Главная страница

1 Философия Возрождения и Нового времени. План


Скачать 37.72 Kb.
Название1 Философия Возрождения и Нового времени. План
Дата12.11.2021
Размер37.72 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1_4_Filosofia_Vozrozhdenia_i_Novogo_vremeni.docx
ТипДокументы
#270578

1.4. Философия Возрождения и Нового времени.

План

1.Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания - 2 ч
2.Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма - 1 ч
Практические занятия:
3.Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени - тестовое задание. - 1
4.Работа с философским словарем - основные понятия немецкой классической философии. - 1 ч

1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. -2 ч

Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и XV в. в других европейских странах, продолжается вплоть до начала XVII в. Основные черты философии Возрождения:

-антропоцентризм — в центре мировоззрения стоит человек;

-гуманизм — обоснование самоценности человека, его прав и свобод;

-эстетизм — ведущая роль искусства;

-свободомыслие — освобождение от догматического средневекового мышления.
Таблица. Основные направления философии Ренессанса
Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса.

Предшественник итальянской натурфилософии Николай Кузанский (1401-1464) выдвигает идею пантеизма - отождествляет природу и бога. Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физической Вселенной (макрокосм). Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцентрическая модель Солнечной системы (Земля вращается вокруг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращается вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564—1642), которые стоят у истоков европейской экспериментальной науки.

Скептицизм — это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого свободомыслия. Голландский философ Эразм Роттердамский (1469—1536) - книга "Похвала глупости"- высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость "живой жизни". Девиз французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592) "Точно известно, что ничего точно не известно". Его основной труд – «Опыты».

Политическая философия Ренессанса.

Идеи Платона – Томас Мор (1478-1535) "Утопия" - идеальное государство, где все основано на принципах равенства и справедливости - собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.

Никколо Макиавелли (1469—1527). Основной труд "Государь". При возникновении государственной необходимости правитель вправе пользоваться любыми средствами — вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств. Однако подобная деспотическая власть не может быть использована ради корыстных целей. Ее цель — укрепление государства, обеспечение его интересов и в конечном счете — народное благо. В позднейшее время термин "макиавеллизм" стал упрощенно пониматься как принцип, согласно которому в политике "цель оправдывает средства".
Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) Становление капитализма в экономке.

Основные направления:

-эмпиризм — опора на опыт;

-рационализм — опора на разум;

-высокая роль науки — наука как способ улучшения жизни человека и общества;

-социальный оптимизм — вера в устройство общества на разумных началах.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - у истоков эмпиризма Нового времени. Наиболее значительными его произведениями являются "Новый Органон" и "Новая Атлантида". Лозунг философа: "Знание - сила". Наука получает знание на основе опыта и экспериментов. Собирая и проверяя различные факты, она строит общие теории. Этот метод обобщения (от частного к общему) называется индукцией. Чтобы быть настоящим ученым, необходимо избавиться от заблуждений. Бэкон выделяет четыре типа заблуждений, называя их "идолы":

-идолы рода — заблуждения всего человечества, которые заключаются в наделении явлений природы человеческими чертами (например, в мифе);

-идолы пещеры - индивидуальные заблуждения, основанные наличных предпочтениях, чувствах;

-идолы рынка — употребление слов, имеющих неопределенный смысл. Наука должна мыслить строгими терминами;

-идолы театра - слепая вера в авторитеты и догмы.

Развивали идеи – Локк и Юм.

Рене Декарт (Картезий) (1596-1650), французский философ и математик, стоит у истоков рационализма.

1. Во всем - явлениях, вещах, знаниях- можно сомневаться. То, что я вижу или знаю, может быть сном, иллюзией, галлюцинацией или обманом.

2. Очевидно, что нельзя сомневаться в том, что я сомневаюсь. Поэтому по крайней мере сомнение с необходимостью существует.

3. Нельзя сомневаться, не мысля. Если я сомневаюсь, то я тем самым уже мыслю.

4. Окончательный вывод звучит так: "Мыслю, следовательно, существую".

Метод Декарта — это дедукция, движение от общего к частному. В решении основного вопроса философии Декарт является дуалистом. Материя и сознание - равноправные и взаимосвязанные начала. Главное свойство материальных вещей - протяженность (длина, ширина и т.д.), а идеальных вещей (души) - мышление. Человек - единственное существо, состоящее из двух начал - материального и духовного.

Развивали идеи Декарта – Спиноза и Лейбниц.
Схема. Учение Р. Декарта о методе


единый научный метод превращает науку в организованное индустриальное производство, является гарантией достоверного знания




значимость научного метода






дедуктивный метод

движение познания от общего к частному, логическое выведение из общих понятий соответствующих частных истин







идеал знания - математика

математика пример точного, строго, логически обоснованного знания, главное средство познания природы: протяжения, фигуры, движения




Эпоха Просвещения

Концентрированное собрание знания эпохи - французская "Энциклопедия", вдохновителем которой был Дени Дидро (1713— 1784). Ее появление показало, что ведущей силой в обществе становится наука, а не религия. В своем творчестве религиозные предрассудки с позиции разума критиковал Вольтер (1694-1778). Вольтер обосновывает философскую позицию — деизм. Согласно деизму, бог - только первопричина, творец сущего: в дальнейшем он не влияет на жизнь природы и человека. Жан Жак Руссо (1712—1778). Он поддерживал теорию общественного договора. Люди первоначально существуют в "естественном состоянии" - без какой-либо внешней власти и насилия над собой (Руссо считал такое состояние идеальным и призывал вернуться к нему). Для того, чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь, свободу и т.д., народ передает часть своих свобод группе людей, которые взамен обязуются охранять эти права. Этим соглашением объясняется возникновение государственной власти. Таким образом, власть дана не богом, а народом, следовательно, народ имеет право отобрать ее, если монарх не выполняет соглашения.
2. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

Иммануил Кант (1724-1804) - основатель немецкой классической философии. Основные труды:

-«Критика чистого разума» - гносеология;

-«Критика практического разума» - этика;

-«Критика способности суждения» - эстетика.

Два периода – докритический (вопросы природы) и критический (философский - после 1770 г.). Три вопроса:

-Что я могу знать? - гносеология;

-Что я должен делать? - этика;

-На что я могу надеяться? – находится на стыке философии и религии.

Гносеология. В теории познания - перенос акцента с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека. Существуют два мира. Действительный мир (Кант называет его ноуменальным или миром "вещей-в-себе") мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальным или миром явлений). Ноуменальный и феноменальный миры. "Вещи-в-себе" (например, бог, душа) не познаваемы (Кант называет их трансцендентными, т.е. запредельными). Важное понятие — трансцендентальное единство апперцепции, благодаря которому на основе различных ощущений возникает целостный образ предмета. Априорные формы (априори – «до опыта») рассудка накладываются на «вещь в себе», создавая явление.

Этика. Хотя действительный мир недоступен для познания, он открывается для практического разума в виде высшего нравственного закона, основанного на долге. Его Кант называет "категорический императив": «Поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь без внутреннего противоречия желать, чтобы оно стало всеобщим законом».

Религия. Бог — понятие трансцендентное, поэтому его существование не может быть логически доказано (Кант опровергает известные доказательства существования бога). Однако моральное поведение подразумевает вознаграждение. Потому справедливость требует того, чтобы бог существовал. Развивали идеи - Фихте и Шеллинг (критика «вещи-в-себе», постулат того, что бытие = мышление)

Георг Гегель  (1770–1831) - крупный немецкий классический философ. Основные труды: "Феноменология духа", «Наука логики», "Энциклопедия философских наук". Основополагающее понятие — абсолютная идея (мировой дух), объединяющая все сущее. АИ творит из себя природу, затем человечество. Через деятельность человека (духовную культуру) АИ познает себя.

Духовная культура проявляется в трех формах:

-субъективный дух - душа, сознание, личность;

-объективный дух - право, мораль, нравственность;

-абсолютный дух - искусство, религия, философия.

Гегель разрабатывает философскую основу для диалектики — учения о развитии и изменении.

При этом в диалектическом развитии вычленяется ряд законов:

1) закон перехода количественных изменений в качественные;

2) закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицания отрицания.

Антропологический материализм Л.Фейербаха


Людвиг Фейербах (1804-1872). Труды: «Сущность христианства», «Мысли о смерти и бессмертии» и др. Как и Гегель, Фейербах принимает единство конечного и бесконечного. Однако это единство реализуется в человеке, а не в Боге и не в абсолютной Идее. Итак, по Фейербаху, религия – это исключительно человеческий факт. Что человек думает, каковы его принципы, - таков его Бог. Отсюда вывод Фейербаха: срытое ядро теологии есть антропология. Человек склонен вынести свое бытие вовне, чтобы затем найти его в себе.

Л. Фейербах - создатель одного из вариантов антропологического материализма. Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней.

Теория антропологического материализма состоит в:

- единственно существующими реальностями является природа и человек;

- человек - часть природы;

- человек - единство материального и духовного;

- человек д. стать главным интересом философии;

- идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

- Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека;

- природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем неуничтожима;

- все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Фейербах выступает с атеистических позиций, тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Основные положения атеистическо-антропологической теории Фейербаха:

- Бога как самостоятельной реальности нет;

- Бог - порождение сознания человека;

- религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и ничего общего не имеет с реальностью;

- распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

- корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

- мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

- Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

- Бог в действительности не является творцом, Он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творение) - человек.

Основу познания составляют субъект, чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность, и которые познаются разумом.

Научный анализ философии Фейербаха сделан Ф. Энгельсом в книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888).


Становление иррационалистической традиции неклассической философии (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше)


В широком смысле слова под иррационализмом имеют в виду учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный), что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства, словом, тех срезов духовного начала, которые противопоставляются разуму, рассудку, мудрости.

Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788-1860), который тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он преклонялся перед философией И. Канта и философскими идеями Востока.

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизированно понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.

Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание, по Шопенгауэру, присуще жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно последовать новое страдание либо томительная скука. Симптом этого - переход к полному аскетизму.

Серен Кьеркегор (1813-1855) - датский теолог, философ, представитель философии жизни, и писатель. Как и А. Шопенгауэр, он высказывал недоверие к разуму. Он отрицал единое идеальное начало мира, - будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Кьеркегор выдвинул идею "экзистенциального мышления"-связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: Вместе с тем Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях "страх", "сомнение", "трепет" и т.д. Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом чего является "бессилие мысли", подлинный "скандал для рассудка", а отсюда - переход к мифу.

Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее "вечного возвращения одного и того же". Лишь понятие "вещи" выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление - метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью.

. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Образ "сверхчеловека" - это культ "сильной личности", одержимой жаждой власти
Марксистская философия является учением, относящимся к постклассической философии – тому этапу в развитии европейской философской мысли, который начался с середины XIX века (после Гегеля) и связан с переосмыслением установок философской классики.

Ее отличительные особенности – это а) критика созерцательности предшествующей философии; б) акцент на социальной природе и практической направленности философского мышления. Социально-критическая стратегия задает философии особую «миссию» - критиковать реально сложившееся общественное устройство и предлагать пути его улучшения в соответствии с идеалом социальной эмансипации (освобождения).

Марксизм возникает в середине XIX в. в определенной социально-экономической среде, которую характеризует ряд событий: а) буржуазные революции в Европе 1840-х гг.; б) появление первых признаков кризисного развития капитализма; в) обострение противоречий классового общества.

Теоретические предпосылки марксизма:

1) немецкая классическая философия (Гегель – теория диалектического развития, Людвиг Фейербах,– материализм);

2) английская политическая экономия (Адам Смит, Давид Рикардо: идея трудовой стоимости, труд – основной источник богатства);

3) идеи утопического социализма (Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн: принцип распределения по способностям, наука – движущая сила прогресса)

Основоположники философии марксизма – это Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1885). Продукт творческого сотрудничества Маркса и Энгельса – философское учение, которое получило название диалектического и исторического материализма. Работы: "Капитал", "Экономическо-политические рукописи" К. Маркса, "Анти-Дюринг", "Диалектика природы" Ф. Энгельса.

Идеал - коммунистическое община, где не будет классов (т.е. угнетенных и угнетающих).

В чем суть материалистического понимания истории? История – это процесс, движимый живыми людьми и сообществами. Историю «делают» люди Основной предмет философии – не человек, а общество.

Из всей совокупности социальных отношений выделяются отношения материального производства как ключевые, доминирующие в общественной системе. В фундаменте материального производства лежит труд – он является и подлинной основой, движителем социально-исторического процесса.

Философия позитивизма.

Огюст Конт (1798–1857). После Гегеля эпоха метафизики закончилась. Продолжал традиции эмпиризма. Идеи могут быть сведены к чувственному восприятию.

Эволюция человеческой культуры проходит три последовательные стадии:

-религиозную

-метафизическую

-позитивную — наука, основанной на эксперименте.

Важна эмпирическая проверка теоретических построений. Ввел в сферу наук социологию – науку об обществе.

Эволюционизм. Герберт Спенсер (1820-1903). Эволюционная концепция базируется на естественно- научных данных.

Эволюционизм - учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований. Научная основа - теория Дарвина. Социал-дарвинисты распространили учение Дарвина на общественную жизнь. Спенсер еще до Дарвина предположил, что человечество в своем развитии проходит два состояния: воинственное и сменяющее его промышленное. Борьба за существование, по Спенсеру, уменьшается в человеческом обществе по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.


написать администратору сайта