Главная страница
Навигация по странице:

  • 47. Философия истории и ее проблемы. Соотношение прогресса и регресса. Исторические законы

  • 48. Понятие, сущность и функции культуры. Проблема единства и множественности культур.

  • 49. Философия культуры 20 века. Культура и цивилизация. Тема кризиса культуры в современном

  • 1. Философия, её предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи. Функции


    Скачать 0.7 Mb.
    Название1. Философия, её предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи. Функции
    Анкор1.doc
    Дата26.04.2017
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1.doc
    ТипДокументы
    #5728
    страница12 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    часть дохода от продажи произведенного продукта. Большая часть прибыли остается у

    капиталиста в качестве предпринимательского дохода. Из этого сторонники марксизма

    делали вывод, что буржуазия эксплуатирует труд рабочих, наживаясь на этом.

     Коммунистический строй (и переходная стадия – социализм): Маркс считал, что

    противоречия капитализма можно устранить, если в качестве собственника средств

    производства будут выступать сами производители (рабочие). А полученный доход будет

    распределяться поровну среди всех членов общества. Уроки истории свидетельствуют о том,

    что общество основанное на всеобщем равенстве является утопией (фантазией). В

    социалистическом обществе, как показала практика, в качестве собственника средств

    производства выступает государство, трудящиеся получают за свой труд фиксированную

    заработную плату. Это приводит к тому, что рабочий не заинтересован в результатах своего

    труда, качество товаров начинает падать, для поддержания уровня производства приходится

    использовать дополнительные государственные средства, так как предприятия становятся убыточными, появляется дефицит (нехватка) товаров, люди начинают искать

    дополнительные (не всегда законные) источники дохода. Поэтому дальнейшее развитие

    общества, согласно современным научным концепциям, выходит за рамки формационного

    подхода.)

    или регрессизма. Для этого подхода характерно акцентирование внимания на стадильно общие для

    всего человечества этапы.

    Сущность циклического подхода к истории состоит в том, что история человечества подразделяется

    на некоторое число совершенно самостоятельных образований - локальных цивилизаций, каждая из

    которых имеет свою собственную самобытную историю, отличается уникальностью культурно-

    исторических событий. (О. Шпенглер).

    Можно выделить несколько подходов в социально-философской мысли, которые предложили свое

    собственное понимание смысла и направленности человеческой истории. Прежде всего это —

    западноевропейская христианская философия, которая начиная с Аврелия Августина стремилась

    показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт развития человечества в

    явлении Христа. Божественное Бытие, выступая в качестве творящей субстанции, порождает весь

    мир, и сама история человечества предстает лишь как «сотворенное» бытие, которое обладает

    несобственным, вторичным существованием. С самого начала христианское понимание истории

    включало в себя эсхатологическую идею — конца мира, его завершения в Страшном суде. Первую

    попытку отделить земную (человеческую) историю от небесной (Божественной) предпринял

    итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668—1774). Он, исходя из основной особенности

    людей — их общественной природы, ищет внутренние причины человеческой истории. Не отрицая

    роли Божественного провидения, обуздывающего и умеряющего человеческие страсти, Дж. Вико

    связывает смысл истории с понятием естественной необходимости — «постоянным и никогда не

    нарушаемым порядком причин и следствий». Этот естественный порядок определяет

    поступательное движение всех народов и наций, которые идут в своем развитии одним путем,

    проходя последовательно три века: век Богов (детство), век Героев (юность), век Людей (зрелость).

    Достигнув высшей ступени развития (зрелости), когда совесть, разум и долг регулируют отношения:

    " между людьми, человечество вновь начинает свой путь, повторяя поступательное движение «при

    возрождении наций».

    47. Философия истории и ее проблемы. Соотношение прогресса и регресса. Исторические законы

    и закономерности.

    Философия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных

    закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации

    человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.

    Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:

    направленность и смысл истории,

    • критерии прогресса исторического процесса.

    • методологические подходы к типологизации общества,

    • критерии периодизации истории.

    Прогресс -- тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от

    низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса - движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и

    менее совершенным.

    Теории общественного прогресса и регресса. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до и. э.)

    писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был "золотой век", когда люди жили

    легко и беспечно, второй - "серебряный век", когда началось падение морали и благочестия. Так,

    опускаясь все ниже, люди оказались в "железном веке", когда повсюду царят зло, насилие,

    попирается справедливость.

    Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот,

    повторяющий одни и те же стадии.

    С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения

    связано развитие идеи исторического прогресса.

    Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий.

    Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему

    овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались

    бурными событиями, которые дали новую "информацию к размышлению" о прогрессе и регрессе в

    жизни общества.

    В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на

    развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории

    циклического круговорота, пессимистические идеи "конца истории", глобальных экологических,

    энергетических и ядерных катастроф. (О. Шпенглер) Еще одна точка зрения на общественный

    прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере

    роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

    Законы и закономерности исторической науки. Закон – строгое, общепринятое правило в истории:

    неизбежность социально-политических перемен, историческая необходимость и историческая

    случайность, альтернативность. Закономерности – обусловленность объективными законами:

    диалектика субъективного и объективного в историческом процессе, диалектика общего, частного и

    особенного в ист. процессе, использование исторического опыта, исключение схематизма и

    поверхностного подхода, выявление причинно-следственных связей между историческими

    явлениями и процессами.

    Другим вопросом является вопрос о роли объективных и субъективных факторов в историческом

    процессе. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а

    продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность людей в

    определенной мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли и

    обусловливающими в основном характер и способ деятельности людей, направление и формы их

    социальной активности. К этим условиям относится в первую очередь совокупность материально-

    технических реалий: орудия и средства труда, различные предметы, навыки общественного

    производства, определенные традиции, обычаи, верования, сложившаяся система общественных

    отношений, те или иные социальные институты, формы власти и т.д., т.е. определенный уровень

    развития производства и общественных отношений. Содержание субъективного фактора раскрывает

    механизм воздействий людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил истории,

    показывая процесс обратного влияния политических, социальных, идеологических отношений на

    экономический строй общества. Все это говорит об относительной самостоятельности субъективного

    фактора, о его продуктивно-активной силе воздействия на ход истории, особенно в периоды

    социальных революций и др. точек бифуркации. С наибольшей силой влияние субъективного фактора выражается в той роли, которую играют великие личности в истории. Долгое время

    считалось, что личности творят историю. Заслугой исторического материализма в лице К. Маркса и

    Г.В. Плеханова было развернутое обоснование того, что возможность влиять на историю у великих

    личностей наступает только в случае обнаружения ими объективных закономерностей и

    сознательное следование им. Другими условиями является неопределенная ситуация (точка

    бифуркации), когда воздействие небольшого количества лиц или одного лица могут изменить ход

    истории.

    Маркс считает классовую борьбу важнейшей движущей силой истории. Экономические

    противоречия влекут за собой конфликты в политической сфере. Это отражается на всех

    уровнях надстройки, обостряется классовая борьба, что и приводит к революции. Французский

    философ Р.Арон (1905 – 1983) рассматривал социальный прогресс как переход от аграрного к

    индустриальному обществу. Аграрным он называл докапиталистическое общество, в котором

    господствуют натуральное хозяйство и сословное деление. Благодаря научно-техническому

    прогрессу, движущей силе, совершается переход к индустриальному обществу с его массовым

    рыночным производством и буржуазно-демократическим стро ем.

    48. Понятие, сущность и функции культуры. Проблема единства и множественности культур.

    Типология культур.

    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания,

    умение использовать их для прогресса человечества, передавать из поколения в

    поколение. Культура состоит из четырех основных элементов:

    Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ему становится

    возможным упорядочить опыт людей. Изучение слов языка позволяет ориентироваться в

    окружающем мире. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего

    мира, но в разных культурах мир организован по-разному.

    Отношения. Культуры не только выделяют то есть или иные части мира с помощью понятий, но

    также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по

    значению (например, черное противоположно белому). В нашем языке имеются слова,

    обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что Земля вращается вокруг Солнца. Но до

    Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают

    взаимосвязи. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между

    понятиями, относящимися к сфере реального мира и к миру сверхъестественного.

    Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен

    стремиться, а также сознательное отношение к предмету или идее на основе его свойств. Они

    составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным

    ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый

    общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

    Правила (нормы) – регулируют жизнь людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

    Культура в обществе выполняет определенные функции:

    Человекотворческая функция (воспитательная) – основная цель культуры состоит в формировании и

    воспитании того или иного типа личности. Все остальные функции подчинены ей.

    Созидательная функция – культура общества отражается в результатах человеческой деятельности.

    Предметы культуры (как духовной, так и материальной) – это результат труда и творчества человека. Познавательная функция – через культуру новое поколение приобщается к ценностям общества,

    познает окружающий мир и воплощает свои взгляды и представления о мире в предметах культуры.

    Информативная функция – культура передает накопленный опыт, знания о прошлом и настоящем.

    Историки и археологи воссоздают события прошлого, образ жизни и системы ценностей ушедших

    народов на основе анализа памятников их культуры – архитектуры, живописи, литературы, культуры

    захоронений, предметов домашнего обихода и т.д.

    Коммуникативная функция – культурному (образованному и воспитанному) человеку легче найти

    общий язык с представителями других культур, легче приспособиться к окружающей среде.

    Культура предоставляет нам готовые модели поведения в различных ситуациях, облегчая нам

    общение и помогая избежать конфликтов и недоразумений (например, деловой этикет, правила

    ведения дискуссии, различные обряды и ритуалы).

    ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К.

    строится на основании нескольких критериев:

    связь с религией (культуры религиозные и светские);

    региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская,

    латиноамериканская);

    регионально-этническая особенность (русская, французская);

    принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального,

    постиндустриального общества);

    хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов,

    индустриальная культура);

    сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая,

    педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

    связь с территорией (сельская и городская культура);

    специализация (обыденная и специализированная культура);

    этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

    уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура).

    Многообразие культур — объективная реальность, и к ней можно подходить двояко:

    руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости

    культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во

    взаимодействие с другими культурами (О.Шпенглер). Для марксизма естественна первая точка

    зрения, ибо она вытекает из признания единства исторического процесса, универсальной природы

    труда, человеческой деятельности вообще.

    Согласно марксистскому подходу, любые локальные и национальные культуры в своей особенной

    форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Тем самым теоретически

    обосновывается необходимость и возможность взаимодействия, взаимообогащения,

    взаимопонимания, синтеза культур. Правильность этой точки зрения подтверждается реалиями

    современной эпохи.

    49. Философия культуры 20 века. Культура и цивилизация. Тема кризиса культуры в современном

    мире.

    Философия культуры — это раздел философского знания, который связан с анализом культуры, ее

    сущности и значения в жизни человека и общества. В истории философии особую остроту проблемы

    культуры приобретали в эпохи социальных кризисов, крутых исторических переломов, когда существенные изменения в самом бытии человека в культуры начинали основательно тревожить

    сознание общества.

    Культура и цивилизация. Освальд Шпенглер (1880— 1936) — одна из самых драматических и

    противоречивых фигур в философии XX века. Определив цель своего исследования:

    "предопределить историю... проследить судьбу западноевропейско-американской культуры в ее

    еще не истекших стадиях", — щпенглер выступил против концепции единого всемирно-

    исторического прогресса. "Человечество", "прогресс", по его мнению, пустые слова, которые надо

    устранить из круга исторических проблем, и тогда глазу откроется поразительное богатство

    "действительных форм" культурной жизни. Все культуры, по Шпенглеру, "живые существа высшего

    ранга", которые проходят все этапы эволюции любого живого организма: детство, юность,

    возмужалость, старость. Жизнь культуры, по его мнению, есть история "души культуры". Каждая

    культура при этом, "обнаруживает глубоко символическую и почти мистическую связь... с

    пространством, в котором и через которое она ищет самоосуществления". Способ существования

    культуры в этом пространстве определяет "стиль культуры, "стиль" ее души как только ей присущий

    способ внешнего проявления. Это мысли и поступки людей, их нравы и умонастроение, выбор видов

    искусств, и форм общения и т. д. Все эти культурные формы оказываются сращены в единую

    целостность, которая пронизана определенной "идеей" и подчинена ее судьбе. Слабой стороной

    его теории явилось и предельное обезличивание культурных процессов: индивидуальны только

    культуры как целое, но индивидуальность человека не играет абсолютно никакой роли. Согласно

    Шпенглеру, на последнем этапе своей эволюции, круговорота, культура превращается в

    цивилизацию. Цивилизация — это "органически-логическое следствие, ...завершение и исход

    культуры... Цивилизация— неизбежная судьба культуры". Характеризуя этот этап "умирания"

    культуры, он отмечает его главные черты: город вытесняет деревню, народ превращается в массу;

    человек теряет связь с природой, с культурным творчеством, ему свойственны утрата

    религиозности, благоговения перед культурными традициями — на первый план в его жизни

    выходят инстинкты, жажда денег, холодный ум... Происходит обесценивание человеческой

    личности, утверждается "величие денег — в руках твердых духом... натур практического пошиба".

    Экономическая нестабильность, мировые войны и революции, фашизм и геноцид, многочисленные

    экологические катастрофы, ослабление традиционных связей и упадок традиционных ценностей,

    утрата веры в науку, в рациональное постижение мира - все это проявления кризисного состояния

    западного общества. В этих условиях многие деятели культуры пытались ответить на вопросы, что

    представляет собой европейский кризис культуры, каковы его причины и последствия, был ли он

    неизбежным, возможен ли из него выход. Одна из точек зрения на проблему кризиса заключается в

    том, что рассматриваемый период явился завершением исторической фазы социального и

    культурного развития. Такая научная позиция характерна как для К. Маркса, так и для О. Шпенглера,

    хотя они по разному понимают развитие культуры. Для Шпенглера каждый культурный цикл

    завершается цивилизацией, для которой характерна девальвация духовных ценностей. Согласно

    социальной теории Маркса исторический процесс представляет собой последовательную смену

    общественно-экономических формаций. Свое объяснение кризиса европейской культуры дает А.

    Швейцер. Почти одновременно с ''Закатом Европы'' Шпенглера была опубликована работа А.

    Швейцера ''Упадок и возрождение культуры''. Кризис европейской культуры осмысливается им как

    глобальная трагедия, имеющая мировой масштаб. Главную причину кризиса культуры Швейцер

    видит в том, что в ее развитии нарушилось равновесие. Материальная сторона культуры стала

    развиваться интенсивнее, чем духовная. Этому способствовали успехи науки и практики, благодаря

    которым были созданы лучшие, по сравнению с прежними, условия жизни человека. Это привело

    людей к ошибочному пониманию природы культуры, где переоценивалось значение ее

    материальной стороны и недооценивалось значение духовного начала.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта