Главная страница
Навигация по странице:

  • 42. Позитивизм: исторические этапы и проблемы.

  • 43)Экзистенциализм. Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм – это гуманизм» или Камю А. «Бунтующий человек»

  • 44)Русская философия. Общая характеристика. Проблема периодизации (П.Л.Лавров «Три беседы о современном значении философии»).

  • 45)Славянофильство и западничество: основные идеи и пердставители.

  • 46)Философия всеединства В.С. Соловьева (работа по выбору)

  • 47)Основные проблемы философии Н.А. Бердяева (по выбору)

  • 48)Философия русского космизма.

  • 1 Философия, круг её проблем. Структура философии. 2 Место философии в культуре. Специфика и функции философии


    Скачать 77.67 Kb.
    Название1 Философия, круг её проблем. Структура философии. 2 Место философии в культуре. Специфика и функции философии
    Анкорau_mob.docx
    Дата23.10.2017
    Размер77.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаau_mob.docx
    ТипДокументы
    #9724
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    41.Неклассическая философия 19 века. Ницше Ф. “Так говорил Зарагустра” (1 часть) или Шопенгауэра А.

    Возникает в последн. трети 19 в. в Германии.

    Шопенгауер, Ф. Ницше, Дильтей, Зиммель, Шпенглер, Ортега-и-Гассет.

    Основные черты:

    1)жизнь поток ощущения;

    2) интуиция противопоставляется разумом;

    3) пессимизм в оценке чел. и общества;

    4)идея о сверхчеловеке(Ницше);

    5)воля как источник жизни.

    Ф. Ницше:основоположник «философии жизни». Цель ф. по Ницше-помочь чел. max реализовать себя в жизни, приспособиться к окр.миру.В основе жизни и окр мира-воля. Виды воли чел: «воля к жизни»; воля внутри самого чел; неуправляемая,бессознательн-стасть,влечение; «воля к власти»-она близка к инстинкту самосохранения, явл внешним выраж. спрятанного внутри чел стремление к безопасности. А.Шпенглер.универсальным принципом ф.считал волюнтаризм, где главной силой определ. в окр мире явл воля. Воля:лежит в основе сознания, явл всеобщей сущностью вещей.

    Шопенгауер считает что с позиции волюнтаризма:окр мир лишь мир представлений в сознании чел;

    сущность мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе» а воля;мир явлений и сущности, соответсвено, миром представлений и миром воли.
    42. Позитивизм: исторические этапы и проблемы.

    Позитивизм (30-е годы 19 в. во Франции) ф. учение и направление, определя-ее единственным источником истинного, действит-го знания эмпирич исследования и отрицающее познават ценность ф. исслед-я.

    Представители: О.Конт, Г.Спенсер.

    Основные идеи:1)опыт источник научн знания;наука должна отвечать на вопрос «как?» а не «почему?». 3 стадии мышления чел. мышления:теологическая(религиозная);метафизическая

    (философская); позитивная(научная).

    Этапы:

    1)классический-позитивизм. О. Конт. Представители: Милль, Спенсер.

    2)Эмпириокритицизм(чувства,факты-источник научн знания;наука должна описывать а не объяснять) Представители: Мах, Авенариус.

    3)Неопозитивизм или логический позитивизм(анализ языка науки;проверка фактома(верификация) Представители: Фреге, Рассел, Виттгенштейн.

    4) Постпозитивизм(процесс развития научных знаний;огранич. научного от ненаучного) Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.существует общего определения знания.



    43)Экзистенциализм. Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм – это гуманизм» или Камю А. «Бунтующий человек»

    Экзистенциализм — ф. существования — ф. школа в ф. иррационализма, возникшая в начале XX века, котор утверждает приоритет индивидуаль-ного бытия над социальным.

    Основные идеи:страх; заброшенность; потерянность; свобода в выборе;человек-это проект самого себя. Представители: Достоевсий; Бердяев; Шестов;Ясперс; Камю..

