Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) пожелание

  • 49. Методические особенности ознакомления детей дошкольного возраста с жанровой живописью.

  • 50. Методические особенности проведения занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста.

  • 51. Методические особенности рассматривания графических произведений в каждой возрастной группе.

  • 52. Ознакомление детей разных возрастных групп со скульптурой. В первой младшей группе.

  • Во второй младшей группе.

  • В подготовительной к школе группе.

  • 53. Ознакомление детей с разными видами декоративно-прикладного искусства. В младшем возрасте

  • 54. Методика проведения комплексных и интегрированных занятий по изобразительной деятельности.

  • 55. Развитие воображения детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

  • 56. Методика формирования у дошкольников графических умений (графические игры, упражнения).

  • 57. Методика руководства детской дизайн-деятельностью.

  • : плоскостной, объемный

  • 59. Методика применения игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности.

  • 60. Использование наглядных методов в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности.

  • Методика ИЗО. 1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника


    Скачать 266.5 Kb.
    Название1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника
    АнкорМетодика ИЗО.doc
    Дата31.01.2017
    Размер266.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодика ИЗО.doc
    ТипДокументы
    #1443
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    1)пожелание:не злоупотреблять этим приемом. Пользовать­ся им очень осторожно и тактично, только в тех случаях, когда ребенок действительно сам не может найти необходимый способ изоб­ражения. Максимально побуждайте детей к самостоятельному нахож­дению различных способов изображения. Всячески поощряйте за ориги­нальное и своеобразное решение.

    2) пожелание:вместо прямого показа чаще используйте иллюстративный материал, выразительные игрушки, художественное слово и другие средства.

    3) пожелание:при показе ориентируйтесь не только на возраст детей, но и на некоторые психологические особенности ребят: у одних преобладает конструктивный способ изображения (все из отдельных частей), другие предпочитают целостный, третьим нравится обобщен­ность, декоративность в рисунке и т. д. Показ должен содействовать проявлению умственной, эмоциональ­ной, речевой, двигательной активности детей, индивидуальности каж­дого  ребенка,  развитию  его  творческих  качеств  и   художественно творческих способностей. Он должен заставлять ребенка всматриваться, наблюдать за окружающими объектами, будить фантазию, воображе­ние, творческое мышление. Характер показа обусловлен, прежде всего, возрастом детей и особенностями изображаемого объекта. Например, в младшем возрасте показ должен быть эмоциональным, игровым, а в старшем — это не нужно. Чаще всего показывать следует быстро, смело, чтобы у ре­бят появилось ощущение легкости и желание самим так же действо­вать; одновременно привлекайте к показу детей, спрашивая, беседуя с ними по поводу изображаемого объекта. 
    49. Методические особенности ознакомления детей дошкольного возраста с жанровой живописью.

    Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины. Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное.  Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь. Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения. Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания. Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине. Основным приёмом в развитии монологической речи является рассказ, используемый в различных ситуациях.
    Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.
    50. Методические особенности проведения занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста.

    Чтобы успешно обучать детей конструированию, воспитатель, прежде всего сам владеет необходимыми знаниями, умениями и навыками: хорошо знаком со всеми: строительными наборами, конструкторами, используемыми в работе с детьми, знает названия всех деталей и их конструктивные свойства, владеет техническими конструктивными умениями (делает перекрытия, замыкает пространство и т. п., делает выкройку, чертеж, складывает бумагу в разных направлениях и т. п., соединяет отдельные детали поделок различными способами — при помощи пластилина, клея и т. п.), умеет анализировать образец, предмет и т. д.Наряду с этим воспитатель владеет и всеми приемами обучения: умеет коротко и ясно объяснять задание, правильно показывать процесс сооружения постройки, изготовления игрушки, поделки, так, чтобы видели все дети, и т. д. Например, объясне­ние и показ постройки дома воспитатель начинает с сооружения задней (по отноше­нию к детям) стенки, а заканчивает передней. В противном случае готовая передняя стенка мешает детям видеть процесс возведения других. При показе процесса изготов­ления бумажной поделки по чертежу воспитатель использует чертеж больших раз­меров, чем у детей, и т. д. Всеми этими знаниями, умениями и навыками учащиеся овладевают на практи­ческих занятиях.
    51. Методические особенности рассматривания графических произведений в каждой возрастной группе.

    Графика также является одним из видов изобразительного искусства. По сравнении с живописью язык графического произведения более скупой, лаконичный и условный. В рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом, углем. Дети дошкольного образа постепенно, начиная с простейших штрихов, переходят к наиболее полному изображению предметов, явлений. Стремление передать цвет придает рисункам старших дошкольников яркость, сочность. Произведения графики обычно выполняются на бумаге.  В основе графического произведения лежит рисунок.  Средством художественного выражения в графике являются линия, соотношение белого и черного, светотень, тон. Графика не исключает применение цвета. В книжной иллюстрации, в плакате, в рисунке художник часто использует 2-3 цвета. Графика включает разные типы изображения.  Основная задача, которую решаем в младшем возрасте – вызвать у детей интерес и желание рассматривать картинки в книгах, называть изображенные предметы. В средней группе через восприятие иллюстраций вводим детей в мир условных, графических образов, объясняем и показываем как одни и те же предметы по разному изображают художники. Старшие дошкольники способны понять станковую (рисунки и эстампы, используемые для оформления помещений) и массово-агитационную графику (плакаты, этикетки на коробках и т.п.). Дети 5-6  лет не просто узнают в изображениях знакомые предметы, но и определяют характер образа или назначение этого произведения, улавливают сюжетную линию.
    52. Ознакомление детей разных возрастных групп со скульптурой.

    В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

    Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

    В средней группе. Знать некоторые народные игрушки, уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

    В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк (площадь); узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

    В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства). Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.
    53. Ознакомление детей с разными видами декоративно-прикладного искусства.

    В младшем возрасте происходит знакомство с доступными видами изобразительного искусства, в том числе декоративно - прикладного искусства; формируется художественное восприятие: форма, детали, цвет, выразительность.

    В средней группе закрепляются навыки ритмичного повторения элементов узора, дети учатся симметрично располагать его на бумаге, имеющей форму квадрата (салфеточки, платочки), круга (тарелки, блюдечки). Чтобы выполнить такой узор ребёнок должен использовать весь лист бумаги, найти углы, края, середину, а для этого надо знать, что такое углы, середина и т.д. В процессе создания узора ребёнка учат сопоставлять одинаковые части, усложняются и элементы, из которых строятся узоры: в рисунок включаются ягоды, цветы, листья. Это не какие-то определённые цветы и ягоды, а придуманные маленьким автором или взятые им из произведений декоративно-прикладного искусства. Усложняются и формы предметов, из которых детей учат составлять узор и элементы: включаются дуги, разнообразнее становятся цветы, листья, узор теперь выполняется не только всей кистью, но и кончиком ворса. В группе «Почемучки» формируются представление о видах искусства. Дети знакомятся с белорусским орнаментом, его элементами; знакомятся с многообразием видов искусства: дымковской, хохломской, городецкой росписи.

    В старшем возрасте детей учат составлять симметричные и асимметричные узоры, усложняются элементы узора: вводятся спирали, завитки, волнистые линии, обогащается цветовая гамма. Вместе с тем ставится другая задача: научить выполнить узор в определённой цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства в тёплых или холодных тонах. При составлении узоров детям предоставляют возможность использовать не только основные цвета, но и оттенки. От ритмичных узоров с повторяющимися элементами постепенно переходят к симметричным, а затем и асимметричным композициям. В группе «Фантазеры» расширяются знания о скульптурах малых форм, специфические черты декоративно-прикладного искусства, дети учатся сравнивать, обобщать, выделять особенности скульптуры. У дошкольников систематизируются и обобщаются представления о назначении разных видов искусства, дети высказывают свое отношение, обогащается эмоциональный внутренний мир ребенка.
    54. Методика проведения комплексных и интегрированных занятий по изобразительной деятельности.

    Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Комплексная форма – предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, каждый воспитанник делает свою часть задания имея представление об общем результате. Это сочетание разных видов детской деятельности. Например: формирование из математических фигур изображения плюс аппликация геометрических фигур.

    Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически. Это сочетание разного вида изо деятельности. Сущ –ет 2-а вида интеграции: сочетание изо искусства и изо деятельности. Например: нарисовать фон, а лебеди приклеить из ткани.
    55. Развитие воображения детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

    Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Любой вид художественного творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.
    56. Методика формирования у дошкольников графических умений (графические игры, упражнения).

    Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листах большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом. Например, чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бумаги, ему предлагают выполнить задания типа: «Снежинки падают», «Бабочка на лугу».Графические навыки- усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон). В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии.
    57. Методика руководства детской дизайн-деятельностью.

    Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка. Это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд .Выделяют три типа: плоскостной, объемный (предметно-декоротивный, предметно – пространственный) пространственный (архитектурно – художественный).
    58. Ознакомление детей дошкольного возраста с несложными художественными техниками.

    Описание техник рисования, применяемых при составлении декоративно – художественных композиций. Рисование пальчиками Возраст: от трёх лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: гуашь любого цвета, бумага, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Тампонирование. Возраст: от трёх лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: палитра, гуашь любого цвета, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребёнок набирает на поролон гуашь и делает оттиск на бумаге. Тычок Возраст: от трёх лет. Средства выразительности: фактура, объём. Материалы: бумага для основы, цветная гуашь, в зависимости от темы, щетинная полусухая кисть. Способ получения изображения: на кончик полусухой щетинной кисти набирается краска, кисточку при этом следует держать вертикально по отношению к плоскости и делать тычкообразные движения. При этом должна получиться большая пушистая точка. Монотипия. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, тон, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, гуашь либо акварель, влажная губка или мягкая кисть большого размера, кафельная плитка либо стекло. Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на влажную поверхность плоскости, затем она накрывается листом бумаги, делается отпечаток.
    59. Методика применения игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности.

    Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.

    Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.

    При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи.

    Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:

    • от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;

    • от возраста детей и их развития;


    60. Использование наглядных методов в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности.

    Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладение сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы. Например, для того чтобы нарисовать дом, надо знать приемы изображения прямоугольной формы, т.е. уметь соединять линии под прямым углом. Эти же приемы потребуются для рисования машины, поезда и любого другого предмета, имеющего прямоугольные очертания.

    Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

    Использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта