телеска зачет. 1 история возникновения
Скачать 62.7 Kb.
|
Семь сегментов мышечного панциряВзрослый человек оказывается зажат в «клетке» своего тела и что самое плохое принимает это как норму. Реагируют люди на телесные проблемы только тогда, когда они переходят в разряд серьезных заболеваний, а если осанка деформирована, плечи постоянно напряжены и приподняты или стал образовываться горбик на спине – ничего страшного. Чтобы человек стал свободным и открытым, вернул себе способность наслаждаться жизнью, он должен совершить психологический рост. Психологический рост Райх понимал как процесс постепенного распускания семи сегментов физического панциря. Защитные сегменты мышечного панциря:
Разрушение панциря и достижение нормального, свободного функционирования организма и психики должно происходить сверху вниз: от глаз к тазу. По мере освобождения от панциря, высвобождается масса жизненной, вегетативной энергии. Эту энергию Райх называл оргонной. 7.основные понятия телесно-ориентированной психотерапии. Первым представление об энергии в телесно-ориентированной психотерапии описал, конечно же, основоположник этого направления Вильгельм Райх. При этом ту специфическую энергию, которая обеспечивает личностное функционирование человека, он назвал оргонной. По его мнению, это такая энергия, которая, с одной стороны, обеспечивает всю жизнедеятельность любого живого организма в каждом, даже самом мельчайшем ее проявлении, а с другой стороны, не может быть зарегистрирована никаким из известных на данный момент науке прибором. Более того, эта энергия не подчиняется даже закону энтропии, согласно которому любая энергия перераспределяется из мест с ее наибольшей концентрацией в места с наименьшей. Оргонная энергия ведет себя строго наоборот: она из мест, где ее меньше, все время норовит переместиться в места, где ее и без того много. В результате этого, если где-то в нашем теле возникает мышечное напряжение, то туда незамедлительно начинает поступать дополнительная оргонная энергия. В принципе, представление об энергии в современной телесно-ориентированной психотерапии вполне соответствует классическому райхианскому. Из такого понимания энергии вытекает определение еще одного базового понятия телесно-ориентированной психотерапии — заземления. Правда, психологическое понимание заземления несколько отличается от определения того же понятия в физике. Заземление в телесно-ориентированной психотерапии — это степень соответствия существующих в каждый момент времени мышечных напряжений выполняемой в тот же момент работе. Поясним на простом примере. Если человек лежит на пляже, и при этом у него изо всех сил напряжены, например, плечи, руки или колени, то это с очевидностью говорит о плохом заземлении — человек расходует много больше энергии, чем требует выполняемая им в этот момент работа. У человека, хорошо заземленного на пляже, работают только мышцы, обеспечивающие собственно его позу и деятельность внутренних органов (например, мышцы, отвечающие за работу легких, сердца, пищеварения и пр.). При этом плохое заземление совершенно не обязательно обозначает избыточное напряжение — оно вполне может выражаться и в недостаточном напряжении мышц. Представьте, например, человека, который выполняет сложную работу, требующую предельной концентрации внимания и точного быстрого реагирования, находясь при этом в состоянии сниженного мышечного тонуса. Работа в конечном итоге все равно будет выполнена плохо, потребует переделывания или расплаты за совершенные ошибки. Соответственно, плохое заземление можно считать синонимом неадекватного распределения энергии. Какими же механизмами обеспечивается такое — неадекватное — распределение? В телесно-ориентированной психотерапии для описания этих механизмов существует два понятия — мышечный зажим и мышечный блок. Мышечным зажимом принято называть постоянное, фоновое напряжение одной конкретной мышцы, не соответствующее никакой выполняемой в данный момент работе. В каждом мышечном зажиме содержится в «законсервированном» виде некий прежний травматичный опыт, заставляющий человека в дальнейшем распределять энергию неадекватно сложившимся в данный конкретный момент внешним и внутренним обстоятельствам. Мышечным блоком называется комбинация таких зажимов, которая приводит к затрудненному протеканию энергии на каком-то определенном участке тела.
В рамках метода А. Лоуэна работа с пациентом складывается из двух источников — анализа личной истории и работы с хроническими напряжениями в теле. С точки зрения биоэнергетического подхода хронические напряжения в теле человека являются следствием внутреннего конфликта, не находящего решения. Этот конфликт возникает из противоречия между принципом удовольствия, лежащим в основе биологической природы человека, и реальностью, в которой могут встречаться ограничения или даже запреты — в основном социальной природы. Конфликт представлен не только в психике человека, но обязательно и в его теле, поскольку является результатом столкновения двух телесных двигательных импульсов — импульса, направленного на достижение удовольствия, и импульса, который запрещает или ограничивает это. Как правило, единичный запрет не создает хронического напряжения, но если ситуация запрещения является постоянной, то запрет усваивается, переходит во внутренний план и становится «внутренней нормой» поведения. Однако не получивший удовлетворения импульс к получению удовольствия не на ходит выражения — то есть не происходит разрядки действием, — и для соблюдения стик содержится описание психологических особенностей и проявлений телесных черт каждого типа характера. Характером в биоэнергетике называется фиксированный паттерн поведения, посредством которого человек берет под контроль свое стремление к получению удовольствия. В теле это выражено в форме хронического, обычно бессознательного мышечного напряжения, определенным образом блокирующего или ограничивающего импульс достижения. Описание и анализ таких паттернов позволяет психотерапевту, работающему в школе биоэнергетики, по телесной структуре пациента определить особенности его психического состояния и энергетики. В ходе подобного анализа психотерапевт рассматривает общую заряженность тела пациента энергией, энергетическую сбалансированность центра и периферии, особенности процесса зарядки-разрядки и другие проявления энергии в теле. С этой точки зрения А.Лоуэн выделяет пять основных типов (или структур) характера — шизоидный, оральный, мазохистский, психопатический и ригидный. Основой для такой классификации послужило представление о пяти базовых правах личности, каждое из которых актуализируется на определенном этапе раннего развития человека. Приведем их здесь в том порядке, в котором, по мнению Лоуэна, они возникают в ходе развития: • Право жить, существовать; • Право быть обеспеченным в своих потребностях; • Право быть автономным и независимым; • Право быть независимым через сопротивление; • Право желать и двигаться в направлении удовлетворения. В случае нарушения каждого из этих прав формируется определенная структура характера. 9 Метод Александера Техника Ф.М. Александера – комплекс упражнений, помогающий людям правильно использовать собственное тело, гармонично задействовать собственные мышцы. В основе метода лежит мнение о том, что у каждого человека в течении жизни вырабатываются привычки неправильного использования своего тела, выражающееся в манере держать осанку и производить движения тела, неизбежно ведущих к дополнительной чрезмерной нагрузке на опорно-двигательный аппарат, что является одной из основных причин нарушения функционирования организма в целом и происходящих в нем процессов. Главная опасность этих привычек кроется в том, что человек со временем к ним привыкает и начинает воспринимать их как естественные процессы (в данном аспекте наблюдается сходство с “мышечным панцирем” В. Райха). Таким образом, если физически здоровый человек, имевший привычку ровно держать осанку, внезапно начинает сутулится, то данная привычка станет для него нормой, а неправильная осанка способна привести к нарушениям дыхательной функции, ухудшению притока кислорода к мозгу, нарушениям работы кишечника, искривлению позвоночника и преждевременному старению, мышечным и головным болям, ухудшению концентрации внимания и т.п. Техника Ф.М. Александера признана многими специалистами по работе с человеческим телом как феноменальная методика, дающая человеку возможность наслаждаться жизнью так, как хочет сам человек, а не так, как позволяет ему его собственное тело, ведь независимо от того, осознает человек это или нет, качество состояния его тела является зеркальным отображением качества его жизни. К помощи методики Ф.М. Александера прибегали тысячи профессиональных актеров, телеведущих, политиков, педагогов, музыкантов, психологов и писателей во всем мире, что лишний раз свидетельствует об авторитете рассматриваемой техники среди прочих технологий телесной терапии, что дает право называть технику Ф.М. Александера настоящим всемирным открытием. 10 метод фельденкрайза. Говоря о феноменологических подходах к категоризации телесной проблематики, нельзя не упомянуть про метод Моше Фельденкрайза, предназначенный для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. М. Фельденкрайз предлагает работать с целостными двигательными паттернами, что бы помочь человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет. Специфика этого в своем роде воистину уникального подхода в телесно-ориентированной психотерапии обусловлена ярким своеобразием личности его автора — обладателя докторской степени по физике, создателя первой в Европе школы дзюдо, где обучение велось по его собственной системе. Когда перед ним встала задача реабилитации после тяжелой травмы, он со свойственной ему любознательностью глубоко ушел в психологию — и к своему изумлению обнаружил, что ему не удалось найти ни одной книги, которая описывала бы реальный процесс телесного и личностного функционирования человека. В результате ему пришлось создавать собственную систему работы с телом как с отражением всей целостности процесса жизнедеятельности. По его мнению, всякая человеческая деятельность проходит три стадии. На первой стадии ребенок учится говорить, ходить, драться, танцевать естественным способом. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. И, наконец, наступает третья стадия — стадия изучаемого метода, на которой какое-то действие выполняется в соответствии с определенной системой или особым методом и перестает быть естественным. Усвоенный систематический метод обладает, разумеется, очевидными преимуществами в обучении и возможностью добиться более эффективного выполнения действия. Совершенно понятно, например, что очень сложные или очень опасные действия лучше осваивать под руководством опытного инструктора, а не на собственном, пусть самом что ни на есть «естественном» опыте — иначе цена такого обучения может оказаться чересчур высокой. Однако в результате развития западной цивилизации системное обучение совершению каких-либо действий не просто стало необходимым дополнением к естественному приобретению соответствующих навыков, а во многом вытеснило его. По идее Фельденкрайза, для гармоничного существования человек должен понять, как действует его тело, научиться жить в соответствии со своей естественной конституцией и способностями. Он вслед за В. Бехтеревым полагал, что каждый паттерн движения самым полным образом отражает специфику и состояние нервной системы человека. Каждое, даже самое «высокоинтеллектуальное», действие включает мышечную деятельность — смотрение, говорение, слушание. Посему в результате обострения процесса осознавания собственных движений и последующего их осознанного многократного повторения с целью эффективной трансформации двигательных паттернов человек обретает целостную способность к свободному личностному функционированию. По сути дела, Фельденкрайз не рассматривает ни процесс нарушения естественного телесного функционирования, ни виды таких нарушений — он просто говорит о фак те таких множественных искажений свободных движений и необходимости их возврата к природной форме, поэтому его подход с полным правом можно считать чисто феноменологическим. При использовании метода нет необходимо сти специальной диагностики, ориентированной на получение какой-либо информации психотерапевтом — в сущности, важной для клиента информации достаточно в любом упражнении, которое он берется выполнять — при должном уровне осознавания собственных движений их неэффективность, совершенно необоснованное участие в выполнении «лишних» мышц, неоправданно большое количество энергии, затрачиваемой на выполнение этих движений становятся совершенно очевидными для клиента и обуславливают дальнейшее направление его работы с собственным телом — неважно, будет ли эта работа проходить с участием психотерапевта или самостоятельно. Тем не менее, Фельденкрайз описал и несколько потрясающих по своей наглядности и диагностичности отдельных упражнений, указывающих человеку степень неэф фективности его телесного функционирования. Два из них мы хотим предложить вашему вниманию. 11 метод структурной интеграции Рольфинг, также известный как «структурная интеграция», – метод, созданный Идой Рольф (1896–1979) и названный в ее честь. Это систематический подход, направленный на освобождение от стрессовых паттернов и исправление дисфункций телесной структуры, и в то же время – процесс, который обучает видеть взаимоотношения между силой земного притяжения и человеческим телом. Часто рольфинг описывается как система манипуляций с мышечными фасциями. В целом же этот метод представляет собой комплексный подход, направленный на осознание тела, включающий работу над осанкой, походкой, манерой сидеть, стилем общения (Rolf, 1976, 1977). Рольф рассматривала тело как архитектурное единство, состоящее из нескольких блоков, или сегментов: голова, плечи, грудная клетка, таз и ноги. Позиция одного из сегментов релевантна позиции остальных и определяется длиной и тонусом мышц и фасций.Когда сегменты разбалансированы, движения становятся скованными и неэффективными. Недостаток движения в одной части тела компенсируется движениями другой, что приводит к чрезмерным усилиям и затратам большого количества энергии на борьбу с гравитацией, так как в этом случае сила тяжести не поддерживает тело должным образом, а телесноориентированная психотерапия, наоборот, дезорганизует его структуру. Рольф называет это «войной с силой земного притяжения». Работая с податливой тканью фасции, удлиняя и разглаживая ее, но не сокращая, можно реорганизовать главные сегменты тела и привести их в соответствие с естественным положением. Специалисты, практикующие рольфинг, считают, что когда сегменты сбалансированы и сосредоточены вокруг специфической центральной оси – линии Рольф, – тело функционирует намного эффективнее.Возникающее вследствие нагрузок напряжение вызывает нарушение нормального функционирования организма. По мнению И. Рольф, больше всего при этом страдают фасции – соединительнотканные «футляры», связывающие кости, мышцы и внутренние органы тела воедино. Обычно фасции легко растяжимы, но под влиянием напряжения они деформируются и претерпевают биохимические изменения. Поскольку все части тела взаимосвязаны, напряжение в одной области оказывает воздействие на другие части тела (компенсаторный механизм). В конечном итоге дезинтеграция костномышечной системы приводит к потере правильного распределения веса и к нарушению структуры тела. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может привести к незначительным, но постоянным изменениям структуры тела. Задача структурной интеграции – это нахождение мышечного баланса, правильное распределение веса и обретение оптимальной осанки, причем, по мнению Рольф, оптимальной осанка считается тогда, когда можно провести прямую линию через ухо, плечо, кость бедра, колено и лодыжку. Это приводит к равномерному распределению веса основных частей тела – головы, груди, таза и ног, а также к более изящным и точным движениям. Когда структура тела правильно организована в гравитационном поле, человек функционирует эффективнее и с меньшими мышечными усилиями.Посредством манипуляции с мышечными фасциями и работы с жизненными стереотипами можно привести тело к правильному положению, достичь оптимального мышечного тонуса и равновесия.Ида Рольф считала, что при растяжении фасций высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса клиент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.Рольфинг включает в себя прямую работу с телом, позволяющую изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться согласованнее.Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов кисти и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций, в течение десяти сеансов. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее напряжение мышц, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобном манипулировании. Поскольку процедура рольфинга связана с болью и возможностью травмы, ее должны проводить только опытные специалисты.Метод более эффективен в тех случаях, когда мышечное напряжение выражено в значительной степени. Достигнутый эффект особенно устойчив, если клиент сохраняет осознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для сохранения такого осознания служит система «обеспечения структурных паттернов», включающая статические упражнения и упражнения на равновесие. 12 метод чувственного осознания. Положения и методы работы Термин «чувственное осознавание» (sensory awareness) впервые, в 50х годах XX века, предложила Ш. Селвер. Так она назвала свою версию метода, разработанного Э. Гиндлер в 20х годах прошлого столетия, который впоследствии был назван «терапией, концентрированной на движении». Страдая неизлечимой формой туберкулеза, Э. Гиндлер смогла найти путь к выздоровлению, опираясь лишь на собственную интуицию и на огромное желание выжить. Э. Гиндлер утверждала, что можно научиться чувствовать деятельность тела и тем самым воздействовать на саморегуляцию организма. Гиндлер также придерживалась того мнения, что любое название «несет в себе опасность застоя», ограничивает развитие, и потому не давала своей работе специального названия, говоря только о «работе с людьми». Это объясняет происхождение различных названий метода, придуманных ее учениками. Говорят о «тренировке, ориентированной на расслабление» (Meyer, 1961), «терапии, концентрированной на движении» (Stolze, 1959), «телесном воспитании душевного равновесия» (Ehrenfried, 1957) и об «осознании, дыхании и терапии расслаблением» (Schaarschuch, 1957; Fuchs, 1949). Каждый автор подчеркивает неокончательный характер названий. Некоторые авторы использовали термин «сосредоточенное движение» (Concentrated Movement Therapy); а такие понятия, как терапия движением, терапия расслаблением, воспитание психического равновесия, тренировка психологической устойчивости, предполагают разные теоретические основания (Штольц, 1959). Чувственное сознавание – это процесс обучения дифференцированному восприятию телесных ощущений, фантазий, образов, эмоций и установлению взаимосвязи между ними. Терапия тут заключается в исследовании чувственного опыта человека в самых обычных ситуациях. Этот метод помогает человеку понять, что в функционировании организма естественно, связано с реальной действительностью, а что обусловлено иными факторами. Одно из главных положений метода заключается в том, что, ориентируясь на ощущения, на переживания, человек делает мышление более реальным, а поведение в большей степени соответствует его намерениям. Человек с детства приучен приуменьшать значение собственного опыта и «учиться на опыте других», то есть подменять свой опыт рациональными конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Метод чувственного сознавания помогает преодолеть этот барьер и обучает более полному телесноинстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а мышление часто обусловлено информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью. Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации между участниками группы, в частности – прикосновений. Степень близости и дистанция, взаимопомощь и ответственность, чувство окружения – эти аспекты на телесном уровне гораздо легче и быстрее. В целом метод чувственного сознавания ставит перед собой следующие задачи: дифференцировать чувственный опыт, отделить продукты сознания от реальной действительности, которую мы воспринимаем с помощью ощущений; понимание того факта, что восприятие относительно; научить «проживанию в опыте». То, что Гиндлер называла «разворачиванием», а Селвер «проживанием в опыте», есть интеграция ощущений, эмоций и созданных на их основе образов и мыслей в единое целое здесь и сейчас. Простое ощущение может дать удивительно богатый опыт, то переживание, которое мы часто отрезаем, живя «головой». Чтобы этому научиться, необходимо развить чувство внутреннего мира и покоя, способность сохранять осознание, не пытаясь чтолибо изменить. Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на обычных действиях: клиент ложится, сидит, стоит, ходит. Эти действия дают естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить осознание того, что мы делаем. |