Главная страница
Навигация по странице:

  • 40. Методика проведения занятий рисованием и лепкой с натуры.

  • 41. Методика обучения детей способам и приемам лепки.

  • 42. Методические особенности руководства лепкой в каждой возрастной группе. Лепка в первой младшей группе

  • Лепка во второй младшей группе

  • 43. Методические особенности руководства рисованием в каждой возрастной группе.

  • Во второй младшей группе

  • 44. Методика формирования технических навыков рисования.

  • 45. Методика обучения детей дошкольного возраста способам вырезания и создания аппликаций.

  • 46. Методика проведения занятий по аппликации в разных возрастных группах. Приобщение к аппликации начинается с первой млад­шей группы

  • В средней группе

  • В старшем дошкольном возрасте

  • 47. Методика проведения разных видов занятий по изобразительной деятельности.

  • 48. Основные требования к показу способов изображения. Трудность применения приёма показа на практике обусловлена не­сколькими причинами.1)

  • Методика ИЗО. 1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника


    Скачать 266.5 Kb.
    Название1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника
    АнкорМетодика ИЗО.doc
    Дата31.01.2017
    Размер266.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодика ИЗО.doc
    ТипДокументы
    #1443
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    39. Методические особенности проведения занятий по замыслу в каждой возрастной группе.

    Изображение литературных и музыкальных произведений – это всегда изображение по представлению (воображению). К занятиям по представлению относят и занятия по замыслу.

    В младшей группе в ходе предварительной подготовке к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети мл.в. чаще всего повторяют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал.

    В средней группе дети более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индивидуальные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом занятии. В этом возрасте дети способны к созданию выразительных образов. Дети пятого года жизни могут быть очень активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов, некоторые склонны по собственной инициативе улучшить рисунок. Примерно половину занятий с детьми сред. возраста рекомендуется проводить на свободную тему.

    В старшей группе данный вид занятия планируется примерно 1-2 раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и оригинальны. В анализе работ старшие дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно по замыслу. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.
    40. Методика проведения занятий рисованием и лепкой с натуры.

    Изображение с натуры – возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственной точки обзора с целью как можно более точно и выразительной его передачи.

    Рекомендуется устанавливать натуру так, чтобы дети видели самую характерную сторону силуэта: на уровне глаз или чуть выше. Столы удобно расставить в шахматном порядке.

    Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетическое восприятие. Важно заинтересовать детей темой. Обследование натуры традиционно, однако следует подчеркивать ее индивидуальность и напоминать о необходимости передавать эти индивидуальные особенности.

    В затруднительных случаях педагог поясняет как можно простым карандашом сделать набросок, спланировать расположение отдельных частей изображения, наметив пропорции.

    Перед исполнительской частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования (лепки) и о необходимости сравнивать свою работу с натурой в процессе изображения.

    Анализ детских работ предполагает оценку их выразительности и точности передачи особенностей натуры.
    41. Методика обучения детей способам и приемам лепки.

    Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние.
    В детском саду используется в основном пластилин и глина. Лепкой начинают заниматься с 2 лет.

    Существует 3 способа лепки:
    1. конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется;
    2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования;
    3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.

    Методы и приёмы.
    Детей распределяют на небольшие подгруппы, 5-6 человек. Занятие проводится 5-8 минут с каждой подгруппой. Со второй половины года занятия проводятся фронтально. Основной приём это показ и подробное пояснение своих действий («Я беру кусок пластилина на левую ладошку, накрываю правой и катаю вперёд назад…). Можно проводить занятия, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Использование игровых приёмов и их обыгрывание. По мере приобретения навыков при работе с глиной, дети могут лепить по собственному замыслу, но при этом напомнить, что до этого лепим (например, хлебные палочки, колбаски, карандаши, мячики и т.д., а теперь лепите, кто что будет). Положительная оценка деятельности детей.
    42. Методические особенности руководства лепкой в каждой возрастной группе.

    Лепка в первой младшей группе. Лепные работы детей характерны неотчётливой формой, потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном знакомят с глиной и производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы.

    Лепка во второй младшей группе. Дети этой группы, более подготовленные к занятиям по лепке. Занятия проводятся со всей группой (фронтально). Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой (если шар, не сможет сообразить как его скатать).

    Лепка в средней группе. У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания).

    Лепка в старшей группе. К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий из глины. Происходят перемены и в психике детей, более устойчивым становится внимание, улучшается память, дети могут представить себе предмет и затем его лепить.

    Дети старшей группы больше лепят по представлению и по замыслу.
    43. Методические особенности руководства рисованием в каждой возрастной группе.

    Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях.

    Первая младшая группа. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения. Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое (он запоминает только часть). Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.

    Во второй младшей группе используется в качестве специального приема художественное слово. Главным образом художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя. Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка.

    Проводимый в конце занятий просмотр детских работ и несложный анализ способствует воспитанию активности у дошкольников. Для этого воспитатель выбирает рисунок, обращая внимание ребят на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную в работе инициативу - внесение чего-то нового в рисунок.

    Средняя группа. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением. В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части.

    В средней группе анализ рисунков в конце занятия может быть построен по-разному. Можно устроить выставку всех рисунков после занятия и затем провести анализ отдельных работ, которые выбирают дети.

    В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.

    Образец. Но чаще в старшей группе образец используется только для объяснения поставленной задачи. С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества.

    44. Методика формирования технических навыков рисования.

    Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами: между большим и средним, придерживая сверху указательным (рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш, кисть или мелок и т. п.), рисовать карандашом с разным нажимом.

    При рисовании кистью детей учат вести ее как всем ворсом, так и концом его для получения широких и тонких линий.

    Дошкольники учатся правильно закрашивать изображения (не выводить штрихи за пределы контура; закрашивать без просветов и т.д.).

    Они осваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цвета.

    Дети знакомятся также со способами рисования цветными восковыми мелками, простым и графитным карандашами; учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка.
    45. Методика обучения детей дошкольного возраста способам вырезания и создания аппликаций.

    Детей младшего возраста учат наклеивать готовые геометрические фигуры и изображения на бумагу. При этом показывают приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу. Наклеиваемое изображение плотно прижимается салфеткой.

    Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

    Начиная с 4—4,5 лет дети учатся правильно держать ножницы и резать ими бумагу. В процессе работы участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги правая действует ножницами.

    Воспитанники овладевают следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось; закругление углов; вырезывание округлых предметов, одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое; силуэтное вырезывание на глаз и др. Дошкольники должны создавать аппликации и предметные, сюжетные и декоративные композиции.

    Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений.

    46. Методика проведения занятий по аппликации в разных возрастных группах.

    Приобщение к аппликации начинается с первой млад­шей группы. Содержание работ: полу­объемная (из бумажных комочков, шариков); предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др.

    Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происхо­дит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, пока­зать приемы использования материала и т.д.

    Действия детей с бумагой постепенно усложняются. Задачи:

    1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате и т.д.

    2. Учить составлять из готовых форм про­стые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.).

    3. Учить ребят правильно держать ножницы.

    4. Учить технике намазывания бумажных деталей клеем.

    5. Формировать у детей осознанное отношение к поряд­ку выполнения работы: сначала выложить узор на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

    В средней группе решаются более сложные задачи:

    1. Учить вырезать детали для аппликации из разных ма­териалов (бумага, ткань) простыми способами - отре­зать, разрезать, вырезать по контуру.

    2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев.

    3. Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предме­тами народного искусства и т.п.

    4. Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

    Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержа­ния (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты.

    В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силу­этным, многослойным, а также техникой обрывания, пле­тения. Они могут комбинировать технику.

    Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата).

    Расширяется содержание аппликации. Более сложными стано­вятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз бу­дущей работы.

    47. Методика проведения разных видов занятий по изобразительной деятельности.

    В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
    Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
    Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета. Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.
    Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
    48. Основные требования к показу способов изображения.

    Трудность применения приёма показа на практике обусловлена не­сколькими причинами.

    1) причина связана с отсутствием у педагогов достаточно четких представлений о своеобразии и специфике рисунка ре­бенка 2...6 лет и боязнью не повредить неумелыми рекомендациями и советами проявлению и развитию у детей самостоятельности и творчества.

    2) причина обусловлена противоречивостью, неоднозначностью и множественностью точек зрения на данный вопрос.

    Одни ученые полагают, что показ способов изображения — это своего рода диктовка со стороны взрослого, которая может отрицательно сказаться на развитии у детей творчества. Другие считают, что маленькие дети сами ничего не умеют и их всему надо учить. Третьи видят возможность обучения детей изображать различные объекты через развитие у них разнообразных формообразующих движений. Четвер­тые вообще стремятся избежать этого приема, советуя воспитателям использовать в работе с детьми иллюстрационный материал, наблюдения, «метод пассивных движений» и другие обучающие приемы и средства.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта