Главная страница

Философия. 1. Генезис философского знания. Мифология и философия


Скачать 144.7 Kb.
Название1. Генезис философского знания. Мифология и философия
Дата26.10.2022
Размер144.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипДокументы
#754744
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

1. Генезис философского знания. Мифология и философия.

Онтологический аспект! Онтология - о бытие.

Гесиод (7в до н.э.). Теогония о происхождении Богов. Это космогомический миф. Как он связан с первой философией? Почему? Потому что Гесиод пишет: Вначале было что-то вводное, где произошли Боги.

Фалес (первый греч мыслитель, чуть позже). Весь мир из воды. Обожествляет воду.

Генезис философского знания: Космогомические мифы лежат в основе философии.

Восточная философия рассматривала гуманистические проблемы; египетская - исследованию здоровья; греческаяпоиску первоначала и проблемам познания.

Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

Свойственны: очеловечивание природы, одушевление космоса, разграничение героического прошлого и профанного настоящего.

В мифе: попытки объясненить происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени).

Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д.

Мифология, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии.

В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Однако генетическая связь мифологии и философии в функциональной связи этих систем знаний.

Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

С чего начиналось происхождение и развитие глубоких знаний о мире?

3 концепции зарождения науки.

  • Мифогенная. Философия возникла из мифологии в ходе ее внутреннего развития путем осмысления. Сторонники этой теории считали, в развитой мифологии содержались общие представления, не относящиеся к религии. Постепенно, абстрагируясь, они стали основой философии. Миф - как духовный источник науки.

  • Гносеогенная концепция. Согласно ей, философия развилась из первоначальных знаний о мире. Первые знания по математике и астрономии, дали старт зарождения абстрактного мышления. Стремление всех умов мира к доказанности и объективности, а также постановка вопросов и поиск ответов на них. Основа знаний о жизни.

  • Гносеогенно-мифическая (синтетическая концепция). В ее основе идея о том, что философия имеет несколько различных первооснов. В их числе: мифы, повседневные знания древних людей, религия. Только совместив эти источники, смогла появится наука философия.

Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Теого́ния («происхождение богов») - поэтическое сочинение Гесиода, одна из первых древнегреческих мифологических поэм.

В нарицательном значении теогония — совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.

У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцах и о героях. Сначала был Хаос, потом появилась Гея, Тартар и Эрос. Потом от Хаоса рождается Ночь-Нюкта и Мрак-Эреб. Ночь рождает Эфира и День от Эреба. Гея же рождает Урана и нимф. От брака Геи с Ураном рождаются первые боги — титаны. Также от этого союза Гея родила циклопов и гекатонхейров.

Уран спрятал своих детей в недрах Земли, Гея же, страдая от этого, просит Крона отсечь детородный орган отца, что он и делает. Из крови Урана родились эринии, гиганты, нимфы. Пока член Урана плавал по морю, вокруг него образовалась пена (и пристала к берегу Кипра), из которой потом появилась Афродита, или Киприда (дочь Кипра). Далее рождаются различные боги, из которых стоит упомянуть мойр (богини судьбы, которые родились до Олимпийцев, а, значит, последние были им подвластны), и т. д. Также появляются различные божества-реки. Далее повествуется о рождении новых богов Реей от Крона: Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Крон, зная, что в соответствии с пророчеством он будет свергнут одним из своих детей, глотает их одного за другим, но самого младшего — Зевса — Гея прячет на острове Крит, а вместо Зевса подкладывает Крону камень.

Затем повествуется о рождении новых богов (Афина, Фебос, Арес и т. д.), о титаномахии и героях, которые должны будут спасти богов от гигантов. Также в «Теогонии» упоминается легенда о ящике Пандоры.

2. Предмет и функции философии.

Философия – это искусство умирать (Платон)

Философия – это любовь к мудрости (Пифагор).

Философия – эпоха, схваченная в мысли (Гегель).

Предмет философии:

  • Отношения человека к миру;

  • Всеобщее в системе «мир-человек»;

  • Рефлексия человека и человечества (Рефлексия – анализ собственных мыслей и переживаний, мышление, направленное на самого себя, самоанализ);

  • Субъектно-объектные отношения.

Функции философии.

Мировоззренческие функции:

Гуманистическая функция – помогает осмыслить жизнь, найти ее смысл и укрепить свой дух

Социально аксиологическая – разрабатывает представление о ценностях (Добро, Правда, Справедливость, Красота, Общественный идеал), интерпретирует социальную действительность.

Культурно-воспитательная – формирует важные качества личности –> высокое мышление.

Отражательно-информационная – разрабатывает мировоззрение, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функции:

Эвристическая – содействие получения знаний,  создание предпосылок для научных открытий.

Координирующая – координация методов в процессе научного исследования.

Интегрирующая – обобщение научных знаний, систематизация и интеграция их в единую систему.

Логико-гносеологическая – разработка философского метода, его нормативных принципов.

3. Классификации философских учений.

Структура философского знания:

  • Онтология – учение о бытие

  • Философское знание - есть интеграция обширных знаний

  • Гносеология– учение о познание.

  • Антропология – учение о человеке.

  • Логика – учение о мышлении, его законах и формах.

  • Этика – учение о морали.

  • Эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве.

  • Аксиология – наука о ценностях.

  • Социальная философия – учение о человеческом обществе.

  • История философии – изучает зарождение, становление развитие философской мысли.

3 уровня философского знания:

Онтология

-идеализм (о75%/с5%) объективный(Платон) - субъективный(Кант, Ницше) - отрицают существование независимое от воли и сознания.

-материализм (25%)

Гносеология

-рационализм (Платон) - истина с помощью размышления

-эмпириализм (Маркс) - истина с помощью опыта

*Агностицизм (Кант) - истины вообще нет, не познается

Этика

-эвдемонизм (Будда,Платон) - хороший человек и ему хорошо

-ригоризм (Кант). Делать добро нужно с отвращением.
4. Философия Древности.

Пантеизм.

\/Божество (не имеет личности, оно в каждом)

\/Порождает Мир

\/Душа – божественна, порождает тело

\/Порождает Мир

\/Порождает самопознание(характерно древности)

\/Мист аскет пр

\/Эвдемонизм –

Основные положения:

Мысль - это знак внутреннего сознания. Знаки важнее. Магия – это знаки.

Если нет мыслей, идей – человек не говорит

МАГИЯ. Все что может подавить тело – развивает душу

Маркер: достичь иного мира через блаженство (наркотики, секс и пр.)

(ПОТОМУ ЧТО) Мысль и душа - блаженны

Философия Древней Индии: основные принципы, школы, идеи.

  • Концепция перевоплощений (реинкарнация и воздаяние)

Карма – совокупность поступков человека, определяющих будущее перевоплощение.

  • Единая истинная реальность и мир иллюзий – майя. Свойство майя – добро и зло.

  • Сансара – круговорот рождений и смертей;

  • Нирвана – угасание. Выход из круговорота рождений.

  • Не навреди живому

  • Путь познания – медитация. Самопознание человеком себя.


Особенности Древнеиндийской философии:

Философия носит религиозный характер, корни которого в ведах;

  • Объект философских размышлений – внутренний мир человека;

  • Обоснована идея необходимости самосовершенствования;

  • Сформированы жизненные принципы;

  • Идея бесконечной цели перерождений, воздаяние за поступки;


Веды - сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

Ригведа — «Веда гимнов» и Самаведа — «Веда песнопений»;

Яджурведа — «Веда жертвенных формул» и Атхарваведа — «Веда заклинаний»
Основные школы:

Ортодоксальные школы (ориентирующиеся на авторитет Вед, философские системы индуизма)

- Санкхья (число): развивает линию вед, провозглашая всеобщую одушевленность бытия

- Йога (медитационная практика): исследование и практическое психологическое обучение.

- Вайшешика: учение, признающее постоянные изменения

- Ньяя (тесно связана с Вайшешикой): исследования метафизики при помощи логики.

- Миманса: продолжение традиций вед, особенно ритуальной их стороны.

- Веданта (завершение Вед): сформировались на основе упанишад и является истоком индуизма.
Неортодоксальные школы (отрицавшие ведизм)

- Джайнизм: религиозные спекуляции смешиваются с философскими рассуждениями.

- Буддизм: одна из мировых религий, где отсутствует идея бога и бессмертия души

- Локаята или Червака материалистическое учение, отрицавшее существование сверхъестественных сил.
Буддизм.
Философия Древнего Китая, ее характерные черты и основные школы.

  • Обращенность к проблемам мира;

  • Нацеленность на исследование взаимоотношений людей, жизнь-хорошо, смерть – плохо;

  • Учение о двух противоположных началах «инь-янь»

  • Сопоставление личного успеха с делами государства;

  • Значение ритуала – стремление к гармонии;

Основные идеи Конфуцианства:

Особенности

  • Человек не рождается злым

  • Человека портит дурное воспитание

  • Правильное воспитание – в духе древних традиций

  • Основа поведения – принцип золотой середины

  • Суть – создать гармонию в обществе

  • Гуманность

  1. Тесно связаны с мифологией

  2. Формировались человеческие качества

  3. Создана система воспитания человека и общества

  4. Обоснованы правила гос. управления

  5. В философских рассуждениях проблемы этического и социального были очень популярны

Основные школы:

  • Моизм: противостоит конфуцианству, связывает справедливость и выгоду

  • Легизм: проблемы социальной теории и государственного управления

  • Школа имен: исследовала соответствие суждений и наименований

  • Даосисзм: учение о Дао как о бытийной сущности мира. Основатель Лао-цзы (VI-V в.до н.э)

  • Конфуцианство: сосредотачивается на этических правилах, социальных нормах и регулировании управления. Основатель Конфуций (551-479 гг до н.э)


Даосизм.

Даосизм - одно из основных направлений китайской философии.

Основоположником считается Лао-цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао-цзы»).

А.А.Маслов в своей работе «Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала». «Даосизм - явление причудливое, разное, как лоскутное одеяло. Это не религия, не учение, не философия, не даже конгломерат школ. Скорее, особый настрой сознания, присущий китайскому этносу. Если конфуцианство - это то, как о себе думают сами носители этой традиции, то даосизм - это то, что они есть на самом деле, причем эти части «я» - «я» реальное и «я» идеальное - нерасторжимы и обязаны жить вместе….

Даосизм оставил после себя немалое количество символов, которые связаны с самыми древними, наиболее архаическими представлениями о духах, «этажах» Неба, путешествиях в загробный мир и общении с предками…

Даосизм начинает складываться в период самых ранних архаических культов и завершает свое формирование в ХII-ХII вв., когда становится «вполне» государственным культом…»

Центральным понятием является «Дао»: «Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках вполне обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути».

Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического и внутреннего, человеческого.

Все пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери, человек живет, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Все по-настоящему «великое» связано с запредельным, с Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках и в этом смысле является вполне «посюсторонним». Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь- Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он (то есть путь-Дао) одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

Даосизм отстаивает исходную естественность, природность и простоту бытия. Простота может выражаться не столько в самой форме жизни, сколько в специальном взгляде на мир. Так как путь-Дао главенствует над миром объективно и независимо от человеческого вожделений, единственный путь «правильной» жизни - пребывать, как говорили сами китайцы, в «согласии с Дао» или «следовать Дао». В центре даосского мировидения стоит невидимое, неосязаемое и абсолютно пустотное Дао. Даосские авторы сами подчеркивали, что «дао» - не более чем слово для обозначения того, что бесконечно превосходит наше понимание. (В «Дао дэ цзине»: «Дао - лишь слово выходящее изо рта»; «Не знаю, как обозначить его, на словах же поименую Дао».)

Конечной точкой устремлений является абсолютная пустота - «гулкая пустота пещеры», которая есть одновременно и конечное, и начальное состояние мира

5. Досократические школы в Др. греции

Натурфилософия(от лат. natura — природа) — филомофия природы на божественном уровне.

Объяснить кратко.
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта