тгп. 1. Государство и право Древнего Египта
Скачать 421.41 Kb.
|
www.lawbase.ru 2. www.allpravo.ru 3. www.jerry.nnov.ru 4. www.forum.jurclub.ru Обратите внимание на: 1. Особенность возникновения афинской и спартанской городов-государств. 2. Отличия организации государственной власти в Афинах и Спарте. 3. Правовое положение населения в Афинах и Спарте. 4. Особенности общественной и политической жизни в Спарте. 5. Реформы Солона в Афинах. 6. Реформы Ликурга в Спарте. Ответьте на вопросы: 1. В чем выражалась особенность организации государственной власти в Афинах? 2. Охарактеризуйте сущность афинской демократии. 3. В чем выражалась особенность спартанской аристократической республики? 4. Проведите сопоставительный анализ реформ Солона в Афинах и Ликурга в Спарте. 5. Охарактеризуйте основные источники афинского права. Практические задания: 1. Проведите сопоставительный анализ реформ Солона, Эфиальта и Перикла в Афинах. Реформы Солона Реформы Эфиальта Реформы Перикла 2. Проведите сопоставительный анализ реформ Солона в Афинах и Ликурга в Спарте. Реформы Солона Реформы Ликурга 3. Составьте схему организации государственной власти в Афинах. 4. Составьте схему организации государственной власти в Спарте. 5. Определите на карте границы афинского и спартанского государств в период их наивысшего могущества. Тема 6. Государство и право Древнего Рима Вопросы темы: Вопрос 1. Древний Рим: периодизация истории и социальная структура общества. Вопрос 2. Государственный строй Древнего Рима. Вопрос 3. Право Рима. Цели изучения темы: · анализ периодов развития римской государственности и выявление специфики каждого периода; · понимание причин эволюции власти римских императоров в период принципата и домината; · характеристика органов власти римского государства, их эволюцию и изменение объема полномочий; · рассмотрение правового положения римского населения на каждом этапе государственности; · исследование важнейших памятников права Рима. Задачи изучения темы: · определение причин возникновения и падения римской государственности; · исследование полномочий органов государственной власти каждого этапа римской истории; · получение знаний о нормах римского публичного права. Успешно изучив тему, Вы получите представление о: · римском пути возникновения государства; · органах государственной власти Древнего Рима и трансформации их полномочий; · основных памятниках права Древнего Рима; будете знать: · периодизацию римской истории; · особенности организации государственной власти Древнего Рима на различных этапах; · правовое положение населения в Древнем Риме; · общую характеристику основных источников римского права (Законы XII Таблиц, Институции Гая, Свод Законов Юстиниана). В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях: Республика (лат. res publica, «дело народа») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. Империя (от лат. imperium - власть) — форма организации крупнейшего государства. Принципиальное отличие империи от национального государства заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута - идеологии - системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства. У римлян - империя — высшая государственная власть, принадлежала одному народу, проявлявшему её в законодательстве, верховном суде, в решении вопроса о войне и мире; временно, как высшее полномочие, переносилась на выборных сановников. Со времени Юлия Цезаря и Августа обладателями её стали императоры. Позже Империя стала обозначать территорию, на которую простиралась верховная власть» правителя. С включением в состав Римской империи всего «цивилизованного» мира античности понятие империи подверглось трансформации и стало пониматься как государство, объединяющее многочисленные страны и народы. Доминат (лат. dominatus, от dominus — господин), условный термин, употребляемый иногда в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период поздней империи со времени Диоклетиана (284—305 гг.) неограниченной монархии (в отличие от принципата — политической системы, при которой сохранялись некоторые республиканские учреждения). Принципат (лат. principatus, от princeps — первый, глава), условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до Р.Х. — 193 г.) специфические формы монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, а император именовался принцепсом. Патриции (лат. от pater — отец), в Древнем Риме первоначально, по-видимому, всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей — родовая аристократия. С конца VI в. до Р.Х., в период формирования классового общества и государства, патриции. превратились в господствующий класс-сословие Римской республики; экономической основой их могущества было исключительное право на пользование общественной землёй (ager publicus). Плебеи (лат. plebeii, от plebs — простой народ), в Древнем Риме одно из сословий свободного населения. До начала III в. до Р.