Главная страница

Философия. 1. Генезис философского знания. Мифология и философия


Скачать 144.7 Kb.
Название1. Генезис философского знания. Мифология и философия
Дата26.10.2022
Размер144.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипДокументы
#754744
страница3 из 5
1   2   3   4   5

1. Принцип материальности мира. Материя первична по отношению к сознанию;

2. Принцип познаваемости мира. Окружающий мир познаваем, и мера его познания - общественно-производственная практика;

3. Принцип развития. Все явления и мир находятся в постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних явлений(процессов) и образованию новых;

4. Принцип революционного преобразования мира. Историческая цель развития общества - в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе коренного преобразования общества, социальной справедливости и равноправия в рамках единой коммунистической формации;

5. Принцип партийности. Маркс: диалектический материализм - духовное орудие пролетариата.

Таким образом, это направление в философии предполагает соединение философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности.

Материалистическое понимание истории

- то есть материалистическая точка зрения на исторические процессы.

Маркс и Энгельс: основой общественных отношений являются экономические отношения.

Основные положения:

1. Способ производства материальных благ отличает один тип человеческого общества от другого. Этим типам дали название «общественно-экономические формации».

Выделяют 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

2. Способ производства материальных благ обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их общественное сознание.

- В современном обществоведении происходит деление на экономическую, социальную, политическую и духовную сферы общественной жизни.

- У Маркса это деление происходит в контексте понимания движущих сил развития общества. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями - важнейшие источники общественного развития.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса. 
Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали человека частью природы и ее продуктом. Отличие человека от животного в их отношении к материальному миру, к природе - в труде.

Человек взаимодействует не только с предметами природы, но и использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности.

  • Материалистическое понимание истории. Идеи и теории лишь отражают объективную реальность и могут стать причинами исторических изменений реальности только тогда, когда создаются благоприятные возможности. (Революции и прочее)

  • На основе материалистической концепции истории сформировали учение об идеологии. Идеология отражает действительные противоречия исторического процесса, когда господствует отчуждение, когда отношения переворачиваются с ног на голову.

  • Принцип практики. Практикаэто процесс труда в единстве социально-исторических условий, его функционирования и носит общественный характер.

  • Цель познавательных усилийдостижение истины. Истина – соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру. Маркс и Энгельс: любая истина объективна. Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

  • Практическая проверка истинности знаний носит многообразные формы в соответствии со сферами знаний. В науке это эксперимент. Экспериментформа материального взаимодействия вещей, где человек ставит их в определенные взаимоотношения, на основе которых выявляются те или иные свойства вещей.

20. Философия жизни: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Философия А. Шопенгауэра

Философия Шопенгауэра — это философия жизненного пессимизма.

Основная философская работа Артура Шопенгауэра (1788-1860 гг.) – «Мир как воля и представление»: в основе мирового процесса лежит - воля.

Жизнь бессмысленна. Каждый обречен на смерть, старость, болезни, страдания. Жизнь — это не подарок природы, а большое несчастье. Что же тогда заставляет людей жить? Воля. Все реальное - смертно. Только воля бессмертна. Поэтому она - подлинная реальность.

Каков же выход из бессмысленности жизни? Погасить волю к жизни, уйти в мир небытия.

Философия жизни Ф.Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900 гг.) - немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, создатель самобытного философского учения.

В работах «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» он выступает под знаменитым лозунгом «переоценки всех ценностей». Его работы поставили под сомнение принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений, которые в итоге отразились в философии жизни.

Основные идеи:

  • Выступает против слабости, эгоизма, привычки подчиняться и против злобы, растущей из этого подчинения. Людьми движет воля к власти. Сильные утверждаются в жизни, а слабые – гибнут. Противиться этому бессмысленно. «Падающего – толкни».

(Пример - Достоевский «преступление и наказание»)

  • Превозносил жизненный инстинкт, аристократическую культуру белокурых бестий, жизненные порывы к наслаждениям. Яркий представитель иррационализма в теории познания. Свет разума - это лишь еще одна болезнь, но не возвращение к «добродетели», «здоровью», «счастью».

  • В жизни нет справедливости, поэтому она не нужна человеку. В мире лучшие места - для сильных, лучших, избранных – для сверхчеловеков.

  • Мораль и демократия - проявления рабского сознания. Ницше выступает против них: «… пред толпой мы не хотим быть равными со всеми прочими... Мужайтесь, высшие люди! Ныне впервые мечется в родовых муках гора человеческого будущего. Бог умер; ныне мы хотим, чтобы жил Сверхчеловек».

Парадоксальная философия Ницше впоследствии была использована как одно из якобы теоретических обоснований фашизма, концепции превосходства арийской расы. Однако среди почитателей Ницше был Максим Горький, писатель-антифашист Томас Манн и многие другие.

ИЗ ЛЕКЦИИ: ОТЛИЧИЕ. Слабые люди (неполноценные: бедные, больные и т.д.) должны умереть. А если не умерли – должны стать материалом для полноценных людей. Такова их природа.

- Шопенгауэр говорил об этом с ужасом (это все ужасно и когда человечество созреет, оно уничтожит мир, потому что мир радикально несовершенен).

- Ницше – с удовольствием (благодаря естественным законам эволюция развивается, а если давать размножаться неполноценным особям - будет деградация).

21. Философский позитивизм и его эволюция.

Позитивизм - философское направление: право на истину имеет лишь конкретно-научное (преимущественно естественнонаучное) знание. Критика метафизики(сверхъестественное).
1 этап. Позитивизм: призыв к философам отказаться от метафизики и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. 

Родоначальник - О. Конт.

  • Сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. 

- Теологическая стадия. Явления объясняются на основе религиозных представлений;

- Метафизическая. Заменяет сверхъестественные факторы объяснения природы сущностями -причинами;

- 2 стадия подготавливает третью – позитивную. Единственная форма знания – научное знание.

  • В сфере науки - отказ от метафизических наслоений. Конт: наука не объясняет действительность, а лишь описывает явления.



2 этап. Махизм (эмпирико-критицизм) - все сводилось к ощущениям, отрицался материализм и идеализм.

- Сохранение основной установки позитивизма на описание позитивного, опытного знания. - - --- - - Необходимость борьбы в науке с метафизикой: изъятие из науки понятий “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.
3 этап. Неопозитивизм (аналитическая философия) - анализ научного языка.

  • (Рассел Винтгенштейн). Теория "логического атомизма". 3 вида предложений:

бессмысленные, научно-неосмысленные (философские), научно-осмысленные (научные).

Реальность, по этой теории, сводилась к совокупности высказываний о ней, наиболее фундаментальными из которых являются научные высказывания.

  • Принцип "верификации" (т.е. проверяемости). 

  • Неопозитивисты стремились отбросить все, что не поддается логическому прояснению, т.н. псевдопроблемы. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. 

  • Истина - как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека.


4 этап. Постпозитивизм - методология и философия истории науки (как меняется и развивается научное знание).

  • Принцип фаллибилизма - поскольку никакое теоретическое знание из опыта не выводится, а кроме опыта, иных источников знания нет, надежное теоретическое знание невозможно. В основе какой-либо теории лежит догадка, подкрепленная фактами

  • Принцип фальсификации - теория должна предсказывать новые факты, которые в ходе проверки могут не подтвердиться.  Любая теория оказывается опровергнутой, а на смену ей приходит новая теория, более богатая содержанием (эволюция знания).

  • Исторические исследования Т. Куна - появление понятий «научная парадигма» и «научная революция». Из теории Куна следует:

- отрицание роста научного знания (парадигмы несоизмеримы)

- к настоящему своему положению наука пришла в значительной степени случайно, и оно могло бы быть существенно другим, если бы история сложилась иначе.

  • Рациональные методы познанияКарл Поппер, теория «Критического рационализма»: рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая выступает критикой существующего знания. Ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям.



ИЗ ЛЕКЦИИ: (ТО ЧТО НА 99% СПРОСИТ)

Позитивизм появляется с 19 века и до сих пор эволюционирует. Прошел несколько стадий. Но важна не эволюция, а принципы.

Позитивисты считают, что религия это знание ни о чем. Потому что потусторонний мир не познаваем, т.е. он не может быть предметом научного знания, значит, не может быть предметом дискуссий, т.к. это личное дело каждого: верить или не верить. Знать наверняка нельзя, значит, дискуссия не содержательна. Можно заниматься только теми вещами, которые верифицируются.

Почему позитивисты критикуют метафизику?

Метафизика - наука о сверхъестественном. По мнению позитивистов – это не является предметом научного знания, это ложная наука. Т.е. она на самом деле изучает нечто другое.

Что изучает метафизика с современной точки зрения:

Метафизика древности. То, что древние принимали за иной мир - это было их собственным сознанием. Т.е. метафизика изучала сознание человека. Делала его объективным(независимым от человека) и намечала какие-либо позиции для изучения. Некоторые изучали сознание в целом (Будда: медитации, чувства). Некоторые изучали только мышление (Платон).

Метафизика средних веков. Изучается личность. Т.е.когда они изучали божественную личность- они изучали человеческую личность. Поэтому когда модерн закончился непознаваемостью божественной личности (эпоха постмодерна). Тогда поняли, что и человеческая личность не познаваема тоже. Т.е. даже когда сами думаем о себе мы идем дело только о самооценке, а кто мы на самом деле – мы не знаем. (Например: ты думаешь, что ты парень/девушка/студент/человек – а на самом деле это все маски). Кто мы – неизвестно. Мы вещь в себе. Это непознаваемо, номы себя интерпретируем и видим себя в этих масках.

Вещь в себе. Рассматривается проблема подлинной реальности(ноумен). Мы не знаем смысла вещей. Современная наука – экспериментальна. Выдвинули предположение – должны проверить. Проверка проходит в два процесса: верификация (факты и подтверждение своей теории) и фальсификация(указание на недостатки исследования, признание что теория может быть опровергнута). Нельзя утверждать, что ваша теория – идеально достоверная, иначе вы «Бог».

Кант и Позитивизм.

Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.

Философия науки.

- наука рассматривается в качестве средства познания и преобразования мира;

- позитивисты верят в силу научной рациональности;

- полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.

- для позитивизма характерна вера в прогресс.

22. Философская герменевтика и феноменология. (не советую зацикливаться, вроде как даже и спрашивать об этом не собирается)

Феноменология (учение о феноменах) - направление в философии XX века, определявшее свою задачу как описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Феноменология имеет дело с феноменами, которые есть явления какой-то реальности, ее самообнаружение, самораскрытие.

Гуссерль Эдмунд (1859 - 1938) - нем. философ-идеалист, основатель феноменологической школы (Феноменология).

  • В целом взгляды субъективно-идеалистические: предмет познания существует, поскольку субъект направляет сознание на тот или иной предмет, причем предмет таким способом не только обнаруживается, но и создается. 

  • Исследование «жизненного мира»: результат мыслительной и эмоциональной деятельности отдельных субъектов. Наука не способна изучать чувства и эмоции.

  • Субъективный идеализм Г. в немалой степени стал основанием нем. экзистенциализма (особенно Хайдеггера). 

  • Осн. соч.: «Логические исследования», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», «Первая философия».

  • Сознание - универсальный заменитель всего, с чем человек имеет дело. Нельзя "потрогать" сам мир. Это что-то вроде никогда не снимаемой перчатки на руке. И мир дан в сознании. Феномонология не отменяет существование реальности вне человека. Следовательно сознание - это всегда сознание чего-то.

  • Цель феноменологии - факторы образования их значения. Констатация бытия вещи определяется состоянием сознания, его готовностью. Чтобы увидеть некую реальность, необходимо быть настроенным нечто увидеть.


Герменевтика

Возникновение герменевтики как философского течения - последняя четверть XX в.

В центре внимания– проблемы понимания и интерпретации текстов, раскрытия смыслов.

  • Термин "герменевтика" возникли в глубокой древности. В древнегреческой мифологии передником между богами и простыми смертными - Гермес. Должен был истолковывать людям повеление богов, а богам просьбы людей. Отсюда "герменевтика" - искусство толкования изречения оракулов, древних текстов, знаков смысла чужого языка и т.п.

  • В средневековье герменевтика была неразрывно связана с теологией, с толкование сочинений "отцов церкви".

  • В середине 17 в. устанавливается различие между ходом истолкования и методом: Становление герменевтики как самостоятельной дисциплины (Шлейермахер)

  • Двойная задача: исследование языкового обнаружения в качестве элемента определенной языковой системы и вместе с тем — как обнаружения стоящей за ним уникальной субъективности. Первую часть задачи выполняет «объективное» (или «грамматическое») истолкование, вторую - «техническое» (или «психологическое»). Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определенной лексической системы, психологическое же — индивидуальный стиль, т. е. комбинации выражений, не заданные лексической системой.

  • Методологическим принципом герменевтики - герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Смысл не в том, чтобы разомкнуть этот круг, а войти в него.

  • Ханс Георг Гадамер, Поль Рикер, Жак Лакан, Карп Отто Апель и др.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта