Главная страница

Философия. 1. Генезис философского знания. Мифология и философия


Скачать 144.7 Kb.
Название1. Генезис философского знания. Мифология и философия
Дата26.10.2022
Размер144.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипДокументы
#754744
страница4 из 5
1   2   3   4   5

23. Психоанализ З. Фрейда.

Психоаналитическая философия - философский феномен XX века, сделавший предметом изучения сознание человека.

Мыслители идеи психоанализа: австр. врач и психолог Зигмунд Фрейд, швейц. психолог и философ Карл Густав Юнг, австр. врач-психиатр и А. Адлер, немецко-амер. философ, психолог и социолог Эрих Фромм.

Общая идея - исследование роли бессознательного и подсознательного в структуре личности, и деятельности человека.

Основоположник психоанализа - Зигмунд Фрейд.

  • Развил теорию психосексуального развития индивида. Главную роль отводил переживаниям раннего детства, которые откладываются в бессознательных слоях психики человека. Отсюда-

Специфические фазы психосексуального развития личности. Процесс формирования полового самосознания, половой роли и ориентаций (оральная, анальная, фаллическая и др.)

  • Разработал трёхкомпонентную структурную модель психики.

- «Оно» являет собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений.

- «Я» - та часть человеческой личности, которая осознаётся как личность и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

- «Сверх-Я» обычно называют моральные установки человека.

  • Центральное понятие учения Фрейда - либидо (лат. влечение, желание, страсть, стремление), влечения сексуального характера, преимущественно бессознательные.

В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностейиз-за социальных нормативных ограниченийчеловек вынужденискать компромисс между влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

  • «Сублимация» - защитный механизм психики: перенаправление энергии (чаще, сексуальной) на достижение социально приемлемых целей, творчество. По Фрейду – это исключительно «хорошая» защита. В широком смысле, вся человеческая культура есть результат сублимации.

ИЗ ЛЕКЦИИ: труд противоестественен. На труд у человека энергии нет. Чтобы брать эту энергию, нужно прикрывать те каналы, на которую дается эта энергия. Из-за процесса сублимации мы делаем то, что не хотим делать. Примеры:

- Эдипов комплекс - влечение мальчика к матери и возникающей на этой основе враждебности к отцу как "конкуренту".

- Комплекс Электры - выражается враждебность чувств дочери к матери как к своей сопернице в ее отношении к отцу.

Фрейд, как психолог: все это происходит в бессознательном состоянии. В сознании все иначе. Борьба сознательного и бессознательного вызывает психические заболевания.

  • Разработка терапевтических методик. Метод свободных ассоциаций - психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которого индивидуум говорит обо всём, что приходит в голову (даже абсурдное или непристойное). Фрейд предполагал: такие неконтролируемые ассоциации позволяют выявить аффективные комплексы.

  • Теория толкования сновидений. Основные положения:

1. Сновидение - искажённый заместитель чего-то иного, бессознательного; кроме явного сновидения есть бессознательное скрытое. Содержание бессознательного - вытесненные желания.

2. Функция сновидений - галлюцинаторное исполнение желаний – компромисс потребности спать и бессознательными желаниями.

3. Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку.

24. Экзистенциализм (философия существования)

Экзистенциализм. Философия существования – философия личности. Какой должна быть личность?

Ницше – экзистенциалист? НЕТ.

В тетради.

Камю («эссе об асурде»)
28. Основные идеи философии постмодернизма.

- когда личность не познаваема.

Раньше эмоции, характер, пол – это важно. (Это традиционный взгляд).

Сейчас: организм велит как себя вести? Это абсурд.

В тетради.

29. Основные философские концепции бытия

Онтология – учение о бытии. Создателем отологии - немецкий философ Гоклениус. (17 век)

Бытие – философская категория, служащая для обозначения того, что существует.

Философское содержание проблемы бытия составляет тот или иной способ понимания онтологических противоречий

— между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью, конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений;

— между единством мира и его многообразием в этом его единстве;

— между независимостью существования мира от человека и включённостью человека в мир, его существованием как проявлением мира.

Особое значение имеет противоречие между духовным и материальным, субъективным и объективным, сознанием и материей.

В решении этой проблемы сформировались три концепции.

1. Монизм (греч. mono — один) — это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание.

2. Дуализм (лат. dualis — двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).

3. Плюрализм (лат. Plereles — множественный) — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).

Главный водораздел прошел между двумя направлениями монистов:

материалистами и идеалистами.

Материализм — это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным — идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.

К известным материалистам относят Демокрита, Эпикура, Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Л. Фейербаха, Н. Чернышенкого, К. Маркса Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и многих других.

Идеализм — это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало.

Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Согласно объективному идеализму, основу мировоздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм).

Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.

30. Понятие материи в философии и науке

Материя как субстанция

Бытие в узком смысле – это материя.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им (В.И. Ленин).

Свойства материи:

  • Объективность

  • Активность

  • Движение

  • Пространственно-временная форма

  • Бесконечность

  • Неисчерпаемость

  • Познаваемость

  • Структурность

  • Абсолютность

  • Отражение

Основные атрибуты материи

Движение – любое изменение явления или предмета.

Формы движения:

Изменение – переход предметов, явлений из одного состояния в другое.

Развитие – это закономерные, необратимые, качественные изменения материальных объектов (прогресс, регресс).

Пространство – это форма существования материи, характеризующая протяженность материальных объектов, размерность (объем) и их взаиморасположенность.

Время- это форма существования материи, характеризующая длительность, этапы и последовательность изменений состояния в развитии материальных систем.

32. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика.

Метод – это способ деятельности. Применительно к философствованию методы – это способы и приемы рассуждения.

Проблема метода в философии - определить, как именно можно рассуждать, каким способом размышления пользоваться.

Обращаясь к истории философии, способы рассуждения можно поделить на две группы: классические и неклассические. Классические методы были разработаны от древности до XIX века, неклассические оформились в ХХ веке. Классическими методами философии являются метафизика и диалектика, неклассическими – герменевтика, феноменология, психоаналитика, структуралистика и др.

Метафизика – наука о сверхъестественном.

Предметом метафизики является исследование начал, сущностей, причин, конечных целей сущего. Такой характер предмета обусловлен попыткой рассмотреть «сущее как сущее», само по себе, безотносительно к его конкретным проявлениям (в отличие от физики, изучающей конкретные проявления сущего). Что общего у всего существующего, кроме того, что оно существует? Аристотель приходит к выводу: общими являются начала, а именно, причины. Но причины не даны в чувственном опыте, а могут быть реконструированы только умом. Поэтому метафизика – это «наука о сверхчувственном». С тех пор предметом метафизики как особой сферы исследования являются предельные основания бытия (например, Бог, субстанция, материя, абсолютное сознание и т.п.). Что отличает метафизическое размышление?

Для того чтобы определить начала бытия мы должны полагать, что вещи и мир в своей основе остаются неизменными, всегда одними и теми же. В метафизическом мышлении мир предстает как ставший, застывший, как бы сфотографированный. Черты метафизического метода:

  • отвлечение от конкретных проявлений бытия;

  • мышление о предметах в их неизменном виде;

  • построение абстрактных схем при помощи чистого мышления.

Классическими примерами метафизических размышлений являются учения Платона, Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, И.Канта и др.

Диалектика – первоначально умение мыслить противоположностями, усматривая в объектах и явлениях самые разнообразные связи и отношения. Еще у Древних: Гераклит - одно и то же различно и даже противоположно. Например, «морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же – гибель и отрава». Одна и та же вещь может быть оценена в различных отношениях. Древние замечают также, что противоположности неразрывно связаны и предполагаются друг другом. Так, в древнекитайском трактате Дао-дэ-цзин сказано: «Когда все в поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло». Известно высказывание Гераклита «Все течет»: все изменяется, развивается. Два основных принципа:

  • принцип всеобщей связи объектов, явлений и процессов, реализующийся в усмотрении разнообразия отношений и противоположностей;

  • принцип развития, обращающий внимание на непрерывные, направленные и необратимые изменения в объектах.

Впоследствии Ф.Энгельс представил логику развития в виде трех законов диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей полагает, что противоположности, несмотря на противостояние, не могут исключить друг друга, подобно двум полюсам магнита. Если магнит разделить пополам, получится два магнита, у каждого из которых будут оба полюса.

Закон перехода количественных изменений в качественные представляет идею о том, что изменение количественных параметров объекта не может бесконечно идти в одном направлении без изменения качества объекта. Например, при увеличении атомной массы водорода до двух единиц, он становится дейтерием, а при массе в три единицы – тритием.

Закон отрицания отрицания показывает, что новое состояние объекта возникает на основе старого через его двойное отрицание, поскольку единственное отрицание состояния объекта может означать его исчезновение или гибель, а не развитие. Утверждение нового состояния – это двойное отрицание старого.

Метафизика и диалектика, таким образом, являются двумя различными способами философского рассмотрения реальности, один из которых требует постижения неизменных начал и принципов, а другой тяготеет к объяснению всеобщих механизмов развития.

37. Проблема познаваемости мира в философии.

Гносееология (от греч. gnosis - познание) – раздел философии, занимающийся проблемами познания. Учение о познании.

Познание – процесс постижения человеком окружающего мира и приобретение новых знаний о нем.

Субъект – тот, кто познает.

Объект – то, что познается.

Средства познания – то с помощью чего познается мир.

Познание есть взаимодействие субъекта с объектом.
38. Формы и уровни познания.

Уровни научного познания

Эмпирический (преобладает чувственное познание)

Теоретический (преобладают рациональные формы познания – понятия, умозаключения, теории, законы и т.д.)

Формы научного познания

Научный факт (отражение явления в чел. сознании, описание его с помощью языков науки)

Эмпирический закон (всеобщее, существенное, необходимая связь предметов и явлений, характеризуется устойчивостью и повторяемостью)

Проблема (вопрос, не имеющий однозначного решения)

Гипотеза (предположение о свойствах, причинах, связях изучаемого объекта)

Теория (система научного знания о каком-то фрагменте действительности)

40. Вопрос о сущности истины и ее критериях.

Соотношение абсолютной и относительной истины.

Истина – соответствие действительности. (Правда – истина в отношении между людьми).

Относительная истина – неполное, ограниченное знание.

Абсолютная истина – полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания (цель).

----------------------------------------------

Относительная истина — это форма выражения объективной истины, характеризует степень ее точности, полноты, на определенном уровне познания, зависит от конкретных исторических условий.

То есть развитие человеческого познания является постоянной переменной одних относительных истин другими, более точно и ясно выражают объективную истину. Таким образом, процесс познания является более полным и точным познанием представления объективной истины.

Абсолютная истина – это полное, точное, всестороннее исчерпывающее знание о каком-либо явлении. Существование абсолютной истины является спорным, поскольку в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них со временем оказывается недостаточно точной, полной.

Чем сложнее определенное явление, тем труднее достичь абсолютной истины. Абсолютную истину следует понимать, как предел, цель, которую стремится достичь человеческое сознание.

Каждая относительная истина — это шаг, ступень, приближающая нас к этой цели. Таким образом относительная и абсолютная истины являются лишь различными формами объективной истины.

Человеческое знание всегда относительно, так как оно зависит от уровня развития общества, техники, науки. Чем выше уровень нашего познания, тем ближе мы приближаемся к абсолютной истине.

Но этот процесс продолжается бесконечно, т.к. мы открываем новые характеристики и свойства мира, создаем о нем более полное и точное знание. Каждый объект обладает как общими, так и индивидуальными свойствами, т.е. к нему необходим общий и конкретный подход.

Конкретность — это свойство истины, основанная на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных тенденций его развития. Такой постоянный процесс перехода одних относительных форм объективной истины к другим является важным проявлением диалектики в процессе познания.

Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе часть абсолютной и наоборот - абсолютная истина это предел бесконечной последовательности относительных истин.
41. Общество как целостная система.

С одной стороны, человек — существо физическое, телесное; у него есть влечения, в нем сильны бессознательные импульсы.

С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта