1. Философия как первая форма теоретического мышления и его особенности. Мировоззренческое значение философии в становлении научных знаний
Скачать 140.23 Kb.
|
22. Наука как социальный институт Наука по самой своей сути явление социальное. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В науке существуют свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей.Естественно, что способы социальной организации и взаимоотношений ученых на протяжении истории науки менялись в соответствии и с особенностями ее развития, с изменением ее статуса в жизни общества и с развитием самого общества в целом.Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного пятимиллионного международного научного сообщества, объединенного профессионально, организовывающего свою деятельность как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль но производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций.Понятие «социальный институт» (зап.социологии, Р. Мертон) отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализации всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений (соглашения, переговоры) к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.Научная деятельность сегодня – это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным ее проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности.Наука как соц.институт возникла в Западной Европе в XVI-XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. В системе общественного разделения труда она должна была отвечать за производство теоретического знания. Наука как соц.институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения.Внутри науки существуют /научные школы//, функционирующие как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая, как правило, личностью выдающегося ученого. Следующим этапом развития институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе, которая обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания. Междисциплинаность утверждает установку на синтез знания, в противположность дисциплинарной установке на аналитичность. Она также содержит в себе механизм «открывания» дисциплин друг длядруга, их взаимодополнения и обогащения всего комплекса человеческих знаний. 23. Научная революция - это специфическое явление, возникающее только в определенные периоды развития науки как средство разрешения ее внутренних противоречий, изменения ее содержания.Революция в науке многогранна. Можно выделить три основные черты научных революций:1. Необходимость теоретического синтеза нового эмпирического материала;2. Коренная ломка господствующих представлений о природе;3. Возникновение кризисных ситуаций. Научные революции ведут не к открытию новых фактов, а к радикальному пересмотру теоретических следствий из них, вызывают необходимость теоретического синтеза нового эмпирического материала, коренную ломку, пересмотр содержания старых категорий конкретных, частных наук на базе новых гносеологических предпосылок. В историческом развитии научного познания можно выделить несколько типов научных революций:1. Частная - микрореволюция, затрагивающая одну область знания;2. Комплексная - революция, затрагивающая ряд областей знания;3. Глобальная - всеобщая революция, радикально меняющая основания науки.При определении типа научной революции необходимо учитывать следующие моменты:1. Масштаб научной революции;2. Глубину переворота фундаментальных теорий и законов науки;3. Открытие новых фундаментальных законов, новой общей естественнонаучной теории;4. Формирование общей картины мира;5. Выработку нового типа мышления;6. Исторический период развития науки;7. Сопровождающие научную революцию социально-экономические преобразования.Если обратиться к истории науки, то подлинно глобальными, фундаментальными можно назвать лишь две революции: революцию XVI - XVII вв. и научно-техническую революцию XX в.Научная революция XVI - XVII вв. представляла собой революционный скачок в науках, изучающих механическую форму движения материи. Она ознаменовала становление классического естествознания. В тот период главное внимание при объяснении отдельных явлений и процессов природы уделялось наблюдению, поиску очевидных, вытекающих из опыта принципов бытия, на базе которых возможно построение теории. Развивалось механистическое понимание систем природы как вековечных и неизменных. Каждый материальный объект, явление представлялись относительно устойчивыми телами, а процесс развития сводился к перемещению тел в пространстве и во времени.В середине XIX в. произошло несколько комплексных научных революций одновременно. Среди них особое значение имели революции, связанные с открытиями органической клетки, закона сохранения и превращения энергии, эволюционного учения Ч. Дарвина, периодической системы химических элементов. Сущность этих революций заключалась в рассмотрении предметов и явлений в процессе развития и во взаимной связи.Вторая глобальная революция совершается в начале XX в. Она связана с пересмотром исходных идеализации пространства, времени, движения в контексте создания теории относительности и разработки квантовой механики.Сама научная деятельность тесно связана с революцией в средствах хранения и получения информации. Объектами современного научного познания становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием.Сегодня в истории и методологии науки на первый план выходят «кейс стадис», которые называют ситуационными исследованиями. Это направление формируется с 70-х годов.В работах этого направления прежде всего подчеркивается необходимость остановить внимание на отдельном событии из истории науки, которое произошло в определенном месте и в определенное время. Это прямой антипод кумулятивистских, линейных моделей развития науки.В «кейс стадис» ставится задача понять прошлое событие не как вписывающееся в единый ряд развития, не как обладающее какими-то общими с другими событиями чертами, а как неповторимое, невоспроизводимое в других условиях. В работах прежнего типа исследователь стремился изучить как можно больше фактов, чтобы обнаружить в них нечто общее и на этом основании вывести общие закономерности. Теперь он изучает факт как событие - результат многих особенностей развития науки, сходящихся в одной точке с тем, чтобы отличить ее от других.Поскольку по ходу истории старые события, как не имеющие значения, не вытесняются новыми, история становится многосубъектной, малособытийной. Между событиями устанавливаются диалогические отношения, речь идет о сосуществовании разных теорий, парадигм. 24. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие современной науки.Специфика научного знания заключается в том, что оно в конечном итоге представляет собой совокупность некоторых познавательных процедур и способов организации полученного знания, которые, несомненно, носят интегрирующий характер. Эта интеграция, реализованная в науке, проявляется в том, что бесконечное многообразие реальных явлений, существующих в действительности, индивидуальных и неповторимых, вполне успешно описывается довольно жестким и конечным языком науки. Сведение сложного к простому соответствует сущности научного знания:1) даже самое простейшее и элементарное образование науки – научный факт - представляет собой целый класс явлений, объединенных на основе некоторого уровня абстракции;2) в эмпирической закономерности мы видим еще большее обобщениедействительности. В ней в единое целое увязываются целые системы фактов;3) в теориях мы видим систематизацию огромного многообразия закономерностей.Здесь они получают единое истолкование на основе небольшого числа исходныхпринципов.Во всех формах организации научного знания осуществляется обобщенное описание действительности, на основе которого более глубоко раскрывается сущность явления и тем самым осуществляется поэтапная редукция в направление от наименее обобщенных ко все более обобщенным формам описания действительности. Несмотря на то, что в научном познании происходит постоянное движение ко все большей обобщенности, Вместе с тем мы имеем огромное многообразие различных областей наук и ни в одной области науки это движение не привело кисчезновению и устранению многообразия научных теорий и их редукции к единой теоретической схеме. Сегодня наука представляет собой колоссальное многообразие различных методов познания и значительного количества методологических исследовательских программ. например, различные подходы применяются к исследованию одного и того же явления, в одних случаях рассматриваются одни аспекты, в других - другие. При этом может быть, что рассматриваются одни аспекты, но характеризуются разными величинами или используются разные методы. Таким образом, дифференциация науки происходит на основе возникновения новых теорий, что связано с более глубоким проникновением в сущность исследуемого объекта. Т.о., что ранее было одной наукой, с течением времени распочковывается на теории, которые развиваются до отдельной науки. Пример математики и физики, где одни специалисты уже вообще не ориентируются в области, где работают другие. Кроме разделения в результате конкретизации классических наук, есть и разделение в методеизучения, в аспекте изучения. Кроме того, по мере развития общества возникают новые явления, в первую очередь в общественной жизни, что приводит к появлению еще большего числа наук, истоки которых уже не приходится искать в прошлом. Примером может служить различная соционика, теория систем. Далее, новые науки возникают на стыке традиционных, например, биофизика, биохимия, структурный анализ, математическая лингвистика. Взаимопроникновение наук приводит к их дифференциации, при этом реализуется новый взгляд на явление или предмет изучения, что позволяет более эффективно использовать данные науки. Интеграция в науке связана прежде всего с унификацией разнообразных методов научного исследования. Разработка методологии науки привела к единому научному стандарту, конечно, эти методы есть уровень абстракции и вкаждой конкретной области они имеют собственную объектификацию. Кроме того, есть общенаучные методы типа применения математических методов исследования объектов во всех науках без исключения. Интеграция идет и в плане объединения теория и видения их внутренней взаимосвязи на основе открытия основополагающих принципов бытия. Это не означает отмены этих наук, а это лишь более глубокий уровень проникновения в сущность исследуемых явлений - создание общих теорий, метатеорий и общих методов доказательства. Происходит объединение наук на принципе нового уровня абстракции, примером чему может опять служить теория систем. 25. ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА История философии выделяет следующие философско-мировоззренческие принципы: 1. Космоцентризм - свойственен Античной философии; в центре размышлений упорядоченный мир - космос;2. Теоцентризм - характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений Бог (Теос);3. Антропоцентризм - философия эпохи Возрождения (Ренесанс); идея человека становится центральной для философских размышлений;4. Эгоцентризм - философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм, в центре отдельное "Я", субъективность.5. Эксцентризм - современная философия; дословно - не центризм, эго и рациональное начало определено вне человека. Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. В зависимости от основании деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления о всей действительности (т. е. о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т. п. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Требования к картине мира: - отображать наиболее общие свойства и закономерности природы; - допускать дополнения, исправления и уточнения в связи с появлением новых научных представлений;- постоянно проверяться, и соотноситься с изменениями окружающего мира. Каждая картина мира строится на основе определенных научных теорий и по мере развития практики и познания одни картины мира сменяются другими. Сначала люди задумывались об устройстве окружающего их мира, эти представления имели форму мифов и передавались от одного поколения к другому. Им на смену приходят представления, основанные на наблюдениях реальных явлений и процессов природы. Так возникла стихийно-эмпирическая картина мира, которая носила личностный характер, и была связана с жизненным опытом конкретного индивида. С появлением экспериментального естествознания новые взгляды на окружающий мир стали основываться на результатах точных экспериментов и поэтому стали рассматриваться в качестве естественнонаучной картины мира. Функции научной картины мира: 1) Научная картина мира устанавливает связь между научным знанием и реальным миром. 2) Научная картина мира систематизирует научные знания. Что предполагает поиск таких общих понятий и принципов, которые помогают понять роль конкретных закономерностей в общей системе научного знания. 3) Научная картина мира выступает в роли исследовательской программы. Так, возникновение более общей картины мира, например естествознания, предполагает анализ различных дисциплин, изучающих природу. Еще более обширный и глубокий анализ приводит к формированию общей научной картины мира, то есть научные картины мира различного уровня глубины можно рассматривать как результат осуществления соответствующей исследовательской программы. 6. МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И СРЕДСТВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Метод - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Понятие «методология» имеет два основных значения: - система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (наука, политика, искусство);- учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Методология как общая теория метода сформировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Теснейшая связь и взаимодействие установились между методологией, с одной стороны, и философией с логикой, с другой стороны.Процесс научного познания осуществляется на основе выработанных методов. Любой научный метод разрабатывается исходя из определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории.Многообразие видов человеческой деятельности определяет широкий спектр методов. В процессе научного познания используются различные методы. Каждая наука, имея свой предмет изучения, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.В современной науке методы научного исследования могут быть классифицированы по различным основаниям (критериям). Так, по степени общности и сфере действия их можно разделить на 5 основных групп:– философские, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический методы (Философские методы отличаются всеобщим характером применения. Эти методы используются для анализа природных явлений, социальных процессов, закономерностей сознательной деятельности человека); – общенаучные (выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук);– частнонаучные (совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке);– дисциплинарные (система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук);– междисциплинарные (совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин). Научные методы также делятся на два следующих уровня: 1. Методы эмпирического познания 2. Методы теоретического познания Методы эмпирического познания реализуются в процессе научного опыта, где главная роль принадлежит чувствам. Методы теоретического познания предполагают ведущую роль мышления в процессе научной деятельности. 27. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ФОРМЫ ЗНАНИЯ НА ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ В философии науки выделяются методы эмпирического и теоретического познания Эмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом. Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.Виды:непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств;опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств. |