Главная страница

Философия. 1. Генезис философского знания. Мифология и философия


Скачать 144.7 Kb.
Название1. Генезис философского знания. Мифология и философия
Дата26.10.2022
Размер144.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипДокументы
#754744
страница2 из 5
1   2   3   4   5

Примеры:

Фалес(пантеист) когда обожествляет воду он натур философ. Вода нас обожествляет и одухотворяет. Мы без воды не можем думать, потому что мы думаем водой.

Гераклит. Огонь – это энергия.
Как онтология связана с этикой?

Если энергия божественна, то чем вы больше энергичны, тем вы лучше. (ПОЭТОМУ) Здоровые лучше больных, молодые лучше старых. (ПОЭТОМУ) Если молодой обижает старого, это хорошо. Это добро борется со злом.

Пример: Философия Ницше "падающего-подтолкни".

Натурфилософия Ренессанса: Николай Коперник – «О круговых движениях небесных тел», Иоганн Кеплер-теория закономерности движения доказал математически, Галилео Галлилей телескоп, пов.луны и солнца;

Джордано Бруно (1548-1600гг.) – «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах». Против догматов о сотворении мира, начала и конца мира., множ.миров. Бог-Вселенная, творящая и творимое, причина и следствие.
7. Философия Платона

Платон (427 – 347гг. до н.э.)

Почему он объективный идеалист? Рационалист? Эвдемонист?

Основная часть философии Платона – это учение об идеях (эйдосы), о существование двух миров: мир идей и мир вещей(форм).

Идеи - прообраз вещей, их истоки. Идеи лежат в основе всех вещей, образованных из бесформенной материи.

Душа - представляется в образе колесницы с всадником и 2мя лошадями, белой и черной. Возница – разумное начало человека. Кони: белый – благородные, высшие качества души; черный – страсти, желания и инстинктивное начало.

Единственный для человека способ знать – это припоминать, находить в вещах чувственного мира отблески идей.

В Государстве Платон дает учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели:

  • Мудрость

  • Умеренность и воздержанность

  • Мужество

  • Способность подчиняться

Вместе они составляют справедливость.

«Человек существует ради государства, а не государство ради человека».(с)Платон

В гносеологии (теория познания) Платон отрицает чувственное познание, которое дает недостоверное знание.

Объясняет все вещи. Почему лебедь красивая птица? Потому что у них постоянные пары.

Бог понятен. Мысль вечна. Мысль возникает раньше вещи. В этом суть традиции.

8. Метафизика Аристотеля

Метафизика как учение (мета "сверх"; физика "природа") - наука о потустороннем, о сверхъестественном. Сейчас носит обывательный характер.

Метафизика как метод(способ изучения предмета). Метафизический метод.

- способ изучения предмета застывшим. Ибо мир совершенен, а значит не изменяем. То есть в нем не нужно ничего менять. Поэтому берем вещь в его обычном - идеальном состоянии.

Пример. Согласно греческому взгляду на мужчин - идеальный в возрасте 42 лет. До и после он не идеален.

По легенде Платон прожил 84 года (достиг точки акпе) и умер в день своего рождения.

Диалектический метод.

Диалектика относится к нашему миру. А наш мир - несовершенен. И он все время меняется. Рассматривается предмет в развитии.

11. Средневековая философия: генезис, основные проблемы и учения

1. Идеи монотеизма. Откуда вообще пошло

Хорошо бы знать что-нибудь из Библии/Корана

Имхотеп 4(Ихнатон)?

2. Теоцентризм средневековой философии(?????)

Источники средневековой философии:

  • Античная философия

  • Священое писание – библия

Теоцентризм – центром философских систем выступает Бог.
3. Патристика: суть учения и основные представители

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов отцов церкви IV-VIII вв. лат. pater-отец):

Основные проблемы патристики:

  • Проблема тройственности Бога и боговоплощения

  • Проблема соотношения веры и разума

  • Рассмотрение истории человечества как движение по определенной линии

  • Иконоборчество

Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430гг.) «Исповедь», «О граде Божьем".


Животное смотрит на вещь

и понимает ее смысл.

  • Сочинение «О граде Божьем». Свидетель разграбления Рима варварами: потрясение при виде крушения «вечного города» - передано на страницах произведения. Бог – исходный и конечный пункт всех помыслов, земной град- любовь к себе, доведенная до презрения к Богу, небесный град – любовь к Богу, доведенная до презрения к самому себе. Вся история человечества - борьба двух градов.

  • Мысль реальна.

  • Люди по природе равны, т.к. созданы Богом из ничего, но имеют разные судьбы в силу воля Бога. Правитель - избранник Бога, если он плох – это вид божественного наказания.

  • Воля Бога изменчива. У каждого человека есть шанс изменить свой социальный статус. Подлинной жизни добродетельный христианин достигает не в «земном» граде, где все зыбко и изменчиво, а в граде «небесном».

  • Христианская философия мировой истории: история противоборства мира земного (государственность - как достояние дьявола) и мира Божьего (католическая церковь).

  • Задача церкви – одолеть мир дьявола, обратив все человечество в «истинную веру».

  • Психология человеческой души. В «Исповеди» - лирико-философской автобиографии - Августин на основе глубокого психологического самоанализа раскрыл внутреннее развитие себя как личности от младенчества до принятия христианства, показал противоречивость этого развития и пришел к выводу, что только Божественная благодать может спасти человека, избавить его от греха.


4. Схоластика и ее роль в философии Средневековья

Схоластика (лат. scolastica – школьный) средствами человеческого разума обосновываются принятые на веру идеи и формулы XI-XIV вв.: Ансельм Кентерберийский (1033-1109гг.)- крайний реализм- «универсалии» образуют особый идеальный мир, пребывающий в своей самодостаточности.
Фома Аквинский (1225(6)-1274гг.).

  • «Ангельский доктор», «Сумма против язычников», «Сумма теологии».

  • Философия и религия приходят к истине с помощью различных истин:

- Философия, наука - опыт, разум;

- Религиозное вероучение - Священное Писание.

Различие: знания обладают ценностью для жизни, но более необходима человеку вера. Ум слишком слаб и ограничен, чтобы познать глубину мироздания. Христианские догматы (учения) сверхразумны. Для укрепления веры человек может и должен использовать все способности ума (5 косвенных способов доказательства Бога). Превосходство веры над знаниями, вера обладает большей достоверностью, но объединение «двух истин».

  • Учение о бытии: сторонник взглядов Аристотеля- в единичных вещах форма пребывает в единстве с материей. Формы могут существовать и сами по себе (нематериальные)- ангелы. 

4 уровня бытия:

- неорганическая природа

- мир растений

- животные

- разумная душа. 

  • Этика: человек, обладая волей, делает выбор между добром и злом


Основные проблемы схоластики:

  • Соотношение веры и разума

  • Проблема оправдания Бога

  • Соотношение номинализма и реализма (проблема общего и конкретного)


5 рациональных доказательств существования Бога:

1) движение предполагает неподвижный первый движитель;

2) цепь причин и следствий не может идти в бесконечность — нужно пред­положить существование первой причины;

3) в мире не может господствовать случайность и должен быть источник необходимо­сти;

4) все предметы различаются по степени совершенства, и должно быть нечто, представляющее высшую степень реальности и совершенства;

5) наличие целесообразности в мире предпола­гает Бога как ее источника
СПОР НОМИНАЛИСТОВ И РЕАЛИСТОВ.
5. Протестантизм.

Мартин Люттер. "О рабстве воли". Люди делают только плохие поступки. Если поступок хороший - это воля Бога. Вы ему нравитесь. Бог заставляет.
ИЗ ЛЕКЦИИ:

Почему в Древности истина познается самопознанием, а в Средние века - путь откровения?

Засчет своей божественной души.

В ДР. Из-за того, что ваша душа божественна, она открывает знания. Но при попытке вытащить оттуда идею - она шифруется. Мы не помним. Единственный выход - заглянуть в душу и все станет ясно. Душе хорошо без тела. Тело - темница.

В СР. Душа вместе с телом. Она ничего не знает. Тело умирает, а душа остается, ждет тело (страшный суд). Душе без тела хуже. Бессмертие для души - это потому что ее дает Бог.


13. Эмпиризм и рационализм в новоевропейской философии

Эмпиризм - познание истины с помощью опыта

Рационализм - познание истины с помощью разума, мышления

Чем рационализм ДР от СР.в.?

Что путем размышления изучает Платон? Изучает иной мир.

Мыслитель Нов.вр. Изучает наш мир. Иной мир закрыт.

Теоретическая наука ДР - созерцательна. Созерцает иной мир.

Теоретическая наука СР - изучает наш мир. Интерпретирует опытные данные.
Почему в ДР не было эмпиризма?

Потому что мыслитель имел допуск к абсолютной истине. Он и так знает смысл предмета. Теоретики - созерцатели. Только созерцали иной мир. А что еще с ним делать?

Заниматься нашим миром должны рабы. Это их удел.




Томас Гоббс. Учение о государстве.

Чем представление сейчас отличается от ДР и Ср установок?

Правители.

Др. Правитель - по природе правитель, по факту рождения в семье правителей. В семье зайцев - заяц. В семье львов - лев. Поэтому в семье трудящихся не может родиться правитель. В ДР люди по природе не равны.

СР. Правитель - Бог. Правители и трудящиеся - это контракт с Богом. Если вы раб, то это такой контракт с богом. Авг Бл: Если у вас появляется шанс изменить соц статус - это бог переписывает контракт с вами.

Если предъявляешь претензии правителю - это претензии Богу.

НОВ. Правитель - результат выбора людей. Он не представлен Богом. Можно предъявлять претензии.


16. Философия И. Канта

«Докритический» период (174х - 1770)

Философия разрабатывается и основывается как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения к опытным данным.

Материалистические тенденции.

Основные философские проблемы:

  • развитие в природе;

  • происхождение и развитие Солнечной системы;

  • история Земли и перспективы ее будущего развития;

  • космическое значение приливного трения;

  • определение относительного характера движения;

  • происхождение целесообразного строения организмов:

  • история происхождения человеческих рас и т.д.



«Критический» период (1770-1804 .)

Философское познание основывается на «критике» или критическом исследовании познавательных способностей человека и границ, до которых простирается знание

Идеалистические тенденции

Основные философские проблемы:

  • разработка идеалистической теории познания;

  • обоснование «критики» (исследование познавательной способности и границ сознания);

  • обоснование агностицизма;

  • обоснование учения о «вещах в себе»;

  • критика разума и утверждение веры;

  • разработка диалектических идей;

  • разработка этических вопросов;

  • разработка эстетических вопросов и т.д.

18. Философские воззрения К. Маркса.

Предпосылки возникновения философии марксизма.

Теоретическую предпосылку философии составляют труды французских материалистов XVIII столетия и особенно немецкая классическая философия в лице Гегеля и Фейербаха.

  • Философия Гегеля подводила к выводу: диалектика в рамках идеологии превращается в собственную противоположность - в метафизику, и чтобы иметь перспективы развития - диалектика должна быть переработана материалистически.

  • Философия Фейербаха подводила к выводу: материализм в рамках метафизики не может быть последовательным, превращается в свою противоположность - идеализм, прежде всего во взглядах на общество. Чтобы остаться последовательным учением - материализм должен быть переработан диалектически.

Основной вопрос философии.

Вопрос об отношении бытия и сознания - основной вопрос философии.

Ответ на этот вопросответ на вопрос об отношении материального к духовному.

(«Что первично, дух или материя?»)

Ответ позволяет понять сущность противопоставления философских учений: идеализм и материализм. Энгельс:

- те, кто считает, что дух первичен по отношению к природе - идеалисты;

- те, кто относит природу к основополагающему началуматериалисты.

Вопрос имеет онтологический и гносеологический аспекты:

  • Онтологическая сторона - вопрос о первичности материи (или духа, как полагают идеалисты)

1. С точки зрения материалистов - материя обладает преимуществом по отношению к сознанию;

2. С точки зрения идеалистов - необходимо достичь соответствия реальности и духа, при этом идея первична материи.

3. Агностики или скептики - мыслители, которые отрицают возможность познаваемости сущности мира, если они сомневаются в такой возможности.

  • Гносеологическая сторона - вопрос о познаваемости мира: можем ли мы составлять верное отражение действительности.

По мнению марксистов: материализм выводит из бытия сознание, но в условиях жизни человека в обществе материализмзависимость общественного сознания от общественного бытия.

Основные положения диалектического материализма

Для философии марксизма характерна переработка материализма на диалектической основе. Диалектический материализм исходит из материалистического взгляда на окружающий мир и диалектического признания всеобщей взаимосвязи предметов и явлений.

- Движение и развитие материального мира - как результат внутренних противоречий.

- Сознание - отражение в мозгу объективного мира.

Основные принципы диалектического материализма:
1   2   3   4   5


написать администратору сайта