доклад гражданство. Понятие гражданства было известно еще предшествовавшим государству греческим полисам и римским гражданским общинам. Гражданство древности не подвергалось правовому оформлению и не являлось однотипным
Скачать 36.5 Kb.
|
Понятие гражданства было известно еще предшествовавшим государству греческим полисам и римским гражданским общинам. Гражданство древности не подвергалось правовому оформлению и не являлось однотипным. Индивид признавался гражданином только в своем полисе (общине). Находясь вне полиса, он терял это качество. Только такая тесная привязанность человека к полису или общине могла гарантировать ему существование в качестве гражданина — «единственное тогда достойное человека существование». Как государственно-правовое явление гражданство оформилось вместе с возникновением первых рабовладельческих государств (Афины, Спарта, Рим). В Греции формой государственной организации выступали полисы, представляющие собой небольшие города-государства. Само слово означало и город, и государство, вернее, объединение с единой властью и общественной жизнью. Сфера частных интересов граждан в полисе была достаточно узка. Многие вопросы семьи, образования представлялись грекам делом общественным. Полис шире государства в современном понимании слова, это — политически организованное общество. Полис — первая в истории человечества форма сообщества, которую можно определить как гражданский коллектив. С.Л. Утченко отмечал: «Благодаря именно этим своим особенностям полис сумел выработать и затем передать в наследство грядущим поколениям огромное духовное богатство, идеи гражданства, демократии, республиканизма». Полисная демократия представляет собой пример вполне развитых форм гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В ходе эволюции древнегреческого общества гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, являясь его высшей формой. Демокрит выдвигает идею о долге гражданина как этической категории, который состоял в заботе каждого гражданина о благополучии полиса. По его мнению, связи между гражданами и полисом коренятся в этических, а не правовых началах, и носят характер нравственного, а не правового отношения. В древних полисах с гражданством были связаны, прежде всего, политические права: свобода, право на решение государственных дел, участие в правосудии и т.д. Такими правами наделялись лишь те, кто не занимался физическим трудом. Труд считался постыдной обязанностью, выполнение которой исключало человека из сферы гражданства и равенства. При всей замкнутости и ограниченности гражданства древних полисов такой институт мог быть порожден лишь высоким уровнем культуры, выступая в то же время как средство функционирования этой культуры, ее дальнейшего развития и обогащения. Не случайно в ту эпоху идея и институт гражданства были характерны лишь для такой уникальной формы государственного устройства, как полисная. Своеобразие рабовладельческого гражданства, как отмечается в отечественной литературе, заключается в том, что оно являлось ассоциацией свободных людей, основанной на коллективном владении и эксплуатации десятков тысяч рабов. Не все свободные люди, проживающие на территории государства, обладали состоянием гражданства, и не все считались полноправными. В большинстве греческих полисов основанием для получения гражданства служили обладание земельной собственностью и происхождение из определенной семьи, рода и дема. Аристотель, изучая природу гражданства, в частности, указывал на то, что совместное проживание с гражданами не означало признания за лицом права гражданства. Правами гражданства не обладали не достигшие совершеннолетия юноши, хотя и рожденные от граждан полиса (общины), а также женщины и старцы. Качество гражданина Аристотель признавал только за теми, кто участвовал в суде и народном собрании. «В этом участии, — писал Г. Еллинек, — и усматривали существо гражданина, отличие его от простого жителя». Гражданство древности имело внутреннюю градацию. И в римских гражданских общинах, и в греческих полисах все граждане делились по способу возникновения у них гражданства на две основные группы. В первую входили лица, «родившиеся гражданами» (cives nati), вторую составляли лица, «сделанные гражданами» (cives facti), причем последняя группа имела довольно неоднородный состав. В нее входили «как отдельные лица, так и целые общины, получившие права гражданства». Сюда же можно включить и лиц, ставших гражданами в силу отпуска их на волю. Согласно принятому в 451-450 гг. закону Перикла, гражданами считались лишь те лица мужского пола, у кого отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин. Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста, после чего в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина. «Позорящие» профессии были уделом иностранцев-метеков, вольноотпущенников, рабов. Сила власти Римской империи была в открытости навстречу элите из захваченных провинций. В римском Сенате заседали галльские и греческие сенаторы. Императорами становились выходцы из Испании и Далматии. Римское гражданство начинает предоставляться все более и более широко. Новые граждане голосуют, стремятся попасть в магистратуру, участвуют в политической и административной жизни империи. Феодальное подданство. Разложение рабовладельческого строя и формирование феодального общества внесли изменения в понимание гражданства. Окончательно исчезает ограниченный принцип юридического равенства свободного населения, ему на смену приходит устранение из социальной структуры полностью бесправных. На смену понятию «гражданство» в феодальном обществе появляется термин «подданство», характеризующий личную зависимость вассала от сюзерена. Особенность положения личности в эпоху Средневековья состояла в том, что член феодального общества всегда от кого-то зависел, между тем как значительные слои этого общества считались юридически свободными. Феодальное общество строилось, с одной стороны, на отношениях господства и подчинения, поскольку никто в нем не был свободен полностью, и каждый имел своего господина. С другой стороны, формирование корпораций внутри этого общества (рыцарских орденов, монашеских орденов, объединений торговцев, ремесленников), нивелируя индивидуальность личности, уравнивало членов данной корпорации. Это равенство также было жестко регламентировано законами и обычаями, однако в корпоративном равенстве были заложены основы тех требований равноправия, которые явились одним из лозунгов грядущей буржуазной революции. Существо феодального подданства составляли повинности и налоги, возлагаемые на податные сословия (т.е. социальные группы людей, находившихся на особом юридическом положении, в большинстве случаев унаследованном). Вотчина феодала превращается в самостоятельную государственную единицу, в пределах которой феодал осуществлял суверенную волю, обладал правами публичной власти и рассматривал население как своих подданных. Подданство представляло собой выражение личной зависимости крестьянина от феодала. Сложившееся сословие крепостных крестьян было лишено публичных прав и ограничено в своих личных правах. В этих условиях институт подданства являлся официальным выражением прикрепления крестьянства к земле, собственником которой был феодал. В период становления абсолютизма, когда происходит концентрация государственной власти в результате образования централизованных государств, начинает складываться институт подданства всего населения монарху как верховному выразителю суверенной воли. Буржуазное гражданство. В буржуазном обществе принцип формального равенства всех граждан перед законом обусловлен экономическими потребностями. Переход от ремесла к мануфактуре потребовал существования рабочих, не связанных узами феодальной зависимости с сюзереном, равно свободных в выборе работодателя, которому они вынуждены продавать свою рабочую силу. В средневековой Европе города, по мере их интенсивного развития и экономического укрепления, начинают вступать в борьбу с феодалами, добиваясь освобождения от их власти и приобретая нередко право самоуправления. В этих условиях горожане обретали определенную сумму прав, их правовое положение становится отличным от феодального подданства. Постепенно слово «горожанин» преобразуется в понятие «гражданин», противостоящее подданству и символизирующее лично свободного человека, как некий идеал, который в условиях феодального общества не мог быть осуществим для неимущих. Социальная революция всегда определяет не только новый характер государственной власти, но и новые позиции по отношению к праву, законности и органично из них вытекающей проблеме правового положения личности в обществе. Буржуазная революция устранила сословные ограничения для буржуазии и осуществлялась под идеологическим воздействием «юридического мировоззрения», сменившего теологическое мировоззрение Средних веков. На смену феодальному строю пришел капитализм, в основе которого лежала частная собственность на средства производства. Буржуазия шла на свержение феодального строя с лозунгами равенства, законности, справедливости, которые должны были объективироваться в правах человека нового, буржуазного общества, ибо в условиях буржуазных революций справедливость была тождественна равноправию. Требования равноправия определялись условиями экономического развития класса буржуазии, скованного рамками феодальных привилегий. И когда экономическое развитие общества выдвинуло требование освобождения от феодальных оков и установления правового равенства, такое требование должно было принять всеобщий характер, распространившись не только на буржуазию, но и на другие классы общества. Во времена Французской революции в противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху абсолютизма, была выдвинута концепция гражданина как лица, способного активно участвовать в политической жизни страны. и народа как общности равноправных граждан. Буржуазное гражданство закрепляет идею формального равенства, которое означает равенство всех граждан перед законом, но не приводит к их фактическому уравнению в пользовании экономическими благами и участию во власти. Равенство, демократия, гражданин — эти слова возродились в период буржуазных революций, их пафос придавал романтическую окраску тем бурным событиям. Во времена Великой французской революции слово «гражданин» звучало как символ новой эпохи. На одном из плакатов Французской революции 1789 г. было начертано: «Здесь в почете звание гражданин». Герои и жертвы Французской революции обращались друг к другу «гражданин» — гражданин Людовик, гражданин Робеспьер, гражданин Марат, гражданин Дантон... Понятие «подданный» было отброшено как символ политического бесправия и угнетения. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. официально ввела понятие «гражданин», с которым связывалось представление о юридически свободной личности, обладающей нравом на участие в политической жизни. Гражданство выражает политико-правовое закрепление формального равенства как равенства всех перед законом, которое не привело и не могло привести к фактическому уравниванию всех в пользовании экономическими благами и участию во власти. Буржуазное гражданство, в отличие от феодального подданства, уже не фиксирует открыто различия классов, не устанавливает особое юридическое место для каждого из них в государстве. Выступая в качестве символа и средства закрепления единства нации в рамках одного государства, оно наряду с другими институтами представляло более совершенное и гибкое орудие управления народом. Вместе с тем патриотический накал Французской революции отразил идеал гражданственности не только в политическом единстве государства и общества, но и в их национальном единстве. Одним из основных был лозунг равенства и национального единства всех французов. Национальность лица не имела значения, главное, чтобы гражданин был «французом по духу». Появление гражданства потребовало его законодательного закрепления и регулирования. Вопросы приобретения и утраты французского гражданства были регламентированы революционными декретами от 3 ноября и 22 декабря 1789 г5Конституции и законодательные акты буржуазных государств (XVII-XIX вв.). С. 232-233.. Вопросам состояния французского гражданства был посвящен и второй раздел Конституции 1871 г., в котором, в частности, говорилось, что французскими гражданами считаются иностранцы, непрерывно в течение 5 лет проживающие во Франции и приобретшие недвижимость. Кроме того, они должны принять гражданскую присягу на верность нации, закону и королю. В этом же разделе Конституции были закреплены и основания утраты французского гражданства. К ним относились натурализация в иностранном государстве и присуждение к наказанию, которое влекло утрату французского гражданства6Мещеряков А.В. Институт гражданства: возникновение, содержание, типы. Вслед за Францией и другие европейские страны стали использовать в своем законодательстве понятие «гражданство» вместо «подданство». Однако в России этот термин начал применяться в нормативных правовых актах только в начале XX в., а общее для всего населения наименование — гражданин Российской республики — было введено декретом ВЦИК от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». В буржуазную эпоху получает распространение множественное гражданство, феодализм основывайся на прикреплении крестьян к земле, что препятствовало миграции населения. Возникновение в тот период двойного гражданства у низших сословий было редким явлением, хотя у представителей высшего сословия такое положение могло возникнуть в том случае, если они имели владения на территориях различных государств. Гражданство и подданство как смежные формы связи лица с государством различаются между собой как в формальном, так и в содержательном плане. Формально различие между гражданством и подданством ставится в зависимость от формы правления соответствующего государства. Гражданство рассматривается как принадлежность лица к государству с республиканской формой правления, подданство — как принадлежность к государству с монархической формой правления. Поскольку институт подданства подразумевает не только подвластность монарху, но и феодальную зависимость от него, то в содержательном плане под подданством понимается пассивная принадлежность лица к государству, что, в конечном счете, делает его объектом международно-правового регулирования, а под гражданством понимается совокупность прав и обязанностей лица по отношению к государству, которая входит исключительно во внутренние дела государства. Гражданство по своей природе предполагает не только наличие обязанностей, но и определенные политические права для членов этого общества. Таким образом, гражданство, пришедшее на смену подданству в период буржуазных революций, отличается от последнего наличием политических прав и свобод.В.М. Гессен различал понятия гражданства и подданства следующим образом: «Как субъект публичных прав и обязанностей, индивид является гражданином. Понятием гражданства обозначается одно только отвлеченное свойство индивида — его публично-правовая правоспособность. Быть гражданином значит иметь права и нести обязанности по отношению к государству. Для того чтобы быть гражданином, индивид должен, таким образом, получить от государства правоспособность, он должен определяться правом данного государства, или, другими словами, принадлежать к нему. Принадлежность к государству, являющаяся необходимым предположением гражданства, — юридическим фактом, влекущим за собой возникновение совокупности публично-правовых отношений между индивидом и государством, — носит название подданства. Быть подданным - значит принадлежать к государству, подчиниться его правотворческой власти, определяться нормами действующего в нем права». Наиболее существенные отличия между гражданством и подданством просматриваются в историческом аспекте. Наиболее явно это отличие проявилось во время Великой французской буржуазной революции XVIII в. В то время гражданство республиканской Франции означало обладание такими правами, которыми ни один подданный соседних монархических государств не мог обладать. «Нет больше подданных», — такой лозунг несла на своих знаменах буржуазная революция. Во времена Великой французской революции слово «гражданин» звучало как символ новой эпохи, с которым связывалось представление о юридически свободной личности, обладающей правом на участие в политической жизни. В конституционном государстве институт гражданства стал одним из проявлений принципа юридического равноправия всех членов общества. В дальнейшем, после повсеместного утверждения буржуазного строя и превращением абсолютных монархий в конституционные, существенные различия между гражданством и подданством стираются. Ряд монархических государств отказались от термина «подданство» (Бельгия, Испания, Нидерланды), другие же наряду с республиканским термином «гражданство» употребляют термин «подданство» (Дания). В тех конституционных монархиях, законодательство которых по-прежнему придерживается архаичной терминологии, термин «подданство» вполне может быть заменен термином «гражданство», поскольку ныне он не указывает ни на особый социально-экономический строй, отличный от окружающих государств, и не является неизбежным следствием монархической формы правления. Сегодня можно считать, что в развитых странах подданство означает принадлежность лица к государству с монархической формой правления и является устаревшим синонимом гражданства. Таким образом, политико-правовая идея гражданства исторически тесно переплетена с идеями равенства и народного суверенитета, поскольку с гражданством связывались уничтожение феодальных сословий и привилегий, право на участие в осуществлении государственной власти. С этого момента гражданин перестает быть исключительно объектом властвования, он становится субъектом власти. Современный институт гражданства представляет собой, безусловно, продукт западного общества, получивший широкое распространение во всем мире. Становление гражданства раскрывает не только его правовую, но и, прежде всего, социокультурную природу, органическую включенность гражданства в важнейшие культурные ценности исторического прогресса. Развитие гражданства неразрывно связано с развитием прав и свобод личности, а последнее, по сути, представляет собой борьбу за достижение индивидом свободы. |