1. Хронологические границы древнерусской литературы и ее специфические особенности. Периодизация
Скачать 448.02 Kb.
|
1. Хронологические границы древнерусской литературы и ее специфические особенности. Периодизация. Древнерусская литература(ДРЛ)-фундамент всей литературы. Её характерной особенностью является рукописный характер бытования(монахи занимались в то время этим), анонимность и имперсональность. Оригиналы не сохранились. Характерные особенностей ДРЛ: связь с церковной и деловой письменностью и устным поэтическим творчеством; историзм(герои – исторические лица, почти нет вымысла, строго следует факту). С историзмом связана и тематика: красота и величие Руси, исторические события. ДР писатель творит в рамках устоявшейся традиции, взирает на образцы, не допускает художественного вымысла. Периодизация академика Благого связана с историей развития государства. 1.Период Киевской Руси (11-1/2 13в). 2. Период феодальной раздробленности. 2/213в-1/2 15в(татаро-монгольское нашествие), 2/2 15в – 17в(создание и развитие централизованного русского государства, Иван Грозный, вся власть в Москве). Другая классификация.1. Конец 10в -1/2 11в.Период формирования ДРЛ. Преобладающеее место в литературе этого периода занимали книги религиозно-нравственного содержания: Евангилие, Апостол, Синаксария. Тогда же возникли записи устных сказаний о распространинии христианства на Руси. Художественной вершиной явилось «Слово о законе и благодате» Иллариона. 2. Середина 11в- 1/3 12в. Литература Киевской Руси- слово, сказания, жития (о Борисе и Глебе- первые русские святые, житие Федосия Печерского, память и похвала князю Владимиру). Исторические сказания, повести, предания составили основу «Повести временных лет» (легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов-русь с Рюриком во главе и образовании государства Русь, основание Киева, о походах Кия, о мудрости Олега, о хитрой Ольги, Святослав), «Поучения Владимира Мономаха», князь ВМ (1053-1125) (правила нравственности, и практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой). Основная идея жития Б и Г- создание культа этих первых русских святых, кот имеет политический подтекст, утверждение государственной идеи, согласно которой все русские князья – братья(несмотря на то, что Святополк убивает своих братьев) 3.Период 2/3 12в- ½ 13в. Литература периода феодальной раздробленности приобретает областной характер княжества(Владим-Суздальское, Киево-Черниговское, Галицко-Волынское..) Начиная с 13в появляется малорусская литература, белорусская и великорусская. Вершиной этого периода – Слово о полку Игореве(поход князя, разгром, плен, побег с помощью половца, нападения половцев на Русь).Идея объединения рус земель ради защиты Родины. Автор призывает отомстить и объединиться всех русских князей. 4. Период 2/2 13в- 15в –литература периода борьбы русского народа с монголо-татарским завоевателем и начало формирования централизованного рус го-ва. Становление великорусской народности и литературы в ведущих культурных центрах- возвышающаяся Москва (основана в 1147)(Иван Калита), Новгород, Псков, Тверь. Главные темы: борьба с иноземными поработителями и укрепление рус гос-ва, прославление подвигов рус людей(Куликовская битва 1380г, 1480- стояние на реке Талка и окончание татаро-монг ига). Появляется светская литература Афанасий Никитин Хождение за 3 моря(сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако, большая часть записок была посвящена Индии — её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами), переводная проникает – повесть о Вавилоне, о мутьянском воеводе Дракуле 5. Конец 15в – 16в. Литература централизованного русского гос-ва. 1530г Иван Грозный, Иван Фёдоров-основатель книгопечатания, появление периодики и публицистики. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курским(предатель) явилась итогом развития рус публицистики конца 16в. В центре вниманияи личность, и гос деятельностьпервого рус царя, чаще его адресаты – враги. Князь бежал в Литву в 1564, он снимает ответственность с себя за свой поступок и обвиняет царя, упрекает его в многих грехах. 6. Период 17в- до 60х годов и после 60х.Смутное время заканчивается в 1613г, Михаил Фёдорович Романов, Алексей Михайлович Романов, церковная реформа, патриарх Никон, крестьянская война (Блотов), смута после смерти Алексея Мих, троевластие . Первый этап связн с развитием традиционных исторических жанров, с событиями первой крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией . 2й этап связан с церковной реформой Никона, с событиями историч воссоединения Украины с Россией, после этого начала проникать западно-европ литература, в центре уже не религия, не князья, а новый герой- купеческий сын, дворянин, путешественник( Наиболее значительными произведениями являются "Повесть о Фроле Скобееве", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Горе-Злочастии", "Повесть об Улиании Осорьиной") 2.Характерные особенности древнерусской литературы. Древнерусская литература(ДРЛ)-фундамент всей литературы. Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси, как правило, были монахи, менее всего заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. И это во многом объясняет, почему подавляющее большинство дошедших до нас произведений древнерусской письменности носит церковный характер.Характерной особенностью древнерусской литературы является р у к о п и с н ы й характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. «Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности». Эти слова Василия Великого во многом определяли отношение древнерусского общества к произведениям письменности. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности. Другой особенностью нашей древней литературы является а н о н и м н о с т ь, имперсональность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведенияВ большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного «отца церкви» — Иоанна Златоуста, Василия Великого.Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством — с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным.Однако чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия. Характерная особенность древнерусской литературы — и с т о р и з м. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» — явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо». Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Героями произведений являются князья, правители государства, стоящие наверху иерархической лестницы феодального общества. С историзмом связана и тематика: красота и величие Руси, исторические события. ДР писатель творит в рамках устоявшейся традиции, взирает на образцы, не допускает художественного вымысла. 3. «Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII века.«Повесть временных лет» (также называемая «Первоначальная летпись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала 12в.. Был составлен в Киеве. Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается1117г.. Монаху Нестору повесть обязана своим широким историческим кругозором, введением в летопись фактов всемирной истории, на фоне которых развертывается история славян, а далее - история Руси. Благодаря государственному взгляду, широте кругозора и литературному таланту Нестора «Повесть временных лет» явилась «не просто собранием фактов русской, истории и не просто историко- публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси», отмечает Д.С.Лихачев.Во вводной части «Повести» излагается библейская легенда о разделении земли между сыновьями Ноя - Симом, Хамом и Иафетом - и легенда о вавилонском столпотворении, приведшем к разделению «единого рода» на 72 народа, каждый из которых обладает своим языком,далее летопись повествует далее уже о славянах, населяемых ими землях, об истории и обычаях славянских племен. Постепенно сужая предмет своего повествования, летопись сосредоточивается на истории полян, рассказывает о возникновении Киева. Точные указания на года начинаются в «Повести временных лет» с 852 г.,в летописи повествуется о важнейших событиях IX в. - «призвании варягов», походе на Византию Аскольда и Дира, завоевании Киева Олегом. Включенное в летопись сказание о происхождении славянской грамоты заканчивается важным для общей концепции «Повести временных лет» утверждением о тождестве «словенского» и русского языков - еще одним напоминанием о месте полян среди славянских народов и славян среди народов мира. В последующих летописных статьях рассказывается о княжении Олега. Летописец приводит тексты его договоров с Византией и народные предания о князе: рассказ о походе его на Царьград, с эффектными эпизодами, несомненно, фольклорного характера (Олег подступает к стенам города в ладьях, двигающихся под парусами по суше, вешает свой щит над воротами Константинополя, «показуя победу»).Игоря летописец считал сыном Рюрика. Сообщается о двух походах Игоря на Византию и приводится текст договора, заключенного русским князем с византийскими императорами-соправителями: Романом, Константином и Стефаном. Смерть Игоря была неожиданной и бесславной: по совету дружины он отправился в землю древлян на сбор дани (обычно дань собирал его воевода Свенелд). На обратном пути князь вдруг обратился к своим воинам: «Идете с данью домови, а я возъвращюся, похожю и еще». Древляне, услышав, что Игорь намеревается собирать дань вторично, возмутились. Но Игорь не внял предостережению древлян и был ими убит.Ольга трижды отомстила древлянам за смерть мужа. Каждая месть соответствует одному из элементов языческого погребального обряда. Восторженно изображает летописец сына Игоря - Святослава, его воинственность, рыцарственную, неприхотливость в быту.После смерти Святослава между его сыновьями - Олегом, Ярополком и Владимиром - разгорелась междоусобная борьба. Победителем из нее вышел Владимир, ставший в 980 г. единовластным правителем Руси.В разделе «Повести временных лет», посвященном княжению Владимира, большое место занимает тема крещения Руси. После смерти Владимира в 1015 г. между его сыновьями снова разгорелась междоусобная борьба. Святополк - сын Ярополка и пленницы-монашки, которую Владимир, погубив брата, сделал своей женой, убил своих сводных братьев Бориса и Глеба. В летописи читается краткий рассказ о судьбе князей-мучеников, о борьбе Ярослава Владимировича со Святополком, завершившейся военным поражением последнего и страшным божественным возмездием. Последнее десятилетие XI в. было полно бурными событиями. После междоусобных войн, зачинщиком и непременным участником которых был Олег Святославич («Слово о полку Игореве» именует его Олегом Гориславличем), князья собираются в 1097 г. в Любече на съезд, на котором решают отныне жить в мире и дружбе, держать владения отца и не посягать на чужие уделы. Однако сразу же после съезда свершилось новое злодеяние: волынский князь Давыд Игоревич убедил киевского князя Святополка Изяславича в том, что против них злоумышляет теребовльский князь Василько. Святополк и Давыд заманили Василька в Киев, пленили его и выкололи ему глаза. Событие это потрясло всех князей: Владимир Мономах, по словам летописца, сетовал, что такого зла не было на Руси «ни при дедех наших, ни при отцих наших». Краткий обзор композиции «Повести временных лет» показывает сложность ее состава и разнообразие компонентов как по происхождению, так и по жанровой принадлежности. В «Повесть», помимо кратких погодных записей, вошли и тексты документов, и пересказы фольклорных преданий, и сюжетные рассказы, и выдержки из памятников переводной литературы. Встречается в ней и богословский трактат - «речь философа», и житийный по своему характеру рассказ о Борисе и Глебе, и патериковые легенды о киево-печерских монахах, и церковное похвальное слово Феодосию Печерскому, и непринужденную историю о новгородце, отправившемся погадать к кудеснику. Отметим высокую гражданственность и патриотизм рассматриваемого литературного памятника, который связан не только с гордостью за Русскую землю, но и с их скорбью по поводу понесенных поражений, со стремлением вразумить князей и бояр. Таким образом, «Повесть временных лет» представляет собой не только уникальный исторический источник и литературный памятник, но и образец истинного патриотизма русского народа, любви к своей Родине. 4. Жития Бориса и Глеба является образцом древнерусского книжного жития. Оно создано в конце XI–начале XII века и дошло до нас в двух вариантах: "Сказание" и "Чтение". Автор сказания неизвестен, "Чтение" принадлежит Нестору. В основе этих произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол. В 1015 году умер князь Владимир. Власть в Киеве захватил его сын Святополк. По приказу князя был убит его брат Борис, а через месяц — другой брат Глеб. Но третий брат Ярослав двинулся в поход против Святополка, одержал над ним победу и сам утвердился в Киеве. Борис и Глеб были погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Их могилы стали местом паломничества1. При постройке новой церкви взамен сгоревшей обнаружилось, что тела Бориса и Глеба нетленны. Это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми. Культ Бориса и Глеба имел важный политический смысл: он "освящал" и утверждал государственную идею, согласно которой все русские князья — братья, и в тоже время подчеркивал обязательность подчинения младших князей старшим Борис и Глеб беспрекословно подчинились своему старшему брату Святополку, почитая его «в отца место», он же употребил во зло их братскую покорность. Поэтому имя Святополка Окаянного становится во всей древнерусской литературной традиции нарицательным обозначением злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми патронами Русской земли. Герои поступают вопреки жизненной правде, именно так, как требует их роль святого мученика или мучителя, деталей и подробностей мало, все внимание автора и читателя сосредоточивается на эмоциональной и духовной жизни героев. Пассивность Бориса и Глеба перед лицом Святополка — дань агиографическому канону, согласно кэторому мученик, страшась смерти, одновременно покорно ожидает ее. Судьба Бориса предрешена заранее: он знает об ожидающей его смерти и готовится к ней; все происходящее в дальнейшем — это лишь растянутая во времени гибель обреченного и смирившегося со своей обреченностью князя. Чисто этикетным характером отличаются пространные молитвы Бориса и Глеба, с которыми они обращаются к Богу непосредственно перед лицом убийц, и те как бы терпеливо ждут, пока их жертва кончит молиться. Таким образом, в житие внимание было сосредоточено на изображении страданий святого и прежде всего величия его духа перед лицом смерти. Отсюда и большая скупость деталей, и условность характеристик, и — с другой стороны — большая эмоциональность молитв или обличений. 5. Жанровое своеобразие «Поучения» Владимира Мономаха. Поучение представляет собой своеобразное собрание его сочинений: это собственно "Поучение", автобиография и письмо к князю Олегу Святославичу. Молитва, находящаяся в конце этого собрания сочинений, которая приписывается Мономаху, судя по всему, ему не принадлежит. Поучение Владимира Мономаха заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора - выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом. Важной чертой "Поучения" Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник, "Поучение" по своему содержанию высоко-патриотично и высоко-пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности - будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Кроме того, "Поучение" прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам - английским и французским, византийским. Время правления Мономаха, по словам одного историка, - "одна из самых благополучных страниц в истории Киевщины". Мономах приобрел себе популярность в борьбе с половцами, и во все время княжения Мономаха в Киеве не упоминается ни одного набега половцев на русские земли. Он достиг небывалого могущества и влияния, соединив в своих руках, или, вернее, в руках своей семьи, по крайней мере три четверти тогдашней Руси. Владимир скончался 19 мая 1125 года после двенадцатилетнего княжения в Киеве на семьдесят третьем году жизни. "Поучение" дошло до нашего времени совершенно случайно в составе одного из списков Лаврентьевской летописи. Этот список мог сгореть в московском пожаре 1812 года вместе со списком "Слова о полку Игореве" в библиотеке Мусина-Пушкина. Не сгорел он по чистой случайности, потому что был взят Н.М. Карамзиным."Поучение" искусственно вставлено в летопись, прерывая связное и цельное повествование о событиях 1096 года. Оно было написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года. [6] Об этом свидетельствует и сам текст "Поучения". Владимир говорит, что написал его «сидя на санях», что, по мнению большинства исследователей, говорит о его преклонном возрасте к моменту написания "Поучения". Дело в том, что в Древней Руси покойников в церковь на отпевание, а затем на кладбище возили на санях. в своем "Поучении" Владимир Мономах описывает идеал древнерусского христианина, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах, даже едучи на коне. Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит епископов, попов и игумнов, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных. Всё произведение проникнуто искренними чувствами автора, которые позволяют предполагать, что за строками "Поучения" стоит его личный религиозный опыт. Но как бы то ни было, произведение исчерпывающе описывает тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси. "Поучение" старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в "Поучении" так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую. К какому литературному жанру может быть отнесено произведение К какому жанру отнести?Одни принимают за жанровое обозначение заглавие, данное летописцем, другие видят в «Поучении» своеобразное завещание, в котором автор подводит итог житейскому и государственному опыту. Н. М. Карамзин называет «Поучение» «бумагами» Мономаха. А. С. Орлов считает «Поучение» автобиографией, однако не касается подробно его жанровых особенностей. Автобиографичность отдельных частей «Поучения» признают Б. А. Романов, Д. С. Лихачев. Сам Мономах дважды, в начале и в конце текста, называет свое произведение «грамотицею», как бы объединяя этим понятием все его разнородные части. Это, следовательно, светское, хотя и не деловое сочинение, так как оно обращено не только к «детям», а и к широкому читателю («дети мои или ин кто»). Сам автор, очевидно, не считает свою «грамотицу» ни посланием, ни поучением в строгом смысле слова, ни завещанием. Из слов Мономаха совершенно ясно, что сам он не относил свою «грамотицю» и к хорошо ему знакомым высоким жанрам церковно-учительской литературы. |