Главная страница
Навигация по странице:

  • 38.Теории происхождения государства

  • Патриархальная теория

  • Органическая теория

  • Теория насилия

  • Психологическая теория

  • Теория общественного договора (Договорная теория)

  • Ирригационная теория

  • Материалистическая (классовая) теория.

  • тгп. ТГП. 1 и Антидемократические политические режимы


    Скачать 207.9 Kb.
    Название1 и Антидемократические политические режимы
    Дата01.02.2023
    Размер207.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТГП.docx
    ТипДокументы
    #915661
    страница17 из 24
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24

    37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.


    Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием регионов мира, идеологическими взглядами авторов. К наиболее известным относятся:1.Теологическая (божественная теория). Объясняет возникновение государства и права божественной волей. Представители-Ф.Аквинский, А.Августин.Эта теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. В тоже время она отстаивает идеи вечности государства, необходимости всеобщего подчинения гос.воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь.2.Естественно-правовая теория. Представители Гоббс, Локк, Гроций. До появления государства люди находились в естественном состоянии-свобода и равенство всех членов общества(Дж.Локк), война всех против всех(Т.Гоббс),всеобщее благоденствие(Ж.Ж.Руссо).В большинство концепций входит идея естественного права. Однако в процессе развития человечества права одних людей противоречат правам других, нарушается порядок, возникает насилие.Это происходит потому,что в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому,чтобы защитить человека, гарантировать себе нормальную жизнь,люди заключают между собой договор о создании государств, добровольно передавая ему часть своих прав.3.Органическая теория. Представитель-Спенсер.Эта теория сравнивает государство с живым организмом, состоящим из клеток и имеющим волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию и таким образом обеспечивается нормальное функционирование всего государства. Воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне – с руками и ногами, а движения и связи – с нервами.4.Патриархальная теория-государство возникает из разрастающейся семьи. Разрастание семьи приводит к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства-монархом. Его власть-продолжение власти отца и он является отцом всех подданных.Люди обязаны подчиняться гос.власти и ее законам.5.Теория насилия. Основоположник-Дюринг,Гумплович.Выделяют теорию внутреннего и внешнего насилия.Государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Возникновение государства и права также связано с завоеванием одним племенем другого.Для подавления порабощенного племени и создавался гос.аппарат,принимались нужные законы.Возникшие государства рассматривались как реализациязакономерности подчинения слабого сильному.6.Марксистская теория. Основоположники - Маркс, Энгельс, Ленин. Государство возникло как результат естественного развития первобытного общества,развития прежде всего экономики,которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.7. Психологическая теория.Основоположники-Тард,Петражицкий. Эта теория обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права. Психика людей – фактор, определяющий возникновение государства и права. Понятие и сущность права выводятся через правовые эмоции людей.

    Одни авторы утверждают, что государство существовало вечно, другие опираются на данные исторических и этнографических наук, дают все новые знания о причинах возникновения государства и права.

    Основным средством поддержания общественной власти в догосударственном обществе были общественное мнение и личный авторитет.

    Нормы первобытного общества – это естественно сложившиеся правила поведения, отвечающие интересам всех членов первобытного общества, выполнение которых обеспечивается привычкой людей, а так же авторитетом и силой общества.

    Право складывалось путем перерастания обычаев в правовой обычай - обычное право, из которого формировались нормы права и форма права.

    Выделяют 2 пути возникновения государства:

    восточный (плавный переход первобытного общества в государство, форма правления абсолютная монархия, власть – деспотичный характер);

    западный (классовое разделение общества, интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов).

    Теории происхождения государства:

    (мнемоправило - Бог Отец Договорился до Насилия над Психикой Класса)

    теологическая (государство это божественное установление, воплощение божественной воли: вся власть от бога);

    патриархальная (государство возникает из разросшейся семьи);

    договорная (государство - результат взаимного договора людей);

    насилия (государство возникает в результате внешнего насилия - завоевание одного народа другим, и внутреннего насилия – экономического и политического господства одних членов над другими);

    психологическая (появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать);

    классовая (возникновение государства обусловлено экономическими причинами: разделение труда, появление прибавочного продукта и частной собственности, расколом общества на классы с противоположными экономическими интересами).

    Причины многообразия концепций происхождения государства

    Множественность теорий о происхождений государства и права основана на доминировании одного конкретного способа возникновения государства и права и объясняется:

    различными взглядами различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс;

    различными взглядами и суждениями представителей одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса возникновения и развития государства и права.

    Причины плюрализма в подходах:

    сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права и объективно существующие при этом трудности его адекватного восприятия;

    неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порой противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами;

    преднамеренное искажение процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных и иных соображений;

    в преднамеренном или непреднамеренном смешении процесса возникновения государства и права с другими сопутствующими процессами.

    38.Теории происхождения государства— теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.

    Теологическая теория

    Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

    Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов Ф. Аквинский (1225 - 1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

    Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

    Патриархальная теория

    Возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, однако подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским (XIX в.). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца.

    Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной ("отеческой") власти монарха. Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций.

    Государство он рассматривал как большую семью. Власть императора им рассматривалась как власть отца нации, обязанного заботиться о подданных. Отношения между населением также рассматривались как семейные отношения, но построенные на строгой субординации. Подданные должны быть преданы, почтительны и законопослушны своим правителям.

    Органическая теория

    Эта теория возникла в древности и окончательно сформировалась в XIX в. Ее представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Первые представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы древнегреческими мыслителями. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. На этом основании он отрицал возможность существования человека как существа, изолированного от окружающего мира. Общество и государство представляют собой единый организм.

    Г. Спенсер рассматривает государство в сравнении с живым организмом, т.е. как общественный организм, состоящий из отдельных людей (частей). Он считал, что государство образуется одновременно со своими составными частями (людьми). Поэтому оно будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Чтобы не допустить исчезновение человека как биологического вида, что означало бы одновременно гибель государства и общества - он считал необходимым добиваться гармонизации между естественными и социальными законами человеческого бытия.

    Под государственной властью он понимал господство целого над своими составными частями, выражающееся в обязанности государства обеспечивать благополучие своего народа. В здоровом организме все клетки функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, а больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. В этой посылке просматривается системный и взаимозависимый подход к содержательной характеристике государства и общества.

    Такой же подход наблюдается и в ряде развитых государств (Испания, Италия). В США каждая третья школа не считает необходимым знакомить детей с теорией эволюции, считая ее "инструментом развращения невинных душ". В других школах США дарвинизм преподается лишь как гипотеза, а не как научно доказанный факт.

    Теория насилия

    Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения.

    Как самостоятельное учение она возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. На этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, т.е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Однако государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически закрепленное неравенство между победителями и побежденными. Фактор насилия представителями этой теории рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества - внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).

    Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление. Оно влечет за собой не только противостояние сторон, но и порождает определенные социально-экономические последствия (порождение рабства, возникновение частной собственности, изменение государственного строя).

    Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создаются и развиваются не только в результате завоеваний или революций. Следует отметить, что в целом фактор насилия как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако в определенные этапы исторического развития он на какое-то время становится доминирующим. Например, в результате Второй мировой войны в Восточной Европе возникла система социалистических государств.

    Е. Дюринг считал, что основой общественного развития являются внутренние факторы - формы политических отношений. Экономические отношения он считал производными от политических. Поэтому политическая сила является первоначальным фактором возникновения государства. В качестве доказательства обоснованности своей точки зрения он отмечает, что в интересах нормального развития любое решение общества должно приниматься большинством голосов. Оставшиеся в меньшинстве обязаны подчиняться воле большинства. Возникновение права собственности, классов и самого государства он рассматривал как результат насилия одной части общества над другой.

    Л. Гумплович является сторонником теории внешнего насилия (его точку зрения разделял и К. Каутский). Он считал, что государство возникает в результате завоевания одного племени другим. Победившее племя становится господствующим. Проигравшие теряют свободу и становятся эксплуатируемыми (чаще всего рабами). Рабство ведет к появлению частной собственности и классов. Это накладывает отпечаток на образ жизни и способствует переходу от кочевого быта к оседлому с развитием новых видов трудовой деятельности (земледелие, торговля). Ведущиеся войны содержат в себе не только разрушительное воздействие, но и созидательные начала в виде образования новых государств.

    Психологическая теория

    Представителями этой теории, возникшей в середине XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.). Они объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения.

    Общество и государство они рассматривали как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Человеку присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.

    В своих работах Л.И. Петражицкий подразделял право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову "внутреннего голоса" совести. Позитивное правовое представление основывается на точке зрения авторитетного человека или на внешнем нормативном акте.

    Он считал, что право предназначено выполнять две общественно значимые функции: распределительную - наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности личности, свободы слова и свободы собственности; организационную - наделение определенной категории субъектов права властными полномочиями.

    Теория общественного договора (Договорная теория)

    Эта теория объясняет происхождение государства посредством заключения общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Поэтому государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

    Ее отдельные положения разрабатывались еще в V - IV в. до н. э. софистами в Древней Греции. Согласно этой теории в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

    Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека. Сторонники теории естественного права считают возникновение государства как результат принятия юридического акта - общественного договора. Они различают два вида права: естественное - предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения); позитивное - возникает с государством, формулируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.

    Ирригационная теория

    Ее представителем является современный немецкий ученый К. Виттфогель. Возникновение государства он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях.

    Материалистическая (классовая) теория.

    Основные положения этой теории изложены в работах Ф. Энгельса ("О происхождении семьи, частной собственности и государства") и К. Маркса.

    Она характеризуется двумя аспектами. Первое - государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второе - в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства:

    - афинская - государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества;

    - римская - родовое общество постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают, и на развалинах возникает государство;

    - германская - государство возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем догосударственном строе не представлялось возможным.

    Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

    Отличительные признаки государства:

    - организация публичной власти;

    - организация всеобщего властвования на определенной территории;

    - организация принудительного насилия;

    - организация, существующая за счет налогов;

    - суверенная организация (внутренний и внешний суверенитеты).
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24


    написать администратору сайта