ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ФО. Курсовая(май)4курсГОТОВО. 1 Исторические корни и современные концепции молодежного досуга
Скачать 312 Kb.
|
Глава 1. Теоретические аспекты формирования молодежного досугаСущность и содержание досуга: подходы различных авторовНесмотря на то, что сфера досуга не является непосредственно ни социальным институтом, ни социальной организацией, в ней реализуют свои функции многие институты и организации. В первую очередь, это институты и организации культуры: кино, театры, музеи, СМИ, физическая культура и спорт, образование и т.д. Очевидно, что досуговая деятельность - это не то же самое, что свободное время, она есть его «ядро», содержание. Помимо досуга, свободное время включает в себя, по определению К. Маркса, «более возвышенную деятельность» [37, с. 65]. Следует заметить, что в начале XX века данные понятия считались синонимичными. Сегодня если под досугом подразумеваются занятия, непосредственно относящиеся к отдыху, развлечению, разрядке, восстановлению затраченных на работе (в учебе) сил, то более возвышенная деятельность включает в себя то, что направлено, прежде всего, на развитие личности – творческие занятия, любительский труд, общественную активность, физические упражнения. При этом речь не идет о том, чтобы противопоставлять их друг другу или сортировать по значению. И та, и другая части свободного времени одинаково важны для человека, но выполняют при этом разные социальные функции. Такое четкое определение термина «досуг» было сформировано только в середине XX века, т.к. количество свободного времени постоянно увеличивалось - с менее, чем 1 тыс. часов в год в доиндустриальных обществах - и до 4 тыс. часов в год в современных индустриальных странах. В то же время определенные формы досуга можно рассматривать как сферу растущего сопротивления стандартизации и рыночным отношениям. В 1950-х гг. появились концепции «общества досуга», «посттрудового общества». В них современное общество рассматривалось как общество, в котором труд утрачивает свое прежнее доминирующее значение: сокращение рабочего времени ведет к возрастанию роли досуга, который занимает то место, которое в прошлом занимал труд. Досуг становится главным жизненным интересом и главным основанием идентичности человека. Досуг – часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Это специфическая сфера свободного времени человека, являющаяся временем «свободного самовыражения» его сущностных сил. Содержание понятия досуга по природе своей дуально. С одной стороны, оно выступает в качестве реакреационного средства, позволяющего восстанавливать интеллектуальный, культурный и физический потенциал, с другой — развивать всю совокупность духовных и физических качеств личности, исходя из ее социокультурных потребностей. В силу этого обстоятельства, досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи, в которой ее потребности опредмечиваются на основе свободного выбора. С этой точки зрения ему нет равных в степени возможной самореализации личности. Поскольку основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности, исходя из социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений, это определяет потребность в формировании культуры досуговой деятельности молодежи как органической части воспитательного процесса. Точно также, как и появление позднего интереса со стороны социологического сообщества к понятию «досуг», возрастало внимание к изучению понятия «молодежь». В социологии подчеркивается важность этой возрастной категории в связи с тем, что она, молодежь, является проводником новых идей, инициатив, выступает носителем новейших знаний. Как подчеркивал современный немецкий социолог К. Менерт, роль молодежи в историческом процессе состоит в кристаллизации ценностей будущего [26, с. 26]. В российской социологической энциклопедии дано следующее определение молодежи. «Молодёжь – большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим и общественно- политическим положением; их духовный мир находится в стадии становления, формирования» [21, с. 11]. В то же время, само понятие «молодежь» претерпевало многочисленные изменения, в том числе и по причине нечеткости возрастных границ, которые менялись в разное время от 14-17 лет до 25-30 лет. Но не возраст, как таковой, а положение в обществе служит основой выделения молодежи как особой общественной группы. В целом в социологических концепциях до сих пор нет единого и однозначного толкования понятия молодежь. В.Т. Лисовский, доктор философский наук, считал молодежь специфическим «сложным, социальным образованием, постоянно воспроизводящей и изменяющей социальную структуру демографической общественной группой, имеющей «общие социально-психологические особенности и ориентации» [26, с. 65]. Главными принципами научного исследования понятия молодежи являются: 1. Исторический подход к проблемам молодежи. Социология молодежи исследует специфические особенности молодежи как социально-демографической группы, вскрывает причинную обусловленность изменений в жизни вступающих в жизнь поколений в конкретных исторических условиях. 2. Анализ фактического образа жизни молодежи как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. 3. Анализ путей постоянного развития молодежи. Следует учитывать, что каждое новое поколение молодежи вырастает в несколько измененных, чем прежние, социальных условиях. 4. Дифференцированный подход к молодежи: она не представляет собой однородную группу. 5. Понимание образовательной, профессиональной, культурной, национальной и социально-политической неоднородности молодежи, наличия в ее среде различий, которые часто оказываются решающими в тот или иной момент развития общества. Следует отметить, что социология молодежи изучает социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений, включая образование, семью, брак, политику, досуг и т.п. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений. С.А. Шмаков в качестве основания классификации досуговых занятий считает характер осуществляемой ребенком деятельности, которую рассматривает с точки зрения влияния на развитие личности, познавательной деятельности, способностей и задатков ребенка. Досуг ребенка может быть: 1. пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный); 2. организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время)и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования ребенком свободного времени); 3. контролируемым и неконтролируемым; 4. коллективным и индивидуальным; 5. подражательным и творческим; 6. опережающим и нормативным. В педагогических исследованиях (Э.В.Соколов, В.Е.Триодин) выделяются следующие виды досуга: отдых, развлечение, самообразование. Отдых, который снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе напряжение снимается физкультурой, чтением, работой на садовом участке. Однако активный отдых не должен вызывать утомление физической или культурной деятельностью. Развлечение как вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде. Развлечениями являются просмотр художественных фильмов, посещение концертов, театральных представлений, спортивные соревнования, путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений. Отдых и развлечениякак виды досуга сочетаются в праздниках. В празднике человек получает возможность освободиться от повседневных забот и дел, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения чувств. Самообразование как вид досуга направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной или организованной учебной деятельностью. Оно основано на интересе личности к какой-либо сфере. К самообразовательной досуговой деятельности можно отнести чтение литературы (как художественной, так и научной, публицистической), участие в семинарах, диспутах, деловых играх, прослушивание лекций и музыки, просмотр научно-популярных и документальных фильмов. Некоторые из видов самообразовательной досуговой деятельности связаны с приобретением знаний и одновременно с развлечением. Так, к примеру, просмотр научно-популярных фильмов связан и с познанием, и удовлетворением интересов личности. Творческие виды досуговой деятельности представляют собой самый высокий уровень досуга, так как именно он поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их созидателя. К данному виду досуга можно отнести: техническое и художественное творчество, различные хобби, коллекционирование, любительские занятия, например, музыкой, шитьем, вязанием и др. Профессор Университета Калгари (Канада), член Всемирной ассоциации исследований досуга Стеббинс Р.А. выделял два основных вида досуга: «серьёзный» и «обычный» досуг. «Серьезный досуг – устойчивые занятия любителя участника общественной (само) деятельности - волонтера - которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью. Этот вид досуга отличается от "случайного", или "несерьезного" досуга, предлагающего обычно гораздо меньше возможностей, намного более простого по структуре и редко предполагающего совершенство исполнения» [27, с. 65]. Научные исследования в области досуга относят любое из великого множества хобби и предающихся им любителей к одной из пяти категорий: 1) коллекционеры; 2) изготовители и ремесленники («умелые руки»); 3) участники (само) деятельности; 4) участники спортивных состязаний, игр и турниров; 5) любители, увлекающиеся разными областями искусства. Отличительные качества серьезного досуга: - эпизодически встречающаяся потребность продолжать это занятие несмотря, например, на страх перед аудиторией, который является обычно проблемой для любителей, занимающихся спортом и выступающих на сцене. Ясно, что приятные ощущения, связанные с деятельностью, в некоторой степени возникают вследствие упорного продолжения этой деятельности, от преодоления препятствий. - возможность прилагать усилия, чтобы сделать карьеру, переживать важные моменты, достигать целей и участвовать в жизни. Социологический анализ обнаруживает, что карьера вовсе не ограничена миром работы. Большинство, если не все "досуговые" карьеры, обязаны своим существованием тому, что и серьезные участники досуга прилагают значительные личные усилия, основанные на специально приобретенном знании, обучении и навыках. Карьеры серьезных участников досуга «разворачиваются» по направлениям приложения их усилий: ради достижения высокого уровня таланта, спортивного мастерства, получения научного знания или накопления каких-либо других личностных качеств через волонтерство. - серьезный досуг отличается множеством длительных преимуществ - как духовных, так и материальных. Это самореализация, духовный рост, самовыражение, возрождение или обновление личности, чувство достижения, повышение самооценки, участие в социальном взаимодействии и чувство принадлежности к общности, а также просто изготовление изделий длительного пользования (например, живопись, научная статья, предмет обстановки). - самовознаграждение - единственное из всех преимуществ, которыми пользуются также и участники обычного досуга. Возможность осознания таких преимуществ оказывается важной целью в серьезном досуге. - участники серьезного досуга имеют тенденцию четко идентифицировать себя с выбранными ими занятиями. Напротив, обычный досуг, хотя он едва ли унизителен или достоин презрения, является тем не менее слишком мимолетным, плоским и банальным, чтобы стать основанием особой идентификации для большинства людей. - каждое проявление серьезного досуга отличается уникальным духом. Центральным его компонентом является групповой социальный мир, который начинает менять форму, когда любители, увлеченные определенной областью, в течении многих лет совместно удовлетворяют существенные общие интересы. «Обычный досуг, как упомянуто ранее, отличается от серьезного досуга. Он немедленно доставляет пользу сам по себе, как относительно недолгая приятная деятельность, требующая незначительного или не требующая никакого специального обучения, чтобы получить удовольствие. Его типы включают игру (в том числе любительскую), расслабление (например, посиделки, дневной сон, прогулки), пассивное развлечение (телевидение, книги, музыкальные записи), активное развлечение (азартные игры, розыгрыши на вечеринках), оживленные беседы и сенсорное возбуждение (секс, еда, выпивка). Это все значительно менее существенно и не предполагает никакой карьеры вроде той, что описана в отношении серьезного досуга» [12, c. 67]. Советский исследователь Б. А. Трегубов занимался исследованием досуга учащейся молодежи. Он распределил занятия молодых людей в зависимости от характера влияния основных видов деятельности на формирование всесторонне и гармонично развитой личности на три основных типа: Культурно-творческий тип свободного времени. Набор занятий, связанный с ним, характеризуется одним общим признаком – создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техническое творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования. Культурно-потребительский тип свободного времени. Занятия в рамках этого типа объединены одним общим свойством – потреблением духовных ценностей. Среди этих занятий можно отметить чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров и театров, концертов, музеев и т.п. Рекреативный тип свободного времени, объединяющий различные виды отдыха и развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение кафе, ресторанов, ночных клубов и т. п. К слову сказать, наиболее предпочитаемым учащейся молодежью типом времяпровождения на момент проведения исследований Трегубова (1989) являлся культурно-потребительский, однако среди учащихся СПТУ этот тип существенно уступал рекреативному [31, с. 47] На протяжении всего периода времени, в течение которого исследователи обращали свой интерес к изучению досуга, их взгляды часто расходились. Досуг выступает неотъемлемым элементом свободного времени и подлежит отдельному изучению. Изучив подходы различных авторов к понятию «досуг» можно говорить о том, что досуг - это структурный элемент свободного времени, содержание которого наполнено деятельностью ради собственною удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору. Существует множество концепций моделей досуга, но их следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга. На современном этапе исследования свободного времени, ученых интересует не то, как используется время досуга, а то почему именно так оно используется. 1.2. Исторические корни и современные концепции молодежного досуга Интерес к пространству свободного времени проявляли еще мыслители древности. В работах Аристотеля, позже А. Шопенгауэра, Р. Декарта досуг рассматривается в связи со свободой, саморазвитием, социальным положением. Смысловое определение досуга как деятельности подтверждает этимология слова «досуг». Английское слово «досуг» (LEISURE) берет свое начало в латинском языке (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло LOISIR, что означает «быть разрешенным», а в английский - такое слово, как LICENSE, что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждения [25, с. 19]. Английское слово SCOOL произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием. Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели. Греки считали работу скульптора или художника функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов в разных цивилизациях. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен. Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель: «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того - прекрасное. Досуг - неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей – в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал с отсутствием свободы. Он рассматривал вопросы досуга, только касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества – землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности. Несмотря на столь раннее происхождение самого термина и возникновение интереса к досугу как пространству времени, современное понятие термина «досуг» сформировалось в период индустриального развития общества. Через увеличение производительности и интенсивности труда общества такого типа смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели. Только с появлением индустриального общества досуг и труд, досуг и учеба оказались четко разделенными. Современный подход к изучению сущности, структуры, закономерностей функционирования и развития досуговой сферы деятельности отражен в работах К. Маркса и Т. Веблена. В них находит место работа по формированию понятийного аппарата, связанного с пониманием сущности и наполненности досугового пространства в логически строгих терминах [34, с. 37]. Важным аспектом рассматриваемого вопроса выступает соотношение понятий «досуг» и «свободное время». Немецкий ученый Г. Клут эти понятия совмещает, свободное время он рассматривает как противоположный трудовой деятельности мир, в котором активность человека направлена на отдых. Аналогичной точки зрения придерживается отечественный исследователь Э.М. Коржева, рассматривая термин «досуг» как синоним слова «свободное время». Сравнительный анализ интерпретаций свободного времени и досуга в отечественной и зарубежной науке позволил сформулировать наиболее точное и полное определение этих понятий. Досуг –часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Итак, зарубежные и отечественные представители социологической науки конца XIX начала XX века, такие как Ж. Дюмазедье, М. Каплан, Т. Кэндо, Б.Л. Грушин, Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов, заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга, дали первоначальные сравнения данных понятий, а также их четкое определение. В истории отечественной социологии важность вопросов определения понятия «досуг» была осмыслена в 1960-70-е гг. XX века, когда в отечественной литературе стали появляться брошюры и статьи, в которых варьировались названия «Культура и досуг», «Досуг и культура», «Культура досуга» и другие, родственные им. Многие из печатавшихся в то время работ не имели социологического характера, а представляли скорее жанр публицистики. Однако после распада Советского Союза, уже в постсоветской России проблемы, ставившиеся ранее, потеряли свою актуальность. Резкое падение уровня жизни у значительной части членов общества выдвинуло на первое место не столько вопросы использования свободного времени сточки зрения его содержания и насыщения видами культурной деятельности, сколько возможности поисков дополнительной работы в часы, свободные от основной. На сегодняшний день появилось большое количество публикаций, затрагивающих тематику «досуга», и связано это, в первую очередь, с возрастающей ролью досуга не только в жизни молодежи, но и всего общества в целом. Очень хорошо описана современная ситуация в данном контексте в работах Дениела Белла («Теория постиндустриального общества») и многочисленных публикациях французского социолога Жорфа Роже Дюмазедье [39, с. 16]. Дениел Белл в своей книге «Приход постиндустриального общества» для характеристики различных эпох использует осевые принципы анализа общественной жизни. Для каждого этапа есть свой осевой принцип. Осевым принципом современной культуры является стремление человека к самореализации. Для экономики постиндустриального общества характерен переход от производства товаров к производству услуг. И теперь более важным для человека становится не труд, а досуг. В свою очередь, эмпирические исследования и их теоретический анализ привели Дюмазедье к мысли, что досуг, или свободное время, в жизни современного жителя развитых стран незначительно уступает рабочему времени и имеет тенденцию к возрастанию; а по ценности, предпочитаемости, привлекательности – он превзошел труд (многие люди предпочитают меньше зарабатывать, но иметь больше свободного времени). Как сфера жизнедеятельности общества досуг занял значительное место, вызвал развитие целых отраслей экономики, досуговой инфраструктуры. Самоценный, самодостаточный характер досуга сделал его «независимой переменной». Он определил важность изучения данного понятия. Автономизация досуга, изменение жизненных ориентаций на досуг, особенно у молодежи - свидетельство коренных изменений в образе жизни, наступления «цивилизации досуга». Идея «цивилизации досуга», фиксирующая качественные изменения в досуге, получила значительное распространение в западной социологии. В анализе проблематики свободного времени и досуга наиболее интересно и важно обратить внимание на такую возрастную категорию как молодежь. Соответственно следует более подробно осмыслить само понятие «молодежь», которое в данной статье соотносится с понятием «досуг», когда исследуется общее понятие «досуг молодежи». Как отмечал профессор В.Т. Лисовский, всплеск общественного интереса к молодежным проблемам связан с кризисом в российском обществе, который породил новый конфликт поколений, не исчерпывающийся традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, музыку, танцы и манеры поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует [26, с. 74]. В рамках советской и российской социологии молодежи можно выделить как характерные для мировой социологии, так и специфические «советские» черты. К числу последних можно отнести следующие: представление молодежи как компонента социальной структуры и элемента мобильности – в связи с проблемами образования рынка труда и демографическими проблемами. Существенно слабее в российской социологии, чем в западной, разработана проблема поколенческих и культурных изменений молодежной субкультуры, политического протеста и экстремизма, которые стали рассматриваться лишь в 1990-е годы XX века. Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Общеметодологические основы изучения проблем молодежи ранее были затронуты в трудах философов, историков, социологов и политологов, психологов, рассматривающие общественное развитие в целом - Платона, Аристотеля, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, У. Джемса, А.Д. Тойнби, Э. Дюркгейма, М.Вебера, Н.А. Бердяева, О. Шпенглера, К.Ясперса, Э.Фромма, В. Франкла, А. Маслоу, К. Леви-Строса и др. Время выделения социологии молодежи в отдельную отрасль социологического знания относится к молодежной революции 1960-х гг. XX века, когда потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания исследователей к молодежной проблематике. Та же ситуация происходит и сегодня, когда после десятилетия реформ социологи начинают проводить специальные исследования по изучению наиболее болезненных форм молодежного поведения, например протестного. В советской социологии длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества. В период 1960-90-х годов в отечественной науке сложились определенные концептуальные направления по части определения оснований для анализа проблем молодежи. Они были связаны с так называемым мыследеятельностным подходом к этому анализу. В 1990-е гг. усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи к условиям переходного периода, который закладывает основы и частично формирует долговременные, стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества. Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение дал социолог И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». И можно добавить, преобладающих духовных ценностей в тот или иной период. Например, в так называемое «застойное время» ценности профессиональной карьеры заменялись гиперболизированными ценностями в сфере досуговой деятельности, и это во многом сказалось на процессе социализации молодежи того периода. Методологические положения о проблемах социализации молодежи и первые попытки выделения данной возрастной группы в отдельную социальную категорию были представлены в концепциях М. Вебера, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А. Тойнби, А. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона, К.Ясперса и др. В процессе более подробного изучения социологических концепций, связанных с понятием «молодежь», были выявлены теории, наиболее полно рассматривающие данное понятие. Психоаналитическое направление связано с идеями 3. Фрейда, Р. Бенедикта, Л. Фойера, Л. Шелеффа, Э. Эриксона. В рамках данного направления сформировался системный взгляд на развитие личности, особенно в переходный период от детства к зрелости. Преодолев биологизм Фрейда, исследователи изучали этот процесс с учетом влияния не только психофизиологических, но и других - социальных факторов. Например, Л. Фойер утверждал, что «конфликт поколений - универсальная тема человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба. История всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями». В этом же контексте работали отечественные социологи Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн и другие. Накопленный к началу 1970-х гг. опыт и знания послужили толчком к комплексному исследованию проблем социализации молодежи, особенностей жизнедеятельности ее различных социальных групп. Существует и структурно-функциональное направление, с точки зрения которого молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами с целью приобретения соответствующего социального статуса и исполнения определенной социальной роли. Сторонники этого направления делают акцент на анализе межпоколенческого взаимодействия (Ш. Айзенштадт, автор знаменитой работы «От поколения к поколению»), «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Мертон). Особое внимание уделялось тенденциям формирования молодого пополнения различных социальных классов и слоев социалистического общества, проблемам освоения молодыми людьми социальных ролей. Значительный вклад в это направление внесли социологи В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С. Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования молодого пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, социальное положение молодежи, ее трудовую и общественную активность, а также проблемы несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения. На современном этапе осуществляется много научных исследований, посвященных выяснению социальной значимости досуга молодежи, изучаются особенности его использования в современных российских условиях. Среди них можно выделить работы Р.Стеббинса, Л.А. Акимовой, Е.М. Бабосова, И.А. Бутенко, Т.Г. Бутовой, А.Л. Маршака. Еще одним новшеством в определении понятия «досуг молодежи» является условное разделение досуга на «серьезные» составляющие и «несерьезные» составляющие (отдых/развлечение). На сегодняшний день все более популярным становится посвящение своего досуга общественнополезным занятиям, которые увлекают молодого человека новыми возможностями и перспективой саморазвития. Этот вид досуга отличается от «случайного», или «несерьезного» досуга, предлагающего обычно гораздо меньше возможностей, намного более простого по структуре и редко предполагающего совершенство исполнения [34, с. 46]. В пример можно привести волонтерскую деятельность - того и другого вида. Волонтерство (volunteering) в качестве серьезного досуга отличается от волонтерства как случайного (обычного) досуга. В серьезном досуге волонтеры реализуют карьеру вне работы, приобретая специальные навыки, знания или обучаясь. Еще одно преимущество - самовознаграждение -оказывается единственным из преимуществ, которыми не пользуются участники обычного досуга. Помимо того, что серьезный досуг молодежи является совместным занятием, он вносит значительный вклад в социальную интеграцию. Многие группы серьезного досуга молодежи оказывают широкое благотворное воздействие на благосостояние сообщества. Но, несмотря на общую популярность серьезного досуга, следует помнить, что социально приемлемая досуговая деятельность должна оптимально сочетать оба типа досуга. Однако нередко молодые люди забывают о желательном балансе двух типов досуга по причине проявления повышенной эмоциональности или к занятиям в сфере серьезного досуга, или к занятиям в сфере несерьезного досуга. В теории социально-культурной деятельности и смежных с ней отраслях научного знания понятие «инновационная форма досуга» не имеет достаточно чёткого определения. Исследователи значительно суживают рамки представлений о сущностном значении этой категории, понимая под ней лишь внешнее выражение культурных образцов организации досуга, содержащих элементы новизны и осуществляющихся с учётом принятых в молодёжной среде норм досугового поведения. Наиболее продуктивным научным подходом к определению вышеназванной категории в методологии социально-культурной деятельности выступает структурно-функциональный подход как логический вариант системного подхода. Позволяя выявить и функционально описать структуру исследуемой категории, он открывает возможность проследить динамику трансформационных связей структурных элементов досуга и сущности самой инновационной формы как способа выражения их содержания. Множественность направлений трансформации, обусловленных преобразовательными процессами в самой педагогической системе социально-культурной деятельности, «пронизана» результатами организации досуга, выраженными в понятиях «досуговые действия», «социально-культурная активность личности», «творческая самодеятельность», «социально-культурное взаимодействие», «самореализация молодёжи», «личностно направленное общение в свободное время» и пр. Инновационные формы организации досуга рассматриваются нами как особая смысловая конструкция, предназначенная для характеристики целенаправленных изменений во внешней структуре досуга, связанных с видоизменённым сочетанием известных форм досуговой деятельности, адаптацией их к современным реалиям, а также с созданием новых, но уже утвердившихся в повседневной действительности форм. Достижение продуктивной организации досуговых практик, в том числе через увеличение их многообразия, что изменяет образ и качество жизни студенческой молодёжи, обеспечивается взаимосвязанной системой инновационных форм, а также сочетаемостью традиционных и ранее неизвестных видов, в своей совокупности выполняющих функции: • адаптационные, предполагающие упорядочивание процесса выбора сфер реализации досуговой деятельности с учётом специфики любительских интересов и культурных пред почтений молодых людей; упрощение доступа к метакоммуникативной информации о ранее малоизвестных инновационных формах организации молодёжного досуга соразмерно процессам аккультурации; • познавательные, требующие осуществления во всех сферах досуговой деятельности процесса познания с целью формирования социальных и культурных компетенций; выполнения разнообразных предметных действий, в том числе моделирования локального жизненного пространства организации активного досуга; отражения на вербальнодеятельностном уровне сущностной роли постигаемой инновационной формы; • информационные, позволяющие ориентировать молодых людей на выбор конкретной инновационной формы досуга в соответствии с личными установками; на выражение эмоционального отношения к значимости их использования; на оценивание этой значимости с учётом сопоставления информации о социально-культурных средствах, методах и результатах, гипотетически важных для выбора, с уже имеющимися в арсенале жизненного опыта личности данными; • рекреативные, обеспечивающие направленность личности студента на создание представлений об отдыхе в виде должного и желаемого восстановления физических, духовных сил; восприятие общекультурных эталонов организации досуговой деятельности в виде исходных для соизмерения с представляющими интерес инновационными образцами; оценивание назначения избранной формы не только с точки зрения узкорекреационных целей и задач, но и с позиций совершенствования личности в культурной среде, вбирающей в себя перспективные виды игрового, развлекательного и интеллектуального досуга; • культуротворческие, выражающиеся в намерении личности интенсивно пользоваться информационными источниками не толь ко для освоения уникальных духовных ценностей, но и для оценивания собственных досуговых действий в различных областях культурной деятельности; в создании новых авторских проектов для достижения досуговых целей, перевода их в созидательные задачи, связанные с расширением возможностей организации самовоспитания, развития и самообразования. К ведущим факторам, стимулирующим реализацию данных функций, а также психологических, координирующих и прочих функций, отнесены: уровень базовой культуры личности, степень развитости эмоционально-волевых качеств студентов, высказывания молодёжи по проблемным вопросам организации досуговой деятельности. Постоянное изменение соотношения функций обусловлено трансформациями ценностных ориентаций молодёжи, что повышает вероятность расхождения оценок социально-культурной информации о появлении новых форм досуга и ориентаций в ней при выборе наиболее приемлемой формы. Предлагаемая педагогическая модель систематики инновационных форм организации молодёжного досуга, созданная для цельного осмысления особенностей их функционирования, вбирает в себя три основных блока, базирующихся на принципах социально-культурной деятельности. 1-й блок — традиционные обобщённые формы организации досуга (массовые, индивидуальные, групповые, коллективные). 2-й блок — инновационные внешние формы организации досуга (примерные образцы: «библионочь», «тотальный диктант», международные молодёжные обмены, компьютерные игры, мульти жанровый лонг-фестиваль, квест, велокарнавал, уличный перформанс, интернет-конкурс, виртуальные экскурсии, художественные, книжные ярмарки, фейерверк, цифровые выставки, флешмоб и другие формы). 3-й блок — инновационные латентные формы организации досуга (досуговые занятия по систематизации знаний в сфере медиаграмотности и других направлений досуга; до суговые занятия по обобщению социального и культурного опыта в области добровольческой деятельности; досуговые занятия по усовершенствованию художественных, спортивных, хореографических умений и навыков; интегрированная форма досуговых занятий). [35, с.126] Кратко охарактеризуем единичные образцы инновационных форм организации досуга молодёжи, детерминирующие латентные формы и обусловливающие своеобразие их проявления в конкретном направлении социально-культурной деятельности (2-й основной блок). «Библионочь» — социально-культурная акция образовательного, просветительного и развивающего характера; масштабное сетевое событие. В основе организации находятся специальные проекты: детские, молодёжные и др., в рамках которых внимание уделяется популяризации чтения, поиску новых форматов проведения свободного времени в библиотеках, музеях, выставочных комплексах, книжных магазинах, арт-кафе и т.д. Сетевое взаимодействие и соорганизация различных площадок для проведения качественных культурных мероприятий позволяют ощутить масштабность оригинальных форматов, в том числе формата паблик-арт, крауд-арт, а также жанров выбираемых культурных программ. Среди них: театрализованные прогулки в рамках экскурсий-спектаклей, акции по свободному обмену книгами, мастерклассы по созданию фигур оригами, икебаны, встречи-диалоги с известными деятелями культуры и искусства. Фитнес. Занятия различными видами фитнеса мотивируют на укрепление здоровья в связи с высоким уровнем предполагаемых рисков (психологических, экологических, техногенных) в ситуациях повседневной жизнедеятельности. Добровольный выбор и активное участие в той или иной спортивно-оздоровительной программе открывает возможность для накопления качественного здоровьесберегающего ресурса, важного для организации продуктивного образа жизни в современных условиях. Систематические занятия фитнесом развивают скрытые физические, духовные возможности личности, утверждают потребность в самореализации. Волонтёрский пикник — сезонно проводится в парках культуры и отдыха, лесопарках, природных парках, усадебно-парковых комплексах, на побережьях рек, озёр. Целевое предназначение волонтёрского пикника — расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практико-ориентированных задач, связанных как с защитой окружающей природной среды, так и сохранением культурного ландшафта на определённой территории; овладение волонтёрами системой средств, прежде всего организационных, при создании локального социально-культурного пространства; развитие творческих способностей участия в культурных программах, в том числе в мастерклассах, конкурсах, например авторской песни у костра. Ландшафтный фестиваль (театральный, этнофутуристический, фольклорно-этнографический). Доминирующий структурный компонент фестиваля — спектакль на открытом воздухе в пространстве природных памятников культуры. Уникальный природный ландшафт в виде основной сценической площадки спектакля позволяет ощутить социокультурную реальность установления диалога зрите лей с природой. Значение посещения спектаклей на природной сцене, их зрелищность определяются возможностями осмыслить роль сохранения природной среды как экосистемы в ряду основных культурных потребностей, повысить уровень экологического поведения, а также раскрыть творческий потенциал в ходе участия в мастер-классах по актёрскому мастерству, занятиях по народным танцам. Мега-квесты — интеллектуальные игры в рамках молодёжного проекта «Лига креативных игр». Типология мега-квестов различается по уровню сложности (продвинутые, гиперсложные); по продолжительности (длительные, краткосрочные). Разнообразие тематики предполагает предоставление участникам простора для действий на основе получения только основной информации как начального звена для последующего детального изучения смоделированной проблемной ситуации. Ориентация на выполнение интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию поиска выбора вариантов конструктивных решений, связанных с событиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических умений и навыков, а главное — желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях. Интернет-соревнования. Достаточно широкий охват молодёжной аудитории способствует развитию самых разных направлений молодёжной культуры: музыкальной, танце вальной, спортивной и др.; позволяет личности осваивать новые социальные роли поведения на профессиональных форумах: активного участника, наблюдателя, общественного эксперта. Вызывая положительную мотивацию, интернет-состязания формируют у молодых людей оценочные суждения об организации проведения конкурсов и достигнутых практических результатах, тем самым утверждая их жизненные позиции, стимулируя к созданию новых социально-культурных отношений. Электронные книги, журналы. Локальный, дистанционный доступ к версиям книг, журналов в цифровой форме изменяет вектор познавательной активности личности в сторону бóльшей самостоятельности поискового характера во Всемирной сети, стимулирует личность к постоянному самосовершенствованию в сфере сетевого взаимодействия, тем самым изменяя приёмы организации досуга. Открытость доступа, комфортность хранения на электронных носителях, экологичность делают их привлекательными в качестве ведущего средства получения требующейся информации в структурированном виде. Электронные выставки (персональные, коллективные) в библиотеках, музеях, кар тинных галереях. Использование интернеттехнологий для знакомства с экспонатами выставки в режиме как индивидуального, так и массового доступа; отсутствие пространственно-временных ограничений — характерные признаки данных выставок. Усиление положительных эмоций пользователей от просмотра видеоматериалов, посвященных образцам культурного наследия, а также возможность моделирования диалогических отношений со специалистами, организаторами выставки в режиме онлайн достигаются за счёт использования мультимедийных, дизайнерских и прочих программ. Информативная, просветительная функции как ведущие функции электронных выставок развивают интерес к самообразовательной деятельности, повышают уровень культурной компетенции в значимой для пользователя отрасли знания. Выставки инновационных электронных домашних развлечений (компьютерный моддинг, электронные игрушки, перспективные гаджеты и др.) знакомят с новинками в мире мобильного контента; открывают возможность виртуального путешествия в будущее на территориях киберспортивных площадок, виртуальных турниров и т.д. Виртуальные культурные сообщества. Как продукт современных информационных технологий данные сообщества объединяют молодых людей со схожими культурными потребностями и любительскими интереса ми, тем самым поддерживая их положительный образ «я». Ведущие их функции: познавательная, нацеленная на приобретение и обмен метакоммуникативной информацией для создания виртуального образа культурного продукта; ценностно-смысловая, обусловленная направленностью жизненных установок членов культурных сообществ на приобщение к системе норм и ценностей, присущих конкретной виртуальной среде; практико-ориентированная, открывающая возможность участия в социальных, культурных проектах, характерных для данного сообщества, в режиме онлайн. Виртуальные экскурсии. Нацеленность на ознакомление с предметами социокультурной действительности, представленными в музейных и выставочных экспозициях, а также с явлениями природного ландшафта в заповедниках с помощью мультимедийной фотопанорамы обусловлена актуальными любительскими предпочтениями студенческой молодёжи. Возможность самостоятельного выбора тематики экскурсионного маршрута позволяет проявлять творческую инициативу в ходе поиска нужных информационных ресурсов в объёме, необходимом для решения культурно значимых задач. Открывая возможности для появления новых положительных эмоций, виртуальные экскурсии обогащают субъективный опыт личности в социально-культурной деятельности. Фейерверочное представление. Сущность и назначение фейерверка как формы праздничного досуга сводится к индивидуально-коллективной организации зрелищности. В зависимости от цели развлечения выделяются основные типы фейерверочных представлений: наземные, высотные, дневные, музыкальные. Как выразительное средство уличного искусства фейерверк-шоу — неотъемлемая часть создания праздничной атмосферы. Участие в них вызывает у личности целый спектр ситуативных положительных эмоций, позволяет находить единомышленников, совместно с которыми переживаются эстетические чувства относительно конкретных фрагментов представления. Выбор той или иной инновационной формы организации досуга в значительной степени определяется ценностными приоритетами студенческой молодёжи как наиболее динамичной, интеллектуальной группы молодёжи: стремлением к самоопределению, то есть выражению личностной и профессиональной позиции в социально-культурных ситуациях; утверждением индивидуального стиля жизни через освоение новых социальных ролей; включенностью в современные процессы трансформации многих сфер общественной и культурной жизни, прежде всего через новые каналы социализации — Интернет и СМИ. Формирование здорового образа жизни. Организация работы по формированию здорового образа жизни как личной, так и социальной ценности с целью повышения умственной и физической работоспособности, охраны здоровья; развитию физических и духовных качеств личности молодых людей, двигательных действий, имеющих развивающее значение; воспитанию устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом. Экстремальный спорт. Связанный как со зрелищностью, так и с рискологией (повышенная скорость, высота, глубина) данный вид спорта (дайвинг, горнолыжный, парусный, парашютный спорт, мотокросс, роллерблейдинг и т.д.) является одним из способов самовыражения молодых людей в среде сверстников, умения и стремления работать в команде. Клубы исторической реконструкции по месту жительства, учебы. Цель клубов — сохранение культурно-исторического наследия, формирование традиций активного отдыха при проведении массовых мероприятий. Направленность клубов на активизацию социального поведения молодежи, вовлечение ее в решение конкретных задач, связанных с гражданским и физическим видами воспитания как составных частей базовой культуры личности, достигается в процессе воссоздания реалий того или иного исторического периода с максимальной точностью. Кульминационная составляющая процесса реконструкции — полное постижение основ материальной и духовной культуры избранной эпохи, когда исторические события от периода Античной Эллады до конца прошлого века начинают «оживать» в режиме реального времени. Дизайнерский досуг. Данный вид досуга ориентирован на увлеченность «творческим рукоделием»: • декорирование предметов (классический и творческий квиллинг, нейл-дизайн, декупаж, оформление открыток, личных страниц и сайтов; разных объектов, в том числе интерьера квартир); • создание авторского оригинального имиджа как способа самопрезентации, личной и социальной идентичности; • цифровое ретуширование фотоизображений, в том числе авторских фотопортретов с целью репрезентации внешности в Интернете (Photoshop-технологии); • моделирование и художественное оформление одежды. Дизайнерская деятельность, как интегративный способ познания современного мира, ориентирована на формирование культурного опыта, эстетизацию жизненного мини- пространства, окружающего личность, а в целом на мотивацию к овладению доступными видами художественного творчества. [36,с. 136]. Данные инициативы поддерживает президент РФ В.В. Путин, который, обращаясь к Федеральному собранию РФ 1 декабря 2016 г., подчеркнул необходимость «предметно заняться поддержкой волонтерских и благотворительных движений, некоммерческих организаций». В.В. Путин отметил: «Воля и великодушие граждан, которые участвуют в таких проектах, формируют столь необходимую России атмосферу общих дел, создают колоссальный социальный потенциал, и он должен быть обязательно востребован» . Также президент России обратил внимание на проблемы молодежи, обозначил молодое поколение как «надежную, прочную опору России в бурном, сложном XXI веке», выразил надежду на то, что «это поколение способно не только отвечать на вызовы времени, но и на равных участвовать в формировании интеллектуальной, технологической, культурной повестки глобального развития» (Закон Российской Федерации «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации»). Настоящий Федеральный закон определяет цели, принципы и основные направления государственной молодежной политики как важного элемента государственной политики в области социального, экономического, культурного и национального развития Российской Федерации; направлен на реализацию прав и свобод молодежи, ее социализацию и самореализацию, государственную поддержку молодежных общественных объединений []. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». |