Главная страница
Навигация по странице:

  • Искусство также использует особые средства

  • Рекреационная

  • Познавательная.

  • . Так, выделяют виды искусства

  • Под синтезом искусств понимается

  • Синтез искусств — это результат взаимодействия противоположных начал, которые, вступая в конфликт между собой, преодолевают его и сочетаются в новую художественно-синтетическую реальность.

  • 2. Понятия «эстетические способности», «художественные способности» и «творчески способности»

  • Творческие способности являются

  • 3. Положения искусствознания об общих законах искусства как специфической форм общественного сознания и отражения окружающей действительности в форме художественных образов

  • Предметом искусства является человек

  • Искусство отражает жизнь, используя специфические приемы и методы

  • Самым важным предназначением искусства является предоставление человек возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с особым миром прекрасного.

  • Формы и основные направления искусства

  • 3 вопроса для экзмена. 1. Искусство, его особенности, функции, виды и жанры. Художественный образ и средства выразительности искусства. Синтез искусств. Искусство


    Скачать 20.51 Kb.
    Название1. Искусство, его особенности, функции, виды и жанры. Художественный образ и средства выразительности искусства. Синтез искусств. Искусство
    Дата25.04.2023
    Размер20.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3 вопроса для экзмена.docx
    ТипДокументы
    #1087724

    1. Искусство, его особенности, функции, виды и жанры. Художественный образ и средства выразительности искусства. Синтез искусств.

    Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

    Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство. Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом. Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.). Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем. Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

    Функции искусства:

    Эстетическая — приобщение индивида к представлениям о прекрасном и безобразном.

    Рекреационная — благодаря искусству можно отдохнуть, расслабиться, провести досуг.

    Социализации — приобщение личности к ценностям, которые входят в золотой фонд человечества.

    Познавательная. Искусство — это форма познания мира через художественные образы.

    Мировоззренческая. Искусство способно формировать мировоззрение человека.

    Этическая. Искусство способно формировать представление у личности о правильном и достойном поведении.

    Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

    Художественный образ — обобщенное отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления. Например, в таких ярких художественных образах мировой литературы, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Гобсек, Фауст и т.д., в обобщенном виде переданы типические черты человека, его чувства, страсти, желания.

    Художественный образ является наглядным, т.е. доступным для восприятия, и чувственным, т.е. непосредственно воздействующим на чувства человека. Поэтому можно сказать, что образ выступает как наглядно-образное воссоздание реальной жизни. При этом необходимо иметь в виду, что автор художественного образа — писатель, поэт, художник или артист — не просто пытается повторить, «удвоить» жизнь. Он ее дополняет, домысливает по художественным законам.

    В отличие от научной деятельности художественное творчество глубоко субъективно и носит авторский характер. Поэтому на каждой картине, в каждом стихе, в каждой роли отпечатывается личность творца. В искусстве особенно значительна роль воображения, фантазии, вымысла, что недопустимо в науке. Однако в некоторых случаях средствами искусства можно гораздо более адекватно воспроизвести действительность, чем с помощью строгих научных методов. Например, чувства человека — любовь, ненависть, привязанность — невозможно зафиксировать в строгих научных понятиях, а шедевры классической литературы или музыки успешно справляются с этой задачей.

    В искусстве большую роль играет свобода творчества — возможность ставить художественные эксперименты и моделировать жизненные ситуации, не ограничивая себя принятыми рамками господствующих научных теорий или обыденных представлений о мире. В этом отношении особенно показателен жанр фантастики, предлагающий самые неожиданные модели действительности. художественный образ представляет собой нерасторжимую целостность. Человек в искусстве представлен как целое во всем многообразии своих характеристик.

    Самые яркие художественные образы пополняют сокровищницу культурного наследия человечества, оказывая влияние на сознание человечества. Так, выделяют виды искусства:

    - по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

    -по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя ее, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

    - по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);

    - по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

    -по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

    Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

    Под синтезом искусств понимается добровольное соединение, сочетание, органический союз равноправных, окончательно сформировавшихся, самостоятельных видов искусства. Синтез искусств — это результат взаимодействия противоположных начал, которые, вступая в конфликт между собой, преодолевают его и сочетаются в новую художественно-синтетическую реальность.

    Вывод: т.о потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

    2. Понятия «эстетические способности», «художественные способности» и «творчески способности»

    Эстетическая способность — это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность — эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их посредством суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать различные новые эстетические ценности (в труде, в поведении, в науке и технике). Эстетическая способность коренится в особых природных задатках, но обнаруживается и развивается только в определенных психологических и социально-исторических условиях существования индивида. Она формируется по мере становления и совершенствования личности в условиях существующего уровня эстетической и художественной культуры. Своеобразным проявлением, конкретизацией и специализацией. При всей своей универсальности эстетическая способность, может быть развита в разной степени. Культивирование такой способности — одна из задач эстетического воспитания. Эстетической способностью является художественная способность, т. е. способность не только эстетического восприятия, переживания и оценки произведений искусства, но и создания художественных ценностей. В отличие от эстетической способности, имеющейся у каждого нормального человека, художественная способность—особая одаренность, выражающаяся в склонностях, потребности и возможностях к художественному творчеству, в легкости освоения навыков творческой деятельности в том или другом виде искусства (литературная, музыкальная, актерская и т. п. способности). Художественная способность в зависимости от уровня творческой одаренности личности, от качества создаваемых художественных ценностей, их новизны, самобытности и общественной значимости характеризуется как талант и гениальность.

    Творческие способности являются высшей психической функцией и отражают действительность. Однако с помощью указанных способностей осуществляется мысленный отход за пределы воспринимаемого. С помощью творческих способностей формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Творчество – деятельность, порождающая нечто, новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющего опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний; на другом уровне создается новый подход, изменяющий привычный взгляд на объекты или области знаний.

    Творческие способности – представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.

    Вывод: т.о вся система общественных отношений должна помогать развитию художественно-творческих способностей людей, тому, чтобы каждый, по образному выражению Маркса и Энгельса, «в ком сидит Рафаэль», получил возможность беспрепятственно развиваться.

    3. Положения искусствознания об общих законах искусства как специфической форм общественного сознания и отражения окружающей действительности в форме художественных образов.

    Искусство — это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Создавая произведения искусства, художники, композиторы, поэты и другие представители творческих профессий осуществляют художественное познание.

    Предметом искусства является человек, его отношения с природой, окружающим миром и другими людьми в определенных исторических условиях.

    Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой — в процессе создания нового духовного богатства.

    Искусство отражает жизнь, используя специфические приемы и методы. В кинофильме целые годы, десятилетия и даже века могут пролетать в одно мгновение, в то же время одна минута может быть растянута на полчаса в зависимости от замысла режиссера. Искусство оказывает воспитательное воздействие на людей, прежде всего, при помощи эмоций: мы страдаем вместе с героями, переживаем за них, радуемся вместе с ними. Самым важным предназначением искусства является предоставление человек возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с особым миром прекрасного.

    Формы и основные направления искусства

    -выражает эстетическое отношение к миру;

    -создает особую реальность.

    Искусство как явление культуры подразделяется на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.

    Общество и культура, человеческое сознание – все эти аспекты неразрывно связаны друг с другом. Исследования демонстрируют, что человек является как объектом, так и субъектом в любых социальных отношениях и взаимодействиях, что позволяет ему так или иначе принимать участие в разрешении наиболее значимых вопросов. При воздействии на окружающую действительность возникают новые предметы и явления, и все они образуют общественную культуру человека.

    Человек, общество и культура – это три элемента, которые неразрывно связаны друг с другом. Вне культуры ни отдельный человек, ни все общество в целом существовать попросту не могут, так как ее роль была и остается фундаментальной.

    Тем не менее, соотнесение общественной культуры и сознания индивида претерпело некоторые изменения в соответствии с тем, как развивались и менялись взгляды человека на окружающую действительность.

    Общественная культура создавалась в соответствии с тем, как люди сами стремились менять окружающую их действительность. Безусловно, общественное сознание, которое состоит из множества различных факторов и элементов (само сознание, идеология, ценности, интересы, нравственные ориентиры) – все это также оказывало влияние на то, как формируется общественная культура. Она несет в себе ряд идеологических свойств, которые взаимно влияют на человека. Взаимосвязь общественной культуры и общественного сознания также отражается в функциях культуры, которые отражают ее особенности и специфические свойства.

    Одной из ключевых функций является функция социализации, которую также исследователи называют человекотворческой. Она ориентирована на то, чтобы сформировать и воспитать человека, адаптированного к окружающей действительности и постоянно изменяющимся условиям.

    Вывод: т.о Выделение человека из общего царства природы произошло именно за счет того, что он начал осуществлять разного рода творческую деятельность, а также стремился к видоизменению окружающей среды. Он создал новые элементы общественной, человеческой культуры, которые также воспроизводили его как человека через эту культуротворческую деятельность. Вне культуры человек попросту не смог бы стать человеком, не смог бы освоить многие объекты окружающей действительности, которые позволили бы ему стать развитой, абсолютно осознанной личностью в конкретные периоды жизни и существования цивилизации.


    написать администратору сайта