Криминалистика все. 1. Криминальная (преступная) деятельность по совершению преступления и криминалистическая деятельность по расследованию преступления как две самостоятельные системы основные объекты криминалистического изучения
Скачать 0.62 Mb.
|
45.Использование методики «словесного портрета» в следственной и оперативно-розыскной работе. Словесный портрет находит широкое применение в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике, используется главным образом в идентификационных и уголовно-регистрационных целях, помогает следователям и оперативным работникам в розыске без вести пропавших, при опознании трупа, в установлении личности подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и скрывающихся преступников. При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц методика словесного портрета используется для подготовки розыскных требований с подробным описанием признаков внешности разыскиваемых, характеристики «особых примет» и «броских признаков», что дает возможность лицам, осуществляющим розыск, создать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого. Некоторые важные для розыска признаки внешности (усы, борода, одежда, обувь и др.) могут быть легко изменены. Поэтому розыскные мероприятия с использованием методики словесного портрета должны проводиться быстро и оперативно. Источниками сведений о признаках внешности разыскиваемого могут быть материалы уголовной регистрации, архивные материалы и личные дела, фотоснимки, данные, полученные в результате допроса, личного наблюдения, осмотра места происшествия. «Словесный портрет» скрывшегося преступника, личность которого не установлена, составляется, как правило, по показаниям потерпевших и свидетелей-очевидцев, а также по данным, полученным при анализе обстоятельств совершения преступления. Изучение обнаруженных на месте происшествия следов и других вещественных доказательств позволяет иногда получить сведения о внешности преступника, его физических особенностях. Наиболее ценны в этом отношении «дорожка» следов ног, следы рук, зубов, орудий взлома и некоторые другие следы и предметы. Они иногда дают возможность судить о росте, половой принадлежности, телосложении, физических недостатках преступника. Например, по отпечаткам пальцев и месту их расположения можно определить примерный рост преступника, по размеру отверстия, через которое он проник на место происшествия, — его телосложение. При регистрации неопознанных трупов и без вести пропавших лиц признаки внешности по возможности подробно описываются в регистрационных картах, используемых для идентификационных целей (подробнее об этом см. в гл. XVI). При регистрации лиц, содержащихся под стражей, признаки внешности описываются также по правилам «словесного портрета». Это описание наряду с опознавательными фотоснимками является существенным дополнением к пофамильному (алфавитному) учету лиц, совершивших преступление (см. гл. XVI). Методика «словесного портрета» в известной степени определяет правила сигналетической (опознавательной) фотосъемки. Она требует изображения в фас и правый профиль при открытой, свободной от волос ушной раковине, строго вертикального положения головы, четкости фотоизображения. Портретная съемка в фас и профиль рассчитана на то, чтобы при отождествлении личности по опознавательным фотоснимкам использовать методику «словесного портрета», иметь дополнительную возможность сопоставить признаки внешности, отобразившиеся на фотоснимке, с их «словесным портретом». «Словесный портрет» используется также при разработке и применении метода комбинированных портретов — «фоторобота», «изоробота». Известно, что воспроизведение допрашиваемым наблюдавшихся им признаков внешности того или иного человека облегчается, если воспоминание дополняется другой, более простой формой воспроизведения — узнаванием. Так, если показать допрашиваемому фотоснимки (или рисунки) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица, то допрашиваемый, как правило, безошибочно указывает на тот вариант, который более всего соответствует внешности человека, личность которого выясняется на данном допросе. Эта психологическая закономерность в сочетании с методикой «словесного портрета» и лежит в основе метода комбинированных портретов. Для того чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого создать (смонтировать) портрет виденного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки, изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, подбородка, ушной раковины, шеи, плеч и т. д. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внешности искомого человека. То же самое делается в отношении его головного убора, очков, галстука и других вещей. Фотоснимки или рисунки различных вариантов этих предметов также предъявляются допрашиваемому. Когда отбор соответствующих фотоснимков или рисунков различных частей лица и носильных вещей закончен, производится монтаж этих деталей, чтобы получить составной (комбинированный) портрет искомого лица. После монтажа портрет предъявляют допрашиваемому и в случае необходимости вносят исправления в соответствии с его замечаниями. Окончательно смонтированный портрет размножают и рассылают в соответствующие органы для использования в розыске скрывшегося преступника. При допросе о признаках внешности того или иного лица методика «словесного портрета» способствует получению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз его видели. При этом чаще всего упоминается лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные признаки одежды и некоторые другие «броские приметы». Используя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные приметы. Опасны в этих случаях наводящие вопросы. Учитывая психологические закономерности восприятия и памяти, необходимо путем активизации ассоциативных процессов, постановки дополнительных уточняющих вопросов помочь допрашиваемому по возможности подробно и точно описать признаки внешности. Желательно при этом придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако если допрашиваемый незнаком с этой терминологией и употребляет другие наименования признаков внешности, их следует сохранить в описании, поскольку замена этих наименований специальными терминами может привести к искажению показаний. «Словесный портрет» используется также в процессе освидетельствования при описании телесных повреждений, накожных примет и других анатомических признаков, обнаруженных на теле освидетельствуемого. Широкое применение методика «словесного портрета» находит также в фотопортретной идентификационной экспертизе. 46.Система описания признаков внешности – «словесный портрет». Признаки внешности человека подразделяются на две основные группы: 1) анатомические (статические), характеризующие особенности анатомического строения человека. Данные признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов; 2) функциональные (динамические), физиологической основой которых является условно-рефлекторные процессы, сопровождающиеся возникновением динамического стереотипа движения человека. Это привычные, автоматизированные движения и положения человека и его отдельных частей (осанка, походка, мимика и др.). Использование анатомических и функциональных признаков внешности для идентификации человека обусловливается относительной устойчивостью признаков, которая определяется постоянством костно-хрящевой основы тела человека. Возрастные или болезненные изменения не имеют существенного практического значения. Умышленные изменения анатомических признаков с помощью пластических операций не проходят бесследно и легко выявляются при освидетельствовании. Функциональные признаки внешности менее надежны, они могут быть легко изменены (напр., человек, сделав над собой небольшое усилие, может изменить свою походку, изменить свою жестикуляцию и т. д.). Но совсем изменить функциональные признаки, присущие данному человеку, невозможно, они так же устойчивы, как и неповторимы. Словесный портрет – это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов. Идентификация человека по признакам внешности с использованием методики словесного портрета может осуществляться путем: 1) предъявления для опознания; 2) непосредственного сопоставления его внешности с фотопортретом; 3) непосредственного сопоставления его внешности с имеющимся словесным портретом; 4) сопоставления словесного портрета с фотоизображением. Криминалистикой разработаны основные правила описания внешности по методу словесного портрета: 1) максимальная полнота описания внешности человека. Соблюдение этого правила обусловлено тем, что во время составления словесного портрета еще неизвестно, какие из признаков будут основными при розыске; 2) последовательность описания (от общего к частному). Сначала указываются общефизические признаки – пол, возраст, затем описываются анатомические признаки – фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова (лицо); 3) описание с помощью специальной терминологии. Это необходимо для обеспечения единообразного понимания получаемой информации. Источники информации подразделяют на: 1) субъективные – это мысленные образы, сохранившиеся в памяти человека, по которым он может дать описание внешних признаков, произвести опознание преступника и т. д.; 2) объективные – это фотоснимки, слепки-маски с умершего, рентгеновские снимки и видеоматериалы. Словесный портрет находит широкое применение в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике, используется главным образом в идентификационных и уголовно-регистрационных целях, помогает следователям и оперативным работникам в розыске без вести пропавших, при опознании трупа, в установлении личности подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и скрывающихся преступников. При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц методика словесного портрета используется для подготовки розыскных требований с подробным описанием признаков внешности разыскиваемых, характеристики «особых примет» и «броских признаков», что дает возможность лицам, осуществляющим розыск, создать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого. Некоторые важные для розыска признаки внешности (усы, борода, одежда, обувь и др.) могут быть легко изменены. Поэтому розыскные мероприятия с использованием методики словесного портрета должны проводиться быстро и оперативно. Источниками сведений о признаках внешности разыскиваемого могут быть материалы уголовной регистрации, архивные материалы и личные дела, фотоснимки, данные, полученные в результате допроса, личного наблюдения, осмотра места происшествия. «Словесный портрет» скрывшегося преступника, личность которого не установлена, составляется, как правило, по показаниям потерпевших и свидетелей-очевидцев, а также по данным, полученным при анализе обстоятельств совершения преступления. Изучение обнаруженных на месте происшествия следов и других вещественных доказательств позволяет иногда получить сведения о внешности преступника, его физических особенностях. Наиболее ценны в этом отношении «дорожка» следов ног, следы рук, зубов, орудий взлома и некоторые другие следы и предметы. Они иногда дают возможность судить о росте, половой принадлежности, телосложении, физических недостатках преступника. Например, по отпечаткам пальцев и месту их расположения можно определить примерный рост преступника, по размеру отверстия, через которое он проник на место происшествия, — его телосложение. При регистрации неопознанных трупов и без вести пропавших лиц признаки внешности по возможности подробно описываются в регистрационных картах, используемых для идентификационных целей При регистрации лиц, содержащихся под стражей, признаки внешности описываются также по правилам «словесного портрета». Это описание наряду с опознавательными фотоснимками является существенным дополнением к пофамильному (алфавитному) учету лиц, совершивших преступление Методика «словесного портрета» в известной степени определяет правила сигналетической (опознавательной) фотосъемки. Она требует изображения в фас и правый профиль при открытой, свободной от волос ушной раковине, строго вертикального положения головы, четкости фотоизображения. Портретная съемка в фас и профиль рассчитана на то, чтобы при отождествлении личности по опознавательным фотоснимкам использовать методику «словесного портрета», иметь дополнительную возможность сопоставить признаки внешности, отобразившиеся на фотоснимке, с их «словесным портретом». «Словесный портрет» используется также при разработке и применении метода комбинированных портретов — «фоторобота», «изоробота». Известно, что воспроизведение допрашиваемым наблюдавшихся им признаков внешности того или иного человека облегчается, если воспоминание дополняется другой, более простой формой воспроизведения — узнаванием. Так, если показать допрашиваемому фотоснимки (или рисунки) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица, то допрашиваемый, как правило, безошибочно указывает на тот вариант, который более всего соответствует внешности человека, личность которого выясняется на данном допросе. Эта психологическая закономерность в сочетании с методикой «словесного портрета» и лежит в основе метода комбинированных портретов. Для того чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого создать (смонтировать) портрет виденного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки, изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, подбородка, ушной раковины, шеи, плеч и т. д. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внешности искомого человека. То же самое делается в отношении его головного убора, очков, галстука и других вещей. Фотоснимки или рисунки различных вариантов этих предметов также предъявляются допрашиваемому. Когда отбор соответствующих фотоснимков или рисунков различных частей лица и носильных вещей закончен, производится монтаж этих деталей, чтобы получить составной (комбинированный) портрет искомого лица. После монтажа портрет предъявляют допрашиваемому и в случае необходимости вносят исправления в соответствии с его замечаниями. Окончательно смонтированный портрет размножают и рассылают в соответствующие органы для использования в розыске скрывшегося преступника. При допросе о признаках внешности того или иного лица методика «словесного портрета» способствует получению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз его видели. При этом чаще всего упоминается лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные признаки одежды и некоторые другие «броские приметы». Используя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные приметы. Опасны в этих случаях наводящие вопросы. Учитывая психологические закономерности восприятия и памяти, необходимо путем активизации ассоциативных процессов, постановки дополнительных уточняющих вопросов помочь допрашиваемому по возможности подробно и точно описать признаки внешности. Желательно при этом придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако если допрашиваемый незнаком с этой терминологией и употребляет другие наименования признаков внешности, их следует сохранить в описании, поскольку замена этих наименований специальными терминами может привести к искажению показаний. 47.Характеристика признаков внешности, их классификация. Как и любой объект материального мира, внешний облик человека обладает такими свойствами как индивидуальность, относительная устойчивость и способность отображаться в других объектах. Индивидуальность или неповторимость внешности человека обеспечиваются большим количеством ее элементов, совокупность которых индивидуализирует каждого конкретного человека. Относительная устойчивость внешнего облика человека означает, что, несмотря на изменения на протяжении всей жизни, черты его внешнего облика сохраняются относительно устойчивыми в течение определенного периода времени. На основе относительной устойчивости внешней анатомии и проявляемых вовне функций жизнедеятельности возможно объективно анализировать их изменения на основе данных различных наук. Такое свойство внешнего облика человека, как способность запечатлеваться в различных отображениях (фотоснимках, рисунках и др.), позволяет применять информацию о внешности в процессе раскрытия и расследования преступлений. Внешний облик человека состоит из системы элементов, то есть деталей, частей, выделяемых при визуальном изучении. Это элементы внешнего строения головы, лица, туловища, конечностей; внешние проявления жизнедеятельности человека (походка, жестикуляция и т.п.); общефизические данные (пол, возраст и др.); детали предметов одежды и мелких носимых вещей. Внешний облик человека в целом, как и отдельные его элементы, обладают признаками, которые можно определить как их заметные характеристики. Признаки внешности являются объективными отображениями ее свойств. Классификация элементов и признаков внешности человека: 1) собственные (основные) элементы и признаки являются неотъемлемой принадлежностью внешнего облика человека и, в свою очередь, подразделяются на: а) общефизические - пол, возраст, антропологический тип (тип лица и др.); б) анатомические (анатомоморфологические) - фигура в целом, части тела (голова, лицо, шея, плечи, грудь, спина, конечности, волосяные покровы, морщины, пятна, складки, следы различных операций). Они характеризуются формой, контуром, конфигурацией, величиной, положением и цветом; в) функциональные, характеризующие внешнее проявление жизнедеятельности человека (походка, поза, мимика, жестикуляция, артикуляция, бытовые и специальные привычки). Они определяются положением и взаиморасположением и движениями частей тела. 2) сопутствующие (дополнительные) представляют собой элементы и признаки одежды и мелких носимых вещей (очки, часы, украшения и т.п.). Их можно подразделить на: а) производственные (образующиеся в процессе их изготовления фасон, модель, размер, материал, фурнитура и т. п.); б) приобретенные (появляющиеся в процессе эксплуатации вещи заплаты, разрывы, трещины, потертости и т. п.). Кроме того, в особую группу признаков внешности человека можно выделить особые приметы (броские признаки), которые могут быть анатомическими (напр., бородавка, шрам, горб, татуировка, размерные несоответствия частей тела человека) и функциональными (напр., заикание, хромота, нервный тик). 2.6.4 Отображения внешнего облика Отображения внешнего облика, используемые в практике раскрытия и расследования преступлений, принято делить на субъективные и объективные. Субъективные отображения - это мысленные образы (которые могут быть использованы непосредственно, напр., при опознании потерпевшим напавшего на него преступника, а также описание, субъективный портрет, реконструкция лица по черепу. Описание заключается в указании признаков внешнего облика человека. Оно может быть: - произвольным (дается в словах и выражениях, используемых в обыденной речи); - систематизированным (упорядоченным) - описание по методу словесного портрета. Словесный портрет - это систематизированное, научно обоснованное описание внешнего облика человека по определенной методике при помощи стандартизированной терминологии. Правила описания по методу словесного портрета: а) определение признаков внешности применительно к нормальному положению тела стоящего человека; причем элементы внешности характеризуются как в анфас, так и в профиль; б) последовательность и определенный порядок описания - от общего к частному; сверху вниз, сначала общефизические, затем анатомические, функциональные, сопутствующие признаки и особые приметы; в) соблюдение специальной терминологии. Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Виды субъективных портретов: - рисованный; - рисованно-композиционный (составленный из типизированных комплектов рисунков); - фотокомпозиционный (изготовленный из фрагментов фотоснимков различных лиц); - комплексный или "живой" (по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, затем фотографируется или снимается на видеопленку); - реконструкция лица по черепу осуществляется при обнаружении останков человека, в том числе черепа с разрушенными мягкими тканями. Методика реконструкции по черепу, разработанная ученым-антропологом М.М. Герасимовым, основана на определенных зависимостях между строением костей черепа и толщиной, формой мягких тканей головы. Для изготовления рисованно-композиционных и фотокомпозиционных портретов в настоящее время применяются специально разработанные компьютерные программы ("Elli", "БАРС", "ФРС", "Faces" и др.), использующие в качестве баз данных идентификационный комплект рисунков (ИКР) или комплекты фрагментов фотоснимков различных лиц. В современной практике применяются в основном методы графической реконструкции, которые выполняются с использованием программных средств для ПЭВМ. Пластическая (скульптурная) реконструкция как весьма трудоемкая производится редко. Объективные отображения, используемые в практике раскрытия и расследования преступлений: - фотоснимки, кино- и видеоленты, которые позволяют наиболее полно и объективно зафиксировать внешний облик человека; - посмертные маски и слепки (если посмертные изменения незначительны). Кроме вышеприведенной классификации в криминалистической габитоскопии отображения внешнего облика человека подразделяют на идеальные (мысленный образ, запечатленный в сознании человека и хранящийся в его памяти) и материальные (материальные объекты-носители соответствующей информации - субъективные портреты, посмертные маски, фотоснимки и т. п.). 2.6.5 Судебно-портретная экспертиза С целью установления личности по признакам внешности в процессе расследования преступлений проводится судебно-портретная экспертиза. Существуют следующие виды портретной экспертизы: - по фотоизображениям конкретных лиц; - по фотоизображениям и черепу; - по фотоизображениям и рентгеновским снимкам; - по фотоизображениям и кино-, видеокадрам. Наиболее распространенным видом судебно-портретной экспертизы является отождествление личности по фотоснимкам, в основе которого лежит сравнительное исследование признаков внешности запечатленных на двух и более фотокарточках людей. В качестве идентифицируемого объекта при этом выступает конкретное лицо, изображенное на фотоснимке, а идентифицирующего - фотопортреты с изображением неустановленного лица. Целью идентификации является установление наличия или отсутствия тождества. Требования, предъявляемые к материалам (фотопортретам), представленным на экспертизу: - сопоставимость по ракурсу, времени изготовления, условиям их получения (освещенность, фон и т. п.); - высокое качество (фотоснимки должны быть резкими, средне-контрастными, без ретуши и вуали, повреждений и загрязнений). Стадии процесса экспертного исследования: - предварительное исследование - осмотр исследуемых фотоизображений с целью решения вопроса о достаточности материала для сравнительного исследования; определение приемов сравнения; - раздельное исследование - выявление наиболее характерных и устойчивых признаков внешности на каждом фотоснимке; - сравнительное исследование - основная стадия, на которой сравниваются выявленные признаки с целью установления различия или совпадения с применением методов сопоставления, совмещения, наложения(аппликации) и др.; - оценка полученных результатов и формулирование выводов; - составление заключения эксперта. При назначении судебно-портретной экспертизы перед экспертом наиболее часто ставят вопросы: - одно или разные лица изображены на фотоснимках; - не принадлежит ли череп, представленный на экспертизу, человеку, изображенному на фотоснимках (рентгеноснимках). |