ВОПРОС-ОТВЕТ ФИЛОСОФИЯ ЗАЧЕТ. вопрос к философ. 1. Философия в контексте духовной культуры философия и религия, наука, искусство
Скачать 56.7 Kb.
|
13. Проблемы абсурда, свободы и морального выбора в философии экзистенциализма: А. Камю, Ж.-П. Сартр. - Экзистенциализм называют философией свободы. Он определяет свободу как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он сам себя свободно выбирает. Свобода трактуется не как свобода деятельности, а как свобода морального выбора, т.е. отношение субъекта к независимому от него окружению. Он может или свободно согласиться со своим положением, или так же свободно не принимать это положение. Объективная ситуация не сама по себе ограничивает нашу свободу, а лишь в качестве переживания ее нами как ограничения. Например, узник или же раб тоже может быть «свободным», соответствующим образом самоопределяя свое отношение к неволе. Отсюда вывод: задача человека состоит не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы прежде всего изменить свое отношение к нему. Абсурд, прежде всего, понимается как осознание бессмысленности и иррациональности жизни. Идея абсурда более полно была разработана А.Камю в художественных произведениях “Посторонний”, “Чума”, а также в философском эссе “Бунтующий человек”. Абсурд, согласно А.Камю, начинается с тоски, с “разрыва повседневности”. Человеческая жизнь, существование представляет собой переживание абсурдности. И Ж.-П.Сартр, и А.Камю подчеркивают, что главный вопрос заключается не в том, чтобы жить в обществе, а в том, стоит ли вообще жить. Но жить все-таки приходится. Поэтому надо жить с гордо поднятой головой. Отсюда следует, что личное жизненное правило - это поиск разрешения напряжения между поставленными под сомнение в современном мире принципами гуманизма и еще имеющимися личными возможностями для счастья. Как бы положение ни казалось отчаянным, всегда есть возможность преодолеть его, всегда есть надежда. Судьба - дело рук человека. Проблема абсурда у Ж.-П.Сартра и А.Камю связывается с проблемой отчуждения. Жизнь человека, с точки зрения французских экзистенциалистов, абсурдна потому, что человек живет в чуждом ему мире. 14. Онтология как философское учение о бытие. -Онтология — это учение о бытии, выступающее в системе философии одним из базисных её компонентов; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы, свойства и категориальные распределения. Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие как таковое (независимо от субъекта и его деятельности), содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, возможное и невозможное, определённое и неопределённое, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение, переход и ряде других. В классической философии онтология выступает совокупностью всеобщих определений бытия, характеризующих его безотносительно к деятельности людей их познанию и мышлению. Онтология оказывается своего рода картиной действительности, определяющей позицию человека в мире, ориентации частных видов деятельности и познания, функции и ограничения отдельных наук. Онтология такого типа как бы надстраивается над всем философским и научным познанием, претендуя на обобщение того и другого, на объединение различных представлений бытия в системе категорий. К середине XIX века с достаточной ясностью выявилась ограниченность онтологии традиционного типа, претендующей на метафизическое обобщение законов бытия, но закрытой, по сути, к познанию неизвестных ранее областей действительности, не умеющей пользоваться конкретными инструментами научно-познавательной деятельности, пренебрегающей многочисленными формами человеческой практики и схемами взаимодействий реальных индивидов друг с другом. Кризис классической онтологии вскрывает в философии отсутствие чётких представлений о возникновении определений бытия из деятельности, о зависимости этих определений от социальных, культурных, исторических и других условий. Поэтому возникает дилемма: либо человеческое познание отказывается от онтологии традиционного типа и основывается далее на развитии совокупности конкретно-научных дисциплин, на вырабатываемой ими методологии, на создаваемых ими картинах действительности; либо используется возможность построения онтологии нового типа, формирующейся вокруг определений человеческого бытия, учитывающей проекции человеческого опыта на мир, опирающейся на них в трактовках различных аспектов и связей бытия. Эта ситуация фактически указала на предпосылочность онтологии, на её зависимость от культурно обусловленных форм социального бытия. Поэтому в современной неклассической философии под онтологией понимается интерпретация способов бытия с нефиксированным статусом. 15. Понятия и основные концепции истины в философии. Истина - категория философии, обозначающая идеал знания и способ его достижения. Критерий истины — способ, с помощью которого устанавливается истинность знания и отличается истина от заблуждения. Все вопросы теории познания, так или иначе, концентрируются вокруг проблемы истины и ее критериев. В системе понятий, на которое опирается мировоззрение человека, понятие истины является одним из основных и стоит в общем ряду с «добром», «красотой», «справедливостью» и пр. В истории философии существуют разные понимания истины и ее критериев: «Истина — это соответствие знаний действительности»; «Истина — это опытная подтверждаемое гь»; «Истина —это свойство самосогласованности знаний»; «Истина - это полезность знания, его эффективность»; «Истина - это соглашение». Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, отражено в классической или корреспондентской концепции истины. Именно с нее и начинается теоретическое исследование истины, первые попытки которого предприняли Платон и Аристотель. Позже классическое понимание истины разделяли: Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л. Фейербах и др. Критериями истины в классической концепции истины являются: соответствие и действительность. Под действительностью в данной концепции подразумевается как объективная реальность, так и субъективный мир человека. Соответствие знаний объектам и предметам трактовалось как их адекватное воспроизведение в сознании человека. Основные принципы классической концепции истины были связаны с гносеологическим оптимизмом, который допускал существование объекта познания вне зависимости от субъекта и состояний его сознания. Когерентная концепция истины: концепция, основанная на положении о том, что знание истинно, если оно внутренне согласованно и непротиворечиво. Например, положение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы. Истоки данной теории можно обнаружить еще в античности у Парменида и Зенона. Прагматическая концепция истины: концепция, принимающая за критерий истинны се практическую полезность. Сторонники этого понимания — Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен утверждают, что реальность внешнего мира недоступна для человека, поскольку человек непосредственно имеет дело как раз со своей деятельностью. Поэтому единственное, что он может установить, - это не соответствие знаний действительности, а эффективность, практическую полезность знаний. Конвенционалистская концепция: концепция, в которой истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории. Представители данной концепции истины — А. Пуанкаре, К. Айдуксвич, П. Дю- гем и др. считали, что конвенциональный элемент в науке очевиден, но он ничуть не снижает объективный характер научных теорий. 16. Сознание как предмет философского знания. -Сознание (отношение со знанием) – высшая форма психики, точнее совокупность психических, интеллектуальных и иных духовных способностей, позволяющих воспринимать, постигать и переживать действительность (внешний и внутренний мир). Оно сущностная характеристика человека (то, без чего человек невозможен). Сознание противопоставляется как осознаваемому (объективному миру), так и бессознательному (неосознаваемому, подсознательному и т.п.). Философия много внимания уделяет изучению сознания, хотя иногда высказывается мнение, будто бы сознание не поддается объективному изучению по причине своей интимности и можно изучать лишь внешние проявления сознания - действия, чем и занимаются бихевиористы. По их мнению, сознание неуловимо для внешнего наблюдения. При объективировании сознания в клетках мозга, языке, поведении и т. п.‑ нивелируется все уникально-личностное. Основные традиции исследования сознания таковы: - субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): некий Суперразум – субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум – проявление Божественного или Мирового Суперразума; - функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Рорти): сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания, оно само фильтр между впечатлениями и размышлениями; - социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм): сознание ‑ продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка; - экзистенциально-феноменологическая или интенциональная концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание – то, что как будто направленно вовне нашего Я, но, на самом деле, свободно конструируется индивидуальным Я из смеси внешних и внутренних потоков ощущений, чувств и переживаний. - психоаналитическая парадигма (фрейдизм и т.п.): сознание это Я, находящееся между подсознательным «Оно» и социальным «Сверх-Я», такое сознание формируется как продукт взаимодействия подсознательной психики с общественными сдержками и противовесами. Важнейшие функции сознания таковы: воспринимать, хранить и перерабатывать информацию, ориентировать поведение, способствовать осмысливанию бытия и рассуждениям-высказываниям. |