Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Формационный подход

  • 2. Цивилизационный подход

  • В развитии цивилизации проходят несколько этапов.

  • Информационный подход

  • тгп. ТГП. 1 и Антидемократические политические режимы


    Скачать 207.9 Kb.
    Название1 и Антидемократические политические режимы
    Дата01.02.2023
    Размер207.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТГП.docx
    ТипДокументы
    #915661
    страница14 из 24
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24

    30.Понятие типа государства. Типология государства.


    Типология государства - это специфическая классификация, призванная отразить логику исторического развития государств, позволяющих объединить их в группы на основе определенных критериев.

    Существуют 2 подхода к типологии государства:

    1. Формационный подход


    Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

    С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.

    Формационный подход выделяет 4 типа государств:

    • рабовладельческое -

    • феодальное -

    • буржуазное -

    • социалистическое –

    2. Цивилизационный подход


    Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

    Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

    1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.

    Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

    2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.

    3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

    В развитии цивилизации проходят несколько этапов.

    • Первый этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство

    • (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).

    • Второй этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

    • Третий этап – это современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

    Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство.

    Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав – эти и другие составляющие. В современной теории государства проявляется конкретный критерий прогресса государственности. Борьба за качество жизни наполняет реальным смыслом существование многих коллективных образований, конкретных личностей. Наряду с экономикой, факторами, определяющими развитие государственности, существуют характер идеологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда, международное окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства вообще.

    В настоящее время говорят об информационном подходе к изучению типов государств, сформированного на основе теории Юнга о типах личностей.

    Возникла гипотеза, согласно которой типология стран может описываться понятиями типологии Юнга. Однако нечеткость типологического описания ввиду его психоаналитической ориентации не позволяла адекватно описывать типы наций или этносов и их особенности. Ситуация резко изменилась с развитием соционики и ее моделирующего аппарата. Так возникла этносоционика.

    Информационный подход объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое — структуру этноса или государства, которые описываются моделями интегральной соционики. Такая точка зрения дает возможность объяснить, почему развитие общества с ростом информации в нем движется к более информационным технологиям и промышленное общество уступает место информационному.

    Количество информации растет с усилением точности и степени дифференцированности регулирования и управления технологическими и энергетическими процессами.

    государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24


    написать администратору сайта