Главная страница
Навигация по странице:

  • Функции исторического познания История выполняет несколько социально значимых функций. Первая

  • 2. Источники по изучению Отечественной истории.

  • 3. Труды дореволюционных историков как исторический источник (В.Н.Татищев, Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский).

  • 4. Современная историография Отечественной истории

  • 5. Славянские племена в VI-IX вв., этногенез славян.

  • 7. Киевская Русь при Владимире 1 и Ярославе Мудром.

  • 8. Земли и княжества Руси ХII – ХIII веков: политическая организация, хозяйство, культура.

  • 1. Функции и значение исторической науки


    Скачать 398 Kb.
    Название1. Функции и значение исторической науки
    АнкорOtvety_k_zachyotu.doc
    Дата22.04.2017
    Размер398 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_k_zachyotu.doc
    ТипДокументы
    #5387
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1.Функции и значение исторической науки.

    История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Функции исторического познания

    История выполняет несколько социально значимых функций. Первая — познавательная, , состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов

    Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории. Третья функция — мировоззренческая.. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории.

    Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

    Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

    История – это не просто сумма знаний о прошлом и новых ретрансляций этой информации. Навыки исторического мышления и анализа позволяют яснее видеть истоки и своеобразие мировых процессов, общественных явлений, помогают прогнозировать варианты развития общества, событий и процессов. Исторические знания и исторический стиль мышления формируют гуманитарную культуру и гражданский облик гражданина страны.
    2. Источники по изучению Отечественной истории.

    История как наука черпает свой материал из источников.

    1. Вещественные источники, представляющие основной материал для археологов, и не только. В изучении древнейших цивилизаций, когда письменность либо отсутствовала, либо была еще мало развитой, они просто незаменимы. (Орудия труда, оружие ,украшения, предметы быта)
    2. Письменные документы. Они служат главным материалом при изучении истории последних столетий, от которых сохранились многочисленные архивы (однако и здесь вещественные находки сохраняют существенное вспомогательное значение). Этот вид источников настолько многообразен и порой затруднен для анализа, что в нем целесообразно выделить несколько наиболее значительных групп:
    а) законодательные и иные нормативные акты государственной власти и межгосударственных объединений и подготовительные материалы к ним. Последние ценны тем, что отражают борьбу мнений и партий вокруг законопроекта, а через их посредство – интересы и позиции различных социальных групп;
    б) служебная и частная переписка. Этот источник ценен тем, что отражает скрытые мотивы политических партий и деятелей, не выносимые на широкую публику. Если в официальных выступлениях они, как правило, облагораживаются и маскируются радением о «благе народа» и иными высокими помыслами, то в доверительной переписке наружу выступают чаще истинные, куда более прозаические мотивы;
    в) различные рабочие материалы государственных учреждений, политических партий, хозяйственных предприятий и т. д. В своей совокупности они дают общую статистическую картину состояния экономики, ее отраслей, регионов, народного образования, вооруженных сил и
    т. д., короче – любой сферы деятельности, и позволяют проследить динамику и направления ее развития;
    г) дневники и мемуары. Это сугубо личный и поэтому субъективный источник (тем более, что пишут их чаще всего заинтересованные лица), зато в нем концентрируются, как правило, наиболее важные события;
    д) периодическая печать. С точки зрения достоверности, это – самый ненадежный источник, зато он ярко отражает борьбу мнений и партий, ведь большинство газет служат рупорами тех сил, чей социальный заказ они выполняют;
    е) старинные летописи и хроники, то есть ежегодные сводки событий, дошедшие до нас с тех отдаленных времен, которые не оставили потомкам многочисленных письменных документов.

    3. Этнографические – сведения, которые сохранидись до настоящего времени: быт, нравы и обычаи

    4.Лингвистические - сведения о происхождении названия природных и географических объектов)

    5. Фольклорные – памятники устного народного творчества

    6.Компьютерно-цифровые – кино-фото документы, аудио документы.
    3. Труды дореволюционных историков как исторический источник (В.Н.Татищев, Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский).
    В.Н.Татищев (1686-1750) Ввел в научный оборот много новых источников: Русская права ярослава-свод древнерусского феодального права, Судебник 1550г Иван Грозный и ряд летописей. Он создал обзор событий от скифских вреиен до конца 16 в иван грозный. Изложение носит двойственный характер. Первые две чвсти поднимают ряд общих проблем(древнейшая исория народов мира, славянская письменность,происхождение государства и его формы) Последующие две части излагается пол история России в хронологии на основе данных рукописных текстов.

    Н.М.Карамзин.(1766-1826) Основоположник сентиментализма. Письма русского путешественника, рассуждения философа, историка и гражданиа. Издатель популярных журналов_ вестник европы, московский журнал. Гдавный труд «История государства Российского»12 томов. Концепция – у Росси гос строем должна быть монархия, которая способствует объединению России. На примерах правления царей он хотел научиить их править .

    С.М. Соловьев.(1820-18790 История России с древнейших времен 29 томов (от рюрика до Екатерины2) Считает ,что государственность – основная сила общественного процесса ,необходимый для существрвания народа. В отличие от предшественников придает значение природе и геогр среде.Выделял 4 раздела: 1) Господств родового слоя _от рюрика до андрея боголюбского. 2) от А.Б. до начала 17 века 3) Вступление России в систему европейских государств( от романовых до середины 18 в 4) Новый период с сер 18 века до реформ 1860 годов

    В.О.Ключевский (1841-1911) Курс русской истории 5 томов. Первый историк, отошедший от периодизации по царствованию. История делится на периоды: Днепровский, Верхневолжский, Московский ( Великорусский), Всероссийский. Опирается на триаду: человеческая личность ,общество, природа страны. Основное место занимают вопросы соц-экономической истории России. Описывал структуру общества, деления на классы по виду хоз.деятельности и разделению труда. Термин «народ» употреблял в этическом и этническом смысле. Высшим достидением нединства народа является государство ,защищающее национальный интерес всего народа.

    4. Современная историография Отечественной истории

    (1990 – 2000-е гг.)

    Формирование в отечественной историографии конкуренции идей. Позиции сторонников формационного и цивилизационного подходов к истории. Историософская оценка прошлого нашей страны в монографии А.С. Ахиезера “Россия. Критика исторического опыта” и других публикациях. Создание системы альтернативных учебников по истории России для школ и вузов страны. Издание трехтомной “Истории России. С древнейших времен до конца ХХ века” (Под ред. А.Н. Сахарова).

    Обсуждение проблемы кризиса исторической науки на международной конференции “Россия в ХХ в.: судьбы исторической науки”(1993). Пересмотр понятия “кризиса буржуазной исторической науки” в России конца Х1Х - начала ХХ вв.

    Обсуждение российскими историками в 90-е гг. важнейших проблем прошлого нашей страны: особенностей исторического развития России, различных аспектов гражданской войны, начального этапа Великой Отечественной войны и т.д. Новый взгляд на российское средневековье, опричнину, деятельность Ивана Грозного. Позиция А.Л. Юрганова.

    Разнообразие подходов к оценке отечественной культуры конца Х1Х – первой трети ХХ вв. Новые грани «Серебряного века». Авангард художественный и авангард политический: точки соприкосновения. Междисциплинарные исследования по отечественной истории. Гендерная проблематика в работах по отечественной истории. Прошлое России в современных трудах по «истории повседневности». Политическое и культурное наследие российской эмиграции: расширение исследований, новые подходы.

    Работа в архивах РСФСР в 1990-е гг. по уточнению режима хранения архивных документов и снятию с них ограничений на доступ: идеологические и научные аспекты. Правовое закрепление общедоступности российских архивов в “Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах”(1993 г.).

    Возрастание удельного веса региональных исследований в отечественной историографии. Актуальность проблем краеведения, использование их как средство популяризации исторических знаний и воспитания патриотического сознания. Активные поиски взаимодействия школ и вузов в области совершенствования преподавания истории.

    Сегодня историки рассматривают прошлое на широких основаниях, согласно которым в общественной жизни в разных комбинациях и в различные периоды действуют с той или иной силой «на равных» многообразные факторы – культурные, технологические, организационно-экономические, идейно-политические. Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей.
    5. Славянские племена в VI-IX вв., этногенез славян.
    Киевская Русь как первое государство русского народа существовала около 300 лет. Ее экономика отличалась динамичным развитием, открытостью, эффективностью и богатством. Она была представлена различными отраслями хозяйственной деятельности: земледелием, скотоводством, ремеслами, охотой, рыболовством, собирательством, торговлей. Ведущую роль играли внешняя торговля и ремесло. Именно за счет них быстро развивалась и богатела страна, вывозя на международные рынки, в первую очередь в Константинополь, кожи, меха, мед, воск, ремесленные изделия. Имевшее большое значение во внутренней жизни земледелие было довольно эффективным, хотя велось на экстенсивной ( увеличение кол-ва продукций без качественного роста, за счет расширения посевных площадей, слабое применение техники, плохая обработка земли) основе подсечно-огневым и переложным способами и было трудозатратным. Это обусловило длительное сохранение сельской общины. Вторым фактором, способствующим существованию общины, было наличие постоянной внешней опасности, противостоять которой было легче большим коллективам и крупным поселениям.

    Переходный и многообразный характер экономики вел к существованию различных видов собственности: в городах – частные владения ремесленников и торговцев, на селе – собственность общинная и феодальная (княжеский домен, боярские вотчины, монастырские владения). Структура общества поэтому отличалась большой пестротой. Так, по политическому признаку общество делилось на княжьих мужей и людей, по профессиональному – на дружинников, торговцев, ремесленников, а по социально-экономическому – на бояр, смердов и феодально-зависимое население (холопы, закупы, рядовичи). Формирование социальных групп не было завершено, поэтому структура была открытой для вертикальных и горизонтальных перемещений, отличалась динамизмом
    6. Образование древнерусского государства. Деятельность первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава).
    Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862–879). Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало.

    После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре. Первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация, – Олег (879–912), родственник Рюрика – первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки». Захватив в 882 году Киев, Олег сделал его столицей и назвал «матерью городов русских». Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее в исторической науке название Киевская Русь. 882 году Олег Вещий объединил Новгород и Киев принял титул Великого князя .Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды он совершал походы на Константинополь, итогом которых стали два выгодных для Руси мирных договора (907 и 911).

    Наследником Олега стал Игорь (912–945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье– периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

    Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы и сама дань стала свозиться в специально определенные места (погосты), размеры дани – уроки)

    Ольга – первая из русских, принявшая христианство под именем Елена. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых.

    Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем.(Князь-воин, русский Александр Македонский). Знаменитый клич «Иду на вы». Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.
    7. Киевская Русь при Владимире 1 и Ярославе Мудром.
    После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980–1015). По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Выслушав богословов разных конфессий, сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости – города (Переяславль, Белгород и др.).

    В 980 г. Владимир осуществил языческую реформу. К тому времени большинство европейских народов исповедовало христианскую веру. (В начале XI в. в христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)

    К концу Х в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир понимал, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Сначала сам Владимир принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. А в 988 г. князь Владимир обратил в христианство свой народ. В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. Процесс христианизации страны затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований. Владимир женился на византийской принцессе Анне. (Владимир Святой)

    Пограничные заставы – система сигнальных башен против внезапных набегов кочевников.

    Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.

    Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.

    После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019–1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества, расцвет культуры, переписка византийских книг, создание библиотек, архитектурное строительство) Женился на шведской принцессе Ингегерде.

    Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Ярославль, Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников.

    Ярослав принял первый кодекс законов – Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.
    8. Земли и княжества Руси ХII – ХIII веков: политическая организация, хозяйство, культура.

    В середине XII века некогда единая Киевская держава распалась на ряд самостоятельных земель и княжеств. Этот распад произошёл под влиянием феодального (натурального хозяйства)способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считаясь в первую очередь с интересами местной феодальной знати и вступали в бесконечные междоусобные войны. Это привело к сильному ослаблению государства в целом.

    три основных политических центра: на юго-западе – Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке – Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля на северо-западе. Эти три феодальных образования различались между собой степенью влияния княжеской власти и ролью феодальной аристократии, а также степенью развитости одной из форм феодальной земельной собственности (вотчины и поместья), воздействия внешних факторов на внутриполитическую жизнь и играли главную роль в истории Руси XII-XIII вв.

    В Новгороде Великом установилась феодальная вечевая республика. В Галицко-Волынских землях сложился конфликтный тип власти. Политический строй Северо-Восточной Руси тяготел к княжеской монархии.

    Постепенно центр экономической и политической жизни перемещался на северо-восток в бассейн Верхней Волги. Здесь и сформировалось сильное Владимиро-Суздальское княжество – впоследствии главенствующая территория Северо-Восточной Руси, оно стало центром объединения русских земель. В период же феодальной раздробленности (после 30-х годов XII века) оно выступало конкурентом Киева.

    В течение долгих веков Северо-Восточная Русь Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озёр создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Немаловажное значение имело и то, что северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Лесные чащобы этой земли были столь обширны, что в XIII веке два княжеских войска, вышедшие на битву, заплутались и не нашли друг друга. То была земля непокорного племени вятичей.

    На северо-востоке от современной Москвы, там, где расположены города Владимир и Суздаль, территория расположена в нечернозёмной зоне.

    В XI-XIII веках сюда двинулся поток переселенцев. В поисках плодородной земли шли в Северо-Восточную Русь новгородцы. Спасаясь от набегов кочевников, перебирались в эти защищённые лесами места обитатели Приднепровья.

    Постепенно здесь сложились крупные городские центры: Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль.

    Политический строй Северо-Восточной Руси тяготел к княжеской монархии.

    В 1125 году суздальским князем стал младший сын Мономаха Юрий, за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное, независимое государство. Основной формой феодального землевладения здесь становилось поместное землевладение (условное держание, назначаемое за службу)

    Верховная власть принадлежала князю, имевшему титул великого. Существовавшие органы власти и управления были аналогичны сложившимся в раннефеодальных монархиях: княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Действовала дворцово-вотчинная система управления.

    Юрий Долгорукий постоянно воевал с Волжской Булгарией, вёл борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли. Он энергично поддерживал колонизацию неосвоенных земель: строил города, возводил и украшал церкви и монастыри. При нём впервые упоминается Москва.

    Когда Юрий ещё княжил в Киеве, его сын Андрей самовольно уехал на север, взяв с собой чудотворную икону Божьей Матери, ставшую впоследствии святыней Владимирской земли. Князь Андрей наперекор всем традициям перенёс княжеский престол во Владимир, а рядом с ним, в селе Боголюбове построил себе резиденцию. По названию села, Андрей получил прозвище Боголюбский.

    Он продолжил политику своего отца, направленную на расширение княжества: он воевал с Новгородом, с Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его. Андрей Боголюбский проводил жёсткую политику по отношению к боярам в своём княжестве. Наступая на их права и привилегии, он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчины.

    Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьёзный конфликт. В 1174 году заговорщики убили князя. После смерти Андрея Боголюбского началась усобица. В конце концов, князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом.

    Годы правления Всеволода ознаменовались внутренним и внешним укреплением княжества, утверждением и дальнейшим развитием традиций княжеского самовластия. Сильная княжеская власть, опиравшаяся на поддержку мелких и средних военных слуг и городских общин, способствовала становлению единого и крепкого государства, экономическому и культурному подъёму. Вырос авторитет княжества в отношениях с другими русскими землями и соседними государствами.

    Всеволод первым из русских князей официально принял титул великого князя. При нём Владимиро-Суздальская земля стала доминировать среди других княжеств. Всеволод жестоко наказывал мятежных бояр. При нём была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжества на части и вели усобицы. Владимиро-Суздальская земля распалась на целый ряд уделов, доставшихся сыновьям Всеволода. Походы на Волжскую Булгарию, борьба с мордовскими племенами на восточных границах, основание в устье реки Оки крепости Нижний Новгород – вот основные моменты истории княжества в этот период.

    Владимиро-Суздальская Русь стала одной из самых передовых и могущественных в экономическом, военном и культурном отношениях русских земель.

    Культура Северо-Восточной Руси сформировалась на основе древнеславянской культуры. В ней отразились традиции вятичей – славянских племён. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений. Культура Северо-Восточной Руси была связана с расцветом торговли и ремёсел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей.

    _________________

    Огромное влияние на культуру в целом – на литературу, зодчество, живопись – оказало христианство. Важнейшим памятником культуры того времени являются летописи – погодное изложение исторических событий. По мере дробления Руси, во Владимире, Суздале и других крупных городах Северо-Восточной Руси появляются центры местного летописания. Летописцы, как правило, грамотные, литературно-одарённые монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей. Местные летописи писали также по заказу князя приближённые бояре или дружинники. Летописи Владимиро-Суздальской Руси отличались предметами повествования, стилистикой.

    Большого расцвета достигло зодчество. В XII веке строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире, храм Покрова-на-Нерли.

    Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей во Владимире и Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружён каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.

    Получила распространение и иконопись. Икона – это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. Во Владимиро-Суздальской Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшую технику – скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства. Великолепная чеканка и изящная художественная отделка оружия ставили русских мастеров - златокузнецов в один ряд с западноевропейским.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта