Главная страница

1. Источники древнерусского права


Скачать 48.29 Kb.
Название1. Источники древнерусского права
Дата20.02.2019
Размер48.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1. .docx
ТипСтатья
#68394
страница1 из 3
  1   2   3

1. Источники древнерусского права.

а) договоры Руси с Византией как источник права;

б) княжеские уставы как источник права;

в) Русская Правда (краткая и пространная редакции) – первые русские судебники.

а) договоры Руси с Византией как источник права;

Первыми правовыми памятниками нашего государства являются договоры Руси с Византийской империей. Эти договоры являются результатами военных походов русских князей. Договоры заключались в письменной форме; что было новым для Руси, т.к. до этого не существовало письменных сборников обычного права.

В IX-X вв. на Руси не существовало письменных сборников обычного права. Впервые письменную форму стали применять только при заключении договоров. Договор стал главным средством перехода от обычного права к законодательству.

Первые международные соглашения - договоры Руси с Византией. Это не случайно, т.к. киевские князья в Х в. проводили свою внешнюю политику посредством военных походов на Византию. При этом Русь, в первую очередь, стремилась приобрести заморские рынки и обеспечить для русского купечества безопасность торговых путей.. Летопись сохранила четыре договора Руси с Византией: Олега 907 и 911 гг., Игоря 945 г. и один краткий договор или только начало договора Святославова 971 г. Очень вероятен тот факт, что предварительный договор 907 г. был подтвержден Олегом в 911 г. формальным договором. Договоры составлялись на греческом языке и с надлежащими изменениями формы переводились на язык, понятный Руси. 


Договоры содержали ряд норм уголовного и гражданского права.

Статья 4 договора Олега 911 г. и ст. 13 договора Игоря 945 г. указывают на ответственность за убийство русским византийца и наоборот. Статьи носят альтернативный характер: убийца «да умрет», - то есть преступник может быть предан по византийскому праву смертной казни или убит по обычаю кровной мести руссов. При этом та часть имущества убийцы, которая ему полагается по закону, отходит к родственникам убитого, а жена убийцы «пусть сохранит то, что ей полагается по обычаю».

Статья 5 договора Олега 911 г. и статья 14 договора Игоря 945 г. устанавливают ответственность за причинение телесных повреждений «ударом мечом» или другим предметом: а если совершивший данное деяние окажется неимущим, то пусть даст столько, сколько сможет (включая одежду, в которой ходит), и только после клятвы в том, что у него ничего нет и никто ему не поможет, он будет считаться свободным.

Статьи 6, 7 договора Олега и статьи 5, 6 договора Игоря, говоря об имущественных преступлениях, уже различают кражу (убийство преступника в момент совершения преступления является ненаказуемым в случае оказания последним сопротивления), грабеж и разбой, причем статья 6 договора Игоря также предоставляет альтернативу в выборе наказания вора по «закону Гречьскому» или «по закону Русскому». Ответственность за кражу, разбой, грабеж состояла в виде штрафа в тройном размере от стоимости предмета, на который было совершено посягательство, а в случае убийства вора при его задержании - возврате того имущества, которое пропало.

Также в договоре Олега 911 г. в статье 13 есть постановление о наследовании руссов, находящихся на службе у византийского императора: возможно наследование по завещанию («створит обряжение») и по закону - указываются родственники нисходящие («свои») и боковые («малые ближники»). При наследовании по закону имущество умершего передавалось его ближайшим родственникам на Руси, по завещанию - тем, кому умерший «написал распоряжение» наследовать имущество. Договор Олега в статье 12 и договор Игоря в статьях 3 и 4 также содержат нормы о рабовладении, определяя взаимные обязательства сторон о возвращении беглых рабов: «Если убежит челядин от русских,… и если найдется он, то пусть его возьмут; если же не найдется … тогда возьмут от нас … 2 драгоценные ткани за челядина» установлено в статье 3 договора Игоря и «Если убежит к Вам наш челядин … то Вам следует возвратить его; а если все, что он принес, будет цело, то взять от него [т.е. хозяина] два золотника за поимку» - в статье 4. Помимо торговых сношений, договоры регулируют международные отношения в других областях. Например, договор Олега 911 г. определяет международные обязательства русских о помощи греческим кораблям в случае аварии, возвращении имущества потерпевшим крушение (ст. 8), содержит нормы о взаимном выкупе и возвращении в отечество рабов и пленников (ст. ст. 9,11), о выдаче преступников (ст. 14), о праве руссов свободно поступать на службу к греческому императору (ст. 10). Несколько статей договора Игоря 945 г. посвящены вопросам военной помощи грекам со стороны русских (ст. 15).


Договоры Руси с Византией сыграли очень большую роль в развитии права на Руси. Они способствовали переходу к более совершенным юридическим формам и понятиям. Нормы, сформулированные в этих договорах затрагивают широкий круг вопросов: это, прежде всего, торговые отношения, нормы международного сотрудничества, уголовного и гражданского права.


б) княжеские уставы как источник права;

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в 10 веке. Уставы Владимира Святославича и Ярослава внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

После принятия Русью христианства усилилось византийское влияние в правовой сфере. Выделяют несколько церковных уставов: Владимира и Ярослава.

Церковный Устав Владимира— источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков.Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви.

Состав:

1) Вступление о крещении Руси и первой Русской митрополии, о построении князем Владимиром церкви во имя Пресвятой Богородицы и об установлении на её содержание Десятинного сбора со всех княжеских доходов: почему и сама церковь получила название Десятинной. Во вступлении также говорится о том, что, по Номоканону, в духовные суды светская власть не имеет права вмешиваться, вместе с тем Владимир постановляет, что духовные судьи должны присутствовать в светских судах для надзора за правильною, не обидною для церкви уплатой десятинного сбора с судебных доходов.

2) Установительная часть содержит в себе перечень дел, по которым все граждане подлежат духовному суду, а равно, лиц и учреждений, подсудных церкви по всем делам, и постановление об отдаче торговых мер и весов в церковное ведомство.

1. Дела брачные — развод, умычка или умыкание, то есть похищение невесты (языческий брачный обычай) и дела о браках в недозволенных степенях родства или свойства.

2. Дела семейные и о наследстве, а именно: ссоры супругов между собой из-за имущества, дурное обращение детей с родителями или близкими родственниками и тяжбы родственников между собой о наследстве.

3. Дела о преступлениях против веры и церкви: о чародействе и изготовлении ядов, о церковной татьбе (краже), ограблении мертвых, о совершении языческих обрядов и об осквернении храмов.

4. Дела об оскорблениях словом и действием.

5.Дела о прелюбодеянии и противоестественном разврате.

Устав стал первым нормативным актом, определившим статус и полномочия церковной власти в Киевской Руси, после принятия ею христианства. Церковь кроме судебных полномочий, получила под свой надзор систему мер и весов, а также ежемесячное содержание в виде десятины от княжеских доходов. Устав Ярослава как и устав Владимира былчастной кодификацией норм церковного права, в которую были внесены санкции, заимствованные из Русской правды, что превращало его в систематический русский судебник.

Устав Ярослава отличается от Устава Владимира кругом регламентируемых объектов:некоторые из них не упоминаются (преступления против веры и церкви), другие же (против нравственности) подробно разбираются и оцениваются. Неупомянутые в Уставе Владимираподжоги, убийства и воровство,в Уставе Ярослава передаются введение церковных судов,вводятся наказания за преступления.

Устав Ярослава- церковный нормативно-правовой акт государственного происхождения, регулирующий общественные отношения, отнесенные им к церковной юрисдикции, составленный в период правления князя Ярослава Мудрого. Сохранился в двух основных редакциях: западнорусской и восточнорусской, из которых последнюю разные списки представляют в разном объёме.

«Устав» разделяется на три части:

1) Вступление — в нём говорится, что князь Ярослав Владимирович, по совету с митрополитом Илларионом, рассмотрел устав своего отца сравнительно с Номоканоном и подтвердил его. Но из текста «Устава» видно, что Ярослав не ограничился подтверждением «Устава князя Владимира»: он дополнил судную часть устава новыми постановлениями, расширившими область церковной подсудности.

2) Установительная часть — содержит следующие рубрики: «О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду»; «О делах брачных» и «Общее постановление о церковной подсудности по лицам, подлежавшим ей». Все церковно – судебные дела подразделялись на 3 разряда: 
Дела греховные без элементов преступного деяния(волхование, браки близких родственников, развод по согласию супругов). Эти дела разбирал епископ без княжеского судьи и по церковным законам.
Дела греховно-преступные, в которых нарушен также государственный закон (изнасилование, односторонний развод по инициативе мужа без вины жены, оскорбление женской чести, блуд, убийство, поджог гумна и т.д.)
Все дела духовных лиц, судимых церковной властью.
Судебная власть церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин).

3) Общее заключение и заклятие — содержит указание о том, что все тяжбы и всякие дела, касающиеся церковных людей, подлежат исключительно суду епархиального архиерея. Заклятие определяет нравственную ответственность князю-потомку, который захотел бы нарушить устав предка, и юридическую ответственность нарушителю — чиновнику: «суд и казнь по закону», то есть по Номоканону.

Основное значение Устава состоит в разграничении церковной и светской судебной юрисдикции,

в) Русская Правда (краткая и пространная редакции) – первые русские судебники.

Русская Правда – древнейший памятник славянского права. Во всех своих редакциях и списках это документ большого исторического значения. На протяжении нескольких веков Русская Правда служила важнейшим руководством при судебных разбирательствах. Ее различные редакции были включены в состав или послужили источникам многих более поздних юридических памятников: Псковской судной грамоты 1467 г., Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., вплоть до Соборного Уложения 1649 г. Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет появление таких изводов пространной редакции Русской Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям еще в XIV-XVI вв.

