Главная страница

тгп. 1. Государство и право Древнего Египта


Скачать 421.41 Kb.
Название1. Государство и право Древнего Египта
Дата01.07.2022
Размер421.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатгп.docx
ТипДокументы
#622199
страница8 из 24
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24
www.lawbase.ru

2. www.allpravo.ru

3. www.jerry.nnov.ru

4. www.forum.jurclub.ru



Обратите внимание на:

1. Причины раздела Римской Империи на две части.

2. Специфику организации государственной власти в Византии.

3. Особенности феодальных отношений в Византии.

4. Правовые памятники Византии.

5. Взаимоотношения Византии и Руси.



Ответьте на вопросы:

1. Каковы причины распада Римской империи на Западную и Восточную (Византию)?

2. В чем выражается особенность византийской системы власти?

3. Как и кем осуществлялось управление на местах?

4. В чем Вам видятся причины падения в Византии?

5. Как переплелись история Руси (Московии) и Византии в XV веке?

6. Какие источники византийского права Вам известны?

7. В чем выражается важнейшее правовое значение Кодекса Юстиниана?



Практические задания:

1. Составьте схему основных источников византийского права с указанием даты принятия каждого источника и круга регулируемых им общественных отношений.

2. Определите структуру свода законов Юстиниана.



Тема 8. Государство и право Арабского Халифата



Вопросы темы:

Вопрос 1. Предпосылки образования Арабского Халифата.

Вопрос 2. Организация государственной власти.

Вопрос 3. Право Арабского Халифата.



Цели изучения темы:

· определение причин зарождения Империи арабов – Арабского Халифата;

· исследование механизма управления и организации государственной власти в Арабском Халифате;

· исследование норм мусульманского права, и, в первую очередь, норм Корана.



Задачи изучения темы:

· выявление специфики организации государственной власти в Арабском Халифате;

· анализ роли и места религии в государственном управлении;

· анализ памятников арабского права.



Успешно изучив тему, Вы

получите представление о:

· границах Арабского Халифата, зарождении и причинах падения Империи Арабов;

· организации государственной власти Арабского Халифата;

· праве Арабского Халифата;



будете знать:

· процессы зарождения цивилизации, породившие возникновение мощнейшей цивилизации средневековья;

· в силу каких причин этническая религия арабов трансформировалась в мировую религию;

· суть государственно-правового механизма Арабского Халифата.



В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

Ислам (араб. الإسلام‎‎ англ. Islam) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «мир». Другое значение этого слова — «предание себя Аллаху» («покорность Богу»). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами

С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана.

Эмир (араб. امير‎‎ — ’amīr — повелитель, вождь) — в некоторых мусульманских странах Востока и Африки титул правителя, князя, а также других титулованных представителей знати. Также употребляется в значении предводитель мусульман вообще.

Имам (араб. إمام‎‎ — предводитель) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Имам — также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет.

Законы шариата (араб. شريعة‎‎ [fariːsa(tun)] — (правильный) путь, образ действия, в буквальном смысле означает «водопой», «источник») — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Шариат опирается на Коран, Сунну и фикх; включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколько либо подробного разделения.

Коран (араб. أَلْقُرآن‎‎ — аль-К̣ур’а̄н ) — священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».

Мусульмане верят, что Коран — это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом.

Сунна (араб. سنة‎‎) в переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под Сунной имеют в виду высказывания и действия пророка Мухаммеда, т. е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана.

Иджма (араб. إجماع‎‎ - согласие) — в суннитском исламе одна из основ мусульманского права, согласное мнение исламских авторитетов данной эпохи по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и сунной пророка Мухаммеда. Иджма представлена в комментариях, сведенных в сборники норм, которые восполняют пробелы в религиозном законодательстве. В ходе реализации концепции иджма мусульманской общиной (уммой) были приняты канонический текст Корана, тексты основных сборников хадисов, утверждены основные мусульманские религиозные праздники.

Кияс (от араб. قياس‎‎ — измерение) — суждение по аналогии, один из нескольких источников мусульманского права. Кияс позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне. Применяется в последнюю очередь, если не помогают первые три источника (Коран, Сунна и Иджма).

Фетва (араб. فتوى‎‎) — в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием или факихом ((мн. число: фукаха) – специалист в области исламского права (фикх), а также законовед и знаток законов шариата.Также термин «факих» может употребляться как синоним «алима», означая мусульманина – специалиста по исламу). Т.е. фетва основывается на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики.

Кади в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата.

Реконкиста - (исп и порт. Reconquista — отвоевывание) — длительный процесс отвоевания христианами земель на Пиренейском полуострове, занятых мавританскими королевствами. Закончилась реконкиста в 1492 году, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Пиренейского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей властью (Наварра была включена в состав Испании в 1512 году).



Вопрос 1. Предпосылки образования Арабского Халифата.



В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Кочевники-бедуины делились на множество племен и родов. Племя сообща владело пастбищами, но стада уже принадлежали отдельным семьям. Из-за лучших пастбищ часто происходили столкновения между племенами. Ожесточенные схватки вызывал и обычай кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это еще более усиливало рознь среди арабов.

Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов, выбирали места для кочевья, судили родичей. Знатные бедуины владели большими стадами скота. На вождей и их близких родственников работали рабы из пленников: рыли в оазисах колодцы и каналы для орошения полей, в степях пасли стада. В каждом племени было много бедняков, вынужденных работать на своих богатых родичей.

К началу VII в. родовой строй у арабов пришел в упадок. Происходило объединение племен. Оно было ускорено борьбой с внешними врагами. В конце VI в. Персия (Иран) захватила южную часть Аравии, а позднее Византия укрепилась на севере полуострова. Знать стремилась объединить арабские племена, чтобы укрепить свою власть над бедняками и начать завоевания Соседних стран. Объединению арабов способствовала новая религия - ислам. Основатель ислама — житель Мекки Мухаммед (в европейской традиции - Магомет). По преданию, он рано остался сиротой, сопровождал в путешествиях торговые караваны, позднее стал купцом.

Мухаммеда называли посланником Бога, его пророком. Он призывал арабов прекратить вражду и объединяться, приняв одну веру. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, то есть покорными богу.

Учение было простым: Бог только один — Аллах, и почитать надо только его, Богатые должны помогать бедным. После смерти душу ждет суд: праведная попадает в рай, похожий на прекрасный сад, а грешная — в пекло. Привлекало в исламе отсутствие сложностей христианства, наподобие тайны Троицы и непорочного зачатия.

Ислам предписывал верующим без рассуждения подчиняться властям, которые будто бы поставлены на землю Богом. Коран оправдывает неравенство. В нем сказано: «Не засматривайся очами своими на те богатства, которыми мы наделяем некоторые семьи». Как бы тяжело ни жилось бедняку, он должен терпеть и молиться. Покорным ислам обещает сытую и веселую жизнь в раю. Тем самым ислам сдерживал социальный протест против правящих режимов, являлся его опорой.

В 622 г. Мухаммед со своими сторонниками переехал в Медину. Это поселение стало считаться началом создания исламского государства и отправной точкой мусульманского календаря.

Около 630 г. большинство арабских племен приняло ислам и признало власть Мухаммеда. Сопротивление непокорных было подавлено посланными против отрядами. Мекка превратилась в центр мусульманской религии, “священный город” мусульман. Ко времени своей смерти в 632 г. Мухаммед был общепризнанным среди арабов пророком, которому подчинялась значительная часть Аравии.

Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых вождей мусульман — халифов или “заместителей” пророка. При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Они двигались на верблюдах, лошадях и пешком. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница. Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны были истощены длительной войной друг с другом. Население, страдавшее от военных действий и тяжелых налогов, не оказало арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались завоевателям без боя. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию и Египет и завоевали огромное Иранское царство. Арабское войско несколько раз осаждало Константинополь, но взять его не смогло. В началеVIII в. арабы покорили Северную Африку. В 711 г. они переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков. Но в жестоком бою у города Пуатье в 732 г. франки нанесли арабам поражение и отбросили их на юг. На востоке арабы встретили упорное сопротивление народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на восток, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

Так, в течение VII и первой половины VIII в. образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей государства стал Дамаск — большой город в Сирии.

За столетие после смерти Мухаммеда его последователи создали самую обширную из всех известных империй - от Атлантики на Западе до границ Индии и Китая на Востоке. Но все жители этих регионов сразу приняли ислам. Однако насильно в свою веру завоеватели не обращали: христиане, иудеи и др. получили не только защиту, но и свободу вероисповедания. Тем не менее, как “неверным”, им запрещалось иметь оружие я полагалось платить подушный налог. Сами арабы обычно держались обособленно от покоренных народов, предпочитая жить в военных лагерях, на месте которых возникали города. Только после 750 г. большая часть коренных народов стала переходить в ислам. Постепенно но он распространялся все дальше и дальше, далеко пределы империи.



Вопрос 2. Организация государственной власти.



Государственный строй Арабского Халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират) — находились в руках халифа. Арабское государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной. В действительности же он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергая неугодных им правителей. Центральными органами государственного управления являлись с ведомства (диваны):

· диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска;

· диван-ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;

· диван-ал-барид — управление дорог и почты, руководившее также строительством дорог, колодцев и т.д. Это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, визиры постепенно сосредоточили в своих руках управление.



Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей. Управляли ими, как правило, военные наместники — эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Специальные отряды наемников несли полицейскую службу. Эмирам подчинялся местный аппарат, административно-финансовое управление.

Огромный Арабский Халифат был непрочным государством. Восстания покоренных народов подтачивала его силы. Раскол Халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени. Во второй половине VIII в. отпал Кордовский эмират в Испании. Затем наступила очередь Туниса и Марокко. В середине IX в. отделился Египет. Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии.



Вопрос 3. Право Арабского Халифата.



Одновременно с возникновением государственности Арабского Халифата формировалось и его право. В первый период Халифата право и религия сливались воедино.

Составные части мусульманского права: это, прежде всего, шариат (шариа в переводе с арабского — “надлежащий путь”). Шариат - это нормы, содержащие в Коране. С точки зрения формы - это писаное право, которое регулирует отношения между человеком и Богом, между людьми, между людьми и государством. Содержащиеся в Коране предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

Вторая часть мусульманского права — это так называемая сунна. Сунна — сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержат в значительной своей части предписания относительно семейно-наследственного и судебного права.

Третья группа мусульманского права- иджма. Иджма — решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в Коране и Сунне и впоследствии получившие признание выдающихся правоведов-теологов. Это общее мнение теологов, которое включает в себя акты первых четырех праведных халифов, принятых после консультации с теологами.

Четвертая группа мусульманского права — это так называемый фикх, это правовая доктрина, т.е. наука о праве.

Далее, частью мусульманского права является кияс - умозаключение по аналогии, правовой прецедент.

И, наконец, есть еще такая часть мусульманского права, которая называется фетва. Фетва — письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни. Они принимаются авторитетными лидерами в исламе и являются для остальных мусульман обязательными.

В Арабском Халифате в качестве источников права преобладали Коран, сунна, иджма, фетва. В дальнейшем по мере распространения ислама появились другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи (адаты), не противоречащие исламу и др.

В системе мусульманского права правовые, религиозные и этические нормы не отделялись друг от друга, составляя единое целое. При этом шариат требует скорее уважения буквы, чем духа закона, внешние обстоятельства имеют большее значение для рассматривающего дело судьи, нежели мотивы действия. Отсюда проистекают два различных следствия - правовой формализм и широкая свобода усмотрения.

В праве получили развитие нормы, регулирующие отношения собственности. Подтверждая государственную собственность на землю, шариат предоставляет главе государства право наделять землей отдельных лиц, но только на праве владения и с обязательной уплатой подати. Землевладельцу разрешалось при этом сдавать землю непосредственному производителю — крестьянину. Со второй половины VIII в. появилось условное землевладение, родственное западноевропейскому бенефицию. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это хиджаз — земли, где по преданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим; вакуф — земля, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели, они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми; мульк — земли, которые по характеру правомочий могут быть отождествлены с частнособственническими; Икта — временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней населением за службу.

Договорное право еще не сложилось в полном объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные требования: запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества.

Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Обязательства из договоров распадаются на две группы. Решающим моментом, отграничивающим одну группу договоров от другой, являлось наличие или отсутствие обязанности передать вещь, являющуюся предметом сделки.

К первой группе договоров, связанной с передачей вещи, относятся договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи.

Ко второй группе относятся договоры товарищества, поклажи, поручения.

Своеобразие мусульманского права выражалось в праве, согласно которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора.

Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется “божественным откровением”, но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Соответственно отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и религиозный грех, влекущий высшее возмездие. Действия каждого лица определяются как строго обязательные, желательные, разрешаемые, нежелательные, но ненаказуемые, запрещенные и строго наказуемые.



Все преступления группируются по трем видам.



Во-первых, преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания — хадд. К ним относились, прежде всего, вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью. Смертной казнью наказывались все выступления против государственности власти.

Во-вторых, преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции. Наибольшее внимание уделяется умышленному убийству. Наказание могло быть альтернативным. Предлагалось родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь виновному, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размеры выкупа обычно приравнивались к стоимости 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление.

В-третьих, правонарушения, включая и преступления, наказание по которым строго не установлено. Право выбора наказания (тазир) представлено суду и лично судье – кади.

Первоначально Мухаммед, а затем и назначаемые им управители отдельных областей лично рассматривали судебные дела. Судебная власть стала считаться важнейшей прерогативой правителя любого ранга. Впоследствии право вершить суд делегировалось знатокам шариата, составивших вскоре влиятельную группу профессиональных судей — кадиев.

Основными чертами судопроизводства было непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие принципиальных различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел. Кроме судебных правомочий, кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки.



Для изучения темы:



Прочитайте:

1. Симонишвили Л.Р. История государства и права зарубежных стран. М., МФПА, 2010.

2. Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. М., Норма, 2007.

3. История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1996. Ч. 1.

4. История государства и права зарубежных стран / под ред. К. И. Батыра. М., 2004.

5. Черниловский 3. М. История феодального государства и права (с приложением источников). М., 1959.

6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1, 2. М. Любое издание.

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. 3. М. Черниловского. М., 1996.

8. Массэ А. Ислам: Очерк истории. М., 1982.

9. Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.



Для поиска необходимых нормативно-правовых актов используйте следующие сайты:

1.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24


написать администратору сайта