Главная страница
Навигация по странице:

  • Начиная с классического периода (с Сократа

  • Западноевропейская философия XVII века

  • 46. Формационный и цивилизационный походы к осмыслению исторического процесса.

  • Недостатками формационного подхода

  • Недостатками цивилизационного подхода

  • 48. Проблема смысла жизни в философии. Проблема смысла жизни

  • Проблема смысла жизни ставит вопросы перед человеком: ради чего я живу Ради чего вообще стоит жить Есть ли вообще смысл человеческой жизни Религиозные учения

  • Атеистические концепции

  • Марксисты

  • Философия. 1. Генезис философского знания. Мифология и философия


    Скачать 144.7 Kb.
    Название1. Генезис философского знания. Мифология и философия
    Дата26.10.2022
    Размер144.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #754744
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    Под проблемой человека в философии: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д.

    В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.

    В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека— космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек— микрокосмос, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.

    Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центрально место.

    Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношения человека и Бога.

    Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, т.е. в центре философии — проблема человека, как самоценного существа и через призму этого — понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации.

    Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.

    Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.

    45. Философия истории.

    Философия истории – самостоятельная область философского знания, целью которой является изучение качественного своеобразия общественного общества, особенности его развития и перспектив.
    Одним из первых представителей философии истории является Августин Аврелий (IV в. н. э.). Он рассматривает историю человечества с религиозной, христианской точки зрения как процесс спасения, обретения человечеством утраченного единства с Богом. Только в XVIII в. философия истории начинает формироваться как светская наука.
    Огромный вклад в развитие философии истории внес немецкий философ Г.В.Ф. Гегель. С его точки зрения история представляет собой процесс поступательного развития, «развертывание Мирового Духа».
    К. Маркс и Ф. Энгельс придерживались материалистического понимания истории. Решающее значение они придавали развитию экономики, производственных отношений. Политика, религия, культура рассматриваются в марксизме как «надстройка» над экономическим «базисом» общества.
    Большое распространение в конце XIX – начале XX вв. получил цивилизационный подход в философии истории. Его крупнейшие представители Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби доказывали, что каждая культура, каждая цивилизация проходит свой неповторимый путь исторического развития от зарождения через процветание к упадку.
    Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975) полагал, что история имеет всеобщее содержание. Она всегда реализуется через личность и судьбу каждого конкретного человека, имеет человеческое лицо. Тойнби определяет историю как взаимосвязь исторического (временного) и надысторического (вечного).
    Объектом изучения философии истории не может быть ни человечество в целом, ни какая-либо отдельная нация или государство. Объектом философии истории являются культурно-исторические типы, которые Тойнби называет обществами или цивилизациями. Они являются единицами истории, которые можно сравнивать или изучать. Каждая из этих цивилизаций появляется в результате социокультурного вызова. Вызовы могут быть разнообразные: климатические условия, отношения с другими народами, религиозные идеи.
    Далее каждое общество проходит в своем развитии определенные этапы: рождение, рост, надлом и смерть.
    Карл Ясперс (1883–1969) полагал, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. История, согласно Ясперсу, имеет свое начало и свой конец. Ее движение определяется силой провидения.
    Вера является основой и смыслом истории. Единой для всего человечества верой может стать только философская вера. Она есть акт воли, но не следует противопоставлять веру знанию. Любое знание основано на вере. Философская вера – это осознание бытия, его истоков через обращение к исторической ситуации.
    Понятие «историческая ситуация» является ключевым в философии К. Ясперса. В каждом обществе складываются свои исторические ситуации, но иногда исторические ситуации в разных обществах оказываются близки по духу. Это и есть время для появления философской веры.

    46. Формационный и цивилизационный походы к осмыслению исторического процесса.

    Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Для начала нужно разобраться в том, чем отличаются данные подходы.
       Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
       Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции)
       Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно, эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
       Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
       С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход. 
       Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы, и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Они просто рассматривают историю с разных сторон. Если с помощью этих подходов изучается история, публикуются монографии и статьи, написанные с применением этих походов - это хорошо. 
       Плохо другое. Неправильным оказалось внедрение цивилизационного подхода в школе без должной подготовки. Во - первых в исторической науке не сложилось единого мнения о том, какой же подход применять. Следовательно пока наиболее верным стоит считать формационный подход (при условии учёта всех его недостатков) Во - вторых сторонники цивилизационного подхода не определились даже с ключевым понятием своей концепции "цивилизация". И всё это привело к тому, что появились разнообразные учебники - с формационным подходом и разными цивилизационными подходами.
       История - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие.
       При преподавании в школе целесообразно остановиться на каком -то одном подходе. И в данный момент это, по всей видимости, это должен быть формационный подход, потому как он позволяет понять закономерности исторического развития.

    48. Проблема смысла жизни в философии.

    Проблема смысла жизни – одна из наиболее важных в человеческом бытии. В жизни каждого человека рано или поздно появляется вопрос: ради чего я живу? Человек, в отличии от животного, всегда осознает свою смертность и за время своей жизни стремится успеть как можно больше.

    Каждая конкретная личность видит его в каких-либо конкретных своих достижениях, но она же считает, что ей сделано далеко не все, что она могла бы сделать еще. Одни видят смысл жизни в материальном обогащении, накоплении материальных благ, другие видят его в духовном совершенствовании, третьи – в достижении власти над людьми, четвертые – в добрых делах на благо других.

    Смысл жизни – это то, ради чего человек живет, к чему он стремится, ради чего он готов пойти на испытания, а возможно, что и на смерть. Человек ставит перед собой эту проблему потому, что осознает конечность своего земного бытия и начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти.

    Проблема смысла жизни ставит вопросы перед человеком: ради чего я живу? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли вообще смысл человеческой жизни?

    Религиозные учения утверждают, что несмотря на бренность и кратковременность человеческой жизни на Земле, тем не менее, она очень важный этап человеческого бытия в целом. Ее главное назначение – подготовить человека к жизни вечной, поэтому каждый человек должен прожить ее так, чтобы обеспечить себе достойное место в «иной жизни». В христианстве считается, что земная жизнь должна использоваться человеком для спасения души, единения с Богом, преодолении грехов.

    Атеистические концепции утверждают, что смысл жизни в самой жизни.

    Эпикурейцы утверждали, что человек во время своей земной жизни должен наслаждаться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности и радоваться самой жизни. Такая философская позиция ориентирует человека на самоценность его жизни.

    Марксисты утверждали, что смысл жизни человека не только в удовлетворении собственных потребностей, но прежде всего, в служении обществу.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта