Главная страница
Навигация по странице:

  • Каково взаимоотношение между культурой и бессознательным в учении Фрейда Что имеет в виду Фрейд, говоря о неудовлетворенности культурой Что понимает 3. Фрейд под бессознательным Что означают

  • (Эго), Оно, Сверх-Я (Супер-Эго) (Радугин А. А. Хрестоматия по культурологии. - М.: Центр, 1998,- C.I04-131).

  • 1. Каковы основные значения понятия культура Каковы основные этапы исторического осмысления культуры


    Скачать 287.5 Kb.
    Название1. Каковы основные значения понятия культура Каковы основные этапы исторического осмысления культуры
    АнкорEkzamenatsionnye_bilety_po_kulturologii_1_10.doc
    Дата22.04.2017
    Размер287.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаEkzamenatsionnye_bilety_po_kulturologii_1_10.doc
    ТипДокументы
    #5402
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Б15.

    1. Как возникла символическая школа в культурологии и кто ее представлял'?’

    Одним из направлений в современной культурологии является символическая школа. Согласно этой теории история развития культуры основывается на неуклонном развитии и совершенствовании средств передачи знаний, информации.

    Если в первобытном обществе человек мог передать информацию с помощью наскальных рисунков, то в настоящее время человек обладает безграничными возможностями передачи информации и элементов культуры как во времени, так и в пространстве.

    Символический подход в культурологии развивает К. Леви-Стросс. Главной задачей культурологии Леви-Стросс считал изучение процесса перехода от природы к культуре и использовал методы структурной лингвистики и теории информатики.

    В работе «Структурная антропология» Леви-Стросс обосновывает, что бессознательная часть психики содержит скрытый механизм знаковых систем, поскольку на сознательном уровне человек манипулирует знаками (символами).

    По мнению Леви-Стросса, общее свойство мышления всех народов заключается в жажде объективного познания окружающего мира, стремлении упорядочить его предметы и явления.

    Одним из важнейших элементов теории Леви-Стросса является толкование мифов как содержания коллективного сознания. По его мнению, в мифах можно найти объяснение как прошлого и настоящего, так и будущего.



    1. Обратитесь к заданию №18 из «Практикума по культурологии» (с.24-27). Определите, о каких стилях и направлениях западноевропейского искусства идёт речь в следующих фрагментах. Укажите признаки, по которым вы определили описываемый стиль или направление. Приведите примеры произведений искусства (из литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры), относящихся к каждому из указанных направлений.


    18.1 импрессионизм

    18.2 классицизм

    18.3 рококо

    18.4 ренессанс

    18.5 романский стиль

    18.6 индивидуализм

    18.7 романский

    Б16.

    1. Что такое «евразийство» и кто из известных ученых его представлял?

    Истоки евразийства обычно возводят к славянофильской традиции. Сами евразийцы считали своими предшественниками старших славянофилов (Алексей Хомяков, братья Аксаковы), поздних славянофилов, таких как Константин Леонтьев, Николай Страхов и Николай Данилевский, а также Гоголя и Достоевского как публицистов.

    Однако евразийство имеет ряд существенных отличий от славянофильства. Евразийцы отрицали существовование славянского культурно-исторического типа и считали, что культуры туранских народов, связанных с русскими общей исторической судьбой, ближе к русской культуре, чем культуры западных славян (чехов, поляков).

    Толчком к возникновению евразийства послужила критика европоцентризма, содержавшаяся в книге Н. С. Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920). На книгу отозвался в журнале «Русская мысль» П. Н. Савицкий. В его рецензии «Европа и Евразия» были высказаны некоторые идеи будущего евразийства. В ходе обсуждения книги Трубецкого в Софии сложился евразийский кружок (Трубецкой Николай Сергеевич, Савицкий Пётр Николаевич, Флоровский Георгий Васильевич и Сувчинский Пётр Петрович). Его члены положили начало евразийству, выпустив сборник статей.

    В 1923 году было создано евразийское книгоиздательство и стал выходить программный альманах евразийцев — «Евразийский временник». Евразийцы выпустили также два коллективных манифеста — "Евразийство: опыт систематического изложения (1926) и «Евразийство (формулировка 1927 года)». В Евразийском книгоиздательстве выходили книги самих евразийцев (Н. С. Трубецкой «Наследие Чингисхана» П. Н. Савицкий «Россия — особый географический мир», Г. В. Вернадский «Евразийское начертание русской истории» и др.) и близких к ним авторов.

    Евразийство превратилось из маленького кружка в разветвленную эмигрантскую организацию с отделениями во всех центрах русского зарубежья. Самые крупные евразийские организации были в Праге и Париже. К евразийству примкнули многие видные эмигрантские ученые (Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев, Р. О. Якобсон, Л. П. Карсавин, В. Э. Сеземан, Д. П. Святополк-Мирский и др.)

    С 1926 года возникли организационные структуры евразийства (Совет евразийства), в который вошли Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский и П. Арапов.

    К 1938 году оно сошло на нет.


    1. Что вы можете сказать о культурном облике современного молодого человека, о его характере, прислушавшись к тому, как он говорит? Можете ли дать характеристику лично себе? Объясните зависимость культурного и интеллектуального уровня человека от его языкового запаса. (Лихачев Д О. Раздумья М.,1991. С.176).

    Наиболее целостный взгляд на вопрос об интеллекте отражает необходимость в изучении особенностей процесса воспитания человека - интеллектуала, субъекта интеллектуальной культуры. В настоящее время – время больших и серьезных перемен – его решение является актуальной и приоритетной социально-культурной, образовательной и в особенности воспитательной проблемой России.

    Будучи занятыми интеллектуальным трудом, как педагоги, так и воспитанники должны по существу обладать системой компонентов когнитивного процесса: интеллектуальной культурой, компетентностью, мобильностью, инициативностью. Однако ни педагоги, ни тем более их воспитанники сегодня ими не обладают.

    Состояние русской речи, особенно речи молодежи, вызывающее глубокую озабоченность не только у лингвистов и преподавателей-русистов, свидетельствует о нравственном неблагополучии общества, о снижении интеллектуальной планки, о неготовности многих вчерашних школьников к получению полноценного высшего образования. Заметного сдвига в сторону повышения уровня речевой культуры общества в целом пока не происходит, противоречивы и предлагаемые пути выхода из культурно-речевого кризиса.

    Анализ языка «текущего момента», учет конкретного языкового опыта каждого члена социума позволяют соотнести социально-психологические и собственно речевые характеристики разных членов языкового коллектива с общими параметрами современной языковой ситуации. Б.Ю. Норман отмечает, что речевая деятельность – это постоянное балансирование между тем, «что хочется сказать», и тем, «как можно сказать», а дело лингвиста – показывать, как этот компромисс разрешается в каждом конкретном случае

    Проблема соотношения узуса и нормы является одной из наиболее актуальных при исследовании современной языковой ситуации. Динамика нормы – причина культурно-речевых конфликтов в обществе: речевые новации могут приниматься одними носителями языка и вызывать яростное сопротивление у других.

    Б17.

    1В чем заключается оригинальность культурологических идей Л.Н. Гумилева?

    Главная идея культурологической концепции русского историка, географа, философа Льва Николаевича Гумилёва (1912-1992) состояла в обосновании влияния географической среды на развитие всемирной истории и культуры. Решению данной проблемы были посвящены следующие книги ученого: «Этногенез и биосфера Земли» (1979), «Древняя Русь и Великая степь» (1989), «География этноса в исторический период» (1990) и др. Исходной категорией своей концепции Гумилёв считал понятие «этноса»— т.е. исторически сложившуюся, устойчивую социальную группировку людей. Согласно Гумилёву этносу присущ природный характер. Этнос - природное, биологическое, географическое явление. Этнос - результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. По мысли философа, жизнь этноса находится под влиянием трех видов энергии: Солнца, распада внутри Земли и сил Космоса. Воздействие этой энергии является причиной «этногенеза» — т. е. происхождения, развития этноса, вплоть до формирования его самосознания и обретения им самоназвания и исчезновения этносов. Начало этногенеза, по Гумилеву, обусловлено космическим энергетическим импульсом — пассионарным толчком.

    Пассионарность— это признак, возникающий после пассионарного толчка и образующий внутри этноса некоторое количество людей, обладающих неодолимым стремлением осуществить свои цели. Гумилев назвал этих людей пассионариями, т.е. желающими и способными на радикальные изменения. Пассионарность, - по его мнению, - является чертой психики, одинаково порождающей в человеке: подвиги и преступления, благо и зло, творчество и разрушения.

    Пассионарности хватает на то, чтобы поддерживать равновесие с природой и сохранять налаженное хозяйство. Новый цикл общественного развития возможен только с появлением новых пассионарий и нового этноса. Таким образом, этнос соединяет в единое развитие природы, общества и культуры.



    1. Что хотел подчеркнуть выдающийся русский историк, государственный деятель и инженер, артиллерист и организатор горно- металлургической промышленности В Н. Татищев в трактате «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах», объясняя латинское слово «ингениум»: «... И которые люди острый смысл имеют, те способны на стихотворчество и шутки, в ремеслах же, особливо к механике и всяким хитрым вымыслам». (Татищев В.Н. Избранные произведения. - Л., 1979. - С.57). Насколько важны для деятельности «ингениума» способность к стихотворствам и шуткам? В чем, на Ваш взгляд, проявляется профессиональная культура инженера?


    В.Н. Татищев предлагает план развития образования и науки в стране. Во-первых, необходимо создать коллегию - особое государственное учреждение, ведавшее делами образования. Это предложение опередило время и было реализовано в России лишь в начале ХIХ в., когда было создано Министерство народного просвещения. Другое предложение касалось создания специальных школ, в которых бы изучались языки народов, населяющих Российскую империю. Татищев подчеркивал, что набор в школы не должен был осуществляться по национальному признаку.

    Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми в сфере культуры и, как правило, прошедшими специальную подготовку.

    Профессиональная культура - сложное, многоуровневое, часто противоречивое явление. Правомерно выделять профессиональную культуру отдельных специалистов и их групп, рассматривать ее в различных условиях пространства и времени. Такой подход позволяет изучать динамику профессиональной культуры, находить ее виды, взаимоотношения и взаимодействия, а также изменения с течением времени.

    Профессиональная культура является субкультурой трудовой культуры как общесоциального условия организации трудового потенциала. Она обеспечивает изменчивость трудовой культуры, поскольку сами профессии, их границы, число входящих в них специальностей подвижны и имеют тенденцию к еще большему динамизму под воздействием научно-технического прогресса.

    Таким образом, в настоящее время сущность изменения в профессиональной инженерной культуре заключена в установлении соответствия профессиональной деятельности, ее потенциала, результатов и последствий критериям социальной эффективности и приемлемости. Лишь на этом пути могут быть выработаны корректные ценностные ориентиры и задан новый тип индивидуальной и групповой профессиональной деятельности, соответствующие задаче конструктивного решения социально значимых проблем.


    Б18.

    1. Что такое ноосфера и кто из ученых предложил и использовал это понятие? В чем суть теории ноосферы В. И. Вернадского и ее культурологический аспект? Как формулирует Вернадский проблему необходимости нового взгляда па природу и культуру?


    Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом.

    По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются:

    расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком»,

    радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми,

    создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной», «ганглиевой»),

    «подъём благосостояния трудящихся» и «победа демократии»,

    установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом, но и других его форм,

    учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства,

    вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой,

    превращение человечества в «геологическую силу».

    Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Иногда Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, иногда — как о неотвратимом будущем.


    1. Каково взаимоотношение между культурой и бессознательным в учении Фрейда? Что имеет в виду Фрейд, говоря о неудовлетворенности культурой? Что понимает 3. Фрейд под бессознательным? Что означают Я (Эго), Оно, Сверх-Я (Супер-Эго)? (Радугин А. А. Хрестоматия по культурологии. - М.: Центр, 1998,- C.I04-131).


    Суть фрейдовского открытия состоит в том, что Фрейд открыл в человеке бессознательное. О наличии неосознанного содержания в человеческой психике знали и раньше, но это содержание сводили к тому, что было сформировано в сознании, а потом вытеснено из него. Фрейд же открыл бессознательное как самостоятельное, независящее от сознания безличное начало человеческой души. При этом бессознательное активно вмешивается в человеческую жизнь. Фрейд считает, что это только иллюзия, будто нашей жизнью руководит наше «Я». На самом же деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей души. Фрейд называет это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней и темной психической силы. Фрейдовское «Оно» имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека. Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы и общества, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». Если «Я» руководствуется принципом реальности (т. е. стремится приспособиться к объективным условиям жизни), то «Оно» целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между «Я» и «Оно».

    Конечно, культура не может победить «Оно» в столкновении, ибо в нем сосредоточена вся психическая энергия человека. Поэтому Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Этот способ Фрейд назвал сублимацией.

    Однако для того, чтобы хоть немного овладеть энергией «Оно», культуре самой приходится проникать в его сферу — сферу бессознательного. Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки. В этом и есть важный вывод Фрейда.

    Эту установку Фрейд называет «Сверх-Я». «Сверх-Я» выполняет роль внутреннего цензора, который господствует над душевной жизнью человека.


    Б19.

    1. Ученые каких специальностей и кто именно способствовал формированию общественно-исторической школы в культурологии?

    Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский.

    Главными особенностями общественно-исторической школы являются организм культур, деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

    Освальд Шпенглер (1880—1936) — немецкий философ и историк культуры, автор сенсационного в свое время труда «Закат Европы» (1921-1923

    Вряд ли кто оказал такое заметное влияние на культурологическую мысль первой трети XX в., как Шпенглер. Подобно Ницше, он был ярким представителем так называемой философии жизни, противопоставляя в процессе познания живую интуицию «мертвому» рационализму и опираясь при определении культуры не на ее материально-техническую сторону, а на ее органическую природу. Он считается классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой. В этом Шпенглер повторял нашего соотечественника Н.Я. Данилевского и так же, как он, был одним из самых последовательных критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, считая Европу уже обреченным и умирающим его звеном.

    Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) — английский историк и социолог, автор 12-томного «Исследования истории» (1934—1961) Первоначально Тойнби рассматривал историю как совокупность параллельно и последовательно развивающихся «цивилизаций», генетически мало связанных одна с другой, каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели. Позднее он пересмотрел эти взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого «древа истории». Все они имеют тенденцию к единству, и каждая из них — его частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре.

    2, М.К. Петров - один из глубоких отечественных специалистов по античной культуре, удивился тому, что Китай, задолго до Европы располагал всем необходимым для изобретения науки: мыслящими индивидами, аналитической структурой языка, хорошо освоенным типографским навыком Однако то, что имело все основания произойти в Китае, обязано было произойти в Европе, куда пришлось перетаскивать из Китая инструменты и средства науки типа разборного шрифта и бумаги, без которых немыслима научная деятельность.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта