Главная страница
Навигация по странице:

  • Агонист

  • М.Ф.Иваницкий

  • 1 изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных филогенез


    Скачать 325.51 Kb.
    Название1 изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных филогенез
    Анкорanatomia_bilety.docx
    Дата30.04.2018
    Размер325.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаanatomia_bilety.docx
    ТипДокументы
    #18711
    страница20 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    МЫШЦЫ-АНТАГОНИСТЫ


    Мышцы, действующие одновременно (или поочередно) в двух противоположных направлениях.

    МЫШЦЫ-СИНЕРГИСТЫ


    Мышцы, осуществляющие совместно одно определенное движение

    Антагонисты: бицепс-трицепс. Синергисты: диафрагма и межреберные мышцы.

    Агонист — мышца, за счёт сокращения которой производится движение определённой части тела. В то время как мышца-агонист сокращается, противодействующая ей мышца-антагонист расслабляется. При сгибании локтя, например, бицепс — агонист, а трицепс  антагонист.

    Билет 54

    Динамическая анатомия как наука. Краткая история развития анатомических основ учения о движениях. Вклад М. Ф. Иваницкого и его школы.

    Анато́мия динами́ческая — раздел А., изучающий движения тела человека и морфологические изменения в организме, которые при этом происходят; результаты используются в спортивной медицине.

    Леонардо да Винчи – основатель динамической анатомии как науки. После смерти Галена за 13 веков не появилось почти ни одного нового исследования о строении человеческого тела. Учение Галена и Гиппократа  превратилось в догму. Вопросами анатомии Мастер занимался всю свою жизнь.
    Занимаясь анатомией, Леонардо отпрепарировал около 30 трупов, что позволило ему досконально изучить и зарисовать строение человеческого тела.
    Изучая особенности мужского и женского организма. Мастер попутно пытался понять все те сложные процессы происходящие в организме человека. Леонардо хотел постичь человека полностью: «…начинай свою Анатомию с совершенного человека, затем сделай его стариком и менее мускулистым, затем продолжай, обдирая его постепенно вплоть до костей. А младенца ты сделаешь потом, вместе с изображением матки». Леонардо полностью проследовал данному самому себе предписанию, более того, он изучил также анатомию некоторых животных, сопоставляя ее со строением человеческого тела. Человека Мастер назвал «первым животным из животных».
    Первые анатомические наблюдения Леонардо близки и созвучны наблюдениям Авиценны, а последние его работы стоят ближе к исследованиям Везалия.
    Изготавливая собственноручно препараты, Мастер вводил новые методы в изучение органов. Им была изобретена модель из стекла для изучения клапанов сердца. Именно Леонардо стал первым делать распилы костей вдоль и поперек, первым определил пропорции скелета.
    Динамическая анатомия – изображение органов в разных ракурсах. Свои рисунки, изображающие органы в разных положениях, Леонардо именовал dimonstrazioni. «Я рисую много изображений для того, чтобы ты мог видеть многие отдельные случаи, которые подчинены одинаковым правилам».
    Ни одному органу человека (за исключением глаза) Леонардо не посвятил столько текстов, как сердцу. «Чудесное орудие, изобретенное верховным художником», - так отозвался Мастер о сердце человека. Необходимо отметить, что Леонардо испытывал большие трудности, описывая тот или иной орган, так как в то время еще не было сложившейся терминологии.
    По Галену артерии берут начало в сердце, но начало вен находится в печени, где образуется кровь. Сохранив галеновское представление об образовании крови в печени, Мастер отверг его представление о том, что вены берут начало в этом органе, вернувшись к более правильному представлению Аристотеля  и далее развив его. Леонардо правильно дал оценку сердцу как плотному мышечному органу, который питают артерия и вена. Леонардо да Винчи был противником теории двух желудочков, он совершенно верно полагал, что клапаны (именно так он их называл), делят сердце на четыре отдела. «…сердце имеет четыре желудочка, а именно – два верхних, называемых ушками сердца, и два нижних, называемых правым и левым желудочком…». Леонардо верно заметил, что толщина правой и левой частей сердца неодинаковы.
    Он сделал правильный вывод о том, что сердце не нуждается в уравновешивании, но не смог объяснить истинных причин данного явления, так как не имел понятия о замкнутой системе кровообращения.
    Сокращение сердца, по мнению Мастера, серия приливов и отливов – так Леонардо описывал процессы сокращения и расслабления. Ошибочным было предположение о том, что за счет сокращения сердца кровь разогревается, а за счет легких освежается: «…не будь его помощи (легкого), кровь стала бы настолько горячей, что удушила бы сердце и лишила его жизни…».Пытаясь связать строение сердца с его функциями, Леонардо выдвигает следующую теорию: одна камера – одна функция; много камер – много функций (прилив, отлив). Мастер правильно выделил наличие трехстворчатого клапана. Совершенно правильно Леонардо указал на функцию сухожильных хорд, которые не дают клапанам вывернуться.
    Анатомические рукописи представляют собой высказывания, одни из которых сегодня, много столетий спустя, наука утвердила, а другие опровергла. Так, правильное утверждение о трехстворчатом клапане соседствует с совершенно несуразной теорией о крови. По Леонардо, кровь состоит из тонкой части и грубой, которая остается в сердце на всю жизнь. Именно наличием второго компонента Леонардо объясняет перерождение сердца у стариков. Но несмотря на многие ошибки, все же не следует уменьшать значение работ Леонардо да Винчи для развития анатомии: «…я открываю людям происхождение первой (а может быть второй) причины их бытия…».
    Большой вклад в анатомическую науку и спортивную морфо_

    логию внес М.Ф.Иваницкий (1895—1969), возглавлявший кафед_

    ру анатомии в Московском институте физической культуры, ра_

    ботавший в области динамической и проекционной анатомии,автор популярного учебника

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта