Главная страница

тгп. 1. Государство и право Древнего Египта


Скачать 421.41 Kb.
Название1. Государство и право Древнего Египта
Дата01.07.2022
Размер421.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатгп.docx
ТипДокументы
#622199
страница4 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
www.lawbase.ru

2. www.allpravo.ru

3. www.jerry.nnov.ru

4. www.forum.jurclub.ru



Обратите внимание на:

1. Особенности правового положения ванна в Древнем Китае.

2. Особенности организации государственной власти.

3. Политико-правовые концепции Древнего Китая: конфуцианство и легизм. Проведите сопоставительный анализ этих концепций.



Ответьте на вопросы:

1. Какова суть китайской модели организации государственной власти?

2. В чем выражалась суть реформ Шан Яна и Ван Манна?

3. Какова социальная структура древнекитайского общества?

4. Какие основные источники древнекитайского права Вам известны?



Практические задания:

1. Составьте сопоставительную таблицу реформ Шан Яна и Ван Манна. Что объединяет этих реформаторов и что отличает.

2. Составьте схему ключевых позиций легизма и конфуцианства.

3. Проанализируйте размеры и определите границы Древнего Китая в четыре периода правления династий: Шан, Чжоу, Цинь и Хань. В период правления какой династии Китай достиг своего наивысшего могущества.



Тема 4. Государство и право Древней Индии



Вопросы темы:

Вопрос 1. Организация государственной власти.

Вопрос 2. Социальная структура древнеиндийского общества.

Вопрос 3. Право Древней Индии.



Цели изучения темы:

· определение основ государственного управления в Древней Индии;

· анализ варно-кастовой системы деления древнеиндийского общества;

· исследование норм права древнеиндийского общества.



Задачи изучения темы:

· сопоставление методов управления в странах древневосточных деспотий;

· анализ социальной структуры древнеиндийского общества;

· анализ Законов Ману как основного памятника права Древней Индии.



Успешно изучив тему, Вы

получите представление о:

· организации государственной власти в Древней Индии;

· социальной структуре древнеиндийского общества;

· праве Древней Индии (в первую очередь, Законы Ману);



будете знать:

· как осуществлялось управления в Древней Индии;

· правовое положение брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр;

· какое место занимали религиозные акты, и, в частности, дхармашастры, в жизни древнеиндийского общества.



В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

Варна - (санскр. «качество, цвет, категория») — относится к делению древнеиндийского общества на четыре основных сословия:

брахманы — жрецы, учёные, подвижники,

кшатрии — воины, правители,

вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы,

шудры — слуги, наёмные рабочие.

Чандал – пренебрежительное название человека в индийском обществе, находящегося вне социального положения, вне варны (западное название — каста). Другое название — неприкасаемый.

Сати – похоронная ритуальная традиция в индуизме, в соответствии с которой вдова подлежит сожжению вместе с её покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре.

Ордалии - (от англосакс. ordol, латинский ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права.

При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т.п.

Веды – (санскр. «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

Существует четыре Веды:

Риг-веда — «Веда гимнов»,

Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»,

Сама-веда — «Веда песнопений»,

Атхарва-веда — «Веда заклинаний».

Законы Ману – Ма́ну-смри́ти, также известна как Ману-самхи́та, Манава-дхармашастра — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману.

Дхарма – свод правил, обязательный для каждого правоверного индуса и включающий в себя различные нормативные предписания.

Дхармашастра – в Древней Индии жанр брахманских произведений, комментирующих священные книги индусов – Веды, со ссылками на древних мудрецов.

Ашрамы – четыре стадии жизни индуса, соответствующие четырем стадиям нравственного развития личности.



Вопрос 1. Организация государственной власти.



Процесс формирования древнеиднийского государства занял несколько столетий. Индийская цивилизация сложилась более IV тысяч лет тому назад. Археологические раскопки показывают, что еще в III тыс. до Р.Х. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение. Наибольшую ценность представляет анализ ведического периода (вторая половина IIтыс. до Р.Х — середина I тыс. до Р.Х.), когда возникает разделение общества на различные социальные группы, чему способствует продолжавшееся ряд столетий проникновение в Индию с северо-востока различных индоарийеких племен. Период складывания самого крупного на Древнем Востоке государства — империи Маурьев (I тыс. до Р.Х. — до I в.) получил название магадхско-маурийского периода.

Центральный административный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли, в государстве органов общинного самоуправления.

Основой государственной власти считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Вместе с тем власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, наиболее крупные из которых небезуспешно противостояли центру, но и установившимися традиционными религиозно-этическими нормами.

Царь назначал и смещал чиновников, осуществлял верховный надзор за ирригацией, контролировал финансовое ведомство, командовал армией. Но царь был ограничен в законодательных полномочиях религиозной традицией незыблемости законов, религиозно-этическими нормами, содержавшимися в Ведах, и правом их толкования жрецами (брахманами). Высший суд царь творил “совместно с брахманами и опытными советниками”. Власть правителя почиталась божественной, но не царь стоял во главе религии. В империи Маурьев господствующим; религиозным учением становится буддизм. Согласно буддизму власть правителя воплощала в себе внешнее единство народа, а его внутреннее, духовное единство представлено буддистской вере, верховными хранителями которой считались брахманы.

По мере того, как положение царя усиливалось, он стал обладать неограниченной властью, был военным начальником, верховным судьей. Экономической основой его власти являлись захваченные, присоединенные земли. Индусская политико-религиозная концепция «богоугодного царя» предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанности). Вступая на трон, царь давал клятву служить народу: «пусть я буду лишен неба, жизни и потомков, если буду вас притеснять». Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Древнеиндийские монархии нельзя рассматривать как теократические. Некоторые из монархов называли себя не богами, а «милыми богам».

В период империи Маурьев оформилась концепция единого правителя. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, верховных судей. Важную роль в управлении играли помощники царя: придворный жрец, военный начальник, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско состояло из царской дружины, отрядов конницы, в которой служили кшатрии. В нее входили подразделения боевых слонов.

При царе имелись два совещательных органа: паришад и раджасабха. В первый входили царские сановники, вельможи, чиновники высших рангов. В состав раджасабха входили не только государственные чиновники, но и представители провинций, городов, старосты селений. Кроме паришада и раджисабхи, существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особ доверенных лиц.

Во главе селений и мелких городов стоял вождь, раджа. Сельские дела решал выборный панчаят и его комитеты. Этот орган распределял землю между крестьянами, собирал налоги, разбирал судебные тяжбы жителей. Панчаят являлся подотчетным органом. Комитеты избирались на один год. Любого члена комитета за недостойное поведение можно было отозвать. Относительный демократизм формирования местных органов вряд ли стоит переоценивать — реальная власть находилась в руках знати.

Самая низшая инстанция — староста деревни, затем шел управитель десяти деревень, затем двадцати, ста и тысячи. Их обязанность — сообщать властям «о преступлениях, совершенных в деревне», а также взимать натуральные подати царю. За свою службу они получали земельные наделы, величина которых зависела от должности.

Царская администрация осуществляла постоянный контроль за местными органами управления. Деятельность старост находилась под присмотром царского чиновника, который был обязан лично их инспектировать. Источники свидетельствуют о существовании раннеклассовых республик (так называемые «ганы»). Такие формы правления обычно утверждались там, где прочно сохранились родовые традиции. Чаще всего они находились в лесной, труднодоступной местности.

Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе них находились царевичи. Наряду с делением на провинции существовало деление на области, округа. Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.



Вопрос 2. Социальная структура древнеиндийского общества.



Древней Индии свойственна специфика, которая отражает чрезвычайно высокий уровень религиозности, а также специфическое варно-кастовое деление общества.

На образование варн в Индии оказали влияние разные факторы, прежде всего арийское завоевание, поделившее общество на завоевателей и покоренное население. Также и разложение родоплеменных отношений вело к захвату более сильными и влиятельными родами жреческих функций, управления, военного дела. Осуществляется и естественное разделение общественных функций - физический труд отделяется от умственного, производительный от управленческого, выделяются служители культа, группы населения, занимавшиеся военным делом и управлением. Профессии передавались по наследству. Происходит деление населения по профессиональному, родовому, религиозному признакам - складываются замкнутые привилегированные и непривилегированные сословия - варны, (касты - португ.).

Всего существовало четыре варны:

· брахманы;

· кшатрии;

· вайшии;

· шудры.



В первые две варны предположительно входили потомки родовой знати ариев, в третью — потомки арийских общинников, четвертую варну составило покоренное ариями население Индии. Рабы ("захваченные под знаменем") в систему варн не включались.

Первые упоминания о варнах содержались еще в Ригведе. Сословное деление населения на варны закреплялось религиозной деятельностью брахманов и нашло отражение в таких замечательных литературно-религиозных и правовых памятниках Древней Индии, как дхармашастры, из которых наиболее известными стали Законы Ману (II в. до Р.Х. - I в.).

Члены каждой варны должны были строго придерживаться установленных для них правил поведения. Совокупность прав и обязанностей каждой варны называлась дхармой.

Дхарма брахманов определяла их привилегированное, самое высокое положение в обществе. Основной обязанностью брахманов было изучение священных книг, толкование содержащихся в них положений, совершение религиозных обрядов. Брахманы ведали также обучением, осуществляли правосудие. Брахман считался “творцом (мира) карателем, учителем, благодетелем”. С брахманами обязан был советоваться даже сам правитель. Честь, жизнь, имущество брахманов защищались государством в особом порядке. Члены низших варн, в той или иной мере задевавшие интересы брахманов, подлежали суровым наказаниям. В то же время на брахмана, совершившего преступление, “справедливому правителю не следует накладывать наказание”. В этом случае брахман подвергался лишь обряду очищения.

Привилегированное положение занимали и кшатрии. К этой варне принадлежал и сам правитель. Дхарма кшатриев вменяла им в обязанность “охрану всего этого мира” - военное дело, а также государственное управление. Кшатрии занимали по сравнению с брахманами более низкое положение. Материальное положение кшатриев было неодинаковым. Среди них были и очень богатые люди, и бедные воины.

Дхарма вайшиев предписывала им заниматься земледелием, скотоводством, торговлей и ростовщичеством. Среди вайшиев встречались люди, обладавшие значительным богатством, например ростовщики. Однако богатство не давало им основания пользоваться привилегиями двух первых варн. Так, при правонарушении вайшии подлежали более суровому наказанию, их жизнь и имущество имели меньшую защиту, нежели жизнь и имущество членов первых двух вари (например, за убийство вайшия полагалось уплатить штраф в восемь раз меньший, чем за убийство брахмана, и в четыре раза меньший, чем за убийство кшатрия). Вайшии платили большие налоги государству и в своей основной массе были эксплуатируемым населением Индии. Однако они все же, как брахманы и кшатрии, считались “дважды рожденными” (“второе рождение” определялось особым ритуалом посвящение, совершаемого с началом изучения священных книг) и по своему правовому положению резко отличались от шудр.

Варна шудр (“единожды рожденных”) была бесправной и презираемой. Среди шудр имелось много обнищавших, вышедших из общины крестьян, отпущенных на свободу рабов. Лучшим для них делом считалось услужение брахманам. Малейшее нарушение религиозных и правовых норм влекло для шудр жестокие наказания. “Рожденный единожды, — говорилось в Законах Ману, — поносящий ужасной бранью дважды рожденных, заслуживает отрезание языка”. Если шудра “поднял руку или палку” на представителя высшей варны, то он лишался руки.

Стремясь закрепить сложившееся сословное деление и господствующее положение брахманов и кшатриев, Законы Ману препятствовали смешению варн и особенно охраняли "чистоту" высшей варны — брахманов. Поэтому по Законам, сын брахманки и шудры попадал в особую социальную группу — “неприкасаемых” (чандалов). Даже случайное прикосновение к нему представителя другой варны рассматривалось как религиозное осквернение. Чандалы должны были жить вне селений, имущество их — “только ослы и собаки”. Носили они одежду казненных преступников, ели из разбитой посуды и т. д.

В бесправном положении находились и рабы. Но их в древности, как позже и в Средние века, в Индии было немного, и они не играли существенной роли в экономической и социальной жизни страны.



Вопрос 3. Право Древней Индии.



К первому столетию до н.э. относят составление законов Ману. Это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, состоящий из 2685 статей. По легенде, всевышний бог Брахма послал Ману на землю, дабы навести там порядок и законность. Однако нет сомнения в том, что в систематизации данных законов основную роль выполняли лица, знающие религиозные догматы и юриспруденцию. По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменитых философов, теологов, индийских правителей на управление, право, этику.

Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхармшастрах. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах XII глав).

Главное в законах Ману – это закрепление существующего варнового строя. Указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, их привилегии.

Важное место занимают нормы, касающиеся права собственности. Указывается семь возможных способов его возникновения: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения. Если у добросовестного приобретателя обнаружилась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.

Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.

Суровое наказание грозит тем, кто загрязняет водоемы, разрушает плотину. Если виновный не может ее восстановить, то подлежит утоплению. Закон строго охраняет границы земельных наделов и особенно собственность царя. Виновный в уничтожении межевого знака заслуживает обезображивающего телесного наказания. Незаконное присвоение земельного надела приравнивается к краже драгоценностей. В законах воспроизведена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные — стрелку.

Довольно тщательную разработку получили обязательственные отношения. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа.

