1. Философия, её предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи. Функции
Скачать 0.7 Mb.
|
19. Неклассическая философия второй половины 19 века, ее особенности и значение. Шопингауэр, Кьеркегор, Ницше. Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма. Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в. являлись иррационализм и "философия жизни" и были, главным образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро- лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле. Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про- возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля. Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма: • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; • сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля; • мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли; • точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; • воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли; • окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные "насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, "философии жизни") и позитивизма. 4. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни". 20. Философия 20 века: особенности, основные направления и значение. Философия экзистенциализма: общая характеристика. Сартр, Камю, Марсель, Хайдеггер, Ясперс и др. Философия XX в. - это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. В XX веке в философии продолжалась позитивистская линия. Философская антропология. Персонализм как философское направление, для которого человек является в первую очередь действующей личностью, а не просто абстрактным мыслящим субъектом. Анализ бытия и смысла существования человека персонализм осуществляет, не только обращаясь к историко-философским традициям и теологическим трудам, но и прибегая к исследованию текстов художественной литературы, которая также выступает своеобразным "свидетелем истины", раскрывая конкретно-исторический и одновременно универсальный характер бытия человека. Герменевтика — «искусство толкования», от — «толкую», этимология которого неясна):направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, — философское направление XX в., идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США. К экзистенциализму близко такое религиозно-философское течение, как персонализм. Экзистенциализм не является академической доктриной, его основные темы — человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, — близкие любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, сделали это направление популярным среди художественной интеллигенции, а с другой — побудили самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства. Различают экзистенциализм религиозный и атеистический. Экзистенциализм пытается возродить онтологию (учение о бытии). Бытие должно быть постигнуто только интуитивно, как некая изначальная непосредственная, нерасчлененная целостность субъекта и объекта. Личность, согласно экзистенциализму, есть самоцель, коллектив — средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. Полагая человека единственным источником воли, Сартр справедливо связывает эту волю с ответственностью :" Но если действительно существование предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть . Таким образом, первым делом экзистенциализм делает каждого человека собственником того, что он есть, и возлагает на него полную ответственность за его существование ... Но когда мы говорим, что человек ответствен за себя, то это не значит, что он отвечает только за свою собственную личность . Индивида в современном обществе Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы они глухи к нему, давят его своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может чувствовать себя благополучно устроенным только общество "подонков", человек же испытывает "тошноту".Неся критическую оценку мироустройства, экзистенциализм Сартра так и не смог предложить достаточно определенных путей его преобразования 21. Философия 20 века: особенности, основные направления и значение. Психоанализ и психоаналитическая философия (основные проблемы и представители: Фрейд. Юнг, Фромм - на выбор). Философия XX в. - это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. В XX веке в философии продолжалась позитивистская линия. Философская антропология. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый 3. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Психоаналитическая философия возникла как новое метафизическое учение, осмысливающее скрытые тайники человеческой души.Зигмунд Фрейд(1856-1939). Труды: «этюды по истории», «толкование сновидений», «психопатология обыденной жизни », «три очерка по теории сексуальности», «тотем и табу», «введение в психоанализ», «я и оно», «будущность одной иллюзии». Сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:1.психоанализ - как метод психотерапии;2.психоанализ - как метод изучения психологии личности;3.психоанализ , как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии. В результате своих исследований Фрейд пришел к выводу, что психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание, предсознание и бессознательное. Фрейд в анализе психики впервые обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека. Бессознательные инстинкты, в первую очередь сексуальные течения (либидо), являются основными побудительными силами поведения личности. В формировании концепции Фрейда различают два этапа. 1— конец 19в — 1920 г. В это время он приходит к выводу, что вся человеческая культура есть результат сублимации, т.е. переключения энергии либидо на процесс творчества или другие виды деятельности более высокого порядка. 2 этап - после 1920 г- связан с формулировкой динамической концепции психики личности, в которой он выделяет три слоя: Оно (Id), Я (Еgo) и Сверх- Я (super Еgо). Оно — бессознательное начало, выражающее инстинктивные влечения человека. Я — сознательное начало, выступающее посредником между Оно и Сверх-Я. Последнее является миром культуры, общественным надзирателем. Слой Я — (сознание человека) призван согласовывать, регулировать отношения между влечениями Оно и цензурой Сверх-Я. которое является также и совестью. Таким образом, сознательное Я испытывает давление с двух сторон — Оно и Сверх-Я. находится в тисках между ними и обусловливает постоянную внутреннюю противоречивость личности. Поэтому оказывается что Я вовсе не является господином в своем собственном доме, а вынуждено подчиняться внешней социокультурной реальности, сдерживая влечения своего Оно. 22. Философия неопозитивизма и современная философия науки. (Основные проблемы и представители: Рассел, Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд - на выбор). Неопозитивизм— одно из распространенных направлений философии 20 в., совр. форма позитивизма. Н. считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно- научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в к-ром выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая философия). Философский анализ с т. зр. Н. не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь "данным", т. е. непосредственным, опытом или языком. Неопозитивизм больше, чем любое другое учение, был связан с наукой, прежде всего с математикой и теоре- тической физикой, что и обусловило как его огромное влияние на интеллектуальную жизнь Запада на протяжении практически всего XX в„ так и его проблематику. В ходе бурного, буквально взрывообразного развития науки произошел радикальный и универсальный переворот в научной картине мира. Если выразить кратко суть неопозитивизма, то можно сказать, что она в конечном счете состоит в следующем: философия здесь трактуется как анализ языка, и даже традиционные философские проблемы рассматриваются его представителями как языковые проблемы. При этом в одних случаях имеется в виду язык науки, в других — обыденный разговорный язык. Иногда исследованию подвергается логиче- ский синтаксис языка, т. е. его формальные правила, иногда его семантический или прагматический аспекты. Но когда предметом анализа становится язык, а язык — это система языков, то неизбежно на первый план выступают проблемы значения и смысла. Они и оказываются в центре внимания неопозитивистов. Неопозитивизм выступил сперва как логический атомизм, затем стал называться логическим позитивизмом, потом логическим эмпиризмом, а затем присвоил себе название аналитической философии. Свести всю функцию философии к логическому анализу языка — значит упразднить значительную часть того ее реального содержания, которое складывалось на протяжении двух с половиной тысячелетий — вот проблема неопозитивизма. Представители: Рассел, Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд. Концепцию И. Лакатоса можно охарактеризовать с помощью следующих основных понятий: - научно-исследовательская программа; - "жесткое ядро" исследовательской программы; - "защитный пояс" гипотез; - гипотеза ad hoc; - положительная и негативная эвристики. Методология Лакатоса рассматривает рост "зрелой" (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез. Научно-исследовательская программа имеет свое "твердое ядро".У теорий данной программы есть "твердое ядро" и "защитный пояс". Теории сопоставляют друг с другом. Рост научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой. ГИПОТЕЗА аd hос - в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса - гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая "жесткое ядро" программы от определенного контрпримера. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ И НЕГАТИВНАЯ ЭВРИСТИКИ - обуславливают смену программ нормативными правилами, предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать. Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить 2 основные стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика" активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее "положительная эвристика" теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число аd hос гипотез. 23. Особенности русской философии. Исторический путь развития, многообразие течений и проблем. Русская философская мысль - органическая часть мировой философии и культуры. Она образуется как самостоятельная форма освоения мира в 18 веку. Бурное, интенсивное развитие начинается с40-х г 19в. Особенности Р.Ф.: 1) внимание к социальной проблематике, которая заключалась в построении моделей будущего развития, направления переустройства общества, одним из ведущих разделов становится философия истории, которая призвана решить вопрос о смысле истории и месте россии в историческом процессе, 2)борьба западничества и славянофильства, 3)этический характер Р.Ф. (Этика положена в основание философских систем, она явлением фундаментом философии. 4)тесная связь философии и художественной культуры, 5) внимание к религиозной проблематике. При наличии разных направлений, обращение к данной теме является достаточно характерным для Р.Ф., хотя решалось оно по-разному. Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы: 1)11-17 вв. — постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках философии и других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Иларион, Андреи Рублев, Максим Грек и др.) 2) 18 в. — первая четверть 19 в. — распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени; 3)вторая четверть 19 — начало 20 вв. — развитие самостоятельной философской мысли в России; русская философия после 1922 г. — философия русского зарубежья. Русская философия возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г. Принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией от которой она получила много образов, идей и концепций античной философии, основополагающей для западноевропейской традиции. Через византийское и южнославянское посредничество Россия восприняла многие положения восточно- христианской философской и богословской мысли. Особенность развития русской философии состоит и в том, что оно идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры |