Главная страница
Навигация по странице:

  • Исторические этапы развития науки.

  • Научные картины мира и их виды

  • Научные революции в истории науки.

  • Научное и псевдонаучное знание. Специфика научного знания.

  • Ненаучное

  • Паранаучное

  • Обыденно-практическое

  • Структура научного знания.

  • Типы научной рациональности.

  • Концепции истины в науке.

  • ион Теоретический блок вопросов к дифференцированному зачету. Наука как система знаний и как социальный институт


    Скачать 116.68 Kb.
    НазваниеНаука как система знаний и как социальный институт
    Дата08.01.2023
    Размер116.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаион Теоретический блок вопросов к дифференцированному зачету.docx
    ТипДокументы
    #875935
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. Наука как система знаний и как социальный институт.

    Наука — это сложное, многогранное социально-историческое явление. Представляя собой конкретную систему знаний, она вместе с тем есть своеобразная форма жизни и специфический социальный институт.

    Науку можно рассматривать как:

    • специфический тип знания;

    • особый вид деятельности;

    • особый социальный институт.

    Науку как специфический тип знания.

    Главной проблемой является выявление тех признаков, которые необходимы для различения научного знания и различных форм вненаучного знания (обыденное знание, искусство, религия, экзистенциальные переживания и т.д.). Критерии научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теоретическая и/или эмпирическая обоснованность, инструментальная полезность (практическая применимость).

    Наука как познавательная деятельность

    Наука — это когнитивная, познавательная деятельность. Её целью является получение нового научного знания. Предметом науки выступают имеющаяся эмпирическая и теоретическая информа­ция, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме, а средствами - имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, способствующие решению заявленной проблемы.

    Но современная научная деятельность не сводится к чисто познавательной. Она является существенным аспектом инновационной деятельности. Научные инновации являются первичным и основным звеном современных наукоемких отраслей (например, экономика).

    Наука как особый социальный институт

    Наука как социальный институт — это особая, относительно самостоятельная сфера человеческой деятельности, выступающая как исторический продукт длительного развития цивилизации, духовной культуры, выработавший свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и нормы сознания ученых.

    Наука является центральным социальным институтом во всех современных обществах. Во все большей степени само существование современного общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и само представление о мире.


    1. Исторические этапы развития науки.

    Наука представляет собой конкретно-историческое явление; она постоянно развивается и имеет свою специфику в различные периоды человеческой истории.

    В развитии науки принято выделять две основные фазы, каждая из которых, в свою очередь, проходит ряд этапов:

    • преднаука (зарождающаяся наука);

    • собственно, наука.

    Период преднауки начинается с зарождения научных знаний на Древнем Востоке, продолжается в Древней Греции и Риме, в Средние века и эпоху Возрождения.

    Специфика преднауки в древневосточных цивилизациях заключалась в том, что научное знание было эмпирическим по происхождению и рецептурным по практическому применению.

    В Древней Греции научное знание стало приобретать теоретический и доказательный характер, но имело место явное пренебрежение к практике и эмпирическому опыту.

    В Средние века наука находилась под сильным влиянием Церкви, но сумела выработать достаточно развитый логический (аналитический) инструментарий, позволивший впоследствии использовать его при проведении эмпирических и теоретических исследований.

    Эпоха Возрождения раскрепостила мышление ученых, сделало его более свободным, либеральным и открытым для познания действительности.

    Собственно, наука возникает в 17 в. ― в Новое Время, когда формируется особый тип знания ― теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов. 

    На смену знанию, когда все сведения и знания о природе, обществе, человеке существовали в рамках единого знания ― «философии», приходят отдельные науки (научные дисциплины).

    Собственно, наука проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический и постнеклассический.

    • Классическая наука (17—18=9 в.): доминирующий вид знания — классическая механика. Из описания и объяснения исключается все то, что относится к субъекту познания, а также к процедурам, средствам, методам познавательной деятельности. Истинное знание должно зависеть только от свойств объекта познания.

    • Неклассическая наука (конец 19 века — последняя треть 20 века): появляются релятивистская физика и квантовая механика, которые отвергают возможность объяснения объекта познания вне учета средств и методов познавательной деятельности. Постепенно складывается понимание зависимости знания от связи между субъектом (наблюдателем) и объектом познания.

    • Постнеклассическая наука (последняя треть 20 века — настоящее время): В данный период при описании и объяснении объекта познания признается не только необходимость учета свойств объекта, процедур и средств познавательной деятельности, но и внутринаучных социальных целей и ценностей субъекта познания.




    1. Научные картины мира и их виды

    Картина мира - это лежащие в основе познавательной деятельности, определяющие ее направленность фундаментальные мировоззренческие представления о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы в нем действуют, каков смысл и цели происходящих в мире процессов. Но в каждую историческую эпоху обычно господствует какая-либо одна определенная картина мира.

    Можно выделить 4 исторически крупнейшие картины мира: 

    • мифологическую, преобладавшую на ранних стадиях человеческой истории; 

    • религиозную, господствующую в средневековой культуре; 

    • философская;

    • научную, постепенно, начиная с эпохи Возрождения, сменившую религиозную и господствующую в большинстве стран мира сегодня. 

    Мифологическое постижение мира, как целостности имеет созерцательное основание и предстает в виде конкретно-чувственного образа, в котором воспринимаемое и воображаемое человеком слиты воедино, а сам образ мира включает человека во все стороны космического целого.

    Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение земного и небесного, человеческого и божественного. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира - образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

    Философская картина мира рассматривает мироздание через призму взаимоотношений человека и мира со всех сторон – отнтологической, познавательной, ценностной и деятельностной. Философия является теоретическим способом освоения мира, и этим объясняется ее отличие от религиозной и мифологической картины мира. Теоретический способ познания мира отличается тем, что человек осуществляет познавательную деятельность через понятия, умозрительно – в словах и мыслях. Философское знание является знанием живого человека. Этим обусловливается то, что наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

    В рамках философской картины мира, ввиду того, что философия включает множество школ и направлений, различают идеалистическую и материалистическую картину мира, космоцентрическую и теоцентрическу и т.д.

    Научная картина мира – это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира – мифологической, религиозной, философской. Как и все остальные картины мира, научная картина мира содержит определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в мире. Главное же, что выделяет именно научную картину мира – это “научность” этой картины мира. Поэтому, чтобы понять особенность научной картины мира, необходимо понять особенность науки как специального вида человеческой деятельности.


    1. Научные революции в истории науки.

    Научные революции — это переломные этапы в развитии научного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, радикально меняющие прежнее видение мира. В ходе научных революций происходят качественное преобразование фундаментальных оснований науки, смена новыми теориями старых, существенное углубление научного понимания окружающего мира в виде становления новой научной картины мира.

    Можно выделить несколько типов научных революций:

    • глобальная— революционный переворот в основаниях всей науки;

    • комплексная — радикальные изменения в ряде научных областей (создание эволюционной теории, повлекшей изменения не только в биологии);

    • частная — кардинальный переход к новому пониманию предметной области данной науки на основе создания новой фундаментальной теории (создание генетической теории в биологии);

    • научно-техническая— качественное преобразование производительных сил общества, условий, характера и содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во все сферы жизни человека.

    Первая научная революция произошла в период 15—16 в., в эпоху перехода от средневековья к Новому времени, получившей название Эпохи Возрождения. Она характеризуется сменой космологической картины мира, (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира: «Земля — центр мироздания» к гелиоцентрическому учению астронома Коперника: «Земля — одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам). Подрыв идей религиозной картины мира.

    Вторая научная революция: (17 в.) — рождение современной науки, нового механистического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон. Основные особенности заключались в применении метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента. В этот период заложены основы физики, открыты законы движения тел, падения тел, вращение Солнца вокруг своей оси (Галилей), законы движения планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений (Кеплер), аналитической геометрии (Р. Декарт), закон всемирного тяготения (И. Ньютон) и д.р. Чаще всего использовался метафизический подход: все объекты изучаются как изолированные друг от друга, без учета их развития и взаимосвязей.

    Третья научная революция (с кон. 17 в. — до конца 19 в.) характеризуется попытками рассмотреть развитие Солнечной системы (космогоническая гипотеза Канта—Лапласа о происхождении Солнечной системы из газовой туманности); теорией Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека и др. Был открыт закон сохранения и превращения энергии (Майер, Джоуль, Колдинг) и появилось утверждение о том, что вся природа — это непрерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую. Самыми знаковыми событиями можно назвать открытие периодического закона химических элементов Д. Менделеева и формирование диалектико-материалистической картины мира (Энгельс, Маркс).

    Четвертая научная революция (20 в.) — формирование квантово-релятивистских представлений о мире, открытие радиоактивного распада, электронов, позитронов; создание теории относительности А. Энштейна (зависимость свойств пространства и времени от движения материи и друг от друга); развитие генетики, расшифровка молекулы ДНК и дальнейшее развитие диалектико-материалистической картины мира.


    1. Научное и псевдонаучное знание. Специфика научного знания.

    Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания. Оно имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.

    Познание, однако, не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки.

    Когда разграничивают научное, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания.

    Выделяют следующие формы вненаучного знания:

    Ненаучное - разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

    Донаучное - выступающее прототипом научного;

    Паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом;

    Лженаучное - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание.

    Квазинаучное - ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власти, где жестко проявлен идеологический режим (лысенковщина в СССР).

    Псевдонаучное - представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

    Обыденно-практическое - доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющих, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений.


    1. Структура научного знания.

    Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменению.

    С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания Структура научного знания включает в себя 4 момента:

    • Субъект науки - ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п.. в конечном счете - общество в целом.

    • Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т.п.

    • Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.

    • Свой специфический, именно для них язык - как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

    Структура научного познания может быть представлена как единство 2 уровней: эмпирического, теоретического.

    Эмпирическое исследование направлено на изучение явлений и связей между ними. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация.

    Теоретическое исследование пытается выделить сущностные связи в чистом виде и выразить их в форме закона или системе законов. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего. Теоретическое знание фиксируется в следующих формах знания: теории, теоретические модели, гипотезы, законы.


    1. Типы научной рациональности.

    Научная рациональность - высший и наиболее аутентичный требованиям законосообразности тип сознания и мышления. Отождествляется и с целесообразностью.

    Научной рациональности нужны знания, пригодные для практического использования, а следовательно, она признает лишь те идеальные объекты и процедуры, которые непосредственно или опосредованно, актуально либо потенциально сопряжены с практической значимостью для жизнедеятельности людей.

    Сложилась традиция выделять следующие типы научной рациональности, совпадающие с этапа развития науки: 

    • классический;

    • неклассический;

    • постнеклассический;

    Классический: прямой онтологизм, когда знание непосредственно соотносится с реальностью; монотеоретизм – в основе лежит единая теория; объективизм – устранение из теории всё, что связано с субъектом познания.

    Неклассическому типу рациональности (начало 20 в.) свойственны: методологизм – содержание знания зависит от метода и средств познания; политеоретизм – допущение сосуществования нескольких теорий, описывающих реальность; неустранимость субъекта из процесса познания.

    Постнеклассическийтип научной рациональности признает: принципиально неустранимую зависимость мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок, как сознательных, так и бессознательных; несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром.


    1. Концепции истины в науке.

    Корреспондентская (классическая) концепция истины(от английского слова correspondence – соответствие).

    Главным понятием этой концепции является понятие соответствия. Истинное – это соответствующее. Причём, рассматриваемая концепция изначально двойственна. С одной стороны, можно говорить и чаще всего говорят именно так об истинном знании, подразумевая знание, соответствующее предмету знания. Это гносеологический вариант данной концепции. С другой стороны, можно говорить об истинной вещи, имея в виду соответствие этой вещи её идее. Это онтологический вариант обсуждаемой концепции.

    Однако она содержит немало спорных моментов и неясностей. Действительно, что означает, например, соответствие между высказыванием о вещи и самой вещью? Ведь очевидно же принципиальное отличие высказывание от вещи. Высказывание, в отличие от вещи, не имеет пространственной формы. Высказывание не содержит в себе вещества, из которого сложена вещь, и т. д. Может сказать, что высказывание о вещи и сама вещь принадлежит разным мирам: внутреннему (ментальному, идеальному, субъективному) миру и внешнему (материальному, объективному) миру. В чём же тогда соответствие высказыванием и вещью?

    Когерентная концепция истины

    Сторонники этой концепции пытаются обойти основную проблему корреспондентской концепции истины: проблему установления соответствия между фрагментами мира знания (суждениями, теориями, концепциями и т. д.) и фрагментами действительности (вещами, свойствами, отношениями). Они видят истинность знания не в том, что оно соответствует действительности, а в том, что оно (знание) является когерентным, то есть самосогласованным, логически связанным, непротиворечивым. Выполнение требований логики, в частности, законов тождества и противоречия, является совершенно естественным и минимальным требованием, предъявляемым к знанию, претендующему на истинность.

    Особенно широко и успешно эта концепция применяется в логико-математических науках, а также в тех разделах естествознания, в которых используются аксиоматический метод и метод формализации.

    Прагматическая концепция истины

    Прагматизм – философское учение, сложившееся в последние десятилетия 19 – ого века в США. Основные идеи прагматизма выдвинули и разрабатывали Чарльз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи. По ихмнению, Истинными могут быть названы только те утверждения, которые имеют благоприятные для субъекта, ими обладающего, последствия, только те, которые оказались полезными, выгодными для этого субъекта. Для прагматистов истинными знаниями будут те, которые надёжно, эффективно, успешно «работают»: ведут человека к успеху, полезны для него.

    Верификационизм (от лат. - verus - истинный и facio - делаю)

    Концепция, согласно которой научная истина устанавливается путем эмпирической проверки ее фактов. Его разработали члены Венского логического кружка, сформированного в 1920-е гг. под председательством Морица Шлика, куда входили известные ученые и философы Отто Нейрат, Фридрих Вайсман, Курт Гедель, Рудольф Карнап, Ханс Рейхенбах.

    Согласно принципу верификационизма, всякое научно осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности так называемых "протокольных предложений", фиксирующих данные "чистого опыта" и выступающих в качестве фундамента любого знания.

    Еще одной идеей принципа верификационизма была идея независимости "чистого опыта" от самого экспериментатора. Все это опровергла, например, квантовая механика, которая постулировала существование ненаблюдаемых объектов и зависимость результата опыта от наличия фигуры экспериментатора
    Фальсификационизм

    Методологическая концепция Карла Рай-мунда Поппера. Ее основным принципом является принцип фальсифицируемости (опровержимости) положений науки.

    Однако Поппер отвергает существование критерия истины - критерия, который позволял бы нам выделять истину из всей совокупности наших убеждений. Даже если бы мы в процессе научного поиска случайно и натолкнулись на истину, то все равно не смогли бы с уверенностью знать, что это - истина. Ни непротиворечивость, ни подтверждаемость эмпирическими данными не могут, согласно Попперу, служить критерием истины.

    1.   1   2   3   4   5


    написать администратору сайта