Известны были также договоры найма, купли-продажи. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Недействительным, соответственно, признавался договор, если он был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Законы содержали подробные нормы о семье и браке. Семья находилась под властью ее главы. Муж мог купить жену и продать ее, хотя и осуждались данные сделки. Мог взять другую жену, принудить жену к сожительству с другим мужчиной. Женщины рассматривались как наследственное владение. В детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, а после смерти последнего — под властью сыновей. Вместе с тем отношение к женщине было двойственным. По ряду норм женщина отнюдь не являлась бесправной. Особо выделяется женщина — мать. В некоторых статьях она выше, чем учитель (гуру) и отец. Она — хранительница очага, воплощение богини земли. Мораль призывает почитать мать, ей нельзя причинить вред, с ней нельзя ссориться, под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном состоянии.

Во многих источниках мужу рекомендовано обращаться с женщиной нежно, заботиться о ней. Добропорядочный муж должен был ценить жену, доставлять ей радость, удовольствие. Такие советы отличаются от других статей законов, в которых женщина поставлена в явно приниженное положение.

Брак считался религиозной и нравственной обязанностью людей, цель его - выполнение религиозного долга, деторождение, продолжение рода и, наконец, сексуальное наслаждение.

Брачный возраст для мужчин — не моложе 20 лет, девушек — 12 и даже 8 лет. В идеальном браке возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родителей, учитывалось положение молодых в варнах и кастах.

Отец невесты нес большие расходы на приданое дочери, в результате которых бедняк на всю жизнь оставался в долгах. Отсутствие приданого обрекало девушку на безбрачие, что не раз приводило к трагедиям — самоубийству. Этот обычай древности, так называемое «даури», сохранялся долгое время. Ныне он запрещен правительством Индийской Республики, но, тем не менее, есть случаи самоубийства девушек, не имеющих приданого.

Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось покидать своего мужа, детей. Она должна повиноваться мужу и следовать за ним после смерти. Здесь имеется в виду акт самосожжения вдовы.

Вдова влачила жалкое существование. В лучшем случае она могла стать женой деверя, брата мужа. Ей предписана аскетическая жизнь: не есть мясо, питаться раз в день кореньями, плодами, цветами. Она до смерти должна быть терпеливой, чистой, целомудренной, ей нельзя произносить, кроме имени мужа, имя мужчины. Вдове не разрешалось носить украшения, яркую одежду, пользоваться косметикой. Ее удел — поминальные обряды, молитвы. Пытаясь избежать такой участи, вдовы часто всходили на погребальный костер своего мужа, совершали обряд сати — страшный акт самосожжения.

Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Устранялись от наследства дочери, но братья должны были выделять долю для приданого.

Законы содержат большой перечень статей о преступлениях: хищении, краже имущества, скота, ограблении, краже людей, убийствах, тяжких телесных повреждениях, клевете, доносах, прелюбодеянии, проституции, мужеложстве, пьянстве и др. В этот же перечень входили государственные преступления, преступления против собственности и личности. Законы указывали на формы вины: рецидив, соучастие.

Наказание зависело от тяжести преступления и социального положения преступника. Лица высших варн (дважды рожденные) несли меньшую ответственность за правонарушения, чаще всего — покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр (людей из низших каст, обездоленных). Брахман за убийство нес покаяние, ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости лягушки, вороны, собаки.

Система наказаний получила детальную разработку. К легким, щадящим наказаниям можно отнести замечание, покаяние, выговор. Затем идут штраф, телесные наказания, смертная казнь: простая и квалифицированная.

По многим составам преступлений предусматривались членовредительные наказания. Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалий.

Правосудие в низовых судах осуществляли сами раджи, привлекая для этого советников из числа лиц, сведущих в праве. Суд носил состязательный характер. Потерпевший должен был сам привести ответчика. Придавалось большое значение свидетельским показаниям. Не допускались в качестве свидетелей родственники, лица, заинтересованные в иске, женщины, враги. Возбранялось взятие свидетельских показаний у лиц низшей касты против высшей. Строго каралось лжесвидетельство. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, водой и некоторые другие.



Для изучения темы:



Прочитайте:

1. Симонишвили Л.Р. История государства и права зарубежных стран. М., МФПА, 2010.

2. Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. М., Норма, 2007.

3. История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1996. Ч. 1.

4. История государства и права зарубежных стран / под ред. К. И. Батыра. М., 2004.

5. Жидков О. А. История государства и права стран Древнего Востока. М., 1963.

6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1, 2. М. Любое издание.

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. 3. М. Черниловского. М., 1996.

8. Самозванцев А.М. Правовой текст дхармашастры. М., 1991.



Для поиска необходимых нормативно-правовых актов используйте следующие сайты:

1.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


написать администратору сайта