1. Каковы основные значения понятия культура Каковы основные этапы исторического осмысления культуры
Скачать 287.5 Kb.
|
А. Энштейн объяснял это случайностью, стечением обстоятельств. А как объясните все это Вы? Составьте перечень из 10-15 изобретений, позаимствованных Европой у Китая, Ниже перечислены в алфавитном порядке изобретения, которые возникли на территории современного Китая в эпоху неолита и ранней бронзы. Барабан или крокодиловая кожа: Барабаны из глины, датируемые периодом 5500 — 2350 гг. до н. э., были обнаружены на неолитических стоянках на большой площади, от провинции Шаньдун на востоке страны и до провинции Цинхай на западе. Весло: Гребные вёсла используются с раннего неолитического периода. Каноэ-образные керамические и шесть деревянных вёсел, датируемые 6000 г. до н. э., были обнаружены в культуре Гемуду В 1999 году весло размером 63,4 см (2 фута) в длину, датируемое 4000 г. до н. э., было также обнаружена в префектуре Исикава, Япония. Вилка: Вилка использовалась в Китае намного раньше палочек. Костяные вилки были обнаружены археологами в захоронениях культуры Цицзя бронзового века (2400—1900 до н. э.). Бронзовый гэ. Этот вид оружия существовал в Китае с неолита.Гэ (оружие): Кинжал-топор или гэ был разработан из земледельческих каменных орудий в эпоху неолита, археологи находят каменные гэ, относящиеся к культуре Луншань (3000-2000 до н. э.) на стоянках Мяодянь, провинция Хэнань. Колокол: Колокола из керамики были найдены во многих археологических раскопках: в Яншао, Цицзя. Самые ранние металлические колокола датируются примерно 2000 г. до н. э. Возможно, они были сделаны по ранее существовавшему керамическому прототипу. Поднос, покрытый красным лаком и украшенный золотой фольгой с гравировкой, XII — начало XIII столетия, эпоха империи СунЛак: Лак, изготовленный из экстракта лакового дерева, использовался в Китае с эпохи неолита. Лапша: При проведении археологических раскопок в 2005 году в Лацзя, археологическая культура Цицзя (2400—1900 до н. э.), была обнаружена лапша 4000-летней давности из проса, сохранившаяся в перевернутой глиняной миске, что создало вакуум между миской и осадочными отложениями, в которых она лежала. Лапша напоминает традиционную современную китайскую лапшу для лагмана, которая делается путём «многократного раскатывания и растяжки теста руками». Пароварка: Археологические раскопки показали, что использование пара для приготовления пищи началось с керамических сосудов, известных как пароварка «янь». Янь состояла из двух сосудов: цзэн с перфорированным дном, установленный на горшок или котелок с треножным основанием и верхней крышкой. Пластромантия: Самое раннее использование панциря черепах найдено археологами на стоянке Цзяху. Панцири, содержащие небольшие камешки различного размера и цвета, были просверлены небольшими отверстиями и связаны попарно друг с другом. Аналогичные находки были обнаружены в захоронениях культуры Давэнькоу ок. 4000—3000 до н. э., а также в провинциях Хэнань, Сычуань, Шэньси и Цзянсу Сброженные напитки:Археологи обнаружили остатки сброженного напитка, сделанного 9000 лет назад, в гончарных кувшинах на неолитической стоянке Цзяху (en:Jiahu), провинция Хэнань Использование соли: Самое раннее доказанное использование соли имело место на озере Юньченг, провинция Шаньси, в 6000 г. до н. э Культивирование сои: Выращивание сои началось в восточной части северного Китая около 2000 года до н. э., а возможно и намного раньше.[30] Лю др. (1997) утверждают, что соя впервые появилась в Китае и была одомашнена около 3500 до нашей эры.[31] В V веке соевые бобы культивировались в большинстве стран восточной Азии, но урожай не выходил за пределы этой области вплоть до XX века. Письменные отчёты о выращивании и использовании соевых бобов в Китае восходит по крайней мере к западной династии Чжоу. Б20.
В науке разработана типология следующих культурных общностей: - расово-этническая; - национально-культурная; - регионально-историческая. Расово-этническая культурная общность изначально имеет биологическую природу и является самой древней культурной общностью. Основа расово-этнической культурной общности – наследственные психофизиологические особенности людей, связанных един-ством происхождения. Понятие «раса» категория биологическая предисторическая. Однако расы до сих пор участвую в культурном процессе. Вместе с тем, в психологии, в нравах и обычаях, ра-совые группы имеют много общего, независимо от места проживания. Пример: афро-американская. Этническая общность может включать в себя племя, народность, народ. Отличитель-ный признак этнической общности не только наследственно-биологическая общность, но и культурно-бытовое единство. Национально-культурная общность. Нация – общность людей, складывающаяся преимущественно на экономической ос-нове в процессе обретения ими единой территории, единого литературного языка и общих особенностей духовной жизни, культуры. Национальная культура предполагает наличие у людей одного и того же языка, сход-ство психики, образа жизни + государство. Регионально-историческая культурная общность – определенная духовная близость нескольких народов одной расы с родственными этносами, обычно смежной территории, переплетающейся истории, сходными культурными и региональными хозяйственными связями. Выделяют: романскую, англо-саксонскую, славянскую, скандинавскую, арабскую, тюркскую, латиноамериканскую и т.п. регионально-исторические культурные общности. Процессы взаимообогащения культур, международные связи невозможны без учета регионально-исторической принадлежности той или иной страны.
В своем развитии техника прошла большой и трудный путь. В течение многих тысячелетий (до XVIII в.) она была ручной, механической, являлась продолжением руки, человеческой силы и мысли. Преобразовательное воздействие подобной техники умеренное. Как созидательный, так и разрушительный потенциал строго ограничен. Такая техника доступна каждому физически здоровому человеку. Культуротворческий результат в процессе применения данной техники зависит не столько от неё самой, сколько от творческого воображения субъекта. Эта техника служила не более чем помощником созидателя и была полностью ему подчинена. Появление полуавтоматической, машинной техники (парохода, паровоза, автомобиля, трактора, конвейера, самолёта) привело к тому, что продуктивность преобразовательного воздействия резко возросла. Подобная техника освободила человека от тяжелых затрат физической энергии. В отличии от ручной, машинная техника требует основательной профессиональной подготовки, специальных знаний. Культуротворческий результат в процессе применения данной техники весьма значителен. Используя ее, человек радикально преобразовал природу и самого себя, стандартизировал свою деятельность. Б21. Являются ли неизбежностью кризисы культуры и существуют ли пути их преодоления? В ХХ столетии полностью выявились кризисные явления техногенной цивилизации, образовавшейся на руинах средневековья. Культура этой цивилизации складывается на основе особых отношений человека и природы, люди в своём стремлении желали победить свою зависимость от природы и её высших ценностей, шло признание господства человека над природой, прогресса, обновления, наращивания технологических и научных знаний. жизненная цель мировой цивилизации заключается в накоплении как можно больших материальных благ, богатств и на этой почве находят решение все человеческие проблемы, в том числе и социальные, культурные и прочие. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. Известнейшие гуманисты и мыслители ХХ века с тревогой говорили о стремительно нарастающей деградации культуры. В истории развития науки вопрос о технике учёные лишь недавно стали напрямую связывать с вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. Русский философ Н. А. Бердяев уделял много внимания данной проблеме. В своём труде «Философия творчества, культуры и искусства» Николай Александрович ярко и чётко развернул тему Человек и машина. Как писал он в своём труде, техника есть последняя любовь людей, и они готовы изменить своё обличие под влиянием предмета своей любви. Немецкий философ Освальд Шпенглер также явственно видит зарождения кризиса в культуре и рассматривает этот феномен в своей книге «Закат Европы», гибель Запада, подобная гибели античности становится для немецкого философа темой заключающей в себе все величайшие вопросы бытия. Шпенглер считал, что дух Запада был попросту отождествлён со смыслом мира. По Шпенглеру, кризис культуры, это обычное вхождение её процветания в заключительную цивилизационную стадию. Согласно его учению кризис не есть стадия перед новым процветанием, он - завершение цикла, окончательное угасание культуры. Значит вполне можно утверждать, что наличие кризисов, есть закон мировой истории. 2.0пираясь на фрагменты работ Э.Б, Тайлора, Л.Клейна, А.С.Кармина, Б.Ерасова, сведите всё многообразие определений культуры к следующим типам: описательным, деятельностным, аксиологическим, и семиотическим. Поясните сущность каждого из указанных типов (Практикум по культурологии. - Новокузнецк, 2001. Задание №1, с 4). 1. Описательный подход. Культура представляется как результат всей деятельности человека. 2. Оценочный (аксиологический) подход, при котором степень культурности определяется путем соотнесения с некоторым ценностным эталоном. 3. Деятельностный подход. Культура рассматривается как специфический способ деятельности. 1.1 аксиологическая 1.2 описательная 1.3 деятельностная 1.4 семиотическая 1.5 аксиологическая Б22
Возможности Интернет в области культуры и искусства чаще всего трактуют с точки зрения расширения информационного обеспечения культурного процесса. Однако этот важный аспект далеко не исчерпывает проблематику, связанную с включением нового качества общения и богатейших информационных ресурсов в культурную жизнь. Влияние Интернет на культуру личности, национальные культуры и мировое культурное пространство сложно и неоднозначно. Уже широкое распространение телевидения поставило проблему подмены культурной образованности культурной информированностью. Восприятие информации обо всех видах искусства и разнокачественных культурных явлениях в телеэкранной форме создавало у широких масс представление о схожести, сопоставимости выразительных средств разных искусств. В сознании потребителя стиралась грань между подлинным и тиражированным или репродуцированным. Вместе с тем, общение с художественной культурой обогащает личность и дает наибольший эффект тогда, когда человек способен воспринять структуру и содержание произведения во всей его глубине. Когда глобальные информационные сети преимущественно используются для передачи конкретных сообщений, в том числе, о культурных событиях и явлениях, это усиливает распространение культурной информированности, но не способствуют культурной образованности. Подавляющее большинство Web-страниц и Web-сайтов о культуре построены по принципу "Что? Где? Когда?" или имеют рекламный характер, тогда как потенциальные образовательные возможности Интернет безграничны. Возможно построить комплекс информации, открывающей перед пользователем некую систему знаний в доступной и даже развлекательной форме. Использование Интернет для формирования нового качества информационного обмена о культурной жизни и повышения культурной образованности пользователя ставит сегодня перед специалистами прежде всего методологические проблемы. Подходы к их решению и будут излагаться в докладе. В частности, будет рассматриваться методология и способы соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей Интернет в целях достижения образовательного и развивающего результата.
б) Опишите основные проблемы образа жизни человека в техномире с позиций «технария» и «гуманитария» в) Сопоставьте размышления «технария» и «гуманитария» о месте и роли машинной техники в культуре общества Другой аспект проблемы “техника - человек” - это проблема образа жизни человека в созданном им самим техномире, с социокультурной точки зрения – о месте и роли искусственного техномира в жизни человека. Одно из предназначений техники - освобождение человека от “объятий” природы, обретение им свободы и некоторой независимости от природы. Но, освободившись от жесткой природной необходимости, человек на ее место, в общем-то незаметно для себя, поставил жесткую техническую необходимость, оказавшись в плену непредусмотренных побочных последствий технической среды, таких как ухудшение состояния окружающей среды, нехватка ресурсов и др. Мы вынуждены приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, связанных, например, с разделением труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой, мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них. Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва. Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности. Но возрастание рационализации труда, производства и всей жизни человека с помощью современной техники чревато монополизацией компьютерного рационализма, который выражается в прогрессировании внешней рациональности жизни за счет внутренней, за счет понижения автономности и глубины человеческого интеллекта, за счет разрыва между рассудком и разумом. Б23.
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями. В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру,воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Не может культура существовать без традиций Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство – творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость. Слово «инновация» является синонимом нововведения или новшества и может использоваться наряду с ними. Культура - все что создано или создается творческой человеческой деятельностью. Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.
Если обычный текст является линейным, и двигаться в его пространстве возможно только в направлениях, ограниченных одной плоскостью, то гипертекст открывает новые "поперечные" измерения. Читая книгу, мы не можем покинуть ее пределов, при этом не расставаясь с ней. Когда ее содержание вынуждает обратиться к другим источникам, то нам приходится отложить один текст, уйти за рамки его пространства и переключить свое внимание на другой, такой же принципиально одномерный и территориально ограниченный текст. Гипертекст полностью меняет ситуацию. Применяемый во всемирной паутине язык html, обеспечивает мгновенный переход от одного текста к другому, причем, для этого не нужно покидать пространство исходного текстового поля: стоит указать на снабженное гиперссылкой слово или предложение – и перед вами связанный с ним текст, первоначальный текстовой фрагмент при этом не исчезает, а лишь уходит на некоторое время на второй план. Текст, не теряя свои пространственных очертаний, обретает иное измерение, где он становится в буквальном смысле бесконечным, ведь от одной ссылки можно двигаться к другой и так далее без конца. Сама технология ссылок предполагает "множественность" авторов, то есть делает невозможным существование безотносительного, обособленного, замкнутого текста. В глобальной сети именно ссылки конституируют онтологический статус текста, ибо лишенный их, он становится невостребованным и умирает, затерявшись в информационном океане Интернета. Текст, помещенный в пространстве сети, отдается в свободное пользование, автор при этом отчуждает от себя произведение и фактически лишается своих привилегий – авторских прав и гонораров, составляющих незыблемый фундамент печатной культуры. Интернет начинает играть роль публичной библиотеки, где тексты принадлежат не авторам и издательствам, а безличной сети, в которой становятся доступными для всех желающих. Как утверждал Майкл Джойс, авторство становится "чем-то вроде бесконечной джазоподобной истории". Безусловно, в этом есть много отрицательных сторон, например, любой желающий может отсканировать любую книгу и без ведома ее создателей поместить на своей гипертекстовой странице. |