Х. стояли вне родовой общины, не имели прав на пользование общинной землёй — ager publicus, могли владеть наделами земли лишь на правах частной собственности. Народное Собрание (комиции) - (лат. comitio, от лат. comeo — схожусь, собираюсь) — народное собрание в Древнем Риме. Сенат (лат. senatus, от senex — старик, совет старейшин) — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до Р.Х.). С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты — таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима. Магистраты - в руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и (совместная с сенатом) значительная часть административных функций. В республиканский период власть магистратов, все их права и обязанности исходили от государства. Первоначально официальные должности могли занимать только аристократы-патриции. Верховная власть принадлежала двум ежегодно избиравшимся консулам, которым помогали приставленные к ним квесторы, финансовые чиновники. Законы XII таблиц (лат. Lex duodecim tabularum) 451-450 до Р.Х. — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Римское право - правовая система, возникшая в Древнем Риме и развивавшаяся вплоть до падения Византийской империи, а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением. Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи. Вопрос 1. Древний Рим: периодизация истории и социальная структура общества. Древние римляне принадлежали к народности, обитавшей на западе и в средней части Италии (Апеннинский полуостров). Здесь же располагалась область, именующаяся Лациумом, к северу от которой проживали этруски (неарийские племена), а к югу — греческие колонисты. Римское государство сложилось поначалу из городской общины (civitas) и первоначально очень походило на типичный древнегреческий полис — с народным собранием, царем и знатью. Римское государство, представшее последовательно царством, республикой и империей, просуществовало 12 веков, с 753 г. до Р.Х. – года основания Рима - до его падения после разгрома варварами в 476 г. В истории римского государства различают три основных периода: · древнейший царский — от основания Рима его первым Царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния Гордого в 509 г. до Р.Х.; · республиканский — охватывает примерно пятивековую историю (509—27 гг. до Р.Х.); · имперский— распадается на два этапа: 1) период принципата, когда princeps (“первый в списке сенаторов”) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики — главного жреца (понтифика)), главнокомандующего армией, трибуна и пр. Принципат датируется 27 г. до Р.Х. - 284 г.; 2) период домината (от dominus — “господин”), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи. Доминат охватывает период с 284 по 476 гг. В момент основания Рима и до правления последних царей у римлян существовал родо-общинный строй. Народ римской городской общины состоял из трех племен (латины, сабины и этруски), которые первоначально состояли из 100 родов, а затем долгое время из 300 родов, причем каждое племя включало 10 курий (родовых объединений), удобных прежде всего из военных, административных и финансовых соображений. Во главе курии стоял курион. Полноправными в римской общине были только лица, принадлежавшие к одному из родов и зачисленные в курию. Их называли патрициями— потомками знатных родоначальников. Зависимых от патрициев лиц называли клиентами, а самих покровителей (патрициев) именовали патронами. Клиентами обычно становились отпущенные на волю рабы, остававшиеся жить в семье бывшего хозяина (и затем патрона), которого вольноотпущенник продолжал почитать, следуя за ним на войну и помогая в мирное время. Другим сословием неравноправных, более массовым и более влиятельным, стали плебеи. Это были лично свободные жители римской общины, владевшие землей, платившие налоги и обремененные воинской повинностью. Однако плебеи были лишены права получать наделы земли при дележе завоеванных римлянами земель иностранных государств. Они же испытывали большие стеснения от монополии патрициев в делах судебных, административных и законодательных. Им запрещались браки с членами патрицианских семей и т.д. Наибольшей близостью к статусу римских граждан обладали древние латины — обитатели области Лациум (к югу от Рима) и граждане городов так называемой Латинской лиги (до 338 г. До Р.Х.). Они обладали правом селиться в Риме, вступать в законный брак с римлянами. Однако латины не могли приобретать наследство, оставленное в их пользу, они были лишены права на завещание, и все их наследство отходило к патрону. Латинами по статусу являлись также перегрины, жители римских колоний. Располагая правом законных сделок (правом коммерции) и правом селиться в Риме, они обычно лишались возможности вступать в законный брак с римскими гражданами, Правда, некоторые общины перегринов обладали этим правом по договору с римлянами. Ребенок от бракалатина и римской гражданки, попостановлению сената, считался со времен Адриана римским гражданином. Большую роль в вопросе гражданства сыграл эдикт императора Каракалла, который даровавший в 212 г. жителям провинций империи римское гражданство. Вопрос 2. Государственный строй Древнего Рима. I. Царский период. Для государственного строя раннего Рима (царский период) характерно сохранение многих черт родоплеменной организации. Римский народ был разделен на 3 курии, каждая курия делилась на 10 родов. Таким образом, римский народ имел 300 родов. С образование государства народные собрания по куриям (куриатные комиции), в которых участвовали все полноправные члены римской общины, способные носить оружие, стали органами государственной власти. Каждая курия имела один голос и решение считалось принятым, если за него высказывалось большинство курий. Другим важным государственным органом был Сенат, состоявший из старейшин родов, позже сенаторы назначались царем. Сенат считался совещательным органом при царе и пользовался большим влиянием. В компетенцию сената входило обсуждение наиболее важных государственных дел, решения по которым принимались в народных собраниях. Тесная связь государственного строя с религией хорошо видна в той важной роли, которую играли в государственной жизни Рима жреческие коллегии. Так, коллегия авгуров путем гадания по внутренностям животных, “свидетельствовавших о воле богов”, давала заключения о целесообразности различного рода государственных мероприятий. Коллегия понтификов осуществляла хранение и толкование обычаев, традиций старины, а позже и обычного права. Председатель этой жреческой коллегии имел право приговаривать за сакральные (религиозные) преступления к смерти, например, весталок, нарушивших обет девственности. Что же касается коллегии фециалов, то ее жрецы ведали международными отношениями и, в частности, совершали акт объявления войны — бросали копье с окровавленным концом на территорию врага (формализм права). Реформы Сервия Туллия. В царствование Сервия Туллия (VI в. до Р.Х.) в Риме проводятся реформы, которые по своему содержанию и значению схожи с реформами Солона в Афинах: подрываются устои родового строя и влияние родовой знати, к власти допускаются богатые и незнатные, смягчаются социальные противоречия и проводятся изменения, знаменующие переход к республиканской форме правления. 1. Первой частью реформ было разделение всего римского народа — и патрициев и плебеев — по территориальным округам (трибам). Всего было создано 4 городских и 16—17 сельских триб. По трибам образовались народные собрания (трибутные собрания), в которых участвовали и плебеи. 2. Вторая часть реформ состояла в разделении и патрициев, и плебеев по имущественному признаку на шесть разрядов. В первый разряд зачислялись наиболее богатые граждане, в последний — неимущие (пролетарии). Каждый разряд обязан был выставлять строго определенное число воинских единиц — центурий, например первый разряд — 80 центурий и дополнительно 18 центурий всадников из самых состоятельных граждан. Второй и третий разряды выставляли по 20 центурий, а пролетарии, как “не заслужившие доверия по бедности”, были лишены права служить в армии. Они, однако, образовывали одну невооруженную центурию. Всего было создано 194 центурии. II. Республиканский период. Республиканский период в истории Древнего Рима охватывает с VI в. до Р.Х. до I в. до Р.Х. Он начался в 509 г, до Р.Х. свержением последнего царя Тарквиния Гордого и избранием двух консулов, а завершился в27 г. до Р.Х. с приходом к власти Октавиана Августа. Уже к концу IV в. до Р.Х. в Риме сложилась развитая полисная организация с присущим ей разделением властей, системой сдержек и народовластием. Тем не менее, в отличие от афинской демократии, римская республика характеризуется как военно-аристократическая. Это связано со специфической системой формирования и функционирования государственно-политических институтов Древнего Рима. Принцип верховенства римского народа получил закрепление в законодательных правах народных собраний, но народовластие в Римской республике было опосредованным. Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, которые контролировали ход собраний (вносили вопросы для рассмотрения, могли прервать или перенести собрание на другой день). В отличие от Древних Афин римские граждане не имели права законодательной инициативы. Республика создала лучшие условия для привлечения свободного населения к государственному управлению. Классичность зрелой республиканской формы правления в Риме определялась значительной развитостью структуры государственного строя. Высшим государственным органом считались народные собрания (куриатные, трибутные, центуриатные). Народные собрания созывались магистратами, они же и председательствовали в собраниях. Решения принимались открытым (в поздней республике тайным) голосованием. Сенат. В него зачислялись наиболее богатые и знатные граждане, бывшие ранее магистратами. В формировании и положении сената особенно заметен аристократический характер римской республики — официальные документы скреплялись формулой “сенат и римский народ”. Такие значительные стороны государственной жизни, как финансы, армия, внешняя политика, повседневные дела государственного управления, были сосредоточены преимущественно в руках сената и контролируемых им магистратов. Магистратыв Риме были выборными и срочными, обычно на один год. Каждую должность занимало два или более лица, каждый из них имел право наложить запрет (veto) на решение коллегии. Деятельность магистратов была подконтрольна — по истечении срока полномочий или даже ранее они могли быть привлечены к суду народного собрания. В отличие от Афин отправление магистратских обязанностей в Риме не оплачивалось. Но лица, входившие в аппарат магистрата (письмоводители, секретари, стражи-ликторы), получали плату. Выделялись высшие магистраты (консулы, преторы), обладавшие властью imperium: высшей военной властью, правом созывать сенат и народные собрания, правом суда и наложения взысканий, правом решать юридические вопросы. Консулы — высшие гражданские и военные должностные лица. В военном походе войском командовал один из консулов. Консулы имели право председательствовать в Сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях. Выборы консулов проводили на берегу Тибра, в месте, носившим название “Марсово поле”. В день выборов знатные римляне, добивавшиеся должности консула, надевали белоснежный плащ — “кандиду” (отсюда слово «кандидат», означающее человека, добивающегося какой-либо должности). Белый цвет одежды символизировал чистоту намерений будущего консула и его чистую совесть. Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дед часто советовались (консультировались) друг с другом. Другое истолкование слова “консулы” — “скачущие вместе”. Преторы — первоначально помощники консулов. Они участвовали в разрешении судебных споров. Вступая в должность, в своих публичных объявлениях (эдиктах) они формулировали те правила, которыми будут руководствоваться в своей деятельности, каким притязаниям будут давать защиту. Цензоры следили за нравственностью, распределяли граждан по имущественным разрядам, формировали сенат. Кроме названных в Риме имелись низшие магистраты — эдилы, квесторы и др., всего около 26. Диктатор. Его должность считалась экстраординарной. При чрезвычайной опасности для Рима по согласованию с сенатом диктатором назначался один из консулов. Диктатор обладал всей полнотой власти вплоть до изменения законов и права приговаривать к смертной казни. Его решения никем не могли быть отменены. Но срок полномочий диктатора ограничивался 6 месяцами. Лишь в период кризиса Римской республики, как переход к империи, появляются пожизненные диктаторы. Трибуны. В период расцвета Римской республики особое значение приобрела должность плебейского (народного) трибуна. Трибуны могли запрещать исполнение приказов магистратов (кроме диктатора), накладывать вето на постановления народных собраний, арестовывать и подвергать публичному допросу как рядовых граждан, так и магистратов, даже консулов. Любой гражданин мог обратиться к трибуну за помощью, поэтому двери его дома были открыты и днем и ночью, а сам он не должен был покидать пределы города. Исходя из вышесказанного, элементы демократизма содержались в деятельности народных собраний, в выборности, коллегиальности, ответственности магистратов. Народные трибуны в какой-то мере контролировали деятельность должностных лиц. Кризис Римской республики в I в. до Р.Х. привел к нарушению действия ее институтов. Умаляется роль народных собраний, а затем и сената, ограничивается значение института магистратуры. Путем сосредоточения ряда магистратур в руках отдельных лиц осуществлялось “преодоление” коллегиального, республиканского характера этого института. Теперь не избрание на высшую должность давало возможность командовать армией, а, наоборот, реальная власть в армии, платежеспособность и популярность среди солдат оформлялись наделением командующего высшими, магистратскими титулами. III. Период империи (этапы принципата и домината). С начала первого века до Р.Х. наступило время диктатур — вначале Суллы, а затем Цезаря. В 44 году до Р.Х. Цезарь был убит группой сенаторов — республиканцев, возглавляемых Брутом и Кассием. Внучатый племянник и наследник Цезаря Октавиан (63 г. до Р.Х.14 г.), объединив усилия с бывшим союзником Цезаря консулом Марком Анонием, изгнал заговорщиков. Затем Октавиан казнил 300 сенаторов. Конфисковав их имущество и укрепив армию, он вместе с Антонием нанес решающее поражение Бруту и Кассию. Победители поделили власть в государстве. Их совместное правление продолжалось 12 лет. Антоний женился на царице Египта Клеопатре и благодаря ее богатству господствовал на Востоке, угрожая верховенству Октавиана. Последний спровоцировал Антония начать гражданскую войну. Антоний потерпел поражение. Египет был присоединен к Риму в качестве провинции, а Октавиан стал единственным правителем. Он правил как самодержавный монарх. В 27 г. до н.э. Сенат проголосовал за то, чтобы присвоить Октавиану титул Августа и назвать в его честь восьмой месяц нового календаря. Ему была вручена верховная власть над Римом и провинциями. С этого времени установился государственный строй, который называют принципатом. Принцепс — “первый гражданин римского государства”. Император — принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных магистратур: консула, диктатора, претора и первосвященника (главного жреца — понтифика). При этом сохраняется видимость республики: собираются Народные Собрания, заседает Сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы. Но процесс носит формальный характер. Так законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принципов, их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным становится правило: “Все, что решил принцепс, имеет силу закона”. Народные собрания часто разгонялись, осуществлялось насилие над его участниками. Переход к принципату опосредован крушением республиканских институтов, возрастание централизации власти. Государственный механизм империи оказался более пригодным для управления необычайно территориально разросшимся государством. При принципате (I—III в.) император формально-юридически считался избираемым сенатом и признавался первым сенатором (princepssenatus), лицом, стоящим во главе других магистратур. Такая юридическая фикция, создавала видимость сохранения республиканских институтов. Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными Власть его в области управления государством-империей соперничает с аналогичными полномочиями сената. Последний в период империи узурпирует некоторые властные полномочия народного собрания — по принятию закона и по одобрению в должности высших магистратов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат — к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация. Доминат(III-V в.) возник в результате усиления роли принцепса (это произошло в правление императора Диоклетиана (284-305 гг.).Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова “господин”, что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией. В IV веке с разделением империи на Восточную - Византию (со столицей в Константинополе, ныне – Стамбуле, в российской традиции – Царьграде) и Западную (со столицей в Риме) оба императора продолжают именоваться Августами, их помощники становятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями (базилевсами). Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие. Правление Диоклетиана отмечено жестокими притеснениями христиан, казнью Георгия Победоносца и др. И лишь в правление Константина (306—337 гг.) издается Миланский эдикт (313 г.), который признавал за христианами и христианской церковью право на равное отправление культа наравне с государственным языческим культом. Этим эдиктом христианство было удостоено статуса законной религии, христианской церкви возвращалось ранее отнятое у нее имущество и право открытого (не тайного) богослужения. В IV в. н.э. Римская империя была разделена в интересах управления на две части — Западную и Восточную (Византию). Восточная империя (Византия) продержалась до 1453 г. (когда она пала под ударами Османской Империи). Западная империя (Рим) в V в. превратилась в «проходной двор» для грабивших ее варваров. Она просуществовала до 476 г., когда власть римского императора Ромула Августула была свергнута германцами во главе с Одоакром. Вопрос 3. Право Рима. В настоящее время активно используются такие термины и понятия как “республика”, “конституция”, “кодекс”, “юриспруденция”, “контракт”, “компенсация” и т.д., которые сложились в Древнем Риме. По известному выражению, “римляне трижды покорял мир. Первый раз – легионами; второй – христианами; третий – правом”. Под “правом” римские юристы понимали “искусство добра и справедливости”. Таким критериям всегда должно отвечать правовое регулирование. Закон же “есть общее (для всех) предписание”. Эволюция римского права проявлялась в становлении сначала квиритского, цивильного права, затем – преторского права и “права народов”. Квиритское право распространялось коренных жителей Рима - квиритов; Цивильное - на всех жителей римской общины (и плебеев). Преторское право - то, “которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общей пользы”. Позже римское право в деятельности претора перегринов обогащается правовым опытом многих народов, заселявших империю, приобретает универсальный характер и начинает именоваться правом народов. В римском праве выделялись такие деления, как частное и публичное право. “Публичное право — которое относится к положению римского государства, частное — которое относится к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении”. Частный интерес защищается по частной инициативе; публичный — органами государства. Для частного права характерны уполномочивающие, диспозитивныв нормы, дающие простор самим заинтересованным лицам регулировать свои отношения. Для публичного права типичны императивные нормы содержащие категоричные, безусловно обязательные предписания поведения, которые не могут быть изменены усмотрением отдельных лиц. Историю римского права принято делить на три периода: · архаический (древнейший); · классический; · постклассический. 1. Первым периодом считается архаический, который длился от возникновения города-общины (754 г. до Р.Х.) и до того момента, когда патриции и плебеи стали уравненными в занятии главной республиканской должности — консула (по закону Лициния-Секстия, 367 г. до Р.Х.), а также в связи с учреждением должности претора города, который своими эдиктами положил начало преторскому праву. На этот же период приходится первая кодификация юридических правил в виде сборника Законы XII таблиц. Содержание Законов XII таблиц: · положения о гражданском судопроизводстве (табл.I-II); · процесс против несостоятельности должника (долговое право) (табл.III); · положения об отцовской власти (отношения внутри семьи) (табл.IV); · опека, наследование собственность (табл.V-VI); · обязательства из договоров и деликтов (правонарушения с причинением вреда) (табл. VII-VIII); · публичное и сакральное право (iuspublicum и iussacrum), уголовное право (табл. IX-X); · различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного собрания имеют силу законов и т.д.) (табл.XI-XII). Особенностью архаического периода было раннее образованной неспешное совершенствование жреческой (обрядовой) юриспруденции. Первыми официальными истолкователями древнего права в Риме стали так называемые понтифики из коллегии жрецов. 2.Классический период охватывает промежуток времени в пять с половиной веков — от середины III в. до Р.Х. до начала IV в. до отречения Диоклетиана, последнего защитника классического права от вульгаризации. Другим рубежом иногда именуют начало III в. н. э., когда Каракалла даровал в 212 г. жителям провинций империи римское гражданство, открыв путь варваризации римского права. Характеризуя источники римского классического права, нужно особо сказать о том влиянии, которое оказало на него учение о естественном праве (iusnaturale) и такие принципы, как справедливость (aequitas) и гуманизм (humanitas). Естественное право понималось юристами как то, что соответствует естественному разуму, началам нравственности, справедливости. В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости следовало равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманности означал уважительное отношение к личности. В республиканский период истории Рима главенствующими источниками права становятся постановления народных собраний (законы), постановления сената (сенатус-консульты), а также эдикты магистратов и деятельность юристов. Выдающаяся роль в развитии римского частного (гражданского) права принадлежит претору. Он предварительно рассматривал имущественные споры и, решая вопрос, следует ли данному виду общественных отношений давать правовую защиту или отказать в ней, составлял формулу иска (общее правило). Эта деятельность претора легла в основу формулируемых им при вступлении в должность публичных объявлений (эдиктов). Наиболее удачные их положения, доказавшие свою жизненность, переходили из одного эдикта в другой, приобретали устойчивый характер и становились правом. Таким образом, претор, руководствуясь соображениями “целесообразности” и “доброй совести”, вносил исправления, изменения, дополнения в существующие законы. На основе его деятельности создавались системы так называемого преторского права и “права народов”. Не менее важную роль в развитии римского классического права сыграли римские юристы. Большой вклад в правовую мысль внесли такие юристы как Гай, Ульпиан, Модестин, Помпоний, Лабеон, Капитон, Сальвий Юлиан и др. Институции Гая. Институции представляют собой изложение цивильного права с юридико-догматическими и историческими пояснениями относительно правоспособности и дееспособности участников правового общения и способов зашиты личных и имущественных прав. Это образец наставлений в правоведении (от “institutio” - устройство, образ действия, наставление, учение). Он предназначен для начального ознакомления с основными элементами римского гражданского права и общего представления о его системе. До сочинения Гая частное право излагалось по следующей схеме: о праве и об исках (до Законов XII таблиц и с их принятием) либо о юрисдикции, судебном разбирательстве и предписаниях преторских (в традиционном изложении преторского права). Гай вначале излагает в своем труде вопросы правоспособности и дееспособности лиц, затем имущественных правоотношений (вещи телесные и бестелесные, к последним относятся и обязательства) и завершает сочинение изложением вопросов охраны прав. Институции Гая написаны около 160 г., найдены историком Нибуром в 1861 г. в библиотеке Веронского собора в Италии в записи I в. Структура Институций Гая. Институты римского частного права изложены Гаем по схеме: “лица — вещи — иски”, и эта схема не встречается до него ни у одного из древних знатоков права. Они написаны в 4 частях (книгах-комментариях), имеющих следующее фактическое содержание: Книга I, § 1—200. О личных правах — о лицах как участниках правового общения с их правовым статусом, о праве как власти, об основных способах возникновения, признания и оформления правовых норм (т. е. об источниках права). Книга 2, § 1—289. О вещах — вещное право и наследственное право по завещанию, о вещах собственных и чужих, человеческих и божеских. Книга 3, § 1—225. Об обязательствах — наследование по закону, оо обязательствах из договоров и деликтов, обязательствах имущественных, из оскорбления чести. Книга 4, § I—187. Об исках — история гражданского процесса, права на иск, перечень приемов и процедур ведения дел и защиты в суде, о деятельности судьи и поведении сторон в суде. Каждая книга разбита на параграфы, поэтому при цитировании указывается последовательно работа — Институции, затем книга и параграф. Такая структура построения нормативно-правового акта вошла в историю под названием институциональной. Впоследствии, по такой структуре был составлен Гражданский кодекс Франции 1804 года, вошедший в историю как Кодекс Наполеона. 3. Завершается цикл истории римского права постклассическим периодом, который начинается с отказа от власти Диоклетиана (304 г.) до завершения правления Юстиниана (565 г.), реставратора уважительного отношения к римскому правовому наследию и создателю грандиозного памятника, известного под названием CorpusIurisCivilis. Именно в правление Юстиниана приходится масштабная систематизация римского права Свод законов Юстиниана включает в себя три части: 1. Институции. 2. Дигесты. 3. Кодекс. Уже после издания Кодекс был дополнен Новеллами — конституциями Юстиниана, обнародованными в период с 535 по 555 г. В Своде законов Институции, будучи учебником права выделялись не только тем, что в них право было изложено в максимально простой и сжатой форме. Институциям была придана сила закона, и они как закон использовались в судебной деятельности. Наиболее значительную часть Свода законов составили дигесты (равнозначное греческое их наименование - пандекты), содержащие извлечения, фрагменты из сочинений сорока виднейших римских юристов. Эти извлечения, включающие в себя выдержки из древнейших законов, синатус-консультов и произведений других римских авторов. Дигесты нередко называют “монументальным памятником классической римской юриспруденции”. Для изучения темы: Прочитайте: 1. Симонишвили Л.Р. История государства и права зарубежных стран. М., МФПА, 2010. 2. Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. М., Норма, 2007. 3. История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1996. Ч. 1. 4. История государства и права зарубежных стран / под ред. К. И. Батыра. М., 2004. 5. Черниловский 3. М. История рабовладельческого государства и права (с приложением источников). М., 1959. 6. Громаков Б. С. История рабовладельческого государства и права (Афины и Рим). М., 1986. 7. Моммзен Н. История Рима. М., 2005. 8. Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права (любое издание). 9. Черниловский 3. М. Римское частное право (элементарный курс). М., 1989. 10.Савельев В. А. История римского частного права. М., 1986. 11.Медведев С. Я. Основные черты римского частного права. М., 1978. 12.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1, 2. М. Любое издание. 13.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. 3. М. Черниловского. М., 1996. Для поиска необходимых нормативно-правовых актов используйте следующие сайты: 1. |