Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3 Возникновение и развитие идеи правового государства

  • Государство и гражданское общество. Курсач. 1. Гражданское общество 6 1 Понятие, признаки гражданского общества 6


    Скачать 185 Kb.
    Название1. Гражданское общество 6 1 Понятие, признаки гражданского общества 6
    АнкорГосударство и гражданское общество
    Дата22.11.2020
    Размер185 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсач.doc
    ТипРеферат
    #152637
    страница2 из 3
    1   2   3

    2.2 Основные признаки правового государства
    В данном параграфе я назову и раскрою содержание основных признаков правового государства. К ним можно отнести:

    1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества

    В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны ему соответствовать. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, а подзаконные акты могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не могут как-либо изменить закон.14

    Основным законом государства является Конституция, в которой сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать текущее законодательство. Никакие другие правовые акты не должны ей противоречить.

    Верховенство закона создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правопорядка в обществе.

    Ниже Конституции по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно выражают волю государства. Все остальные НПА издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представительного и могут быть изменены или отменены только другими законами.

    Кроме законов в систему законодательства входят подзаконные акты, такие как постановления и распоряжения правительства, акты различных министерств и ведомств. Они регулируют отношения в пределах своей компетенции, внутри соответствующих областей экономики и подзаконные акты местных органов власти, то есть регулируют вопросы местного значения.

    В правовом государстве главное место по объему регулирования занимают законы. Очень важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал инструкциями.

    В правовом государстве должна существовать система контроля за тем, чтобы в законах проявлялась воля всего народа. Верховенство закона, не отвечающего общечеловеческим ценностям, может принести к установлению диктатуры. Система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допуская произвол.

    В правовом государстве эти функции будут возложены на судебную систему. Суды являются проводниками Конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной и исполнительной властей. На практике важна не сама Конституция, она является декларацией, а конституционная система, в которую входит судебная система конституционного надзора.

    2. Система разделения властей

    По своей природе, задачам и функциям деятельность государства неоднородна. Она делится на законодательную, исполнительную и судебную. Автором теории разделения властей является Монтескье. При разработке он опирался на опыт своих предшественников: Платона, Аристотеля, Локка.

    В работе «О духе законов» Монтескье писал: «Когда законодательные исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот самый монарх или тиран сможет ввести тиранические законы. Опять же свободы не может быть, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свободы субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, то судья может поступать со всей жестокостью угнетателя».

    Этот принцип стал основой Французской Декларации прав человека, принятой в 1879 году. В ней говорится: «любое общество, в котором гарантии прав не защищены или разделение властей не определено, не имеет конституции вообще».

    Суть принципа разделения властей (позже в США это получило название система проверок, сдержек, балансов и противовесов) заключается в том, что существует законодательная власть (парламент).Она занимается принятием законодательных актов. Существует также исполнительная власть в лице Президента, правительства, его председателя, которые совместно с государственным аппаратом организуют управление страной, исполнение законов на ее территории. И судебная власть, в задачу которой входит контроль за тем, чтобы эти 2 власти осуществляли свою деятельность на основе и во исполнение Конституции и других законодательных актов. На современном этапе Конституции всех стран признали принцип разделения властей, как основополагающий.

    Данный принцип имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.15

    Законодательная власть – высшая власть в государстве, так как законы имеют высшую юридическую силу. Исполнительная власть обладает большими правами, в том числе правом законодательной инициативы, но ее деятельность должна быть подзаконна. Значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в интересах отдельной личности. Судьи должны быть независимы от каких-либо интриг, от чужого мнения, и должны подчинятся только закону и своему внутреннему голосу. Но принцип разделения властей не должен означать их разделения на уровне противоречия. Властность, как основной признак государства должна быть единой и целостной. Это единство не позволяет рассуждать о том, какая власть важнее. Иначе возникает ситуация, характерная для сегодняшней России. Борьба властей приводит к усилению коррупции, развалу экономики, снижению уровня жизни населения.

    3. Реальность прав личности и обеспечение её свободного развития в государстве

    В социально-политической жизни общества свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, в которую вмешательство государства недопустимо.

    Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Например, это права индивида на обеспечение его интересов со стороны государства, такие как право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и т.д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, экономическими и духовными предпосылками.

    Когда говорят о правовом государстве, то в первую очередь имеют в виду его социальную сторону: какие права и свободы провозглашены в этом государстве и как граждане могут ими пользоваться, как государство заботится о своих гражданах. Правовое государство не может создаваться на пустом месте. На пути его построения очень важны обычаи и преемственность.16

    Все права и свободы можно разделить на 3 большие группы:

    • гражданские права и свободы. Они охватывают базовые стороны свободы человека, выражают основы существования человечества. Это право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, выбор места жительства, свободный выезд и въезд в любую страну, право на свободу мысли, слова и т.д.

    • политические права и свободы. Это право на свободу мирных собраний, право на участие в управлении страной, право участия в выборах, т.е. право избирать и быть избранным.

    • экономические, социальные и культурные права и свободы. Это право на труд, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание в системе государственного здравоохранения, право на социальное обеспечение по старости, в случае нетрудоспособности, право на образование. Право на частную собственность, т.е. каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

    Кроме того, гражданин имеет право защищать свои права всеми законными способами.

    Но любое демократическое общество встает перед проблемой того, как, какими средствами и способамизащитить провозглашенные права и свободы граждан. Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии – это прежде всего НПА, издаваемые государством, устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения.

    Государственные органы не должны обладать чрезвычайно широкими полномочиями, что позволяло бы им вмешиваться в частную и публичную жизнедеятельность населения.

    4. Взаимная ответственность личности и государства

    Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

    На тех же базисах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

    Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть складывающегося в обществе права.

    Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, т.е. личность и государство вступают в правоотношения, т.е. отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности. О правовом государстве можно судить и давать ему оценку по тому, насколько стороны равноправны в этих отношениях.17

    Обязанности записаны в Конституции. Каждый гражданин должен, в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и свободы других граждан.18

    Правовое государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами.

    Для выполнения своих обязанностей государство выполняет ряд важнейших функций.

    За невыполнение своих обязанностей граждане несут ответственность. Особое место занимает юридическая ответственность, которая имеет целью показать правонарушителю, точнее оказать воспитательное воздействие на окружающих. Каждому виду правонарушения соответствует особый вид юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.

    В правовом государстве должны неукоснительно соблюдаться принципы юридической ответственности – законность, справедливость, целесообразность.

    В правовом государстве не только граждане несут ответственность за невыполнение своих обязанностей, но и государство, все его органы и должностные лица несут ответственность за свои действия или бездействия в отношении граждан. Речь идет о взаимной ответcтвенности государcтва с одной стороны и всех кто вступает с ним в правоотношения, c другой. Общество нуждается в контроле государством и его органами.


    2.3 Возникновение и развитие идеи правового государства
    Идея правового государства вызывала к себе пристальный интерес с самого ее зарождения у истоков человеческой цивилизации. Уже с тех давних времен человек интересовался различными философскими вопросами(добро, зло, свобода и т.д.), стремился сделать определенные обобщения понятий и выводы для того, чтобы разумно применить их к действительности. Постепенно формировались первые социальные нормы, правила поведения (обычаи и традиции), обязательные для всех членов общества (племени, рода, общины), которые были призваны регулировать отношения, как между индивидами, так и между индивидами и обществом. С ходом исторического развития людьми была осознана необходимость в централизованном управлении, что и должно было выполнять государство. Концепция правового государства представляет огромный интерес для общественности и в наши дни, вопросы правового государства продолжают оставаться крайне актуальными в большинстве стран современного мира, которые либо уже вступили на путь правовой государственности, либо только собираются это осуществить.

    Говоря о правовом государстве, следует упомянуть реальные предпосылки к возникновению учения о правовом государстве. Таковыми являются теории о божественном происхождении закона, о его справедливости, незыблемости и верховенстве, идеи о необходимости такого положения вещей, когда закон основывался бы на праве. В связи с фактом существования разнообразных идей и многочисленных теорий о возникновении, сущности и развития правового государства, следует отметить, что философы, ученые, общественные деятели, занимавшиеся вопросами правового государства, имели очень разные представления на этот счет, вкладывали в понятие правового государства неодинаковый смысл; некоторые теории вообще являются несовместимыми и взаимоисключающими.19

    Собственно теория правового государства ведет свое начало из наиболее развитых государств Древнего Мира: Рима, Индии, Древней Греции, Китая, где передовые мыслители того времени рассуждали по этому вопросу и предлагали свои точки зрения. К примеру, Платон в своих знаменитых сочинениях «Государство», «Политик» и «Законы» говорил о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства», «там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях». «Только там, - полагал Платон, - где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги».

    Теории древнегреческих мыслителей во многом схожи с теориями древнеримских философов, общественных и политических деятелей. Наиболее известным из древнеримских мыслителей, исследовавших вопрос правового государства, был Цицерон. Цицерон полагал, что государство немыслимо без права, и с этой позиции государство представлялось ему как «общий правопорядок». Рассуждая над проблемой сущности правового государства, Цицерон был глубоко убежден в существовании так называемого естественного права, т.е. права, которое принадлежит человеку с рождения, «по самой природе». Важно отметить, что значительным вкладом в развитие теории о правовом государстве является мысль Цицерона, точнее, правовой принцип, который гласит, что «под действие закона должны подпадать все», а не только «избранные граждане».

    Сенека в своих трактатах «О милосердии», «О благодеянии» и др. развивал принципы гуманизма и духовной свободы применительно к обществу и государству. Философ выступал за равенство всех людей, независимо от их происхождения и социального статуса.

    Необходимо сказать, что разнообразные гуманистические идеи впоследствии действительно воплощались в жизнь, пусть даже и видоизмененными, т.е. теории и принципы, разработанные великими мыслителями того времени, не были «мечтаниями», далекими от реальности.

    Подобные идеи возникали и развивались не только в античном Риме и Греции. В таких странах, как, к примеру, Китай и Индия, была разработана мысль о том, что «в государстве должен царить порядок, основанный на законе»; нельзя устанавливать в государстве определенный порядок силой, так как «страна управляется справедливостью».

    Неверным было бы утверждение, что вышеупомянутые и сходные с ними идеи и воззрения являются основой для современного понимания сущности правового государства. Разумеется, отдельные, практически неоспоримые и подтвердившиеся в течение столетий положения концепций, разработанных в древности, до сих пор являются неотъемлемой частью теории о государстве и праве как науки и концепции правового государства в частности. Другие теории либо были опровергнуты в ходе исторического развития государства и общества, либо не сочетаются с остальными верными на сегодняшний день теориями, либо не подходят к современным реалиям жизни, и потому не получили дальнейшего развития и применения. Конечно, следует оговориться, что с ходом времени те или иные теории получали большее или меньшее признание, некоторые незаслуженно игнорировались по различным причинам, а некоторые наоборот получали неоправданно широкую поддержку.

    Бурное развитие теория о правовом государстве получила в XVIII – XX вв. Один из величайших немецких философов того времени, Иммануил Кант, говорил о необходимости для государства действовать исключительно в соответствии с правом, постоянно опираться на него в любых своих действиях. Кант предостерегал правителей государства, не соблюдающих прав и свобод своих граждан, о том, что они могут в таком случае лишиться авторитета и уважения населения.

    В России конца XIX – начала XX вв. правовое государство изучалось очень многими учеными, правоведами, политическими и общественными деятелями. Одним из наиболее заметных исследователей был С.А. Котляревский, посвятивший данному вопросу свое исследование «Власть и право. Проблема правового государства».

    Воззрения мыслителей Древнего мира, несомненно, послужили основой для формирования теории о правовом государстве как таковом. Однако для дальнейшего развития теории потребовались века, и даже в наше время мы не можем с уверенностью сказать, что теория о правовом государстве полностью сформирована, что не осталось никаких неразрешенных вопросов, что в этом вопросе все ясно и однозначно. Вероятно, потребуется еще немало времени для того, чтобы можно было назвать теорию окончательно сформированной. Более того, важно не просто разработать теорию, а проверить ее на практике, найти ей подтверждения, как в реальной жизни, так и в истории; важно, чтобы теория могла бы использоваться и в будущем, то есть постоянно дополнялась новыми, непротиворечащими основам положениями и развивалась.

    1   2   3


    написать администратору сайта