    Экзистенцианизм включает в себя:

    • экзистенциальную отнологию М. Xайдеггера с её основным вопросом о смысле бытия;

    • экзистенциадьное озарение К. Яспереа, для которого главным вопросом является понимание способа бытия и «осевое время», то есть период, связанный с возникновением великих культур;

    • экзистенцианизм Ж.-Б. Сартра, ставящего в центр внимания свободу и ответственность человека;

    • экзистенциализм А. Камю, который обосновал бунт, как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность;

    • экзистенцианизм Н. Бердяева и Л. Шестова.



    44)Русская философия. Общая характеристика. Проблема периодизации (П.Л.Лавров «Три беседы о современном значении философии»).

    Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

    Характерными чертами русской философии являются: 1)сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; 2) специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой); 3) целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; 4) большая роль проблем морали и нравственности; 5) конкретность; 6) широкое распространение в массах, понятность простому народу.

    Основы предмета русской философии составляли: 1) проблема человека; 2)космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); 3) проблемы морали и нравственности; 4) проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); 5)проблема власти; 6) проблема государства; 7)проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии); 8)проблема будущего.

    Можно выделить следующие основные этапы русской философии: 1) период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; 2) философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России); 3) философия XVIII в.; 4) философия XIX в.; 5) русская и советская философия XХ в.
    45)Славянофильство и западничество: основные идеи и пердставители.

    Западничество: Чаадаев, Герцен,Грановский, Чернышевский, Боткин.

    Основная идея - признание европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимость полного культурного воссоединения с Западом, использования его опыта для процветания России. Чаадаев сделал первый шаг в самостоятельном ф. творчестве России 19в., положил начало идеям западников. Философское миропонимание - в «Философ-х письмах» и в «Апологии сумасшедшего».

    В сближении России и Запада П. Чаадаев видел придание религиозной вере жизненности и активности, чтобы она могла способст-ть обновлению всех сторон жизни.

    Славянофильство: Киреевский, Хомяков, Аксаковы, Самарин. С.

    Они противопоставляли Восток Западу, оставаясь в философских, религиозных, историко-философских воззрениях на русской почве, но не огульно националистически отрицая достижения Запада, а признавая и высоко ценя западноевропейскую культуру, философию. Творчески восприняли философию Ф. Шеллинга, Г. В.Ф. Гегеля, стремились использовать их идеи. Отрицали негативные стороны западной цивилизации. Истинное противостояние с. Западу заключено в различном подходе к пониманию основ русской и западноевропейск жизни. Славянофилы: русский народ должен обладать самобытными духовн ценностями, а не воспринимать пассивно духовную продукцию Запада. Разные взгляды объединяет общая позиция: основополагающее знач православия, вера-источник истинных знаний. В основе философского славянофильства-церковное сознание, выяснение сущности церкви. Наиболее полно - у Хомякова. Церковь-это не система или организация, церковь - живой духовный организм, воплощающий в себе истину и любовь, как духовное единство людей, находящих в ней более совершенную, благодарную жизнь, чем вне ее.
    46)Философия всеединства В.С. Соловьева (работа по выбору)

    Всеединство является центральной идеей такого направления в русской философии как метафизика всеединства. В стремлении к всеединству мировой процесс развития проходит три основные стадии: астрофизическую, биологическую и историческую, в ходе которых происходит постепенное одухотворение материи и материализация идеи.

    Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности. В онтологическом аспекте всеединство представляет нерасторжимое единение Творца и твари; в гносеологическом отношении всеединство выступает как «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания, достигаемого не только и не столько в результате познавательной деятельности, а верой и интуицией. В аксиологии всеединства центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир, как целостная система, обусловлен всеединством, то есть Богом. Владимир Соловьёв определяет всеединство следующим образом: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра").



    47)Основные проблемы философии Н.А. Бердяева (по выбору)

    "Философия свободы"

    Бердяев один из самых радикальных философов свободы. Началом его размышления является учение о превосходстве свободы над бытием. И это учение определяет собой динамический характер его мировоззрения, объясняет происхождение зла, но также и возможность нового озидания в мире. Бердяев различает два вида свободы: первую - иррациональную и вторую - рациональную. Иррациональная свобода коренится в Ничто, из которого Бог создал мир. Это Ничто не есть пустота – это основа предшествующая Богу и миру. Данную концепцию Бердяев построил по образцу немецкого мистика Якоба Бёме (1575 - 1624), который обозначил это положение термином Ungrund(хаос). По Бердяеву из Ничто рождаютс Бог – творец и иррационалистическая свобода, как носитель творческого потенциала. Бог творит этот мир, но не властен над свободой которая им не создана. Эта свобода обуславливает как возможность добра, так и зла. Зло появляется тогда, когда первая свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и отпадению от Бога из – за гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога. Чтобы разрешить подобную дисгармонию Бог выступает уже не в качестве Творца, а в качестве Искупителя он сходит в Хаос, в пучину первой свободы, чтобы покорить её тёмные, порочные силы путём просвещения изнутри. Таким образом, возникает вторая рациональная свобода, которая состоит в подчинении моральному закону и ведёт к обязательной добродетели. В этой связи можно подчеркнуть, что свобода человека не сотворена Богом, а возникает из Ungrund, из Ничто. Бог только лишь помогает тому, чтобы воля становилось добром. Одна из главных трудностей, что про свободу заключённую в Ничто нельзя сказать ничего определённого. В то же время Бердяев утверждает, что свобода в истинном свете может открываться, лишь в мистическом акте, соответствующим образом ориентированному объекту. Также, идея бездны проводится Бердяевым недостаточно последовательно, если строго придерживаться идеи первичности свободы и Ничто, то они будут основой мира и, следовательно, Бог возникает как нечто вторичное и необязательное. Такова, вкратце, концепция философии свободы Бердяева.

    Философия человека

    Этико - философское учение Бердяева о человеке базируется на принципе, что личность ервичнее бытия. Признавая социальную обусловленность бытия личности, он вместе с тем считает главным в человеке то, что определяется его внутренним миром, а не внешним окружением. Личность, по Бердяеву, прежде всего категория религиозного сознания и поэтому проявление человеческой сущности, её уникальности и неповторимости может быть понято лишь в отношении её к Богу. Т. е. сущность человеческой деятельности Бердяев определяет как религиозное творчество. Человек это пересечение двух миров духовного и природного. Это борьба, конфликт иррационального и рационального, тёмного и светлого. Одними научными и философскими методами - человека не понять, источник его греха и зла, только христианство может раскрыть этот источник. Гуманизм в этом отношении плохое подспорье, это трудно скоренимая ересь, подчинение личности всеобщей слепой идее. Только новое религиозное сознание, претворение культуры и религии в единой форме сможет раскрыть и возвысить смысл человеческой личности. В книге "О назначении человека" Бердяев различает три формы этики: этику закона, этику искупления и этику творчества. Этика закона есть низшая ступень морального сознания. Она обращена не столько к личности, сколько к человеческому роду, к страстной природе Ветхого Завета. Этика закона состоит из кодексов запретов, "табу", "вето". Эти запреты, порождённые религиозным страхом, необходимы: без них человеку грозила бы опасность вернуться в животное состояние (кантовская этика долга есть высшая ступень этики закона). Это есть этика "социальной обыденности", она проходит мимо личности и создаёт фарисейскую психологию христианского "законничества". Она приводит к лицемерию и ханжеству или создаёт "фанатизм добра", слепой к живой личности. Высшая ступень этики – этика искупления, это этика всепрощения, любви и сострадания. Она есть этика "благодатной божественной энергии", этика Бога - Сына. Этика искупления обращена не к законникам, а к грешникам. Здесь не отвлечённый закон, а лик Христов является путеводителем совести. Но этика искупления имеет и свои опасности: она легко вырождается в "трансцендентный эгоизм", в исключительную заботу о спасении собственной души, которая легко может создать религиозную манию преследования и религиозный мазохизм. Поэтому этика искупления нуждается в восполнении её "этикой творчества". Творец забывает о себе и заинтересован в самом акте, в самих предметах своего творчества. Поэтому творящий всегда бескорыстен - он любит своё творение, как Бог любит мир. Иными словами, в творчестве человек больше не скован религиозным страхом: творя он раскрывает в себе божественную энергию, становится "меньшим братом божьим".

    Проблемы истории, культуры и судьба России

    История, по Бердяеву, озарена образом Христа, судьба мира со всеми его парадоксальными метаморфозами встраивается в хронику грехопадения, искупления и спасительного воскресения. Философия истории это поиск высшего идеала. Путь к идеалу лежит через новый христианский Ренессанс, новое Средневековье. Христианство дало человечеству благую весть о царстве Божьем, но современное человечество отвернулось от него и от свободы ради мечты о сытом довольстве. Вместо образа и подобия Божия, человек становится образом и подобием бездушной машины. Торжество буржуазного духа, привело к ложной и механической цивилизации, глубоко противоположной всякой истинной культуре. Для Бердяева очевидно, что существуют социальные организмы разного типа, что цивилизации самостоятельно рождаются, цветут и умирают, обнаруживая при этом некоторое подобие жизненных циклов. В истории нет механической предопределённости, поскольку она связана с усилиями духа каждого отдельного субъекта. Таким образом, средоточием исторических событий являются события морального измерения. Культура, по Бердяеву, это осуществление новых ценностей, пик духовного творчества светских сил. Бердяев связывает понятие культуры с ролью творцов культуры в том или ином обществе. Он смотрит на культуру сквозь призму судеб интеллигенции. Высший подъём культуры в отечественной истории - это Пушкин и Александровская эпоха. В целом, культура - это урок истории человечества, его взлётов и падений, его метаморфоз. Русская идея, по Бердяеву, характеризуется такой чертой, как русский мессианизм, наполняющий глубоким содержанием все стороны жизни общества, его историю, сознание, культуру. Его истоки прослеживаются им от времён средневековья (религиозное учение "Москва - третий Рим"), а затем через славянофилов и Достоевского он ведёт линию мессианизма в ХХ век к основным религиозным и нерелигиозным учениям. Сущность русской самобытности заключается в концепции "комюнотарности" (общинности) выработанной русской народной жизнью. Находясь в эмиграции Бердяев способствовал восприятию русской идеи как явления, имеющего мировое значение.

    Проблемы эстетики

    В эстетике Бердяев рассматривает идею творческого энтузиазма. Подлинная жизнь есть творчество, где красота первоисточник творческой энергии. В экстатическом подъёме жизнь личности достигает предельного размаха, оргийная стихия человека разливается по воле, снимаются внутренние запреты и, даже, раздражение и гнев, преображаясь, питают творческую мысль. Творчество есть благодатная энергия и оно обращено не к старому, не к новому, а к вечному. Где самопожертвованное исступление гения должно быть приравнено к культу "святости". Свободная красота это очищение вялой мировой данности от иерархии духов. Искусство - это упреждение преображения мира. Иными словами, творческий порыв из мировой данности на свободу совершается во имя красоты, а красоту, в свою очередь, Бердяев именует

    творческой победой в борьбе против рабства мира.

    проблемы НТР

    Научно-технический прогресс может быть разрушителем природы и её основателем. Может толкать человечество к роковой черте или дать шанс на спасение. Цивилизация развила огромные технические силы, которые по замыслу должны были уготовить царство человека над природой, но эти технические средства властвуют над самим человеком, делают его рабом, убивают его душу. Раскрывая эту проблему, Бердяев говорит, что только через духовное начало, через осознание ценности человеческой жизни возможно позитивное преобразование окружающей среды.
    48)Философия русского космизма.

    Основоположники: Вернадский и Циолковский. Русский космизм явл ф. направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобраз обществен и культурной обстановкой в России 19 в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого ф. направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способств-го изменению русского космизма , его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма . Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в

    том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.Открытие В. Вернадского - осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере.Биосферу Вернадский определил как область Земли, охваченную живым веществом (совокупностью живых организмов).
    1   2   3   4


    написать администратору сайта