Главная страница

тгп. 1. Государство и право Древнего Египта


Скачать 421.41 Kb.
Название1. Государство и право Древнего Египта
Дата01.07.2022
Размер421.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатгп.docx
ТипДокументы
#622199
страница3 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
www.lawbase.ru

2. www.allpravo.ru

3. www.jerry.nnov.ru

4. www.forum.jurclub.ru



Обратите внимание на:

1. Специфику организации государственной власти в Древнем Вавилоне.

2. Особенности социальной структуры древневавилонского общества.

3. Структуру Законов Хаммурапи.

4. Отдельные нормы и отрасли права, урегулированные Законами Хаммурапи – гражданское, семейное, уголовное.

5. Специфику судопроизводства по Законам Хаммурапи.



Ответьте на вопросы:

1. В чем выражалась специфика государственного управления в Древнем Вавилоне?

2. Каковы элементы социальной структуры древневавилонского общества?

3. Что означает действие принципа талиона в нормах Закона Хаммурапи?

4. Какие виды договоров известны Законам Хаммурапи?

5. Какие виды преступлений предусмотрены Законами Хаммурапи?



Практические задания:



Задача 1.

Некто Е. вез зерно на рынок. В пути с Е. произошло несчастье, и он вынужден был при свидетелях оставить зерно на хранение в сарае у В.

По истечении срока хранения Е. явился, но своего зерна обратно не получил. В. ему рассказал, что однажды ночью неизвестные сломали дверь сарая и похитили все зерно. Е. возбудил иск к В.

Возможно ли возмещение убытка в соответствии с действующим законодательством царя Хаммурапи?

Задача 2.

Некая лошадь, отбившись от табуна и преследуемая волками, ворвалась во двор А. Тот, не зная, кому принадлежит лошадь, оставил ее у себя, работал на ней и кормил ее. А собственник лошади Д. явился и потребовал, чтобы ее немедленно возвратили. Нашлись свидетели, подтвердившие принадлежность лошади Д., но А. лошадь не отдал.

Правильно ли поступил А. с точки зрения законов Хаммурапи?

Задача 3.

А. выступая в суде в качестве свидетеля по обвинению Б. в убийстве человека, не мог подтвердить своих показаний.

Может ли он быть привлечен к ответственности за лжесвидетельствование по законам царя Хаммурапи? Если да, то к какому наказанию может быть приговорен?

Сравните этот случай с древнеримским законодательством (Законы XII таблиц).

Задача 4.

А. нанял строителя Б. для постройки дома. Б. построил этот дом, но из-за некачественно выполненных работ через некоторое время обвалился потолок, в результате чего погиб хозяин дома, его сын, два раба, причинен имущественный ущерб.

Как следует поступить со строителем Б.?

Какое наказание должен он понести по Законам Хаммурапи?

На каком принципе строится эта ответственность?

Задача 5.

Вавилонянин А. взяв у ростовщика долг, не смог их вернуть. В счет погашения долга он решил отдать заимодавцу в долговую кабалу свою дочь.

В течение какого времени по законам царя Хаммурапи дочь А. должна отрабатывать у ростовщика долг, после чего она может быть отпущена на свободу?

Задача 6.

В Древнем Вавилоне практикующий врач при проведении операции причинил вред человеку и тот скончался. Судья за это приговорил врача к смерти человека.

Соответствуют ли действия судьи положениям закона Хаммурапи?



Тема 3. Государство и право Древнего Китая



Вопросы темы:

Вопрос 1. Социальная структура древнекитайского общества.

Вопрос 2. Организация государственной власти.

Вопрос 3. Право Древнего Китая.



Цели изучения темы:

· определение основ организации государственной власти Древнего Китая;

· анализ особенностей социальной структуры древнекитайского общества;

· рассмотрение памятников права Древнего Китая.



Задачи изучения темы:

· анализ периодов развития Древнего Китая;

· выявление особенностей государственного развития Древнего Китая и определение правового положения императора в государственной иерархии;

· проведение сопоставительного анализа основных реформ государственного управления, проведенных в древности;

· изучение памятников древнекитайского права.



Успешно изучив тему, Вы

получите представление о:

· социальной структуре древнекитайского общества;

· особенностях государственного управления Древнего Китая;

· памятниках права Древнего Китая;



будете знать:

· суть китайского модели государственного управления;

· реформы Шан Яна и Ван Манна;

· элементы социальной структуры древнекитайского общества;

· общую характеристику основных правовых актов Древнего Китая.



В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

Ван – титул правителя в Древнем Китае.

Конфуцианство – (кит. трад., упр., пиньинь Rúxué, палл. жу сюэ) — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.). Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала.

Легизм – философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников» (кит., фацзя; англ. Legalists).Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.



Вопрос 1. Социальная структура древнекитайского общества.



История Китая ведет свое начало со II тыс.до Р.Х. Китайцы издревле называли свою страну Чжунго — Срединным государством, Поднебесной империей.

Можно выделить четыре периода в развитии страны, каждый из которых связан с правлением определенной династии:

· Шан (Инь);

· Чжоу;

· Цинь;

· Хань.



Особенности развития древнекитайского общества определялись наличием в нем в течение многих столетий двух практически неизменных социальных институтов. Во-первых, это была традиционная крестьянская община, которая с одной стороны всячески поддерживала своих сородичей, а с другой - жестко контролировала их мысли и поступки. Во-вторых, в Китае была предельно развита бюрократическая иерархия, которая находила свое выражение в системе сложных социальных рангов.

Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (ван). Затем шли рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.

Основную часть населения составляли свободные общинники. Были и рабы. Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.



Вопрос 2. Организация государственной власти.



Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Ван (царь) по религиозным канонам объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Со временем власть царей стала обожествляться. Так, его погребение сопровождалось жестокими обычаями. Вместе с ним хоронили заживо его приближенных, рабов.

Власть правителя считалась абсолютной. За невыполнение его приказа ослушника зачастую казнили вместе с семьей. Традиция требовала регулярных жертвоприношений путем заклания, как животных, так и людей. Они проводились ежедневно — в память отца правителя, ежемесячно - в память деда.

Ван и его аппарат выполняли три важные функции:

· заботу об орошении и ирригации;

· сбор налогов;

· ведение войн.



Должностные лица подразделялись, на высших гражданских чиновников, военных чиновников, всевозможных советников. В состав близких советников входили полководец, судья, главный жрец, великий гадатель. В штате вана состояли писцы: старшие, которые записывали речи монарха, младшие — записывали его указы, решения по судебным делам. Чиновники делились по рангам. Должность чиновника считалась наследственной.

Для управления страной в духе конфуцианских принципов кандидаты в чиновники во избежание протекционизма были обязаны сдавать конкурсные экзамены. В специальном помещении, в одиночку и под бдительным контролем экзаменующийся в течение двух-трех суток должен был без книг и пособий написать поэму из 60 слов, сочинение на историческую тему и трактат на «свободную» тему. Из победителей формировался чиновничий корпус.

Традиция утверждала, что верхи всегда управляли низами. «Одни напрягают свой ум, другие — свою силу. Тот, кто управляет, кормится за их счет».

Вану подчинялись высшие чиновники (дафу), а те, в свою очередь, имели своих подвластных. На местах находились управители округов, часть своих доходов они отдавали вану. В эпоху Чжоу и Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В особых, чрезвычайных ситуациях созывались народные собрания. Община имела совет старейшин, а торговцы и ремесленники - своих старост.

Правители располагали штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей. Они делились по своим функциональным обязанностям на шпионов местных, внутренних, двойных. В механизме государства, имелись полиция, тюрьмы.

Стержнем управленческой системы были конфуцианские и даосские нормы. Идеал правителя - пассивность и бездеятельность. Правитель ни во что не должен вмешиваться и предоставляет возможность всему идти своим чередом: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует... Когда правительство деятельно, народ становится несчастным». Прочность, стабильность власти ванов зависела от многих факторов, главным из которых является личность правителя.

В период государственной раздробленности в Китае начинаются реформы. Большое влияние на их ход оказывает так называемая школа законников (легистов), противопоставившая конфуцианскому ритуалу суровые законы, принуждение в управлении, жесткие наказания и систему круговой поруки.

Крупным реформатором Китая эпохи Цинь является Шан Ян (390-338 гг. до Р.Х.). Будучи советником правителя, он ввел в практику систему, основанную на принципе «истинная добродетель ведет свое происхождение от наказания».

Шан Ян выдвинул следующие принципы управления:

1) иметь много наказаний и мало наград;

2) жестко карать за мелкие преступления, тогда большим преступлениям будет неоткуда взяться;

3) разобщать людей взаимным доносительством и слежкой.



Целью введенной системы являлось наведение государственного порядка и насильственное объединение Китая.

Реформы Шан Яна коснулись многих сторон жизни. Была узаконена свободная покупка и продажа земли, что нанесло решительный удар по общинному землевладению. Распад общины ускорился в связи с введением закона о принудительном дроблении больших семей. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному признаку. Была изменена система взимания налогов: введен новый налог в соответствии с количеством обрабатываемой земли. Реформа затронула и армию: было введено 18 степеней отличий. Степень присваивалась за голову убитого противника. В расчет принимались не знатность происхождения, а личная храбрость в бою. Старые титулы были уничтожены.

Известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9-ом г. до Р.Х., Ван Ман провозгласил себя императором.

Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов, но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы не смогли.

Во второй половине II в. в Китае разразился политический кризис. В 184 году мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. В 220 году император был низложен. Китай как единое государство прекратил существование, он распался на три царства.



Вопрос 3. Право Древнего Китая.



По преданию уже в X в. до Р.Х. Му-ваном было разработано Уложение о наказаниях. Оно представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Впоследствии большое влияние на развитие права оказали конфуцианство и школа легистов.

Конфуций очень резко противопоставлял нормы морали, добродетели с одной стороны, и нормы законодательства — с другой, явно предпочитая первое.

Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Легизм пронизан враждебностью к людям, к их личным качествам. Люди, по их представлению, — это глупые создания, которых всегда можно подчинить порядку. Примечательно, что легисты понимали под порядком полное безволие людей, их преданность власти. У легистов закон выступает как приказная форма, которую можно заполнить любым нужным содержанием.

Право знало понятия владения и распоряжения. Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. В начале династии Чжоу действовала система так называемых «колодезных полей». Каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Это обеспечило своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины.

Позднее положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожалованные земли на участки и сдавать их на кабальных условиях аренды. Система «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее постепенно стал вводиться денежный налог с единицы площади земли, а затем его стали взимать с каждой семьи.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период раннеклассового общества рабы находились на положении скота. Они считались государственной собственностью, купли-продажи их еще не было. Во времена династии Чжоу уже был возможен обмен, покупка раба. В последующем существовало две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играло все большую роль.

Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров: мены, купли-продажи, дарения, займа, личного найма.

Семейное право Древнего Китая базировалось на патриархальности семьи с абсолютной властью отца, многоженством. Китайское право ограничивало права женщин. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества она не имела, ее права в наследовании были ограничены. Брак заключали родители.

Право Древнего Китая выделяло среди большого числа преступных деяний следующие виды преступлений:

· государственные (мятеж, заговор);

· религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу);

· против личности (убийство, нанесение телесных повреждений);

· против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота);

· воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином);

· как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство.



В Уложении Му-вана выделены пять основных наказаний:

· мосин (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей;

· исин (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей;

· фэйсин (отрезание ног) — за 500 провинностей;

· чужин (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей;

· данисин (отрубание головы) — за 200 провинностей. Такие наказания множили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала.



От наказания можно было откупиться. Во избежание клеймения надо было уплатить вану сто хуаней (примерно 2 килограмма меди), за ногу, нос — двести хуаней, за оскорбление — шестьсот, за смертную казнь — одну тысячу. Такой откуп за наказание был в интересах богатых подданных.

Система наказания знала укрывательство и недоносительство. Виновного рубили пополам. Жестокие и мучительные наказания соответствовали правовым понятиям всех древних народов. Китай не был исключением.

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины.

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти, вытесняют этот обычай.



Для изучения темы:



Прочитайте:

1. Симонишвили Л.Р. История государства и права зарубежных стран. М., МФПА, 2010.

2. Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. М., Норма, 2007.

3. История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1996. Ч. 1.

4. История государства и права зарубежных стран / под ред. К. И. Батыра. М., 2004.

5. Черниловский 3. М. История рабовладельческого государства и права (с приложением источников). М., 1959.

6. Жидков О. А. История государства и права стран Древнего Востока. М., 1963.

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1, 2. М. Любое издание.

8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. 3. М. Черниловского. М., 1996.

9. Васильев Л.С. История Востока. Т.1. М., 1993.

10. Давид Р. Основные правые системы современности. М., 1996.



Для поиска необходимых нормативно-правовых актов используйте следующие сайты:

1.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


написать администратору сайта