Главная страница
Навигация по странице:

  • 8 ВОПРОС – средневековая философия: отличительные черты, основные

  • 9 ВОПРОС – Философия эпохи Средневековья: период патристики. Учение

  • 1. Философия, её предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи. Функции


    Скачать 0.7 Mb.
    Название1. Философия, её предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи. Функции
    Анкор1.doc
    Дата26.04.2017
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1.doc
    ТипДокументы
    #5728
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    7 ВОПРОС – Эллинско-римская философия. Основные школы этого периода

    (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм), их представители и основные

    положения.



    Период эллинизма с 338 года до н.э. (год венной победы Македонии над Грецией) до 30

    года до н.э., когда перестало существовать последнее эллинистическое государство –

    эллинистический Египет, оккупированный римскими войсками. Философия римской империи.

    Начинается с заката периода эллинизма до 3-4 века новой эры (до момента развития и роста

    христианства).

    Два культурных центра – Афины (философия) и Александрия (наука, дельта Нила,

    Египет. Основана Македонским).

    В Афинах Академия, основанная Платоном. Ликей (или перипатетики –

    прогуливающиеся), основанный Аристотелем. Эпикур. Родился на острове Самосе (родине Пифагора). 341-270г. до н.э. Однако

    Эпикур – афинянин, а не самосец. Эпикур основал свою школу – “Сад Эпикура” недалеко от

    Афин. Эпикур начинает свою деятельность в конце IV века до н.э.

    Два раздела учения: Физика и учение о человеке.

    Исходным разделом учения Эпикура является «Физика» (учение об устройстве

    природы). Физика нужна как знание о природе, но это такое знание, которое позволяет нам

    понять самого человека (понять через природу) и объяснить характер его поведения в мире

    (наклонности, желания, страсти). Эпикур последователь Демокрита. Считает, что в природе

    есть только атомы и пустота, остальное мы только чувствуем. Мир атомов вечен и бесконечен.

    Движение атомов не подчиняется однозначно законам; в движении атомов (и, соответственно,

    тел и явления) существует то, что мы называем случайностью. «Случай – владыка вселенной».

    Основным в учении Эпикура является учения о человеке. Этика, которая базируется на

    идеи случайности. Цель этики сделать человека счастливым. Рецепт жизни: «Человек должен

    стремится к счастью (личному), не взирая на обстоятельства жизни (они всегда против нас)».

    Если в движении атомов присутствует случайность, то вокруг нас стихия, безразличная к нам.

    Стоики. Стоицизм имеет долгую историю, начиная с истоков эллинизма и вплоть до

    поздней Римской империи (до конца 4-го века новой эры).

    Стоицизм сложное мировоззренческое образование. Он сочетал в себе элементы

    материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течением времени идеалистическая тенденция в

    стоицизме нарастала, а сам стоицизм трансформировался в этическое учение.

    Стоицизм – этическое учение или этическая философия. Основатель Стоицизма – Зенон

    с острова Кипр из города Кития. (336-264) 4-3 век до н.э. Зенон Китионский или Зенон Стоик.

    Вокруг Зенона Стоика образовалась группа учеников. Философию Зенона трудно

    отличить от философии учеников. Это одна традиция.

    1.Атараксия. Означало – невозмутимость, отсутствие волнения. Независимость и

    самодостаточность человека. Умение довольствоваться своим как бы ни мало оно было.

    2.Человек должен быть нечувствительным к страданию и достигать бесстрастия.

    Отсюда, правда, вытекало повиновение судьбе. Страсти – враг и злодей, это слабости разума.

    Апатия – удаление от страстей. Стоики призывают к апатии – недопущению страстей или

    сознательное воздержание от них.

    3. Стремление к счастью. Разум – друг и помощник в достижении счастья.

    Страсти общий источник четырех видов зла: неразумия, трусости, неумеренности и

    несправедливости. Четырем видам зла противопоставлялись четыре вида добродетели.

    Неразумие – мудрость, трусость – мужество, неумеренность – умеренность, несправедливость –

    справедливость. Страху стоки противопоставляли предусмотрительность, а вожделению –

    волю.

    Стоики поняли, что между добром и злом лежит ничейная полоса, то есть всё то, что не

    зависит от воли человека, будь он даже мудрец. И правильная позиция состоит в том, чтобы

    принимать мир как он есть. Принимать всё как оно есть: и жизнь и смерть, здоровье и болезнь,

    красоту и безобразие, удовольствие и страдание, знатность и низкое происхождение, славу и

    бесславие.

    Скептицизм Родоначальником скептицизма был Пиррон (360-270гг. до н.э.). Время

    действия школы до 1 до н.э. Учителем Пиррона являлся Анаксарх. Анахсарх был дружен с Ал.

    Македонским и участвовал в его знаменитом походе. Анаксарх был умерен во всем и бесстрастен, спокоен. Чем заслужил к себе уважение со стороны своих последователей.

    Анаксасрх был замучен тираном острова Кипр.

    В центре внимания Пиррона старая проблема счастья.

    Пиррон по-своему подытожил всю предшествующую философию и пришел к выводу,

    что все философы почти во всем противоречили друг другу. Тем самым философы невольно

    доказывали, что мы не можем знать, что такое мир, что такое составляющие его вещи и

    происходящие процессы.

    Скептики сформулировали десять тезисов – тропов, к которым в дальнейшем было

    прибавлено еще пять. Это аргументы против знания или почему нужно воздерживаться от

    суждений.

    Если объединить эти тропы, то получаем следующие четыре позиции.

    1.Критика чувственного познания.

    - Разные органы чувств, физиологические, психические, индивидуальные различия

    людей.

    - Различные состояния субъекта

    - Существует примесь других факторов. Чувства не изолированы друг от друга и от

    внешних воздействий.

    2.Релятивность познания. То, что из далека кажется малым, вблизи оказывается

    большим. Различные воздействия разного количества одно и того же вещества. Например,

    лекарство. В малом количестве оно полезно, а большом вредно. Относительно одной вещи – это

    вправо, а относительно другой – влево. Ничего нельзя утверждать позитивно – ни

    существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т.д.

    3.Сила привычки. Привычные вещи вызывают согласие, а непривычные вещи –

    удивление. Привычные и непривычные вещи вызывают различные чувства.

    4.Противоречия логического познания. Критика бесконечной цепи доказательства.

    Признать истинным первоначальную посылку без доказательства. Предпосылки принимаются

    без доказательства. Либо дурная бесконечность, либо признание истинными без доказательства

    первоначальных посылок. Кроме бесконечности есть еще доказательство по кругу.

    Доказательство по кругу не истинно.

    Главный смысл человеческой жизни поиск наиболее достоверных доказательств.

    Достоверные доказательства не может дать ни чувственное познание, ни логическое

    доказательство. А где истина? Истина в достоверности сознания.

    8 ВОПРОС – средневековая философия: отличительные черты, основные

    проблемы и значение. Философия и теология. Проблема веры и разума. Номинализм и

    реализм.

    Философская мысль Средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V—XV вв.). Период

    становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления

    справедливо было бы датировать I—IV вв. В эти несколько столетий соперничали между собой

    философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и

    формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой

    теологии и философии.

    Философская мысль Средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия

    (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с

    ними связано развитие как европейской, так и арабской философии Средних веков. Средневековое

    мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него

    является не природа, а Бог.

    В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-

    мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея

    творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого

    личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея

    откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость

    средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов — от церкви.

    К числу наиболее важных особенностей средневековой философской традиции в целом относятся:

    1) теоцентризм: главным предметом всех философских и богословских занятий в Средневековье

    является Бог, творец мироздания, сущность которого, не подлежавшая рациональному постижению,

    но при этом доступная для осмысления, предощущалась действием веры в формулировках,

    запечатленных в Писании (Исх. 3: 14 «Я есть Сущий»; 1 Ин. 4: 8 «Бог есть любовь»);

    2)креационизм (лат. creatio, «сотворение»): всё сотворено Богом

    3) провиденциализм (лат. Providentia, «провидение»): мир, согласно учению церкви, был в начале

    времен сотворен разумным творцом на разумных началах и совершеннейшим образом управляется

    им во все времена — до скончания века; попечительство Бога о мире выражается, прежде всего, в

    утверждении рациональности бытия иерархически связанных между собой и наполненных смыслом

    вещей, в своеобразно задуманной Богом «гармонии мира», тайной для всех и очевидной для

    каждого;

    4) традиционализм: истина в средневековой философской культуре является достоянием

    корпоративным; она принадлежит не тому или иному философу, богослову или поэту, но

    сообществу христиан вообще, объединенному верой, крещением и церковным преданием;

    проблемы веры и разума.

    В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может

    быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм

    есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю.

    Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство

    высокоорганизованной материи - мозга.

    Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не

    материи, а духовному началу - разуму, воле.

    В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-

    цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества,

    которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто

    логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и

    цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных

    ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

    Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами

    духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности

    души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», - один из стержневых устоев духовного мира

    человека и человечества. Может ли быть так. чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже

    такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий.

    Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной

    значимости: человек не может вообще жить без веры. Нельзя отождествлять веру вообще с

    религиозной верой.

    Номинализм и реализм.

    Многие характерные особенности средне вековой философии проявились в происходившей на

    протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом подразумевалось

    учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или

    универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (на латинском языке,

    которым пользовались представители схоластики, эта мысль выражалась в формуле: universalia sunt

    realia). Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже

    реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые

    чувственные вещи. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей (ante

    rem), представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому

    человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как

    всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского (1033—

    1109), познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

    Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и

    носило название номинализма. Термин «номинализм» происходит от латинского слова «nomen», что

    значит «имя». Согласно номиналистам, общие понятия — только имена; они не обладают никаким

    самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем

    абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например,

    мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных

    людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все

    люди суть живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие

    человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким

    образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей (post rem).

    9 ВОПРОС – Философия эпохи Средневековья: период патристики. Учение

    Августина Аврелия

    Средневековье занимает длительный период от распада Римской империи (V в. ) до

    эпохи Возрождения (XV в.) . Это время высоких духовных помыслов. Вся культура Европы

    средних веков – это христианская культура. Отсюда начинается подлинно европейское

    искусство и литература, берет свои истоки наука. В основе средневекового мировоззрения

    лежат идеи творения, откровения и спасения.

    Средневековая философия прошла в своем развитии три этапа.

    Первый, ранний этап – патристика (Учение Отцов церкви) характеризуется слиянием

    философии с теологией.

    Второй этап средневековой философии характеризуется отделением философского

    исследования от теологии, но оно было направлено в основном на рационалистическое

    обоснование христианской догматики.

    Третий этап средневековой философии характеризуется резкой критикой схоластики,

    ее умозрительности.

    Патристика (от греч. pathr, или лат. pater, «отец»), термин, появившийся в 17 в. и

    обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1 — 8 вв., т.н. «отцов

    церкви». Сейчас под ним понимают совокупность теологических, философских и политико-

    социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. — т. н. отцов церкви. В широком

    смысле патристика — доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-

    философского наследия.

    Особенностью патристики как историко-философского феномена (во многом

    разделяемой со схоластикой) является декларативный отказ от свободного философского

    поиска. В отличие от античной философии, патристика признает единую истину

    Откровения, которая нуждается не в разыскании и обосновании, а в разъяснении и

    истолковании, и является достоянием всего христианского сообщества.

    Существует несколько вариантов периодизации патристики. В упрощенном виде

    развитие этого философского учения можно представить в следующем виде:

    1) апологетика (П-Ш в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите

    христианского мировоззрения ее представители назывались апологетами. Объектом

    осмысления христианских апологетов являлись многочисленные мифологические образы и

    представления эмпирического религиозного сознания, частично заимствованные из

    ближневосточных, греческой и римской религий, частично заново сформировавшиеся в

    христианском сознании под влиянием новых социальных и духовных факторов.

    2) классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское

    учение;

    3) заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику.

    Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона

    (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время на-

    правления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение

    Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным

    религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и

    преподавании схоластики.

    Бог является высшей сущностью (summa essentia), только его существование вытекает из

    собственного естества, все остальное с необходимостью не существует. Он единственный,

    существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле.

    Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир,

    но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить (creatio соntinua). Августин отвергает

    представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам.

    Августин раскрывает сущность отношений между Богом и человеком. Бог, по Августину,

    сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего

    Творца. Если неоплатонизм рассматривал бога (Абсолют) как безличное существо, как единство

    всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально

    делал различия толкований Бога от судьбы и фортуны.

    Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, Он

    позаботился о том, чтобы в мире царил порядок, и в мире все стало подчиняться законам природы.

    Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и

    пошёл против воли Бога. Так возникает зло так человек становится несвободным. Человек

    несвободен и не волен ни в чём, он всецело зависит от Бога.

    С момента грехопадениялюди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся

    делать добро.

    Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупления греховности рода

    человеческого, беспрекословное повиновение Церкви.

    Бог является также наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных

    вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог выступает в то же время и причиной познания,

    он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог

    является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и

    всякое благо происходит от бога.

    Направленность к богу для человека естественна, и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья.

    Оценка добра и зла в мире, их различение были наиболее проблематичными в философии

    Августина. С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым. С другой стороны,

    существование зла несомненно. При определении понятия теодицеи, или защиты совершенства

    творения, Августин исходил из того, что зло не принадлежит природе, но является продуктом

    свободного творчества. Бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. С этим связан другой

    тезис: зло не является чем-то, что абсолютно противоположно добру, оно есть, лишь недостаток

    добра, его ступень. Нет абсолютного зла, лишь добро абсолютно. Зло возникает там, где ничто не

    делается хорошо, зло — это отвращение от высших целей, это либо гордыня» либо вожделенность.

    Гордыня проистекает из стремления обойтись без бога, вожделенность — из страстей,

    направленных на преходящие вещи. Следующий аргумент теодицеи Августина состоит в том, что зло

    не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит

    этой гармонии, как и вознаграждение святых. Августин, таким образом, не отрицает наличия зла в

    мире, однако понимает его чисто негативно, как отсутствие добра.

    Благодать

    Силой которая во многом определяет спасение человека является божественная благодать. С

    помощью нее человек достигает определенных целей, августин напрямую связываает благодать с

    верой в то что христос искупил все человечество. Но в таком случае благодать по природе своей

    имеет всеобщий характер, но очевидно что не все люди спасуться, Августин объясняет это тем, что

    не все способны принять благодать. Это зависит прежде всего от их воли.

    Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни

    прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование

    присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее —

    нашей надежде. Настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет

    оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на

    будущее.

    Таким образом, прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание или

    надежда.

    При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны «помнить» будущее, чем и

    объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о

    нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего

    не было, не было и времени. Начало творения мира — вместе с тем и начало времени.

    Время обладает длительностью, которая характеризует продолжительность всякого движения и

    изменения.

    Вечность — она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В

    вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из

    прошедших и будущих изменений предметов. Вечность — мир мыслей-идей Бога, где всё раз и

    навсегда.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта