Главная страница
Навигация по странице:

  • Определите, какой тип динамики культурного развития (линейный или циклический) отражают концепции следующих авторов: Д

  • К какой из концепций социокультурного развития (линейной или циклической) относится эволюционизм В чём суть этого учения Кто из указанных выше мыслителей был эволюционистом

  • Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831), линейный

  • О.Шпенглера (1880-1936)

  • Л.Н.Гумилёва (1912-1992).

  • Существуют различные теории, объясняющие происхождение мифов

  • (возникла в XVIII веке в эпоху Просвещения);

  • (3, Фрейд, К. Г. Юнг);

  • Определите, к каким из предложенных типов можно отнести деятельность таких религиозных подвижников как

  • Можете использовать собственные примеры. Каждый свой выбор обоснуйте. (Практикум по культурологии. - Новокузнецк, 2001. Задание № 16, с. 17-1S).

  • Прочтите задание №17 из «Практикума по культурологии» (с. 19). Продолжая рассуждения А.Я, Гуревича о картинах мира и их многообразии определите, какой тип картины мира

  • соответствует приведенному описанию. Рассматривая типы культур, необходимо учесть, что речь идет только о культурах Запада (Практикум по культурологии. - Новокузнецк, 2001. Задание J6 17, с. 19-23).

  • 1. Каковы основные значения понятия культура Каковы основные этапы исторического осмысления культуры


    Скачать 287.5 Kb.
    Название1. Каковы основные значения понятия культура Каковы основные этапы исторического осмысления культуры
    АнкорEkzamenatsionnye_bilety_po_kulturologii_1_10.doc
    Дата22.04.2017
    Размер287.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаEkzamenatsionnye_bilety_po_kulturologii_1_10.doc
    ТипДокументы
    #5402
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    Часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих той или иной социальной группе, называется субкультурой.

    Существование субкультур связано с тем, что никакое общество не может быть абсолютно однородным.

    Формирование субкультур происходит по этнографическим, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Субкультуры идентичны или близки базовой культуре, от нее они отличаются лишь некоторыми элементами или чертами культуры. Но субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп.

    Примерами контркультуры служат богема, движение хиппи, преступная субкультура.

    На определенном этапе контркультурами были раннее христианство в Римской империи, воззрения религиозных различных сект в эпоху Средневековья, светская культура в эпоху Возрождения и т. д.

    Возникновение контркультуры – явление достаточно распространенное. Контркультура, несмотря на враждебное к ней отношение со стороны доминирующей культуры, тем не менее воздействует на нее. Таким образом, контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

    Выделение в составе культуры элитарной ее части исходит из концепции элитизма, согласно которой необходимой составной частью любой социальной структуры является правящее меньшинство – элита

    Она обладает монополией на принятие решений относительно содержания и распределения ценностей в обществе.

    В интересах элит создается и элитарная, или высокая культура, призванная обслуживать потребности правящего меньшинства.

    Создаваемая профессиональными творцами по заказу, она, как правило, опирается на высокие образцы классики во всех видах искусства и опережает уровень, доступный восприятию простых людей.


    1. Определите, какой тип динамики культурного развития (линейный или циклический) отражают концепции следующих авторов:

    Дж.Вико(I66H-174-1), Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831), К.Маркса (1818-1883), Н.Л.Данилевского (1822-/885), О.Шпенглера (1880-1936), А.Дж.Тойнби (1889-1975), Л.Н.Гумилёва (1912-1992). К какой из концепций социокультурного развития (линейной или циклической) относится эволюционизм? В чём суть этого учения? Кто из указанных выше мыслителей был эволюционистом?

    Дж.Вико(I66H-174-1), Основоположником концепции циклического развития культуры

    Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831), линейный

    К.Маркса (1818-1883), линейный

    Н.Л.Данилевского (1822-/885), циклического развития культуры

    О.Шпенглера (1880-1936), циклического развития культуры

    А.Дж.Тойнби (1889-1975), циклического развития культуры

    Л.Н.Гумилёва (1912-1992). линейный


    Б11.

    1. Что такое преемственность в культуре и культурное наследие? Какие общие моменты их объединяют?

    Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застает созданный предыдущими поколениями мир, включается в него, вбирает его в себя и живет, опираясь на то, что было создано раньше, до его появления.

    Что-то из культурных ценностей, исполнив свое назначение, ушло из жизни и стерлось в памяти людей. Но появилось новое, возникшее на его основе. Что-то продолжает жить в веках и служить человечеству. Культурные явления, казалось бы, отжившие свое время и забытые, вдруг обретают вторую жизнь и начинают активно влиять на культуру нового времени, а иногда и входят в нее.

    Но каждое новое поколение, усвоив доставшееся ему наследие, не ограничивается им, а создает новое и вносит его в культуру.

    Преемственность в развитии культуры проявляется на протяжении всей истории. Происходит это потому, что ценности, созданные в различные эпохи (речь идет о подлинных ценностях, выражающих гуманистическую сущность культуры), обладают устойчивыми элементами, присущими всей человеческой культуре в целом.

    Преемственность – одна из закономерностей общественного развития, и развития культуры в том числе.

    Развитие культуры происходит в соответствии с развитием всех общественных явлений. Культура изменяется с изменением самой жизни, ее развитие в значительной степени определяется и зависит от характера и уровня социально-экономического состояния общества.

    Однако было бы неверным представлять, что преемственность в культуре идет непрерывно. Она имеет как непрерывный, так и периодический характер, когда последовательность в развитии как бы прерывается и какие-то научные и художественные ценности игнорируются обществом, а потом вновь появляются на более позднем этапе.

    Рассмотрев историю развития культуры, мы отметили, что культура развивается неравномерно: имеются периоды подъёма и спада, время от времени происходят культурные разрывы, при которых многие элементы предыдущих культур отрицаются, а на смену им приходят новые культуры. Рассмотрим теперь некоторые общие вопросы, связанные с сохранением культурного наследия, традиции, с причинами и условиями его освоения и использования в ходе культурного развития народов.


    1. Существуют различные теории, объясняющие происхождение мифов: аллегорическая; эвгемерическая (от имени античного писателя Эвгемера); просветительская (возникла в XVIII веке в эпоху Просвещения); лингвистическая (Макс Мюллер и др.); эволюционистская (Э.Тайлор и др.); ритуалистическая (Дж Фрейзер и др.); символическая (Э.Кассирер); психоаналитическая (3, Фрейд, К. Г. Юнг); структуралистская (К.Леви-Стросс).

    2. Поясните, в чем суть этих теорий. (Практикум по культурологии. - Новокузнецк, 2001. Задание .N“12, с. 12-13).


    аллегорическая; Неудивительно поэтому, что греческие философы толковали мифы как аллегории, придуманные какими-то авторами, пожелавшими прибегнуть к иносказанию. Так, Эмпедокл – он жил в V в. до н. э. – утверждал, что Зевс – это аллегория огня, Гера – воздуха, Гадес – земли, а Нестис (местная сицилийская богиня) – влаги. Множество аналогичных толкований гомеровских богов и богинь было предложено другими греческими философами.
    эвгемерическая (от имени античного писателя Эвгемера); Почти одновременно с толкованиями мифов как аллегорий или иносказаний появились и их "эвгемеристические" толкования, как они обычно называются по имени Эвгемера, греческого автора IV-III вв. до н. э. Эвгемер в своем несохранившемся произведении толковал богов как древних правителей, которые сами себя обожествили или были обожествлены своими современниками или потомками.
    просветительская (возникла в XVIII веке в эпоху Просвещения); . Миф - невежественная выдумка, басня, следствие незнания законов природы, отсталости и страха. Мифы рассеиваются под воздействием подлинного знания. Такого мнения о мифе были некоторые древнегреческие мыслители, писатели-просветители XVIII в. и марксистские философы (хотя в советском обществоведении развивались и более сложные, специальные представления).

    лингвистическая (Макс Мюллер и др). Миф есть <болезнь языка>. Он возникает из метафор и образов древней поэзии. Сначала человек осознает условный характер своих сравнений (например, <звезды - глаза неба>), но затем по каким-то причинам забывает об условности и придает риторическим оборотам буквальное значение (небо превращается в существо с множеством глаз). Теория предложена в прошлом веке английским филологом М. Мюллером, в России с некоторыми поправками принималась А.Н. Афанасьевым и А.А. Потебней.
    эволюционистская (Э.Тайлор и др.); По мнению английского этнографа XIX в. Э. Тэйлора, миф - продукт раннего, детского состояния человека и человечества. Нуждаясь в объяснении природы, дикарь использует доступные ему приемы, он одушевляет мир и переносит на него все проявления своей личной жизни. Миф - это выражение некой первобытной философии и религии, каковым является анимизм (вообще одушевление природы).

    ритуалистическая (Дж Фрейзер и др.); символическая (Э.Кассирер); Миф есть одна из символических функций (наряду с наукой, искусством, религией, языком), имманентных (присущих) человеку. Миф обобщает опыт непосредственно, просто, нерефлексивно. Там, где рассудок ищет сложности, миф дает простоту непосредственной данности. Теория предложена немецким философом Э. Кассирером. К ней близко понимание мифа как <жизненно ощущаемой и творимой вещественной реальности> в книге А. Ф. Лосева <Диалектика мифа> (1930).

    психоаналитическая (3, Фрейд, К. Г. Юнг); структуралистская (К.Леви-Стросс). 7.Психоаналитическая. Миф - наиболее оформленное выражение индивидуального (3. Фрейд) или коллективного (К. Юнг) бессознательного.
    Б12.

    1. Каких ученых-культурологов объединяет натуралистическая школа и в чем состоят се основные особенности?

    Ее главная черта — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека, недооценивая принципиальные отличия его от животного. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. С натуралистической школой в культурологии смыкается и широко известный социальный дарвинизм, переносящий законы борьбы за существование и «право сильного» на человеческое общество. Помимо биологии, две новые науки, появившиеся уже в XX веке, сыграли заметную роль в формировании натуралистической школы — уже упоминавшийся нами фрейдизм и этология — наука о поведении животных, созданная К. Лоренцом и его коллегами, за которую они получили в 1973 г. Нобелевскую премию. К натуралистической школе примыкает и так называемая «функциональная теория культуры», созданная Б. Малиновским.

    Зигмунд Фрейд (1856—1939) — австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа и фрейдизма — научного направления, стремящегося применить психологические концепции для объяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом. Перенося психоанализ на область этнографии, истории, религии, биографий великих деятелей культуры, Фрейд и его последователи рассматривают культуру как «проекцию индивидуальной психики на общественный экран. По Фрейду, культура «охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей; а во-вторых, все институты для упорядочения человеческих.

    Карл Густав Юнг (1875—1961), критикуя фрейдовский «пансексуализм», в работе «Метаморфозы и символы «либидо» (1912) трактует понятие либидо как психическую энергию вообще. Юнг считал, что в психике человека помимо индивидуального бессознательного, на котором построен весь психоанализ Фрейда, существует и более глубокий слой — «коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах — изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека.


    1. Определите, к каким из предложенных типов можно отнести деятельность таких религиозных подвижников как Мухаммед, Франциск Ассизский, Фома Аквинский, Майстер Экхарт, Жанна д’Арк, Мартин Лютер, Сергий Радонежский, патриарх Никон, Серафим Саровский, Александр Мень. Можете использовать собственные примеры. Каждый свой выбор обоснуйте. (Практикум по культурологии. - Новокузнецк, 2001. Задание № 16, с. 17-1S).


    Мухаммед,пророк

    Франциск Ассизский,теолог

    Фома Аквинский,теолог

    Майстер Экхарт,

    Жанна д’Арк,

    Мартин Лютер, реформатор

    Сергий Радонежский, святой

    патриарх Никон, реформатор

    Серафим Саровский, святой

    Александр Мень. мистик

    Б13.

    1. Какую роль сыграл П. Я. Чаадаев в полемике между западниками и славянофилами по проблеме происхождения и развития русской культуры?

    П.Я.Чаадаев был основоположником просветительской критики славянофильства. Он подверг его критике еще до того, как оно сформировалось к 1839 г., т.е. в процессе его формирования.

    Уже в письмах середины 30-х годов и особенно в «Апологии сумасшедшего» (1837) Чаадаев дает резкую критику славянофильства, идеи которого уже в то время, что называется, «носились в воздухе».

    По мнению большинства современников и исследователей истории русской общественной мысли, идеи Чаадаева явились катализатором формирования славянофильской идеологии (школы славянофилов).

    Конечно, Чаадаев не был первым, кто в русской мысли эту проблему поставил. Он не был и первым «западником».

    Однако до выступления Чаадаева эти споры и задающиеся в них концепции не достигали той обобщенности, того включения в контекст целой философской системы, в состав которой входила и философия истории, как это имело место в концепции П.Я.Чаадаева, сформулированной им в философском трактате, написанном в 1829–1831 годах и позже названном «Философические письма».

    Небезынтересно отметить, что важность мнения Чаадаева о славянофилах была ясна давно, еще в середине прошлого века. Так журнал Ф.Достоевского в заметке «Летописца» считает мнения Чаадаева, связанные с проблемой происхождения славянофильства, «очень важными, потому что Чаадаев был, конечно, из самых компетентных судей в этом деле, да и само дело, т.е. зарождение славянофильства, совершилось у него на глазах

    В «Философических письмах» (1829–1831) и других документах этого периода Чаадаев развил философскую концепцию во многих отношениях сходную с той, которая много позже сложилась у славянофилов.

    Были общие пункты и в важнейшей для воззрения Чаадаева и славянофилов концепции «Россия – Европа» – такие, как идея специфического по сравнению с Европой пути развития России, ее преимуществ перед Западом, ее миссии по отношению к нему.

    Эти взгляды Чаадаева сложились у него в 1829–31 годах и затем подверглись эволюции в период, непосредственно предшествующий появлению славянофильства. Дальнейшая же эволюция взглядов Чаадаева в 40–50-х годах осуществлялась уже во взаимодействии со славянофильскими концепциями. В процессе этой длительной эволюции Чаадаев и вел полемику со славянофильством.


    1. Прочтите задание №17 из «Практикума по культурологии» (с. 19). Продолжая рассуждения А.Я, Гуревича о картинах мира и их многообразии определите, какой тип картины мира (античный, средневековый, ренессансный или новоевропейский) соответствует приведенному описанию. Рассматривая типы культур, необходимо учесть, что речь идет только о культурах Запада (Практикум по культурологии. - Новокузнецк, 2001. Задание J6 17, с. 19-23).



    17.1 ренесанс

    17.2 новоевропейская

    17.3 ренесансная

    17.4 античная

    17.5 ренесансная

    17.6 средневековая

    17.7 новоевропейская

    Б14

    1. Каковы взгляды на культуру Л. и. Толстого и Ф. М. Достоевского и в чем их различие?

    Воззрения Толстого слагались, разумеется, преимущественно под воздействием общественной и умственной атмосферы России второй половины XIX в. Русская мысль дала целый комплекс идей и течений, которые своеобразно переплавлялись в сознании писателя.

    Все планы преобразования жизни Толстой связывал с усовершенствованием человека. Отсюда, естественно, проблемы нравственности выдвигаются в центр философии и социологии. Но построение учения он не мыслил себе без религиозного основания. Все религии, по мнению Толстого, заключают в себе две части: одна -- этическая, т. е. учение о жизни людей, а другая - метафизическая, содержащая основную религиозную догматику и толкующая о Боге и его атрибутах, о происхождении мира и людей, об их отношении к Богу.

    Вместе с тем человечество на протяжении своего долгого существовании открыло и выработало духовные начала, которыми руководствуются все люди. Факт совпадения этих начал в сознании и поведении людей является для Толстого еще одним доказательством возможности и построения единой “истинной” религии. Для христиан “истиной” религией является христианство, но не в его внешних формах, а в моральных принципах, по которым христианство совпадает с конфуцианством, даосизмом, иудаизмом, буддизмом.

    Великий русский писатель-гуманист Достоевский считал, что достижение братства народов, социальная гармония возможны только на основе совершенствования жизни и достижения счастья каждым отдельным человеком. В противовес революционным преобразованиям общества Достоевский предлагает концепцию почвенничества, соединения высших слоев общества с великой "почвой" - русским нардом. Писатель считал, что сохранившийся в народе христианский идеал всетерпимости и всечеловечности обеспечит России усвоение европейской культуры и цивилизации без характерных для них крайностей - бедности, вражды сословий, борьбы всех против всех. Добро и зло в обществе, по мысли Достоевского, не от культуры или государственного устройства, а от человеческой природы, и любой человек способен вырваться из ограниченных социальных детерминант и волен сам свободно определить свою нравственную позицию.

    Ф.М.Достоевский говорил о необходимости движения человечества к целостной гармоничной культуре, к доброму разуму.

    2, Используя дидактический материал «Варианты развития современного общества» (- Новокузнецк, 2010, С.47-56), ответьте на вопрос, касающийся концепции М. Маклюэна: На чем основано отождествление человека с «большим глазом», у которого все другие возможности коммуникаций сведены к минимуму?

    Основным объектом своего исследования М. Маклюэн считал то, что в социальных науках, а также в обыденных представлениях обозначается термином “media”. Медиа - средства коммуникации, которые выступают посредником, включают в себя устное слово, рукописное слово, печать, радио, телевидение, способствуют генерации информации, смыслов и ценностей в процессе взаимоотношений социальных субъектов. Г. Маклюэн рассматривал медиа-среду, вернее информационно-коммуникативную систему в рамках определенных социокультурных отношений. Их определяющим фактором является способ коммуникации, точнее - технология, а социальная эволюция выступает как смена различных типов информационно-коммуникативной системы.

    В медиа-среде Г. Маклюэн выделяет два основных компонента, выполняющих информационно-коммуникативные функции:

    1. непосредственно средства и технологии коммуникации (устные, рукописные, печатные, электронные средства).

    2. феномены культуры (артефакты), которые сами не являются средствами коммуникации в общепринятом смысле, но при этом насыщены информационным содержанием (например, колесо, дорога, одежда, жилище, деньги, число, часы, фотография, игра, оружие, транспорт и т.д.), информационное содержание которых так или иначе может быть передано участникам взаимодействия.

    Артефакты и средства коммуникации обладают самостоятельным информационным содержанием и технологией передачи данного содержания

    В понимании Г. Маклюэна, совокупность средств коммуникации (печатные СМИ, телеграф, радио, телефон, телевидение, компьютер), определяет характер взаимодействия социальных субъектов, образуя символическую реальность, в которой отражаются явления и события общественной жизни. Вместе с тем, в более широком смысле, медиа-среда определяется не только совокупностью функций средств коммуникации, но и информационно-коммуникативными свойствами культурных артефактов.

    «Средства коммуникации» (media), о которых Г. Маклюэн рассказывает в книге «Понимание средств коммуникаций», - это не только СМИ, как часто считается. Сюда включаются такие разные вещи, как электрический свет, устная речь, письмо, дороги, числа, одежда, жилище, город, деньги, часы, печать, комикс, книга, реклама, колесо, транспортные средства (велосипед, автомобиль, самолет), автоматическое оборудование, фотография, игры, пресса, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие и многое другое. Эти «средства» рассматриваются Г. Маклюэном как внешние расширения человека, как непосредственные технические продолжения его тела, органов чувств и способностей. Будучи такими расширениями, они в конечном итоге отделяются от человека и обретают власть над ним.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта