система потребностей, система деятельностей, система

    способностей и система целей и ценностей. Устойчивость личности является следствием развития

    автономности в самосознание и жизненную позицию. Последнее – одно из важнейших отличий личности от

    индивида состоит в способности активно отстаивать свои убеждения, осознавая в качестве субъекта

    социальной деятельности их правоту. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и

    ценностных ориентаций данного общества, который традиционно принято называть социализацией. Человек

    учится выполнять социальные роли в семье, организации, социальном институте, государстве. Однако, данный

    процесс не происходит сам по себе. Лишь в процессе различных типов деятельности (и прежде всего труда), а

    также общения, коммуникации с другими участниками социальной жизни, происходит формирование

    личности. Вместе с тем, социализируясь человек все больше осознает свое собственное значение в обществе,

    свою роль и социальные функции. Данный процесс принято называть индивидуализацией.

    Вместе с тем, автономность личности и ее жизненная позиция предполагают точное осознание границ

    поступков. Для характеристики данных сторон степени развития личности принято использовать понятия

    «свобода», «ответственность» и «творчество». В истории философии можно наблюдать две

    взаимоисключающие точки зрения на понятие свободы. Одни философы (например, Спиноза, Гольбах, Гегель)

    сближают это понятие с понятием необходимости; они либо отрицают наличие в свободе элемента

    случайности, либо преуменьшают его значение. Свое крайнее выражение такая точка зрения получила у

    Гольбаха. «Для человека, — писал он, — свобода есть не что иное, как заключенная в нем самом

    необходимость». Другие философы, напротив, противопоставляют понятие свободы понятию необходимости и

    тем самым сближают его с понятием случайности, произвола. Весьма распространенным является

    представление о свободе как возможности выбора. И это вполне справедливо. В этом понятии свободы

    отчетливо можно видеть наличие обоих противоположных моментов — случайности и необходимости.

    Необходимый момент выбора находит свое выражение в двух категориях — категории потребности и

    категории долга (моральной ответственности). Категория потребности выражает личностно необходимый

    момент выбора (человек нуждается, испытывает настоятельную потребность в каком-либо роде деятельности

    или в каком-либо предмете, который он может «добыть» только с помощью труда). Категория долга

    (ответственности) выражает общественно необходимый момент выбора (человек обязан, должен работать,

    трудиться, чтобы не быть тунеядцем, иждивенцем). Случайность же оказывается лишь незнанием окружающих

    обстоятельств. Условием и критерием развития личности выступает творчество. Принято различать три аспекта

    творчества:

    1. Творчество как создание духовных и материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект.

    2. Творчество как создание или открытие нового, небывалого — эвристический аспект.

    3. Творчество как самовыражение и саморазвитие человека — гуманистический аспект. Переживания личности неизбежно соотносимы с ценностями. Понятие ценностей отражает значимость тех

    или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе

    человеческой деятельности. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье,

    определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие

    реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др. Ценности, традиционно относимые к рангу

    духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), -

    рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной

    культурой. Моральные (нравственные) ценности, во главу угла ставят вопрос о соотношении добра и зла,

    природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. Эстетические ценности также являются

    определенным переживанием человеком окружающей действительности, выражаемые с помощью

    представлений о красоте, совершенстве, возвышенном и низменном. Правовые ценности традиционно

    понимаются как совокупность общественных представлений относительно меры вины, а также способов

    наказания. Ценности, закрепляясь в обычаях, традициях превращаются в нормы. Однако, возникает вопрос –

    что делать с теми, кто заведомо полагает данные ценности и нормы неприемлимыми. Т.е. насколько общество

    готово защищать мораль одних с помощью насилия над другими?

    39.Проблема антропосоциогенеза. Научные, философские, религиозные гипотезы происхождения и

    развития человека.

    Длительный процесс одновременного становления человека и общества называется антропосоциогенезом.

    Происхождение человека и общества по сей день остается научной проблемой, то есть вопросом, на который

    так и не найдено окончательного ответа.

    Наиболее древней является религиозная (креационистская) теория антропогенеза. Согласно ей, Бог создал

    человека «из праха земного» по «образу своему и подобию». Выражение «из праха земного» подчеркивает

    связь человека с природным миром. С Богом человека роднят духовные признаки – разум и свободная воля.

    Они являются божественным даром, превратившим биологическое существо в человека. Таким образом, в

    человеке органично соединяются телесное и духовное, естественное и сверхъестественное.

    Признанной научной версией антропосоциогенеза является эволюционная теория Ч.Дарвина. Согласно ей, на

    протяжении миллиардов лет шло прогрессивное развитие живых существ от простых к всё более сложным.

    Эволюция привела к появлению человека, непосредственным предком которого была обезьяна.

    Эволюционную концепцию дополняет и развивает трудовая теория Ф.Энгельса, пытающаяся объяснить

    механизм превращения обезьяны в человека. Труд способствовал становлению прямохождения, изменению

    руки, росту объемов головного мозга. Поскольку трудовая деятельность носила общественный характер, она

    способствовала становлению речи, выработке норм поведения, форм социальной жизни. В современной науке

    принято считать, что антропосоциогенез начался около 5 млн. лет назад и завершился примерно 40 тыс. лет

    назад появлением человека современного типа.

    Гипотетической является появившаяся в 20 веке инопланетарная (уфологическая) версия антропосоциогенеза.

    Высказывается мысль, что люди были «сконструированы» высокоразвитыми космическими цивилизациями.

    Однако инопланетарная теория не отвечает на вопрос о возникновении жизни в космосе.

    Теория «разумного плана» взаимоувязывает различные концепции антропосоциогенеза. С точки зрения

    этой теории, можно предположить, что некая неизвестная пока современной науке сила (условно говоря, Бог)

    создала программу развития Вселенной и запустила ее в действие (Большой Взрыв). Механизм же реализации

    этой программы описывается, в частности, уфологической, эволюционной, трудовой и прочими концепциями

    антропосоциогенеза.

    Под влиянием науки в обыденном сознании сложилось мнение о прогрессивном развитии человека в ходе

    истории. Вопреки этому распространённому мнению представителями неклассической философии высказана

    идея о регрессе человека. Человек – это дефективное животное, хуже других животных приспособленное к

    миру. Разум компенсирует биологическую несостоятельность человека, благодаря ему человек создаёт

    искусственный мир – цивилизацию. Цивилизация постепенно выходит из-под контроля человека, становится

    всё более неуправляемой и опасной, может привести к гибели всего живого на планете. Вывод: человек – это

    ошибка природы, результат её неудачного эксперимента. Человеческая история – это процесс вымирания

    заведомо обречённого на смерть вида.

    40. Современные представления о природе и сущности человека. Проблема соотношения социального и

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта