Главная страница
Навигация по странице:

  • 25.Наука о современном мире. Свобода и ответственность ученого.

  • 27. Природа и общество. Глобальные проблемы современности.

  • 28. Проблемы развития науки. Научные революции и смена типов рациональности

  • 29. Специфика научного знания. Верификация и фальсификация

  • 33. Философия Древнего Востока

  • 34. Философия Древней Греции

  • 35. Философия Средневековья.

  • 36.Философия Возрождения

  • 37. Западноевропейская философия 17 века: эмпиризм и рационализм.

  • 38. Философия 18 века: английское и французское Просвещение.

  • 39. Немецкая классическая философия ( И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

  • 40.Марксистская философия, её основные идеи и эволюция.

  • 1 Философия, круг её проблем. Структура философии. 2 Место философии в культуре. Специфика и функции философии


    Скачать 77.67 Kb.
    Название1 Философия, круг её проблем. Структура философии. 2 Место философии в культуре. Специфика и функции философии
    Анкорau_mob.docx
    Дата23.10.2017
    Размер77.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаau_mob.docx
    ТипДокументы
    #9724
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    24. Методы научного познания.

    -наблюдение(изучение предмета, опирающегося на органы чувств).

    -описание(фиксация средствами языка сведений об объекте);

    -измерение(соотнош-е параметров объекта с эталоном);

    -эксперимент:поисковый(исследовательский),контрольный(проверочный),социальный(эксперимент над людьми) и др.

    -Анализ(целое на части);

    -синтез;

    -абстрагирование(отвлечение от отдельных св-в и выделение других);

    -идеализация(отвлечение от реальных св-в объекта и придание желаемых);

    -моделирование(один объект замещается другим подобным первому).



    25.Наука о современном мире. Свобода и ответственность ученого.

    Основная форма человеческого познания - наука - в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.

    У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений относительно усиливающегося значения науки. Однако они представить не могли такого массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневную жизнь человека, которое приходится осмысливать сегодня. И такое осмысление целесообразно начать с рассмотрения социальных функций науки.

    Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.

    Категория свободы является одной из центральных в философии. Под свободой понимают:

    • естественное право человека;

    • высшую ценность человеческой жизни;

    • идеал либералов;

    • один из основных элементов мирового стандарта демократии.



    27. Природа и общество. Глобальные проблемы современности.

    Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т. д.

    Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни

    людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых глобальных

    проблемах современности.

    Глобальные проблемы:

    - проблема экологии

    - сохранения мира

    - освоения космоса и Мирового океана

    - продовольственная проблема

    - проблема народонаселения

    - проблема преодоления отсталости

    - проблема сырья

    Особенности глобальных проблем.

    1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех

    народов мира.

    2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

    3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

    4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

    Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами

    современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К

    ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира,

    преодолении нищеты, голода, неграмотности.
    28. Проблемы развития науки. Научные революции и смена типов рациональности

    1. Социальные проблемы науки.

    2. Финансовые проблемы науки.

    3. Заговоры в науке.

    Принцип фальсификации – это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Поппер утверждает, что наука – постоянно меняющаяся система, в которой постоянно происходит процесс перестроек теории, и это процесс нужно ускорять

    Главным объединяющим началом сообщества ученых является единый стиль мышления, признание данным сообществом определенных фундаментальных теорий и методов исследования. Эти положения, объединяющие сообщества ученых, Кун назвал парадигмой. «Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения». Каждая научная теория создается в рамках той или иной научной парадигмы.

    Развитие науки Кун представляет как скачкообразный революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм.
    29. Специфика научного знания. Верификация и фальсификация

    Основные особенности научного познания:

    1) Первая и основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций.

    2) Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания.

    3) Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практическую воплощенность. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать» — не только в настоящем, но и в будущем.

    4) Научное познание в гносеологическом плане — это сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.

    5) В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое т. н. «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее Кроме того, для науки в большей мере, чем других форм познания, характерно использование в исследованиях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы

    6) Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, умение правильно использовать законы и принципы мышления.

    Верификация — проверка, проверяемость, способ подтверждения, проверка с помощью доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами. Принцип верификации был выдвинут Венским кружком[1].

    Фальсификация — один из способов проверки истинности теоретических утверждений посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. В основе Ф. лежит формально-логическое отношение, согласно к-рому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует из множества совместимых между собой утверждений наблюдения. Опираясь на это логическое отношение, Поппер ввел в противовес неопозитивистскому принципу верификации (Верифицируемости принцип) принцип Ф., к-рый был истолкован им не как способ определения осмысленности научных утверждений, а как метод отделения науки от ненауки.



    33. Философия Древнего Востока

    Древнеиндийская философия Религиозность, самобытность, высокий соц статус ф.

    Особенные черты: внимание к духовн. совершенстованию, саморазвитию, самоуглублению. ДАРШАНЫ(веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), признававших верховный авторитет священных книг-Вед, и в настике,т.е.в трех учениях-джайнизме, буддизме и чарваке.

    К числу достижений индийской ф. следует отнести открытие принципов всеобщей связи и развития (санкхья, буддизм), создание атомистической теории (ньяя, локаята), разработку теории познания, основанную на ощущении (локаята), рационал мышлении (санкхья, ньяя) и ирраци-ональном подходе (йога), создание универсал этических систем (джай-низм, буддизм), идею об атмане — индивидуальном духовном начале..

    Самая знаменитая философская школа Индии, ставшая мировой религией -буддизм. 4 истины лежат в основе буддизма: весь мир лежит в страдании; причина страдания-желание; путь освобождения от страданий- освобождение от желаний; путь освобождения от желаний-восьмеричный путь спасения Будды.

    Древнекитайская философия. Внимание к социальн-политич среде жизни чел и общества. Наиболее влиятельными философ-ми школами стали даосизм (Лао-Цзы). моизм, легизм, школа имен, школа инь и янь, но особенно- конфуцианство(Кун-фу-цзы).:-культ семьи, предков; концепция идеального управленца «благородн муж»(сыновняя почтительность, уважение и почтение старшим по возрасту и соц.статусу; человеколюбие; образованность; соблюдение ритуала).

    34. Философия Древней Греции

    Основные черты:

    1)космоцентризм( космос=единый, живой, разумный).

    2)пантеизм (природа-божество).

    3) ф.,как образ жизни (Ф.->успех в жизни создателю,ученики,смерть).

    Основные направления (этапы):

    НАТУР ФИЛО-СОФСКИЙ ЭТАП (6-конец 5 в. до н.э.). Проблемы: космоса и первопричины мира. Милетская школа: - вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) или апейрон, т.е. нечто неопределенное, но материальное (Анаксимандр); Элейская школа: Пифагор- считал что (1-единица) первооснова. Демокрит-атом. АНТРОПОЛОГИЧ.ЭТАП (чел.-микрокосмос)

    софисты-Протагор «Человек есть мера всех вещей»,существующих что они существ-ют и несуществующ. что они не сущ-ют.

    СИСТЕМАТИЧ ЭТАП (создание системы знания о мире).

    Платон (познание-анамнесис\припо-минание; чел-животное;идеальное гос-во:патриархальная (семья-общ-ность жен, детей и имещ-ва); побуждение души(гос-во/добродетель); разумная(правитель/мудрость); яростная(войны/мужество). Аристотель учение Платона и учитель А.Македонского. Бог: форма(действующее начало) и материя(возможность быть чем угодно). человек-обществен. животное.общество-идеал.гос-во. ЭТИЧЕСКИЙ ЭТАП

    1)эпикурейство (Эпикур) смысл жизни чел. в поиске наслаждений,удовл.души.

    2)стоицизм(Сенека) смысл жизни чел в исполнен.нравствен долга,свободе от страстей.

    3)скептицизм (Пиррон) смысл жизни в достиж-е атараксии, или невозможности ко всему.

    РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭТАП обоснование христианства в кач-ве религиозн. филосфск.доктрины.
    35. Философия Средневековья.

    Основные черты:

    теоцентризм(Бог в центре мира и исследований).

    монотеизм(Бог один един в 3-х лицах).

    креационизм(Бог сотворил мир и чел).

    провиденциализм(всё предопределено Богом).

    персонализм(все отношения между чел и Богом,между людьми-меличностные.главный принцип любовь). Основные проблемы:

    1)док-во бытия Бога;

    2)проблема универсалия(понятие общего понимания,категории).

    а)реализм(универ-салии сущ-ют сами по себе/любовь/).

    б)номинализм(имена вещей).

    в)кон-цептуализм(может сущ-ть сами по себе).

    3)проблемы веры и знания.

    а)вера параллельно знанию.

    б)вера отделяет или дает знание.

    в)знание->веру.

    Периодизация:патристика и схоластика.

    Патристика (2-6 вв) апогетика-оправдание христианства

    Разделяют:

    западную –Августин(основная тема-познание души и Бога, он выявил параллели между божественным триединством и душой чел.через единство памяти познания.

    восточную Василий Великий Григорий Нисский –учение о чел.

    Схоластика(6-15вв)

    1)Боэций. Дает классич. определ личности. Личность-индивидуальн субстанция разумной природы.

    2)Абеляр(учение о намерении)-оценивтаь необходимо не действия а намерение котор лежит в основе действия.

    3)Ф.Аквинский (чел от животного отличается от животных способностью к познанию+свободная воля).
    36.Философия Возрождения

    Основные черты:

    1)антропоцентризм (чел. в центре мира; чел. в центре познания). чел. помощник Бога, сотворец. Признание творческих способностей чел, разума, стремления к земному счастью, привлечение человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя.

    2) гуманизм (представление о человечности и об открытие человечности).

    3)пантеизм (обожествление природы) Бог-природы.

    Основные направления:

    1)гуманистическое (Рот-тердамский)-достоинства чел. этика.

    2)неоплатоническое (исследование космоса признание идеального первоначала) Н.Кузанский.

    3)натурфи-лософское (главная тема – изучение природы)

    Эпоха Великих географических открытий (Колумб, Васко да Гама, Магеллан), возрождение естественных наук (Коперник, Галилей), социально-политические гипотезы и учения (Макиавелли, Мор, Кампанелла) формировали идеологию гуманизма (человек не средство, а цель).
    37. Западноевропейская философия 17 века: эмпиризм и рационализм.

    Новое время (17-18 вв)

    исторические условия возникновения:

    1)соц-полит

    изменен(революция, появлен буржуазии,банки).

    2)промышленный переворот(манфактура-фабрика-завод;транспорт).

    3)развитие науки.

    Основ-ные черты:

    деизм(ограничение действия Бога);

    механицизм(понимание мира и чел);

    индивидуализм;восприятие ф. как систематич. мышление.

    Направления:

    эмпиризм Ф.Бэкон(Англия) главный источник познания опыт,чувства. Метод познания-индуктивный(переход от фактов к теории).Эксперимент. «знание сила», чел. царь природы.

    рационализм

    Р.Декарт(Франция) главный источник познания –разум (врожл.идеи). Метод познания-дедукция (переход от теории к фактам). Гипотеза. Я мыслю->а значит существую.
    38. Философия 18 века: английское и французское Просвещение.

    Основные черты:

    1)просветительство (нужно людям дать знание, чтобы они сами за себя отвечали).

    2)прогрессизм –вера в прогресс (развитие на основе применения расширяющегося чел разума).

    3)демократизм (с 18 в. явл. идеальной формой правления.

    4) радикализм.

    Основные направления:

    1)Франция 18 век (Вольтер, Ж.Ж.Руссо).

    2)английское просвещение (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).

    3)Германия (Лейбниц).

    4)Россия(Радищев,Новиков).

    5)Северная Америка (бенджамин Франклин).

    Французское просвещение характерна литературная форма, дающая литературные шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). Издание «Энциклопедии», возглавленное Дидро. «Энциклопедия» объединяла в себе ф-ии пропа-ганды науки, воспитания граждан, объединения авторов в «партию» просветителей, эффект-го практич предприятия и «полезной» эстетики.

    Английское просвещение сосредоточено на проболемах утили-тарной морали (Шефтсбери, Хатчесон, Гартли, Ман-девиль) и сенсуалис-тической эстетики (Хом,Берк, Шефтсбери, Хатчесон). В гносеологии оригинальна шотландская школа «здравого смысла». Английский деизм более увлечен проблемой веротерпимости и свободомыслия, чем богословскими проблемами (Толанд, С. Кларк, А. Коллинз).
    39. Немецкая классическая философия ( И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

    Основные черты:

    1)ф. представлялась как теоретич. самосознание культуры.

    2)систематичность.

    3) аксиологическая или ценностная направ-ленность(прогресс. разум. свобода).

    4) развитие диалектики и праксиологи

    5)создается гуманистич. идеал: классика(черты)= традиции,системность, рациональность. неклассика(черты)= нетрадиционность, бессистемность, иррациональность.

    КАНТ.

    1)докритич период до 1770: 1. «теория неба».2.эстетика.

    2)критич период с 1770 до конца жизни.

    Рассматривает познавательные способности чел: чувственность(на уровне органов чувств).рассудок(способность к формированию понятий и суждений. Априорное знание(доопытно)). разум.

    Ф. должна отвечать на 4 вопроса:что могу знать?познать мир невозможно;что должен делать?нравствен долг; на что смею надеяться?на счастье; что такое человек?моральный субъект.

    ГЕГЕЛЬ.

    Разработка диалектики: законы-единства и борьбы противоположностей; переход количествен изменен в качествен; отрицание отрицание. Абсолютная идея: первоначало всего, объективное сознание. Природа-это инобытие идеи, окаменелый дух. Субъективный дух-человеч-ий дух,как носитель абсолютн.идеи: антропология-связь души и тела. феноменолог-сознание чел. психология-реакция сознания чел с миром. Объективный дух-сфер соц.жизни (дух общества)-менталитет. Абсолютный дух- высшее проявл. духа.

    ФИЕРБАХ.–антропологический.

    1)понимание чел,религию и мир в целом как материальн явл.;

    2)чел челу Бог

    3)религия чел:3 категории:1.разум(сознание и знание о самом себе).2.воля(стремление к свободе).3.сердце(любовь).

    4)эвдемонизм.

    5)ту-измпризнание особой значимости другого (ты) для личности чел.
    40.Марксистская философия, её основные идеи и эволюция.

    К. Маркс и Ф.Энгельс.

    Осн. идеи:

    1) в основу мировоззрения кладутся выводы современ естествознания;

    2) М. признал свою связь с интересами пролетариата;

    3) преобразования общества на основе сознат рев. деят-ти;

    4) Мышление стало рассматриваться как результат сложной историч общественно-трудовой деят-ти, т.е. практики.

    Основные черты:с 1944 г.:исторический материализм(общество и чел); диалектический материализм (бытие). ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ чел главная ценность общ-ва он ансамбль обществен отнош. Принципы потенциал. человечности:свобода, творчество по законам красоты,совместный труд, общительность.

    Главный источник в развитие общества –материальн произв. сфера-базис:

    1)производит.силы (труд,люди,орудия труда, технология или способ произв-ва;

    2)производствен отнош. Базис определяет надстройку:соц. полит. духовн сферы. историч общества-общественно-экономич.формация.

    3 стадии развития: дикость, варварство,цивилизация.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта