1 Философия, круг её проблем. Структура философии. 2 Место философии в культуре. Специфика и функции философии
Скачать 77.67 Kb.
|
8)Философские проблемы антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке Антропогенез — это процесс формирования человека от антропоида (исходного предкового вида) к человеку разумному. Креационизм: человек сотворен Богом. Эволюционная: Ч. Дравин-в результате естествен.отбора, половой отбор. Трудовая теория: Ф.Энгельс-труд сделал из обезьяны чел.,чтобы превратить в лошадь. Человеку позволили выделиться из животного мира биологич и социальные факторы. Биологические: прямохождение( выполнение трудовых функций), развитие руки(эффективное использование орудий труда), большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи, инстинкты. Социальные: труд и коллективная деятельность, мышление, язык(средство для хранения и передачи информации) и речь(способ коммуникации), нравственность, сознание. Возникновение языка и речи. Таким образом, важнейшей чертой антропосоциогенеза является его комплексный характер, то есть единое и системное действие биологии, трудовой активности и социальности. 9)Смысл и ценность человеческого бытия Смысл жизни человека — это осмысленное чел назначение его жизни. Широко мыслящим чел явл тот, кто своим сознанием решает разные задачи, поставленные перед ним жизнью и сложившимися обстоят-ми(бытовыми проблемами и вопросами. Целостный смысл жизни приводит к постановке чел правильных целей своей жизни. Цель жизни человека это образ, сформированный им в своём сознании, который он хочет реализовать в своей жизни. Ценность- обществен. значимость объекта для оценивающего субъекта. Это внутренний, эмоциональный ориентир деятельности субъекта. Роль ценности в жизни человека:Особую актуальность имеет процесс воспитания, т.е целенаправлен. формирован. системы ценностей человека, превращения ценностей социума в ценности личности. Общение порождает общность ценностей. Она достигается не внешним давлением, а внутренним принятием, переживанием ценностей другого, становящихся моими ценностными установками. Способом общения становится диалог- исповедь, когда происходит слияние смысложизненых позиций, устремлений, идеалов участников общения. Именно таким путем происходит внешнее функц-ие ценностей, то есть их воздействие на чел-ую деят-ть, поведение, отношение к миру, обществен жизнь, развитие культуры. 10)Проблема личности. Свобода и ответственность. Личность-это динамическая, целостная относительно-устойчивая система интеллектуальных, соц-культурных и морально-волевых кач-в человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деят-ти. Личность может потерять «феномен Маугли». Феномен «Робинзона Крузо». соц.болезни(алкоголизм,игромания). Черты личности и методы развития (по Бердяеву): 1)свобода-воспитание критического мышления (логика, рефлексы, образование)Свобода действий, свобода выбора. 2) ответственность – способность чел нести ответ за свои мысли, чувства, поступки перед другими людьми, обществом. 3)творчество-преобразование в созидательном русле. Основные черты чел и личности: не сводимость, неопределенность, незаменимость и неповторимость, невыразимость. 12)Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Общество (в широком смысле) — совокупность всех способов взаимод. и форм объединения людей. Общество (в узком) - конкретная историческая целостность. Структура общества: общественное разделение труда и отношение собствен. на средства произв-ва. Основные элементы структуры общества: классы, города и деревни, представители умственного и физического труда, сословия( соц группы). соц-демографич группы (молодеж, женщины, мужчины; национальные общности(нации, этнические группы). Статус-положение в обществе в соответсвие с возрастом, профессией, происхождением. Престиж - оценка определен.статуса в соц.иерархии, принятая и закрепленная в обществен. мнении. 14. Источники и субъекты исторического процесса. Уже Аристотель указывал, что чел-ка побуждает к действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышлениях философов 17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с другими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Субъект ист. процесса - личность, действ. сознательно и ответственная за свои действия. Группа тж. может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет собой целостность. Основные соц. субъектами исторического процесса явл. обществ. классы. Борьба классов была движ. силой общ. развития на определенной его стадии. В совр. мире проблема субъекта ист. процесса приобретает новые смысловые грани. В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы. Решающий структурообраз. элемент всей системы общ. отн-й явл. произв. отн-я. Они предст. Собой объемную основу, кот. складыв. независимо от общ. сознания, определяет его; основу над кот. возвыш. не только общ. созн., но и вся совокупность идеологич. отн-й, сил, явлений. Произв. отн-я, рассмотренные в разных аспектах, позв. раскрыть разл. типы связей, что фиксируется в категориях, позвол. выразить эти многообр. связи. 15. Культура и цивилизация Культура -одна из наиболее общих форм чел деятельности. Она выражает меру осознания и овладения чел сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную характеристику человека. Цивилизация - социокультурная общность и ее основными критериями явл уровень развития техники, соц-политич институтов и духовн культуры в их системном образовании. Типы цивилизаций: 1)космогенная– охватыва-ющая Древнее общество и эпоху Средневековья. Основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характ-сь большой зависим-ю общества от природных сил. 2)Техногенная–соотв-щая капиталистич-ой и соц-кой формациям. Основой явились: машинная техника, развитие науки … 3)Антропогенная–информац. общество.Определяются новые организац-е формы общественной жизни, изменения в соц. структуре.Понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяемые друг друга.Один термин не может полностью заменить другой. Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. 16. Многообразие культур. Россия в диалоге культур. Многообразие культур:1) единства мировой культуры,2)несовместимость культур, считая, что каждая из них имеет свои принципы и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Для марксизма ближе первая точка зрения.Согласно марксистскому подходу, любые локальные и национальные культуры в своей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Одной из причин многообразия культур явл. распространен. культуры. История показывает, что технич прогресс, открытие новых средств массовой информац сыграли главную роль в распространении культурных образцов и ценностей. Первоначально образцы культуры и ценности обычно не выходили за рамки семьи, рода или племени. Каждое племя использовало свою собственную систему символов, свои обычаи, традиции и систему верований. Дальнейшие изобретения и открытия в области средств массовых коммуникаций стерли все физические границы для передачи информации и создали условия для глобального распространения любых культурных образцов. Народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставили дом к улице торцом, а русские южане располагали его вдоль улицы. Россия в диалоге культуры.России принадлежит центр, где смешивается Западная и Восточная культуры. Рус¬ский народ характеризуется как совмещение противополож¬ностей государственничества и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воин¬ствующего безбожия. Противоречивость и сложность «рус¬ской души» Бердяев объясняет тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ не есть чисто европейский, но он и не азиатский народ. Рус¬ская культура соединяет два мира. Она есть «огромный Востоко-Запад». В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно-исторический процесс обнару¬живает момент прерывистости и даже катастрофичнос¬ти. Русская культура уже оставила за собой пять само¬стоятельных периодов-образов (киевский, татарский, .московский, петровский и советский) и, возможно, -полагал мыслитель, - «будет еще новая Россия». 17. Ценности и их роль в человеческой жизни Система ценностей чел явл «фундаментом» его отношения к миру. Ценности-относительно устойчивое, соц.-обусловленное избирательное отношение чел к совокупности материал. и духовных обществ-х благ. Ценностный мир каждого человека необъятен. Существуют «сквозные» ценности: трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Падение значимости этих ценностей вызывает серьезное беспокойство. В ф. проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности чел, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соотв с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объектив реальности как результата чел-го самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры. 18. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное Сознание-высшая, свйствен.только чел и связан с речью ф-ия мозга, которзаключается в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и творческом преобразовании действит-ти в предварительно мысленном построении действий и предвидение их результатов в разумном регулирование и самоконтролирован. поведения чел. 2 концепции: сознание-как отражение действительности,как понимание. Мозг(материальн.субстрат сознания). Источники сознания:1)внешний предметный и духовный мир; 2)социокультутрн.среда.3)духовный мир чел.4)мозг. Структура сознания:предмет сознания(внешний мир,органы чувств).сознание как переживание (эмоции.чувства).самосознание. Бессознание-чел не даёт себе отчета о содержании и природе происхо-дящих там психических процессов, не контролирует психич процессы и явления.Первым обосновал анализ сновидений, как способ проникновения в бессознательное, З. Фрейд. Функции сознания: 1. Познавательная(получение новых знаний);2. Оценочная(оценка воспринятого и познанного); 3. Нормативная(создание правил, норм поведения чел);4)Прогностическая(предвидения будущего объектов познания);5)Коммуникативная(позволяющая людям общаться). 19. Проблема познания в философии. Познаваем ли мир? 3 основных ответа:1)мир познаваем; 2)скептицизм; 3)агностицизм. Познание – процесс получения знания. Виды познаватель-ной деят-ти:1)обыденное познание=>обыденное знание. 2)мифологи-ческое познание=>миф. 3)религиозное познание=>религиозное знание.4)философское познание=>рефлексия и философское знание. 5)художественно-творческ.познание=>культура, искусство. 6)научное познание=>научное знание. Субъект познания-активно осущ-ий познавательную деят-ть производитель знания. Субъектом познания явл, личность. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом. Объект познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:1) первичные(фрагменты природной и соц. действит-ти);2)вторичные (проявления духовного мира людей);3) третичные (собственный духовный мир. 20. Структура познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Чувственный уровень(органы чувств):1)ощущение-отражение отдель-ных сторон, св-в предмета котор воздейств на органы чувств чел. 2)восприятие- целостный и чувственный образ предмета. 3)представление –вторичный образ предмета, котор на данный омент не действует на органы чувств чел. Рациональный уровень (разум):1)понятие (слово, мысль, отражающ. существующ. св-ва предмета, его признаки). 2)суждение (форма мышления, в котор под средством связий понятий утверждается или отрицается что-либо). 3)умозаключение (форма мышления,в котор из 2-х или нескольк суждений выводится новое суждение). Общее для чувственного и рационального уровня:воображение- соединение и преобразование различных представлен. в новую картину. 21. Проблема истины в философии. Истина- отображение объекта познающим субъектом в знании. Основные черты истины: 1)конкретность-знание завист от связи и взаимодействий явлний, от условий места и времени, в котор.они сущ-ют и развиваются. 2)объективность-истина не зависит от сознания чел и его представлений. 3)субъективность-истина не сущ-ет без чел и человечества. 4)внеклас-совость и надисторичность-истина не зависит от желания соц. групп и историч. обстоят-в. Формы истины:1)объективная истина-адекватное отражение объекта,познающим субъектом, воспроизводящая объект как он есть на самом деле. 2)абсолютная истина- полное исчерпывающее знание о предмете. 3)относительная истина-неполное знание о предмете, исключающ.ложь и заблуждение. 22. Виды познавательной деятельности. Познание и творчество. Виды познаватель-ной деят-ти: 1)обыденное познание=>обыденное знание. 2)мифологи-ческое познание=>миф. 3)религиозное познание=>религиозное знание.4)философское познание=>рефлексия и философское знание. 5)художественно-творческ.познание=>культура, искусство. 6)научное познание=>научное знание. Субъект познания-активно осущ-ий познавательную деят-ть производитель знания. Субъектом познания явл, личность. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом. Объект познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на: 1) первичные(фрагменты природной и соц. действит-ти); 2)вторичные (проявления духовного мира людей); 3) третичные (собственный духовный мир. Познание можно понять как творческий процесс. Рассматривая творческую природу познания нужно обратить внимание на следующие моменты. Прежде всего, такой характер познание приобретает благодаря внутренней связи с практикой. Творческие черты познания вытекают из опосредствуемой практикой его связи с объективной действительностью. Одним из выражений этого служит то, что познание есть активное отражение действительности, благодаря чему оно и выполняет свою роль в развитии общества, деятельности людей. Говоря о творческом характере познания человека, необходимо подчеркнуть, что в своей основе это процесс сознательный. Творческий акт можно представить в виде последовательно сменяющих друг друга стадий, фаз. Сюда относятся постановка проблемы или выдвижение задачи, решение проблемы и сопоставление полученного результата с тем, как субъект представлял себе результат познания ранее. Исходной фазой, предшествующей всякому научному открытию, является выдвижение проблемы и прежде всего формулирование вопроса. Анализ проблемы соотношения научного познания и научного творчества следовало бы разграничить на два этапа: 1. Определение области научного познания. 2. Выделение научного творчества, как высшего акта научного познания и определение его специфики. Познание – важная сфера творчества, но последнее к нему не сводится, ибо его источники, основа заключены прежде всего в практической деятельности людей. Существуют многочисленные концепции, пытающиеся объяснить суть творчества. Одни усматривают его основу в действии биологических факторов, в глубинных инстинктах человека, в способностях, закодированных в генах, другие рассматривают его лишь как самовыражение личности. Все эти концепции антинаучны: они не позволяют объяснить объективные источники творчества, его социально-исторические формы, понять его подлинную сущность. Наиболее характерным для идеализма при рассмотрении творчества является абсолютизация активности субъекта, ее противопоставление объективным закономерностям. Творчество понимается как свободная, ничем не обусловленная, произвольная деятельность субъекта. При таком подходе познание как творческая деятельность не считается отражением действительности. С точки зрения диалектико-материалистической философии творчество – это не мнимая независимость субъекта от объективной реальности, а такой процесс их взаимодействия, в ходе которого субъект, опираясь на познанные объективные закономерности, целесообразно изменяет окружающий мир. Творчество – это создание нового в интересах прогресса общества, возрастание степени свободы человека, находящее выражение не только в преобразовании природы, но и в создании таких социальных отношений, которые в конечном счете служат всестороннему, гармоничному развитию человека. 23. Научное познание и его структура. Научное познание-процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действит-ти. Структура научного познания: Эмпирическое(опыт): наблюдение(изучение предмета, опирающегося на органы чувств) описание(фиксация средствами языка сведений об объекте);измерение (соотнош-е параметров объекта с эталоном);эксперимент:поисковый (исследовательский),контрольный(проверочный),социальный(эксперимент над людьми) и др. Теоретическое(разум): анализ(целое на части);синтез; абстрагирование(отвлечение от отдельных св-в и выделение других); идеа- лизация(отвлечение от реальных св-в объекта и придание желаемых); моделирование(один объект замещается другим подобным первому). |