Методика ИЗО. 1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника
Скачать 266.5 Kb.
|
11. Дизайн. Его разновидности и основные средства. Дизайн (проектировать, конструировать) – это процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. Дизайн - новый вид художественно-конструкторской профессиональной дея-ти, возникшей в XX в. Цель создание целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива. Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и с точки зрения процесса функционирования, то есть с учетом того, как предмет будет транспортироваться, как упаковываться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т. д. Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия - смысл дизайна. Области дизайна - это бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, графика, одежда и другое Изобразительные средства дизайна: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Используемые материалы, которые можно объединить в следующие группы: древесина, металл, стекло, текстиль, пластические материалы и новейшие синтетические материалы. Виды дизайна: - промышленный (автомобильный), -архитектурный, -дизайн интерьера, - фито-дизайн, -дизайн одежды, - визаж, графический дизайн, ландшафтный, нэйл-дизайн (ногтевой), компьютерный. 12. Виды и национальные особенности декоративно-прикладного искусства Беларуси. ДПИ - это искусство создавать и декорировать предметы быта. Виды: I) Монументально- декоративная – связана с архитектурой и окружающим пространством (садово-парковым). II) Декоративно –прикладное – это область декоративного искусства, направленная на создание худ. изделий, имеющих практическое значение в быту, отличающейся декоративной образностью. Разделяется на 1) Художественно-профессиональное 2) Традиционное 3) Оформительское искусство. Виды: соломоплетение, льноплетение, худ обработка дерева, металла, кожи; плетение из лозы, ткачество, роспись (батик), (резьба по дереву, ковальство, соломоплетение, ткачество (пояса, одежда), роспись по стеклу, дереву, ткани, биссироплетение, вязание, лентоплетение, габеленоплетение, инкрустация. К традиционным видам ДПИ в Беларуси можно отнести: лоскутная техника, ручная вышивка, белорусская кукла, вязание крючком, плетение из лозы, бересты, соломы (корзиночки, корзины, лукошки, кроме плетения солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров. Так называемый соломенный паук - символ благосостояния и богатства - колядное украшение не только в Беларуси, но и в других странах Европы). Одним из самых распространенных видов народного творчества Беларуси является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса.). Мастерство и худ. вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд. Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. Рушники имели белое поле, на котором размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Рушник в Беларуси - это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это - узы с неразгаданной до конца символикой. 13. Художественные методы создания произведений искусства. Детские художественные методы. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются. Методы, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: — метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса (использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно). — метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды; — метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; — метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. Эти методы помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по своим, детским, но законам красоты. В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, индивидуальный подход к каждому ребенку. Детские худ. методы делятся на – наглядные, - словесные, - практические, -игровые . Зависят от цель и задач, специфики вида ИЗО деят., возраста, уровня овладения детьми конкретной деят-ю.Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения ИЗО искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Метод обучения характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка. Обучение при постоянном использовании готовых схематических образцов сводится в конечном счете к узкой задаче — выработке умения создавать несложные формы. Тренировка руки в создании такой формы изолируется от работы сознания. К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. 14. Дидактические основы руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста. Программа по ИЗО деятельности в каждой возрастной группе строится на основе общих задач воспитания и дидактических принципов, составляющих основу системы обучения. При планировании занятий по ИЗО деятельности воспитатель должен учитывать требования программы, помнить о связи этой деятельности с другими занятиями. Построение программного материала от простого к сложному — один из основных дидактических принципов. Усложнение требований к изображению должно базироваться на постепенном развитии и уточнении представлений детей об окружающей действительности с учетом их возрастных особенностей. Принцип расположения материала от простого к сложному находит отражение и в отборе объектов изображения. Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала. Умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются в других группах как в плане качества изображения, так и в плане выразительности образов. Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. Сюжетная тема может быть дана в том случае, если основные предметы, входящие в сюжет, дети уже изображали. В своей работе по руководству ИЗО деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. Толчком к проявлению интереса к ИЗОдеятельности служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой, конструированием. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы. Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей, наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне. ИЗО творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования, лепки и т. п. 15. Подходы и принципы образовательной работы педагога в процессе руководства изобразительной деятельностью. Педагог должен внимательно подходить к отбору объектов для рассматривания и изображения по всем темам программы. Этот принцип должен учитываться при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей каждого возраста. Из всего многообразия жизненных явлений отбираются темы, доступные их пониманию и изображению. Учебный материал в программе расположен с учетом постепенного нарастания сложности объектов изображения от близких, хорошо знакомых ребенку предметов ко все более широкому кругу предметов и явлений. Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала. Умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются в других группах как в плане качества изображения, так и в плане выразительности образов. Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. Принцип повторности соблюдается и между программами по разным, видам ИЗО деятельности. Умения, приобретенные в рисовании, помогут ребенку создать объемную форму в лепке и т. п. Умение передавать правильные пропорции предмета закрепляются и в рисовании, и в лепке, и в аппликации. Задача воспитателя — решить, в каком виде работы ребенку легче освоить какой-либо прием и в каких видах ИЗО деятельности затем закрепить его. Такое многократное повторение в разных вариантах одних и тех же умений способствует выработке правильных приемов работы и дальнейшему их развитию. При планировании занятий по ИЗО деятельности воспитатель должен учитывать требования программы, помнить о связи этой деятельности с другими занятиями. Все виды ИЗО деятельности должны быть равномерно спланированы, учтена также предварительная работа по проведению наблюдений, чтению книг, рассматриванию картин, которую необходимо организовать заблаговременно, накануне занятий. 16. Цели и задачи обучения дошкольников созданию изображения. Основной целью обучения ИЗО деятельности является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д. Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпановать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д. Овладение этими изобразительными приемами — задача довольно сложная, требующая развития мышления. Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции. Одна из важных задач обучения ИЗО искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки, которые включают правильное использование материалов и оборудования. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача. Таким образом, задачи обучения ИЗО деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей. 17. Характеристика методов и приемов обучения дошкольников изобразительной деятельности. Под методами обучения изодеятельности понимают систему действий психолога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания определенного программой дошкольного образования. Прием обучения – отдельная деталь, составная часть метода. Методы и приемы находятся в единстве и могут переходить один в другой. Например, показ нового способа изображения – метод, а показ знакомого способа изображения – прием. Традиционно, все методы и приемы делятся на: - наглядные (показ, демонстрация); - словесные (беседа, объяснение); - практические (упражнения, выполнения). В ИЗО используют такую классификацию методов, предложенную Лернером и Скаткиным: 1 информационно-рецентивные (наглядно-иллюстративный); 2 репродуктивный (повторение копирование способа действия); 3 исследовательский (анализ и изучение какого-либо объекта живой или неживой природы) и эвристические методы (самостоятельное открытие какого-либо явления, сделанного ребенком); 4 метод проблемного содержания (не используется в дошкольном возрасте, а только с 10-12 лет). 18. Формы организации изобразительной деятельности в дошкольном учреждении. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как, рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Выделяю три основные формы совместной деятельности детей: «совместно – индивидуальная», «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая». а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы. б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников. в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах. 19. Особенности детского изобразительного творчества. Рисование – один из самых распространенных видов творчества в детстве. Обусловлено его доступностью, отчасти – психическими особенностями развития ребенка. Изобразительное творчество детей, как отмечал Л.С Выготский, является превалирующим в дошкольном и младшем школьном возрасте. Оно проходит в своем развитии несколько типических стадий. Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс. Ребенок любит разглядывать готовые картинки, а сам рисует «абстрактные каракули», до тех пор пока не попробует скопировать(при помощи взрослого или нет) что-либо из готовых образцов. Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке. Третья стадия - индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. В этот период появляются зачатки мастерства, ну и соответственно вновь возрождается репродуктивная сторона рисунка – взрослые предлагают образцы, которые ребенок может взять в качестве примера для подражания. Признаки детского изобразительного творчества: 1. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка-оно стихийно. 2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели –его увлекает сам процесс. 3. Зависимость от возраста ребенка. Увлечение рисованием длится до определенного момента, когда в силу развития ребенка уступает место словесному искусству, интересу к тексту. 4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга. |