Главная страница
Навигация по странице:

  • МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ФОРМЫ ЗНАНИЯ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ. СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ Т

  • 29. Философия как всеобщая методология научного познания. Специфика философского подхода и философской методологии.

  • 30. Диалектика как метод научного исследования

  • 31. Синергетика как новое миропонимание и метод исследования

  • 32. Философия техники. Место и роль технического знания в духовном освоении мира.

  • 33. Глобализм и идеи эволюции человека. Глобальный эволюционизм и современная картина мира.

  • Космическая.

  • Биологическая.

  • Социальная.

  • 34. Специфика социального познания. Особенности субъекта и объекта социального познания. Социальное познание

  • Субъект познания

  • Особенности социального познания

  • 35. Общество как объект социального познания. Классическая и неклассическая парадигма.

  • Классическая парадигма

  • Классика: Субъект - Средства - (Объект)

  • Неклассическая парадигма

  • Неклассическая парадигма

  • Неклассика: Субъект - (Средства - Объект)

  • 36. Методология социальных наук. Материализм и идеализм как мировоззренческо – методологические парадигмы изучения общества (К.Маркс, М. Вебер, А.Шюц, и др.)

  • Основные понятия в феноменологической социологии Щюца

  • Общая социологическая концепция Вебера выгляди так

  • 1. Философия как первая форма теоретического мышления и его особенности. Мировоззренческое значение философии в становлении научных знаний


    Скачать 140.23 Kb.
    Название1. Философия как первая форма теоретического мышления и его особенности. Мировоззренческое значение философии в становлении научных знаний
    АнкорOtvety_po_Filosofii_ZAChET.docx
    Дата02.05.2017
    Размер140.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_po_Filosofii_ZAChET.docx
    ТипДокументы
    #6487
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в "чистом виде". Одно из главных требований к эксперименту — его воспроизводимость.измерение — это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения. сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия.На эмпирическом уровне познания складываются основные формы знания:

    1) Эмпирическая гипотеза, которая является вероятностным знанием; носит описательный характер, т.е. содержит предположение о том, как ведет себя объект, но не объясняет почему
    2) Эмпирический закон – это наиболее развитая форма вероятностного эмпирического знания, с помощью индуктивных методов фиксирующего количественные и иные зависимости, полученные опытным путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента

    3) Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.
    28. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ФОРМЫ ЗНАНИЯ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ. СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ

    Теоретические методы исследования опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:анализ — разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;синтез — объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков;абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны- формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

    идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);дедукция — движение от общего к частному;индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

    Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.

    1) Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания– ее постановку и решение. 2)  Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.3) Теория – высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы.  Любая теория – это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждений).  Правильность теории обнаруживается в результате многократного экспериментального подтверждения.Существует ряд оснований, в соответствии с которыми можно выделять различные способы построения современных научных теорий:а) аксиоматические:строятся на системе необходимых и достаточных аксиом, которые недоказуемы в рамках теории. Так строятся логико-математические теории (например, постулаты Эвклида, на которые опирается классическая геометрия); б) гипотетико-дедуктивные:строятся на предположениях, выдвигаемых с целью объясненияопределенногомножестваэмпирических фактов. Так строится большинство современных естественнонаучных теорий.

    29. Философия как всеобщая методология научного познания. Специфика философского подхода и философской методологии.

    Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах познания.

    Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности используются как средства исследовательской деятельности в различных отраслях науки. При этом роль системности анализа объектов науки проецируется и на конкретное исследование, и это существенно отражается на его структуре, качество которого возрастает с увеличением использованных теоретических, эмпирических методов исследования, различных аспектов объекта как системы, а также с учетом методологии в анализе факторов модели объекта.

    Методология конкретной науки - учение о принципах построения, формах и способах познания объектов этой науки.Методология научного исследования – это форма организации научного знания и научной деятельности, содержащая основные принципы, соответствие структуры и содержания задачам исследования, включая методы, проверку истинности результатов, их интерпретацию.Методология, в прикладном смысле, - это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной науки: физики, химии, биологии, информатики и других разделах науки.Под методологией системного исследования понимают сово¬купность системных методов и средств, направленных на решение сложных и комплексных проблем.Часто исследователь именно в вопросах методологии не чувствует себя уверенно, хотя готов спорить по конкретным этапам своего исследования с кем угодно. В то же время общая методология и концептуальные соображения, философские размышления не обязывают строить исчерпывающую абсолютную систему, а лишь пунктирно обозначают путь исследовательского поиска. Например, методология исследовательской работы является научной системой целей, принципов, задач, методов, способов и технологий по разработке стратегий исследования.Таким образом, метод - в широком смысле - способ познания явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знаний. Метод - в узком смысле - регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера. Методология - система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.

    30. Диалектика как метод научного исследованияДиалектика (греч. dialektika – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессе изменения, развития. По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития. Суть диалектики – именно в наличии противоречий развития, в движении к этим противоречиям. Рассмотрим вкратце основные диалектические принципыОдно из важных требований диалектического метода состоит в том, чтобы изучать объект познания со всех сторон, стремиться к выявлению и изучению как можно большего числа (из бесконечного множества) его свойств, связей, отношенийТеперь по порядку мы разобрались с понятием «диалектика» стоит перейти и рассмотреть вытекающий из него философский научный подход, наверное, самый обоснованный из всех существующих. Мы не раз уже отмечали, что его основателем был Гегель, а Маркс лишь развил его, придав ему новое направление, сделав его поистине сильнейшей школой материалистической философии. Но диалектика Гегеля была диалектикой идеалистической, а современная диалектика, начало преобразованию которой положил Маркс, является диалектикой материалистической. То есть признающей первичность материи, и ее определяющей роли в существовании не материального мира. Этот мир является как следствием существования материи, так и следствием ее движения. Тут я подразумеваю, прежде всего, внутренний мир человека, его психику, которая невозможна без существования живой материи.Итак, законы диалектики. Их, как известно три. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

    31. Синергетика как новое миропонимание и метод исследованияСинергетика (от гр.. synergetikos - общий, обоюдно действующий) - направление и общенаучная программа междисциплинарных исследований, которые изучают процесс самоорганизации и становления новых упорядоченных структур в открытых физических, биологических, социальных, когнитивных, информационных, экологических и других системах. Так определяется понятие «синергетика» в справочной литературе из философии и специальных трудах, посвященных анализу содержания и объема синергетикиОдин из основоположников синергетики и автор самого термина «синергетика» немецкий исследователь Ганс Хакен считает, что для нахождения общих принципов, управляющих процессами самоорганизации, необходимый комплекс самых разнообразных дисциплин. В науке уже существуют общие закономерности возникновения пространственно-временных структур разных систем, их самоорганизации и функционированияСогласно постклассической науке, люди живут в принципиально нестационарной вселенной, в которой неразрывно связаны три понятия: случайность, необратимость, уникальность. Особенностью объектов, рассматриваемых современной наукой, по мнению бельгийского ученого Ильи Пригожина является то, что люди переходят от равновесных условий к уникальным и специфическим. Наука сейчас вновь открывает время, и в этом, по Пригожину, ключ к пониманию фундаментального пересмотра науки, научной рациональности, роли и места науки в системе человеческой культуры, который состоялся во второй половине ХХ века

    32. Философия техники. Место и роль технического знания в духовном освоении мира. Философский анализ научно-технического процесса.

    Филосо́фия те́хники — исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения». В 1898 году свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон (одна из глав книги «О долге и добре») и российский инженер Петр Энгельмейер (брошюра «Технический итог ХIХ века»). Предметом систематического изучения данная наука стала только в XX веке. В основе техники лежит органопроекция, то есть техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.Техника — это путь к новым горизонтам бытия.Существует несколько соотношений философии науки и философии техники:техника — это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки;развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов;процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни;философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.Основные проблемы философии техникиРазличение искусственного и естественного (см. Искусственный интеллект)Оценка техники

    33. Глобализм и идеи эволюции человека. Глобальный эволюционизм и современная картина мира.

    Глобальный эволюционизм — это интегративное исследовательское направление, который опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. Идея эволюционизма начала проникать в естествознание еще в ХVIII веке. И уже ХIХ век по праву может быть назван веком эволюции. Сначала геология, затем биология и социология стали уделять теоретическому моделированию развивающихся объектов все большее и большее внимание. И только к концу ХХ века естествознание находит в себе теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). По мнению В. С. Степина и Л.Ф. Касавиной, обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важнейших современных научных подхода: Теория нестационарной Вселенной, концепция биосферы и ноосферы, а также идеи синергетики.

    Четыре Типа эволюции: Космическая. Эволюционные процессы космоса, звездных групп скоплений и галактик, которые изучаются астрономией, носят вероятностный характер. Они описываются на языке статистических закономерностей. Химическая форма глобального эволюционизма прослеживает совокупность межатомных соединений и их превращений, происходящих с разрывом одних атомных связей и образованием других. В ее рамках изучаются различные классы соединений, типы химических реакций (например, радиационные реакции, реакции каталитического синтеза и пр.). Биологическая. В эволюции живого важным постулатом является утверждение о случайном характере мутаций, о том, что природа не знает своих конечных состояний. Главнейшими факторами в биологической эволюции являются наследственность и изменчивость. Социальная. Этап медленного, постепенного изменения общества назван Эволюцией социальной или антропогенезом. Причем изменения, происходящие в обществе, осуществляются не одновременно и носят разнонаправленный характер. Ученые отмечают, что процесс эволюции происходит сначала в популяции, а затем захватывает этнос. В обществе традиции интерпретируются как аналоги наследственности в биологической эволюции. Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого.

    34. Специфика социального познания. Особенности субъекта и объекта социального познания.

    Социальное познание –приобретение и система знаний об обществе (социуме).Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).Субъект познания– тот,кто познает (человек), исследователь.Объект познания– то,что познается.Объект познания человека: мир в целом, общество, человек, самопознание.Особенности социального познания:1. Сложность и трудность социального познания по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.

    1. В качестве объекта выступает:

    - деятельность самих субъектов познания (людей);

    - взаимодействие между объектом и субъектом познания (т.е. в самом объекте изначально присутствует и его субъект).Наличие и комбинация всех указанных факторов (особенностей) обуславливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни.Все это определяет особую специфику и трудности социального познания.

    Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.

    35. Общество как объект социального познания. Классическая и неклассическая парадигма.Общество – продукт совместной деятельности людей способных собственными усилиями создать необходимые условия существования. Как особый уровень организации материи, человеческое общество включает в себя в качестве обязательного условия своего функционирования и развития духовную жизнь. Познание – процесс приобретения знаний. Объектом познания может выступать все существующее – мир в целом, общество и человек. Источником и способом познания являются чувства, разум и интуиция.Эволюция научного знания представляет собой формирование, конкуренцию и смену парадигм.Парадигма(греч. - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок (образцов и ценностных установок, норм и правил), определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде. Классическая парадигма,начало от античности, более всего связана с достижениями классической механикиXVII-XVIII вв., благодаря кот. были выработаны специфические представления о материи, движении, пространстве и т. д. Классическая парадигма: человек задает вопрос природе (объекту), природа отвечает. Предполагается, что влияние средств наблюдения в эксперименте можно всегда сделать пренебрежимо малым. Классика: Субъект - Средства - (Объект). В рассмотрении предполагается только объект. Это идеалы классической рациональности, объективности научного знания, незыблемости открываемых законов природы, которые в полной мере реализованы в ньютоновской механике, имеющей дело с макротелами.Неклассическая парадигма, возникшая на рубеже XIX - XX вв., отвергла абсолютный детерминизм и ввела новые критерии и идеалы: 1. восприятие реальности не "самой по себе", а через используемые средства; 2. осмысление связи между знаниями объекта и характером средств и операций деят-ти субъекта познания как неотъемлемой части познаваемой реальностиНеклассическая парадигма, человек задает вопрос природе, природа отвечает, но ответ теперь зависит от способа вопрошания, от контекста вопроса (не только от средств наблюдения при проведении эксперимента, но и от возможности проведения совместных наблюдений различных величин). Возникает принцип относительности результата к средствам наблюдения, принципиальная неустранимость влияния наблюдения на систему. Понятие объективности в единичном эксперименте размывается. Неклассика: Субъект - (Средства - Объект). В рассмотрении учитываются не только объект, но и средства. Этот подход впервые возникает в теории относительности, где пространственно-временные интервалы зависят от системы отсчета наблюдателя, и в квантовой механике, где невозможно подсматривать за микрочастицей, неустранимо не искажая ее характеристики. Аналогичные свойства проявляют живые системы и психика. В человеческих отношениях форма вопроса и тон его в большой степени определяют ответ. 

    36. Методология социальных наук. Материализм и идеализм как мировоззренческо – методологические парадигмы изучения общества (К.Маркс, М. Вебер, А.Шюц, и др.)

    Любая наука использует свои способы и приемы познания, совокупность которых образует ее методологию и методику. Методологией называют исповедуемые наукой парадигмы познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в ее рамках. Методологию не следует путать с методикой науки, т.е. совокупностью конкретных приемов организации и проведения исследований, сбора, обработки и анализа полученной в них информации.Современное состояние социологии характеризуется решенностью многих методологических и методических проблем, вызывавших ранее острые споры. Однако и сейчас по ряду вопросов нет полной ясности. Наибольшую значимость для дальнейшего развития социологии имеют, естественно, методологические вопросы. Главный из них – вопрос об основном методе социологии, который можно конкретизировать так: "Есть ли у социологии такой лишь ей присущий метод познания, который обеспечивает изучение всей ее предметной области?""Да", – говорили многие социологи XIX – начала XX вв., имея в виду, при этом совершенно разные методы. Э. Дюркгейм назвал этот метод "социологическим реализмом" (изучением реальных социальных фактов), К. Маркс – историческим материализмом, М. Вебер – разработкой реальных и идеальных типов, А. Шюц – эскалацией процедуры "типизации" и т.д.

    Основные понятия в феноменологической социологии Щюца: жизненный мир и естественная установка. Первое — это все, на что направлено сознание. Второе — дорефлексивная точка зрения. Предметом феноменологии является процесс приобретения человеком социального опыта и то, как его опыт определяет общение с миром. Взаимопонимание людей происходит благодаря процессами типизации и идеализации.

    Общая социологическая концепция Вебера выгляди так: предметом социологических исследований являются социальные действия людей; эти действия сознательные; выявить их можно в том случае, если схвачен субъективный смысл, который придают люди своим действиям, для выяснения этого смысла социолог создает «идеальный тип» хода действий и затем, сравнивая реальные действия с идеальным типом, открывает мотивы, ведущие к отклонению реального действия от типа идеального; методика идеальных типов дает возможность выяснить социальные действия через уяснения их смысла.

    Согласно Веберу, никакой объективной детерминации человеческих действий нет, а детерминизм состоит лишь в связи индивидуальных побудительных мотивов друг с другом.



    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта