Главная страница
Навигация по странице:

  • 1)Философия, круг её проблем. Структура философии.

  • 2) Место философии в культуре. Специфика и функции философии.

  • 3) Проблема бытия в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.

  • 4) Основные типы бытия. Жизнь как космический феномен.

  • 5) Основные концепции пространства и времени.

  • 6) Проблема развития в философии. Диалектика и её основные законы.

  • 1 Философия, круг её проблем. Структура философии. 2 Место философии в культуре. Специфика и функции философии


    Скачать 77.67 Kb.
    Название1 Философия, круг её проблем. Структура философии. 2 Место философии в культуре. Специфика и функции философии
    Анкорau_mob.docx
    Дата23.10.2017
    Размер77.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаau_mob.docx
    ТипДокументы
    #9724
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1)Философия, круг её проблем. Структура философии.

    2)Место философии в культуре. Специфика и функции философии.

    3)Проблема бытия в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.

    4)Основные типы бытия. Жизнь как космический феномен.

    5)Основные концепции пространства и времени.

    6)Проблема развития в философии. Диалектика и её основные законы.

    7)Проблема человека в философии. Э.Фромм «Человек для себя» Глава1 Проблема.

    8)Философские проблемы антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке

    9)Смысл и ценность человеческого бытия

    10)Проблема личности. Свобода и ответственность.

    11)Основные философские теории об обществе

    12)Общество и его структура. Гражданское общество и государство.

    13) Проблема развития общества: формационный и цивилизационный подходы.

    14) Источники и субъекты исторического процесса.

    15) Культура и цивилизация.

    16. Многообразие культур. Россия в диалоге культур.

    17) Ценности и их роль в человеческой жизни. Ильин И.А. «О сопротивлении злу силой» (глава по выбору) или Ф.М. Достоевский «Легенда о великом инквизиторе».

    18)Проблема сознания в философии. Сознание и бессознательное.

    19) Проблема познания в философии.

    20)Структура познания. Основные формы чувственного и рационального познания.

    21)Проблема истины в философии.

    22)Виды познавательной деятельности. Познание и творчество.

    23) Научное познание и его структура.

    24) Методы научного познания.

    25)Наука о современном мире. Свобода и ответственность ученого.

    26)Человек в техногенной цивилизации.

    27) Природа и общество. Глобальные проблемы современности.

    28) проблемы развития науки. Научные революции и смена типов рациональности

    29) Специфика научного знания. Верификация и фальсификация

    30)Фейерабенд П. «Против методологического принуждения»(Столкновение теории с фактами) или Кун Структура научных революций (На пути к нормальной науке)

    31)Белл Д. «Социальные рамки информационного общества».

    32)Общественно-политические идеалы и их историческая сульба. К. Поппер «Открытое общество и его враги» или Ф Хайек Дорога к рабству (Отвергнутый путь)

    33) Философия Древнего Востока, в основе которой лежат направления

    34) Философия Древней Греции

    35) Философия Средневековья.

    36)Философия Возрождения

    37)Западноевропейская философия 17 века: эмпиризм и рационализм.

    38)Философия 18 века: английское и французское Просвещение.

    39)Немецкая классическая философия ( И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

    40.Марксистская философия, её основные идеи и эволюция.

    41.Неклассическая философия 19 века. Ницше Ф. “Так говорил Зарагустра” (1 часть) или Шопенгауэра А. “Афоризмы житейской мудрости”.

    42) Позитивизм: исторические этапы и проблемы.

    43)Экзистенциализм. Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм – это гуманизм» или Камю А. «Бунтующий человек» (эссе по выбору»).

    44)Русская философия. Общая характеристика. Проблема периодизации (П.Л.Лавров «Три беседы о современном значении философии»).

    45)Славянофильство и западничество: основные идеи и пердставители.

    46)Философия всеединства В.С. Соловьева (работа по выбору)

    47)Основные проблемы философии Н.А. Бердяева (по выбору)

    48)Философия русского космизма.

    1)Философия, круг её проблем. Структура философии.

    Философия – самостоятельная отрасль знания, но она не отгорожена от других форм познавательной деятельности человека. Особенно это касается религии и науки. Наука и философия стремятся осмыслить мир в строго логически обоснованных формах, выйти за пределы опыта, проникнуть в сущность предметов и явлений.

    Философия-наука о наиболее общих развитиях человека, общества.

    Философия – не наука? (неклассический подход)-это теоретическое мировоззрение- это взгляд человека на мир в целом и свое место в нем.

    Философия возникла ⸗ 7-6 вв до н.э. (в Древнем: Китае,Индии,Греции). Первый философ Пифагор.

    Предметом философии явл мир как целостная система.

    Объект ф. – система мир-человек(то, на что направлено изучение). Мир (проблемы бытия-существование; материи-вещества, движения, пространство, времени). Человек (проблема сущности человека, его природы, жизнедеятельности, сознания, мышления). Взаимодействие мира и человека (проблема их взаимод-ия, соотнош материи и сознания, мышления и бытия).

    Структура: = 1)онтологический (учение о бытие). 2)гносеологический (учение о познание). 3)антропологический (философские знания о человеке). 4)социальная философия (учение об обществе). 5)этика (учение о нравственности). 6)эстетика (учение о прекрасном). 7)аксиология(учение о ценностях). 8)праксиология (учение о практике). 9)логика(учения о законах и принципах мышления). 10)методология(учение о методах познания).

    Философия решает следующие предельно общие мировоззренческие вопросы:

    - каково отношение сознания к материи, т. е. что первично: сознание или материя, который считается основным вопросом философии;

    - что такое познание и каковы его возможности и границы?

    - что такое человек и в чем смысл его бытия?

    - что такое общество и каковы закономерности его развития?

    - в каком направлении движется человеческая история – по пути прогресса или по пути регресса?

    Постановка и решение этих и других мировоззренческих вопросов и составляет предмет философии.

    Философия – это система представлений о мире в целом и месте в нем человека, выраженная в теоретической форме.
    2) Место философии в культуре. Специфика и функции философии.

    Культура - совокупность результатов человеческой деятельности. Понятие «культура» фиксирует различие между деятельностью человека и функционированием животных, выделяет сферу в небиологических программ человеческой деятельности. К области культуры относятся: религия, искусство, мифология, мораль, политика, право и т.д.

    Роль философии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культуры составляют ценности и знания, а рефлексией над ними занимается философия. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что должно быть, а не того, что есть. И в центре рассмотрения философии находятся так называемые смысложизненные, или экзистенциальные (лат— существование), ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т. п. В культуре существуют разные мировоззренческие системы: религия, мифология, философия. Однако лишь философские теории отвечают критерию рациональности. Взгляд философии на мир и человека точнее и шире, чем точка зрения здравого смысла и жизненно-практического мировоззрения.

    Из определения Философии вытекают две взаимосвязанные друг с другом особенности философии, которые характеризуют ее как одну из наук в общей системе человеческого знания

    Знание – результат изучения и познания чего-либо, каких-либо явлений действительности. Высшим, но не единственным уровнем знания является научное знание, которое обязательно основано на познании соответствующих законов.

    Особенности эти следующие:

    - философия входит в состав именно научного знания, являясь, как это видно из определения ее предмета, одной из существующих в настоящее время наук (их общее число превышает две тысячи и продолжает расти).

    - философия занимается изучением таких законов, которые в отличие от законов, изучаемых любыми другими науками, действуют везде и всюду, как в природе, космосе, так и в общественной жизни и даже в самом мышлении человека. Иными словами, законы философии являются наиболее широкими, точнее – предельно широкими по сфере своего действия.

    Это означает, что нет таких предметов, их систем и вообще каких-либо событий как в действительности, так и в уме(разуме) человека, где бы эти законы так или иначе, в том или ином виде, тем или иным способом не действовали, независимо от того, хотим мы этого или нет, отдаем себе в этом отсчет или нет.

    Функции философии:

    1. Мировоззренческая функция.

    В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений.

    2. Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

    3. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества

    4. Критическая функция. Её принцип «подвергай все сомнению»

    5. Аксиологическая функция. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить их старых ценностей.

    6. Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить.

    Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.
    3) Проблема бытия в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.

    Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

    Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения.

    Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

    Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю.

    Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца.

    В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

    В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

    МОНИ́ЗМ (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу

    ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души.

    ПЛЮРАЛИ́ЗМ (от лат. pluralius — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.



    4) Основные типы бытия. Жизнь как космический феномен.

    В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

    1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

    а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

    б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

    2) Бытие человека, в котором можно выделить:

    а) бытие человека в мире вещей;

    б) специфически человеческое бытие;

    3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

    а) индивидуализированное духовное;

    б) объективированное духовное;

    4) Бытие социального:

    а) бытие индивида;

    б) бытие общества.

    К. Э. Циолковский неоднократно подчеркивал необходимость преодоления узкого геоцентрического взгляда на жизнь и утверждения космического подхода к ее пониманию. Но что означает тезис: жизнь есть космический феномен?

    1. Жизнь есть не случайный, а закономерный результат космической эволюции, связанный с ростом организованной сложности материальных структур, овладевших через естественный отбор способностью к саморазмножению на основе генной информации. Жизнь есть многоуровневая системная иерархия, имеющая антиэнтропийную сущность и открытая для разнообразных взаимодействий.

    2. Жизнь является космическим феноменом и потому, что существует и развивается под непрерывным воздействием космических сил и факторов как периодического, так и непериодического характера. Жизнь подчиняется космическим ритмам, синхронизируя фазы своей активности и пассивности с последними. Для земной жизни главным космическим детерминирующим фактором и источником энергии выступает Солнце.

    3. Космичность жизни означает то, что она должна иметь множество мест обитания, то есть, существуют иные живые миры, а земная жизнь не является единственной. На вопрос: насколько жизнь распространена во Вселенной, у современной науки пока нет определенного ответа. Но открытие в последнее время так называемых экстермофилов, то есть форм микроскопической жизни, способных жить без солнечного света глубоко под землей и водой при высоких температурах и давлениях, дают основания полагать о весьма широком спектре условий, в которых жизнь может существовать. Космическая распространенность жизни зависит от следующих факторов: а) наличия благоприятных условий для живого во многих местах; б) частоты самозарождения жизни; в) сроков существования «очагов» жизни, их прочности при глобальных катастрофах и тенденциях к самоуничтожению; г) способности жизни к космическим путешествиям и освоению необитаемых миров.

    4. Жизнь может существовать не только в нуклеиново-белковой форме. Строятся догадки о кремниевой, плазменно-полевой и иных экзотических формах жизни. Пусть это догадки, но игнорировать возможность существования таких форм жизни нельзя. Не исключено, что за наблюдаемыми порой в окружающем мире аномальными явлениями скрываются непонятные для нас формы жизни. На такую возможность указывал Циолковский.

    5. Наконец, жизнь космична и потому, что на определенном этапе своей эволюции порождает разум, открывающий совершенно новые перспективы. Разум – это высшая надстройка в иерархии жизни, способная к активному преобразованию и выносу жизни за пределы планеты с помощью искусственных средств. Космизм рассматривает стремление жизни к завоеванию и основанию новых экологических ниш как закономерность ее развития.
    5) Основные концепции пространства и времени.

    Материя обладает св-вами, главными из которых являются движение, пространство и время.

    Движение – изменение вообще.Материя-самодвижение. Серед 19 в Ф.Энгельса «Диалектика природы». Основные формы движения: механич(перемещение вообще), физич(атомы), химич(молекулы), биологич(клетка) и соц(чел и общество). Каждая форма специфична, но все они неразрывно связаны и могут переходить друг в друга. Если движение - это способ существ-я материи, то пространство и время - это формы существ-я материи. Движение материи происходит в пространственно-временных формах. Пространство - взаимное расположе-ние сосуществующих объектов. Виды пространства:физическое, математическое,топографическое, социальное, психологич-ое).

    Время-длительность и последовательность событий через прошлое,наст и будущее) Одномерно,необратимо и длительно).

    Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от нее и определ-ся ею.
    6) Проблема развития в философии. Диалектика и её основные законы.

    Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития — переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются из предшествующих систем.

    2 разновидности процессов развития:

    - качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;

    - процессы перехода от одного уровня к другому.

    Бывает восходящее и нисходящее развитие. В результате развития возникает качественно новое. Существенную характеристику развития составляет время, определяет его направленность.

    Древние — нет развития, время протекает циклически, космос вечен и не развивается.

    Христианство — развитие в области духа, и только.

    Возрождение — линейное время, формируется понятие естественной истории и развития природы.

    Космогонические теории и идеи эволюции в биологии и геологии. Идеи развития мирового духа у Гегеля.

    Диалектика есть наука о развитии как о фундаментальном свойстве материи.

    Два типа развития - эволюция и революция. Процесс неоднороден, возможны нелинейность, скачкообразность, регресс, законы диалектики отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей, количество в качество..

    Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления

    В качестве основных законов диалектики, выражающих суть движения и развития мира, материалистическая диалектика рассматривает следующие:

    1) закон единства и борьбы противоположностей;

    2) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно;

    3) закон отрицания отрицания.


      1   2   3   4


    написать администратору сайта