тгп. 1. Государство и право Древнего Египта
Скачать 421.41 Kb.
|
www.lawbase.ru 2. www.allpravo.ru 3. www.jerry.nnov.ru 4. www.forum.jurclub.ru Обратите внимание на: 1. Особенность возникновения цивилизации Маурьев. 2. Сущность организации государственной власти в Древней Индии. 3. Варно-кастовое деление древнеиндийского общества. 4. Специфику правового регулирования общественных отношений в древнеиндийском обществе. 5. Место и роль женщины в семейных отношениях древнеиндийского общества. Ответьте на вопросы: 1. Как осуществлялось управление в Древней Индии? 2. В чем выражаются особенности варно-кастовой системы древнеиндийского общества? 3. Сколько варн существовало в древнеиндийском обществе? 4. Определите правовое положение каждой варны. 5. Какое место занимали религиозные тексты в древнеиндийском обществе? 6. В чем выражается специфика Законов Ману? Практические задания: Задача 1. При рассмотрении дела в суде по обвинению в клевете кшатрия, судья в качестве свидетеля вызвал женщину и вайшья. Правомерны ли действия судьи по Законам Ману? Задача 2. Шудра, не выдержав постоянных унижений и притеснений со стороны «дважды рожденных», грубо обругал брахмана. В другой раз он ударил его рукой по голове, не причинив при этом сильной травмы. Каким наказаниям должен быть подвергнут шудра согласно Законов Ману? На каком принципе строится (основывается) наказание? Задача 3. «Я, Радж - брахман из древнего рода, клянусь правдой Вед и признаю в стоящем перед великим судом человеке ростовщика Раджива, присвоившего себе отличительные знаки учителя и осмелившегося поучать людей. Прошу великий суд наказать этого обманщика». Каково должно быть решение суда по Законам Ману? Задача 4. Дважды рожденный Панду, отрешившийся от жизни брахман, 12 лет изучал науку в обители ученых, а после возвращения в родное селение стал требовать возврата имущества, проданного два года назад новому собственнику. Правомерны ли требования Панду с точки зрения законов Древней Индии Тема 5. Государство и право античности: Афин и Спарты Вопросы темы: Вопрос 1. Афинское государство. Вопрос 2. Реформы Солона, Клисфена и Перикла. Вопрос 3. Организация государственной власти в Афинах. Вопрос 4. Право Афин. Вопрос 5. Особенности государственного управления в Спарте. Цели изучения темы: · выявление специфики организации государственной власти в античных демократиях: Афинах и Спарте; · выявление причин реформ государственного управления в античных полисах; · исследование основ правового регулирования общественных отношений в афинском обществе; · выявление специфики спартанского государственного развития. Задачи изучения темы: · проведение сопоставительного анализа государственного управления в Афинах и Спарте; · проведение сопоставительного анализа реформ Солона в Афинах и Ликурга в Спарт; · исследование памятников права Древних Афин. Успешно изучив тему, Вы получите представление о: · государстве и праве античности; · специфике государственного управления в Спарте; · основных реформах античных полисов; · правовых памятниках античности; будете знать: · правовое положение населения в афинском полисе; · в чем выражались особенности афинской и спартанской демократий; · сущность реформ Солона в Афинах и Ликурга в Спарте. В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях: Полис – (греч. πόλις — город) — особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. Синойкизм – (греч. synoikismós, от synoikizö — вместе заселяю), в древних государствах (Греции, Риме и др.) процесс слияния нескольких прежде самостоятельных поселений или городов в единый полис. В результате С. постепенно ликвидировалась племенная раздробленность, возникали органы центрального управления, усиливалось экономическое единство, укреплялась военная мощь прежде обособленных племён и общин. Наиболее известен синойкизм двенадцати общин Аттики, объединившихся под властью Афин (XIII-VII вв. до Р.Х.). Остракизм – (греч. ostrakismós, от óstrakon — черепок), в Древних Афинах изгнание из города отдельных лиц по постановлению народного собрания. Атемия - (бесчестье) - процедура лишения политических и гражданских прав в Древней Греции. Сисахфия – (также, в другой транскрипции, сейсахфия или сисахтия, греч. σεισάχθια) — сложение долгов в древнегреческих Афинах, проведённое Солоном в 594 году до Р.Х. Народное Собрание (экклесия) – (греч. ekklësia), в Древней Греции наиболее распространённое название народного собрания. В демократических полисах (например, в Афинах при Перикле, сер. V в. до Р.Х.) экклесия — верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть, избиравший должностных лиц. В полисах с олигархическим строем права экклесии были ограничены другими государственными органами типа советов и коллегий. Булэ – (греч. βουλή, «воля, совет, совещание») — государственный совет в древнегреческих городах-государствах, осуществляющий контроль и исполняющий различные политические и административные функции. Гелиэя – (греч. heliáia), в Древних Афинах суд присяжных. Ареопаг – (греч. Áreios рágos, буквально — холм Ареса), орган власти в Древних Афинах, назван по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. Возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, с VIII в. до Р.Х. пополнявшихся из бывших архонтов, кандидатов в которые намечал и избирал ареопаг. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. Ареопаг являлся оплотом аристократии, позднее — олигархии. Ограничение власти ареопага началось с развитием афинской рабовладельческой демократии. Первые попытки ограничений были сделаны Солоном (VI в. до Р.Х.); реформа Эфиальта (462 до Р.Х.) ликвидировала политическую власть и влияние ареопага, сохранив за ним лишь функции суда по некоторым уголовным и религиозным преступлениям. Архонты – (др.греч. ἄρχων, «начальник, правитель, глава», от ἄρχη — «начало; власть») — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах). Стратеги – (греч. στρατηγός — воевода, военачальник, полководец, от στρατός — войско и ἄγω — вести, веду) — в древнегреческих городах-государствах главнокомандующий войском с полномочиями распоряжаться финансами и вершить суд в вверенном ему войске, а также строить внешние отношения в пределах, необходимых для достижения задач, поставленных перед вверенным ему войском. Литургия – повинность богатых граждан на общественные нужды города, в основном организация за собственный счет выступлений хоров на государственных праздниках и содержание триер (боевых кораблей, которые использовались античными цивилизациями) в боевой готовности. Демос - в широком смысле — свободное население древнегреческих городов-государств, обладавшее гражданскими правами (в отличие от рабов, метеков, периэков и др. категорий зависимого и неполноправного населения). Первоначальный смысл слова демос — народ, округ, но уже в гомеровскую (XI-IX вв. до Р.Х.) и архаическую (VIII-VI вв. до Р.Х.) эпохи этим термином назывались народные массы, простой народ (преимущественно сельское население), противостоящий родовой аристократии — евпатридам. В VI-V вв. до Р.Х. в понятие демос стали включать наряду с сельским населением и часть городского (ремесленников, торговцев). Позднее, с конца V-IV вв. до Р.Х демос стали называть бедную (преимущественно городскую) часть населения. Герусия – (греч. gerusia, от geron — старец, старейшина), в Древней Греции совет старейшин в городах-государствах преимущественно аристократического устройства; рассматривал важные государственные дела, подлежавшие затем обсуждению в народном собрании. Вопрос 1. Афинское государство. До Македонской империи Греция не была единым государством и состояла из множества самостоятельных городов-государств, именуемых полисами. В VIII—VII вв. до Р.Х. на материке возникают Афины, Коринф, Спарта, Фивы. Сам процесс объединения племен в рамках отдельных городских общин начался примерно за пять веков до этого. Так, например, в Афинах к VIII в. до Р.Х. развернулся процесс сближения четырех ахейских племен, названный синойкизмом, в ходе которого произошло объединение этих племен в афинский парод. Греческие полисы представляли собой город с прилегающими к нему сельскими территориями. Самым крупным был афинский полис. В древнейший период истории Афин во главе государственного образования стоял базилевс. Власть его как главы государства носила патриархальный и священный характер. Он обладал знаками царского достоинства (скипетр, пурпурное одеяние, корона). Базилевс был верховным судьей, военачальником, верховным жрецом. Должность базилевса была выборной, но со временем наследственно закреплялась в одной семье. Имелся совет вождей и народное собрание, которое могло не только одобрять, но и отменять решения вождей. Будто бы легендарным героем Тезеем одновременно с синойкизмом было осуществлено и деление населения на сословия эвпатридов (родовая знать), геоморов(земледельцы), демиургов (ремесленники). Кроме того, вне сословий находились метеки — выходцы из других греческих общин. Эвпатриды обладали исключительным правом замещать должности, тогда как метеки полностью были лишены политических прав. Рабство в Афинах имело первоначально патриархальный, позже — античный характер. К IV в. до Р.Х. рабы составляли около 2/5 всего населения Афин. Кроме рабов полиса, многие рабы принадлежали семьям афинян — по 3-4 раба в семье. Труд рабов широко использовался в домашнем хозяйстве, в общественных, ремесленных работах; рабы осуществляли полицейские функции. Также в Афинах античное рабовладение означало лишение рабов гражданских и многих человеческих прав. Во второй половине VII в. до Р.Х. с ростом ремесленного производства, торговли происходит имущественное расслоение населения и в Афинах выделяется новый социальный слой — демос. В условиях, когда, по выражению одного из современников, "деньги делают человека", усиливаются противоречия родоплеменной земельной знати и торгово-ремесленнических кругов, демоса, включавшего и безземельное крестьянство. Тогда в Афинах, как и в ряде других греческих государств, власть оказывается в руках тиранов. По преданию, с одним из них связано появление в Афинах писанного права — Законов Драконта. Но преодоление кризиса было связано с именем Солона — другого выдающегося деятеля Афин. Вопрос 2. Реформы Солона, Клисфена и Перикла. В то время, по словам Аристотеля, "бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены", "вся же земля была в руках немногих. При этом, если бедняки не отдавали арендной платы, то можно было увести в кабалу и их самих, и их детей". Общество оказалось расколотым на враждующие лагери, что привело к "великой смуте". Задача разрешения возникших противоречий была возложена на Солона. В 594 г. до н. э., избрав Солона на должность архонта, афиняне поручили ему провести необходимые преобразования, с тем чтобы восстановить в обществе согласие. Солон не стал тираном, однако, пользуясь поддержкой широких слоев населения, жестко провел реформы, соответствующие новому укладу жизни и расстановке общественных сил. Реформы Солона состояли из трех основных частей. 1. Первой была сисахфия — “стряхивание бремени”: отменялись все долговые обязательства, должники были прощены, заложенные земли возвращены их владельцам, проданные за долги в рабство были выкуплены на свободу, наконец, впредь запрещалось давать в долг под условие самозаклада должника. Кроме того, был издан закон, устанавливающий максимальный размер землевладения. 2. Второй частью реформ было разделение афинских граждан по имущественному признаку на 4 разряда. В первый, второй и третий разряды зачислялись граждане с доходом равным, соответственно, 500, 300 и 200 мер зерна, в четвертый разряд — все остальные. С разделением граждан по имущественному признаку связано распределение политических прав. Если граждане первого разряда могли занимать все должности, то граждане второго и третьего разряда не избирались в архонты. Граждане четвертого разряда наряду с другими участвовали в работе народного собрания. 3. Третьей частью реформы было создание Совета четырехсот, состоявшего из избранных по 100 человек от каждого из четырех племен. Полномочия ареопага были ограничены. Был создан суд присяжных — гелиэя, в работе которой могли участвовать и граждане четвертого имущественного разряда. Окончательная ликвидация остатков родового строя была связана с реформами Клисфена. Он начал с введения нового административного деления, в основу которого положен территориальный принцип. Вся Аттика делилась на три территориальных округа: город Афины с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей — триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу. Организация новых фил устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределила замену совета четырехсот советом пятисот (по 50 человек от каждой филы). Был введен остракизм (“суд черепков”). Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Признанный опасным подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм нашел широкое применение в политической борьбе. Реформы Клисфена способствовали складыванию рабовладельческого государства в форме демократической республики. V в. до Р.Х. стал временем расцвета афинской демократии. В истории Греции этот период получил название классического. В государственном строе произошли существенные изменения. Они связаны с именем Перикла. При нем происходило более четкое разделение властей: законодательной — у народного собрания, исполнительной — у совета пятисот, судебной - у гелиэи. Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. В системе государственных органов сохранялся ареопаг Вопрос 3. Организация государственной власти в Афинах. Заметным шагом в развитии афинской государственности становится падение царской власти, власти базилевса. Главенствующим государственным органом становится совет знати, где решались важнейшие вопросы жизни полиса. Но рядом с советом знати сохранялось эпизодически созываемое народное собрание. Полномочия царей переходят к коллегии архонтов, избираемых пожизненно, а позже — на 10 лет. По окончании срока полномочий архонты зачислялись в ареопаг — высший судебный и контролирующий орган, заменивший собой совет знати. В период расцвета афинской республики основными органами государственной власти были · Народное собрание; · Совет пятисот; · Гелиэя; · должностные лица. Народное собрание (эклексия). В его компетенцию входило принятие законов. Выделяются также финансовые полномочия народного собрания. В народном собрании решались вопросы войны и мира, проводились выборы должностных лиц, решался вопрос об остракизме. Правом участия в работе народного собрания обладало все полноправное мужское население Афин старше 20 лет. В конце V в. до Р.Х. была установлена плата за участие в работе народного собрания. Совет пятисот (булэ) был преимущественно правительственным и административным органом. Под его руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат афинского государства. Так, совет следил за исполнением постановлений народного собрания, контролировал деятельность должностных лиц, наблюдал за всеми общественными зданиями. Его важная функция — организация строительства флота. Свои правительственные функции совет осуществлял совместно с должностными лицами. Совет пятисот составлялся по жребию (по 50 человек от каждой из 10 фил). Участвовать в жеребьевке и последующей работе совета мог каждый полноправный гражданин, достигший 30-летнего возраста. Совет был постоянно действующим органом, избираемым на один год. Гелиэя была высшей судебной инстанцией. Здесь вершился суд по политическим делам. В порядке апелляции гелиэя имела право пересматривать судебные решения других органов. Но не менее важным полномочием гелиэи было право окончательного решения по законопроектам, принятым народным собранием. Гелиэя становилась как бы “господином над законами”. Должностные лица. Данный институт государственного строя Афин характеризовался его формированием на основе выборности путем голосования или по жребию сроком на 1 год, коллегиальностью, возмездностью (кроме стратегов), отсутствием иерархической подчиненности (кроме военных должностей), подотчетностью. Должностные лица, наряду с Советом пятисот, осуществляли исполнительную власть (в отдельных сферах государственной деятельности). Коллегия архонтов ко времени расцвета афинской демократии сохранила в основном полномочия в области религиозных и семейных дел. Коллегия десяти стратегов формировалась путем открытого голосования (поднятием рук). К компетенции стратегов относилось верховное руководство и командование вооруженными силами. Государственный строй афинской демократии просуществовал до конца V в. до Р.Х. Внутренние противоречия, поражение в войне со Спартой (Пелопоннесская война — 431—404 гг. до Р.Х.) привели к чередованию в стране олигархических режимов. В 338 г. до Р.Х. македонская армия завоевывает территорию Греции и она включается в состав империи Александра Македонского. Во II веке до Р.Х. Греция подчиняется владычеству Римской империи. Вопрос 4. Право Афин. Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему рабовладельческого права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других государств. Особенность правовой системы Афин заключалась в том, что обычай долгое время считался основным источником права. Закон и обычай практически отожествлялись. Впоследствии теория и практика стали признавать приоритет законов и декретов над обычаями. В 621 г. до Р.Х. появляется писаное право в виде законов Драконта. Драконт включил ряд новых существенных положений, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию. Отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Законы оформляли права частной собственности, устанавливая при этом суровое наказание за посягательство на частную собственность. Из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливали жесткие наказания. Так, смертной казнью каралось не только святотатство или умышленное убийство, но и кража овощей, праздность. В V—IV вв. до Р.Х. законы становятся главным источником права. Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и отец и мать были гражданами Афин. Полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились: право на свободу и личную независимость от другого человека, на земельный участок, помощь от государства в случае материальных затруднений, на участие в делах государства, на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем: беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, защищать полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественно-политической жизни государства. Богатые граждане несли также особые повинности в пользу государства, т.н. литургию. Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой — метэки, люди, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе права гражданства, права приобретать недвижимость, права заключать браки сафинскими гражданами. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежащих частным лицам и рабов, принадлежащих государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственность. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею. Афинскому праву было известно деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот, ко второму — деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. В афинском праве владение понималось как фактическое обладание имуществом и собственностью. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной, а государственная — в форме частной. Обязательства возникали либо из договора, либо из деликта (правонарушения). В качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор Обязательства, вытекающие из деликтов, возникали случае причинения имуществу любого вреда. Обычаи и законы исходили из понятия широкой право- и дееспособности афинских граждан в имущественных отношениях. В одном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины». В отличие от стран Древнего Востока в Афинах имущественные отношения, гражданский оборот получили гораздо большее развитие. Однако в законах нет детальных предписаний о правах собственника. В афинском праве получили развитие брачно-семейные отношения. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Официально признавалась моногамная семья. Власть домовладыки была весьма значительной. Нарушение супружеской верности не имело для мужа негативных юридических последствий. Муж мог привести в дом наложницу. После смерти отца господином женщины был муж, а в случае его смерти — совершеннолетний сын. Женщина не могла от своего имени заключать сделки. Застигнув на месте прелюбодеяния, муж мог безнаказанно убить любовника жены. При наличии сыновей дочь не получала наследство. Обычай разрешал брак между дядей и племянницей, между братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. К женщинам в Афинах относились высокомерно и даже презрительно. Афинянки были вынуждены вести замкнутый образ жизни, они не имели политических прав, были лишены имущественной самостоятельности, полностью зависели от отца, братьев. Удел женщин — домашнее хозяйство, затворничество. Даже покупки на рынке совершали мужчины. Официальная мораль обвиняла ихв том, что они беззаботно проводят время в стенах дома, тогда как мужчины в поте лица добывают хлеб насущный, заняты ежедневно тяжким трудом. Общественное мнение не осуждало мужчин, которые подолгу пребывали в обществе гетер, находили удовольствие в любви к юношам. Цель брака диктовалась общегосударственными и частно-семейными интересами. Рождение ребенка считалось семейным праздником. Мальчика украшали оливковыми ветвями, девочку — шерстяными нитками. Младенца клали в купель, куда добавляли вино. Родители больше внимания уделяли мальчику: в 7 лет его отдавали под опеку отца. Девочку могли выгнать из дома. В Афинах, как и в Спарте сохранялся обычай детоубийства. Согласно обычаю, обедневшие родители могли рассчитывать на помощь своего сына. По законам Солона сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу. С другой стороны отец мог отречься от сына, лишив его наследства, изгнать из дома, если тот не оказывал ему уважения. До реформ Солона отец мог продать детей в рабство, мог искалечить и даже убить. Афинскому праву известны государственные преступления, преступления против семьи, личности, собственности. К особо опасным преступлениям против государства отнесены измена отечеству, обман народа, оскорбление богов, святотатство, внесение противозаконных предложений в народное собрание. Карались штрафом те, кто сочинял ложные доносы, занимался клеветой, шантажом. Должностные лица, уличенные во взяточничестве, хищении, могли откупиться штрафом в десятикратном размере. Тягчайшим наказанием для афинских граждан было лишение политических и гражданских прав (атемия). Осужденный к смертной казни мог сам исполнить приговор, избрав яд, меч, веревку. Афинских граждан телесным наказаниям не подвергали. Грабители, разбойники могли быть проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убивать на месте. Однако последний мог избежать наказания, уплатив стоимость украденной вещи или вернув ее владельцу. Наказанию могли подвергаться статуи, камни, бревна, животные, если они были причиной смерти человека. Судопроизводство могло начаться при поступлении заявления от полноправного афинского гражданина. Интересы несовершеннолетних и женщин представлял домовладыка, раба — его хозяин. Потерпевший или истец должен был позаботиться о явке свидетелей. Судопроизводство знало следующие стадии этого процесса: предварительное расследование, судебное разбирательство, вынесение приговора, и последнее слово осужденного. Время для разбирательства в суде равнялось 9,5 часам, в пересчете на воду для клепсидр (водяных часов). Клепсидра запускалась, когда предоставлялось слово. Процессуальная форма особенно тщательно соблюдалась, если подсудимому грозили смертная казнь, заключение в тюрьму, изгнание из Афин, конфискация имущества. Мера наказания предлагалась участниками процесса. Высшей судебной и апелляционной инстанцией считалась гелиэя. Ее вердикты, как правило, пересмотру или отмене не подлежали. Вопрос 5. Особенности государственного управления в Спарте. Государством, сыгравшим заметную роль в истории Древней Греции, была и Спарта. В отличие от Афин в Спарте устанавливается аристократический государственный строй. Образование спартанского государства было более чистым, непосредственным результатом дорийского завоевания Лаконии, на юге Пелопоннесса, а сложившаяся здесь форма государственности — результат необходимости поддержания господства завоевателей в покоренной стране. Спарта образовалась в IX в. до Р.Х. Установление общественного и государственного строя Спарты связывается с именем легендарного Ли-курга. Его законодательство появилось в обстановке острой борьбы в спартанском обществе и было направлено на смягчение назревших противоречий, что способствовало консолидации общества( о реформах Ликурга речь пойдет ниже). Для государственного строя Спарты была характерна военная организация. Полноправными гражданами являлись лишь жители Спарты — спартиаты. Они были обеспечены земельными наделами. Вначале эти наделы были одинаковы, но позднее стало намечаться имущественное неравенство спартиатов. Несмотря на это, спартиаты именовались «равными». Другой социальной группой были периэки. Хотя это были граждане лично свободные, политическими правами они не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Они могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Значительный социальный слой составляли илоты — представители побежденных народов, превращенных в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Народное собрание решающей роли в государстве не играло. К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии. Оно участвовало в разработке законодательства, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Вместе с тем ведению народного собрания не подлежали такие важные вопросы, как финансовые, деятельность магистратов, им не разбирались судебные дела. Ограниченный круг решаемых народным собранием вопросов давал возможность спартанской олигархии влиять на его работу, направлять его деятельность в нужном направлении. От родоплеменной ориентации сохранился совет старейшин (герусия), состоящий из 28 виднейших представителей спартиатов Компетенция его была довольно широка: предварительно обсуждал дела, которые должны рассматриваться в народном собрании, руководил военными, финансовыми и судебными делами. Со временем его значение упало. Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам - выборным должностным лицам. Эфоров было пять. Они составляли единую коллегию. Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их ведении почти целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной, гражданская юрисдикция. Особенности развития государственности в Спарте, режим военной демократии обусловили застой политической и экономической жизни общества и в середине II века до Р.Х. Спарта, как и другие греческие государства, попадает под влияние Рима. Реформы Ликурга. Ликургу приписывается образование совета старейшин из лиц, достигших 60-летнего возраста. Другое его мероприятие — передел земли, даже имущества, находившегося в личном обладании, “дабы изгнать наглость, злобу, роскошь и еще более старые, более грозные недуги государства — богатство и бедность”. Ликург запретил спартиатам заниматься ремеслами, искусствами, торговлей, земледелием. Он ввел хождение тяжелых железных денег. Теперь, чтобы перевезти сравнительно небольшую сумму, требовалась упряжка волов; пропала охота воровать, брать взятки, грабить. Той же цели — борьбе с роскошью, достижению равенства в достатке — отвечало требование строить дом только при помощи топора и пилы, "дабы не предаваться украшательству". Поддержанию общности спартиатов должны были служить и их совместные трапезы. А в семейных отношениях не только поощрялись внебрачные связи, но запрещалось проявлять ревность, собственнические чувства по отношению к женщине. Спартанский образ жизни охранялся многочисленными предписаниями (говорить лаконично, экономя слова, стремясь к точности, образности) и запретами, например общения с иностранцами. Спартиаты получали земельные наделы, но трудились на них за половину урожая илоты, находившиеся в полурабском положении. Спартиатам предписывалась простота быта и умеренность в пище. С раннего детства их приучали довольствоваться малым, даже зимой ходить босиком, выполнять трудные работы. Ценились смелость, дисциплинированность, беспрекословное подчинение. Почти исключительным занятием спартиатов были физические упражнения и военное дело. Спарта имела лучшее в Греции войско. Так, спартанский отряд во главе с царем Леонидом погиб в Фермопильском походе, защищая Среднюю Грецию от проникновения персидских войск. В Пелопоннесской войне Спарта нанесла решающее поражение Афинам и заняла господствующее положение в Греции. Но по окончании войны наступил кризис: в стране осуществляется олигархический переворот. Позже Спарта, как и Афины, подала под власть Македонии, затем стала частью Римской империи. Для изучения темы: Прочитайте: 1. Симонишвили Л.Р. История государства и права зарубежных стран. М., МФПА, 2010. 2. Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. М., Норма, 2007. 3. История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1996. Ч. 1. 4. История государства и права зарубежных стран / под ред. К. И. Батыра. М., 2004. 5. Черниловский 3. М. История рабовладельческого государства и права (с приложением источников). М., 1959. 6. Громаков Б. С. История рабовладельческого государства и права (Афины и Рим). М., 1986. 7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1, 2. М. Любое издание. 8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. 3. М. Черниловского. М., 1996. 9. Берве Г. Тираны Греции. Ростов н/Д, 1997. Для поиска необходимых нормативно-правовых актов используйте следующие сайты: 1. |