Становление древнерусского права представляло собой продолжительный исторический процесс. В условиях догосударственных обществ поведение людей регулировали обычаи. С возникновением государства господствующие слои начали приспосабливать обычаи своим интересам санкционировали и применяли их принудительно силой государственных органов. Так возникло обычное право, которое долгое время имело силу правового источника. Система норм обычного права существовала в устной форме, поэтому значительная часть обычаев не сохранилась, поскольку не была зафиксирована ни в сборниках права, ни в летописях. О существовании в Древней Руси достаточно развитого обычного права («закона русского») известно уже по договорам с Византией 1-й половины Х в. Однако кодификация его уголовной части – наказаний за убийство, за оскорбление действием, за преступления против собственности – впервые произошла, по-видимому, при Ярославе Мудром. Тогда же произошла фиксация ряда норм княжеского судопроизводства («Покон вирный», регулировавший содержание крестьянской общиной-вервью княжеского судебного чиновника – «вирника»). Еще Владимир Святославич пытался внести в древнерусское обычное право некоторые византийские нормы, например, смертную казнь, но они не прижились. С формированием на Руси церковной иерархии произошло разделение суда по византийскому образцу на светский (княжеский) и церковный. К церковной юрисдикции относились преступления, совершавшиеся особыми категориями населения (духовенством и так называемыми церковными людьми), а также дела, связанные с браком, семьей, наследством, «волхвованием» (колдовством). Нормы древнерусского церковного права нашли отражение в церковных уставах Владимира Святославича, Ярослава Мудрого и др. позднейших князей, Кормчих книгах и др.
Наиболее ранний сохранившийся памятник светского законодательства Древней Руси стал известен как «Русская Правда». Он сохранился в трех версиях, известных как Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Время их возникновения и соотношение друг с другом остаются предметом научной дискуссии, современные исследователи все чаще призывают рассматривать версии «Русской Правды» как два или три самостоятельных памятника, а не как редакции одного и того же законодательного кодекса.
Сам термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд: отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо. Источниками «Русской правды» стали, помимо норм обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствования из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания, а также памятников византийского церковного и светского права.
«Русская Правда» сохранилась в очень большом количестве рукописных списков (свыше 110). Но все они относятся к сравнительно позднему времени, не ранее конца XIII в. Все тексты «Правды» находятся в составе различных сборников или летописей.
Краткая Правда известна всего в двух списках, тесно связанных друг с другом. Она помещена под 1016 г. в так называемых Академическом и Комиссионном (названия даны по месту хранения) списках Новгородской первой летописи младшего извода. Обе рукописи созданы в XV в., то есть спустя более 400 лет после предполагаемого времени создания Краткой редакции (при Ярославе Мудром и его сыновьях). Именно текст Краткой редакции обнаружил и впервые подготовил к печати в 1738 г. русский историк В.Н. Татищев. В списках Краткой Правды текст написан сплошь без разделения на статьи.
Краткую Правду традиционно делят на Правду Ярослава Мудрого (первые 17 статей, по разбивке исследователей) и Правду Ярославичей (статьи 19-41). Иногда в Правде Ярослава выделяют еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. 
«Правда Ярославичей», согласно традиционной точке зрения, была составлена в 70-е XI в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на «Покон вирный» (то есть «Устав о штрафах» в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей) и «Урок мостникам» (то есть правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах).
Пространная Правда представлена наибольшим количеством списков (свыше 100). Текст «Русской Правды» в них разбит киноварными (красными) заголовками и заглавными буквами. Рукописи Пространной редакции по содержанию представляют собой различные юридические сборники («Кормчие книги», «Мерило Праведное» и др.). Самые ранние из них можно датировать концом XIII в. 
Текст Пространной Правды был создан не ранее XII в. Ряд исследователей связывают его возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 гг. Общим для всех видов (или изводов) Пространной Правды является объединение текста, близкого, но не идентичного Краткой Правде, с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113 гг., а также Уставом Владимира Мономаха 1113 г. (он определял размеры процентов, взимавшихся по займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 озаглавлены как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды, по-видимому, действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.
Некоторые исследователи полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности» Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, на который распространялось действие ее норм.
К третьей редакции Русской Правды относятся два списка так называемой Сокращенной Правды. Оба они помещены в Кормчей особого состава, сохранившейся в списках XVII в. Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся статьи большей частью короче и иногда напоминают как бы выдержки из Пространной. Почти все исследователи на этом основании считают Сокращенную Правду простой выдержкой из какого-то списка Пространной. Однако такое заключение преждевременно, так как текст Сокращенной Правды не может быть целиком выведен из какого-либо списка Пространной. 
«Русская Правда» рассматривает лишь сравнительно небольшой круг правоотношений. По-видимому, даже после складывания первичных светских законодательных сводов бóльшая часть светских социальных взаимосвязей продолжала регулироваться устным правом. Источники (как правовые, так и нарративные) не содержат свидетельств существования в Древней Руси письменной правовой системы, подобной византийской, в которой монархическая власть издает обширные собрания законов, регламентирующие различные аспекты жизни общества. Запись законов и правовых актов в Древней Руси существовала, но применялась редко.
  1   2   3


написать администратору сайта