габитоскопия. КРИМИНАЛИСТИКА ТЕМА ГАБИТОСКОПИЯ. 1. Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности как отрасль криминалистической техники понятие, предмет, задачи
Скачать 3.94 Mb.
|
1.Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности как отрасль криминалистической техники: понятие, предмет, задачи. Криминалистическая габитоскопия - это самостоятельная отрасль криминалистической техники, включающая теоретические положения о внешнем облике человека, закономерностях его формирования, средствах и методах собирания, изучения и использования данных о внешности человека в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.(Челышева) Габитоскопия(от лат. habitus - внешний облик человека, его конституция, телосложение и греч. skopeo - рассматривать), или габитология — раздел криминалистики, изучающий элементы и признаки внешности человека, отображения внешнего его облика, используемые в розыскной и следственной практике, специальные технико-криминалистические средства и методы собирания данных о внешнем облике человека, особенности проведения криминалистической портретной экспертизы.(Россинская)
ФИЛИППОВ: Понятие внешнего облика человека является узловым в криминалистической габитоскопии. Традиционно он определяется как наружный вид, совокупность сведений о человеке, воспринимаемых зрительно. Такие сведения используются в процессе раскрытия и расследования преступлений, в частности, для решения задач: розыска неизвестных лиц, скрывшихся с мест нераскрытых преступлений, если имеется информация о их внешности; розыска известных лиц, укрывающихся от следствия или суда или бежавших из места отбытия наказания; розыска без вести пропавших; идентификации живых лиц и умерших (погибших) граждан. Эти задачи решаются при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, ведении криминалистических учетов, проведении экспертиз и исследований. 2. Признаки внешности человека, их классификация и свойства. Признаки внешности подразделяются на две основные группы: анатомические (морфологические), характеризующие наружное строение тела человека, его частей и покровов, и функциональные , характеризующие наблюдаемые состояния человека и его привычные, автоматизированные действия (поза, походка, жестикуляция, мимика, бытовые привычки, навыки и умения), которые определяются положением, взаимоположением и движениями частей тела. Признаки, присущие телу человека, его наружному облику, называют «собственными». К числу собственных элементов и признаков относят, наряду с анатомическими и большинством функциональных, общефизические элементы, характеризующие физический тип человека (пол, возраст, антропологический и конституционный тип). В специальную группу анатомических и функциональных признаков выделяются так называемые особые и броские приметы. Особые приметы — это редко встречающиеся признаки, обусловленные случайными причинами, представляющие собой отклонения от нормального строения (аномалии) или состояния. Они могут быть врожденными или приобретенными в течение жизни. К анатомическим особым приметам относятся физические недостатки, например искривление позвоночника, укороченность рук, ног, сросшиеся пальцы, рубцы, хирургические швы, татуировки и проч. Те из них, которые легко наблюдаются в обычных условиях (хорошо различимые физические недостатки), другие признаки, находящиеся на открытых участках тела (следы оспы на лице), и др. называются еще броскими приметами. Наряду с собственными, неотъемлемо принадлежащими человеку признаками, его внешний облик характеризуется также признаками сопутствующими, имеющими вспомогательное значение, являющимися его атрибутами. Это предметы одежды, обуви, бытовые носимые вещи. Предметы экипировки дополнительно характеризуют человека, позволяют составить представление о собственных признаках (пол, возраст, размер частей тела) и о привычках, вкусах, а иногда о социальном положении человека. Такие признаки называют и атрибутивными. Однако надо иметь в виду, что эти объекты заменимы и поэтому не всегда могут использоваться для отождествления человека самостоятельно. Элементы внешности условно подразделяются на общие и частные. Первые характеризуют тело человека или какую-то его часть в целом — это наиболее крупные и заметные признаки, а вторые — отдельные части общих элементов, детали. Деление признаков на общие и частные относительно, но оно способствует конкретизации восприятия облика человека и правильному, всестороннему описанию внешности (так, к числу общих анатомических признаков относится, например, величина глаз, к частным — углы глаз и т.д.). Элементы внешности неоднородны по своей природе. Среди них можно различить постоянные и временные, необходимые и случайные, естественного, искусственного и патологического происхождения. Постоянные элементы внешности присущи человеку при его нормальном развитии в течение всей его жизни; временные могут появляться и исчезать (волосяной покров, бородавки и проч.). Необходимые элементы присущи всем представителям определенной группы, случайные — не обязательно присутствуют у конкретного человека. Естественные элементы присущи человеку от рождения или появляются с возрастом, искусственные — в результате сознательного или независящего от человека изменения его внешности (применение косметических средств, хирургические операции, травмы и др.). Патологические элементы — это нарушения нормального строения элементов внешности вследствие заболевания. Они могут быть врожденными и приобретенными. Признаки, характеризующие внешность человека, подразделяются на групповые и индивидуализирующе. Групповые — закономерные для определенного типа людей (например, антропологические и др.). Индивидуализирующие признаки выделяют данного человека из всех остальных (мелкие и частные элементы внешности, необычные варианты признаков той группы, к которой принадлежит человек). Признаки внешности обладают различной степенью устойчивости. Наиболее устойчивыми являются анатомические признаки, обусловленные костно-хрящевой основой (форма и размер лба, форма спинки носа и положения его основания, форма, размеры и положение ушных раковин и др.). Признаки, имеющие в качестве основы мягкие ткани, менее устойчивы. Идентификационное значение любого признака зависит не только от его устойчивости, но и от частоты встречаемости. Редкие признаки имеют большее идентификационное значение, чем широко распространенные. Поэтому достоверность отождествления зависит прежде всего от выбранной совокупности сравниваемых признаков и правильной оценки их идентификационного значения. Признаки внешности описываются по специальным правилам и с помощью специальной терминологии. Это необходимо для единого понимания описаний, использующихся в раскрытии и расследовании преступлений. Элементы внешности характеризуются по форме, величине, положению, цвету, количеству, симметрии и выраженности. Такой признак, как форма, определяется в соответствии с общепринятыми начертаниями — круглая, овальная, прямоугольная, треугольная, выпуклая, вогнутая, извилистая и т.д. В ряде случаев этот признак называют контуром. Термин «контур» применяют для обозначения линейных границ элементов внешности (например, контур ушной раковины и т.д.). Величина — это количественная характеристика элементов внешности, в том числе размеры (глубина, высота, ширина, длина, выступание и др.). Величина части тела в большинстве случаев определяется путем визуального сопоставления одних частей тела с другими и выражается в таких понятиях, как, например, малая, средняя величина, большой, высокий, низкий, широкий, узкий. Под положением элементов внешности понимается размещение их относительно вертикальной или горизонтальной плоскости, а также взаимное расположение. Положение элементов внешности характеризуется как горизонтальное, вертикальное, косовнутреннее, приподнятое, опущенное, выступающее, втянутое. Цвет — окраска (пигментация) волос, каймы губ, кожи, глаз. Цвет выражается в общеупотребительных терминах (белый, черный и т.д.), более точно — путем сопоставления с цветными шкалами. Количеством характеризуются обычно одноименные элементы внешности, число которых непостоянно (родинки, бородавки и т.д.). Симметрия — признак, отражающий подобие парных элементов внешности по их признакам. Степень симметрии определяется по приближению к совпадению характеристик одноименных парных элементов внешности. Выраженность — производный признак, который применяется при изучении элементов внешности, когда раздельная оценка каждого признака элемента затруднительна или не имеет существенного значения (например, надбровные дуги выражены сильно, слабо, вообще не выражены). 3. Методы и средства собирания, фиксации и использования признаков внешности человека. БЕЛКИН Методы и средства собирания информации о внешних признаках человека Потребность в получении и фиксации сведений о признаках внешности возникает при криминалистическом учете (уголовной регистрации) живых лиц и неопознанных трупов; при необходимости розыска лиц, совершивших преступление и скрывающихся от органов следствия и суда, лиц, совершивших побег из мест заключения. Источники получения сведений о каждой из категорий различны, однако все они могут быть поделены по своей природе на две группы: субъективные и объективные. Способы фиксации сведений, получаемых из этих источников: словесное (вербальное) описание и материально-фиксированное изображение или отображение признаков внешности человека. Субъективными являются представления (психофизиологические отображения) о внешности искомого лица в памяти человека ("мысленный образ"). Этот мысленный образ может быть зафиксирован в форме описания (в протоколе допроса, в ориентировке, рапорте, донесении и т. п.), а также путем передачи изображений, несущих в себе значительный элемент субъективизма (рисованные, композиционные портреты). К объективным источникам относятся фотоснимки, кинокадры, видеозапись, рентгенограммы. Объективными источниками являются и отображения элементов человека (слепок с лица трупа, слепок следа босой ноги, отпечатки пальцев и т. п.), а также костные останки, череп. Объективным может быть признано и описание по методу словесного портрета, составленное по всем правилам в условиях непосредственного целенаправленного восприятия фиксируемого лица. Оценка информации из субъективных источников требует особого подхода. Формирование мысленного образа искомого лица в памяти человека– это сложный психофизиологический процесс. Он складывается из нескольких этапов, каждый из которых способен повлиять на достоверность информации. Основными из этих этапов являются: восприятие, запоминание, воспроизведение. Восприятие внешнего облика может быть длительным, неоднократным, в том числе и при благоприятных условиях, способствующих запоминанию (совместные учеба, работа, проживание и т. п.), либо кратковременным, когда совершалось преступление. На восприятие могут оказывать влияние как объективные факторы (расстояние до запоминаемого лица, характер и степень освещения объекта, длительность восприятия), так и субъективные (пол, возраст, профессия запоминающего, его наблюдательность, целенаправленность восприятия и др.). Бывает так, что свидетель в какой-то момент даже не осознает того, что является очевидцем преступления и не обращает должного внимания на преступника. В ходе собеседования или допроса лица (свидетеля, потерпевшего), показания которого предполагается использовать для составления описания разыскиваемого, обязательно выявляются и учитываются условия восприятия, свойства памяти допрашиваемого и оценивается его способность к воспроизведению запомненных признаков. Рассказ допрашиваемого (опрашиваемого) должен быть свободным. Не следует применять при его допросе терминов словесного портрета, так как они ему неизвестны и могут дезориентировать. Если же изложить его показания в протоколе с использованием этих терминов, то ему придется подписываться под сведениями, которых он не понимает. Вместе с тем, допрашивая лицо о признаках внешности, полезно придерживаться общей схемы словесного портрета – от общего к частному и т. д. Целесообразно использовать контурные изображения лица и отдельных его элементов. На основе такого произвольного описания можно составить систематизированную ориентирующую информацию. Мысленный образ может быть трансформирован в виде субъективного портрета. В криминалистической технике различают три модели таких портретов: рисованные, рисованно-композиционные, фотокомпозиционные. Рисованные портреты выполняются самим очевидцем (при наличии у него соответствующего навыка) или художником с его слов. При составлении рисованно-композиционных портретов применяются штриховые рисунки элементов лица, позволяющие путем различных комбинаций составить значительное количество изображений, различающихся по тем или иным признакам внешности. В настоящее время для этих целей используется система ИКР-2. При изготовлении фотокомбинированных портретов (фоторобот) используют не рисунки, а фрагменты фотографий различных лиц. Фотографии подбирают в соответствии с показаниями свидетелей. Рисованные и композиционные портреты являются по своей природе субъективными и используются только в целях розыска. Для экспертного отождествления они непригодны и объектами судебно-портретной экспертизы не являются. Дополнительные сведения о разыскиваемой личности могут быть получены при осмотре места происшествия и анализе вещной обстановки. Следы рук, ног (обуви), зубов, следы взлома и др. позволяют судить о поле, росте лица, размере отдельных частей тела (рук, ног), его навыках (профессиональных, преступных), физической силе и т. п. Если предстоит собрать информацию о внешности известных лиц, например скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест заключения, безвестно отсутствующих, то для этого используют как субъективные, так и объективные источники информации. Объективными здесь являются материалы оперативных и криминалистических учетов, личные и учетные дела арестованных и осужденных. Данные о без вести пропавшем могут быть получены от его родственников и знакомых. Они же могут предоставить фотографии. Дополнительные данные для всех случаев розыска могут быть получены из лечебной документации (стоматологических карт, санаторно-курортных книжек, рентгенограмм и т. п.), где фиксируют сведения, включаемые в словесный портрет (рост, состояние зубного аппарата, хирургические вмешательства и др.). Информацию о внешности регистрируемого лица получают путем непосредственного наблюдения и освидетельствования, что позволяет точнее воспринять анатомическое строение тела, его признаки, особые приметы (наличие татуировок, их содержание, цвет, месторасположение и т. д.). Личный обыск также может служить одним из источников сведений о лице и главным образом о сопутствующих объектах (одежда, обувь, головной убор и т. д.). Полнота и способ фиксации данных в случае обнаружения трупа зависят от того, будет он опознан или нет. При этом учитывают, что труп вообще может быть неопознанным из-за далеко зашедших гнилостных изменений, повреждения лица (головы) трупными вредителями (насекомыми, грызунами) или в результате обезображения лица преступником. Если допускается возможность опознания трупа, то в протоколе осмотра отмечают лишь его общеанатомические признаки (пол, возраст, рост, национальность, телосложение) и некоторые признаки основных элементов лица (без детализации). Обязательно указывают видимые особые и броские приметы. Для опознания трупу придают прижизненный вид ("туалет трупа"). Фотографируют его на месте происшествия по правилам обзорной, узловой и детальной фотосъемки. Если труп не опознали, то составляется подробное описание по методу словесного портрета для картотеки неопознанных трупов. Туда же помещают отпечатки его пальцев и фотографии лица (головы): анфас, правый и левый профиль, в пол-оборота слева и справа. Один из способов фиксации внешности – получение посмертной маски. Наиболее объективным, полным и достоверным способом фиксации являются фотоснимки, выполненные по правилам сигналетической съемки. Кинокадры и кадры видеозаписи способны передавать функциональные признаки и признаки сопутствующих предметов. Россинская Какими способами фиксируется внешность человека?Основные способы фиксации внешности человека: описание по правилам словесного портрета, розыскная ориентировка; фотографирование, фиксация с помощью видеозаписи; изготовление субъективных портретов (рисованных, композиционных); изготовление скульптурных копий; изготовление посмертных масок; различные сочетания указанных способов фиксации, например, розыскная ориентировка, содержащая фотоизображение и словесное описание разыскиваемого. Описание по правилам словесного портрета позволяет детально зафиксировать все признаки внешности и точно их охарактеризовать с применением специальной терминологии. Определение признаков внешности осуществляется при заранее обусловленном положении тела человека в анфас и профиль, причем описание осуществляется последовательно от общего к частному, т.е., вначале характеризуется элемент внешности в целом, а затем его части. Описание частных признаков и элементов составляется сверху вниз. Сопутствующие элементы характеризуют по их общим и броским индивидуальным признакам. Кратким описанием особенностей внешнего облика человека является розыскная ориентировка, при составлении которой выделяют и описывают признаки внешности, главным образом резко отличающиеся от общераспространенных. Наиболее широко применяемым в криминалистике способом фиксации внешности человека является опознавательная фотосъемка (сигналетическая). Она осуществляется посредством фотографирования лица анфас и в правый профиль при стандартном положении головы: при съемке анфас — нижние края глазниц и козелки ушных раковин и оптическая ось объектива фотоаппарата должны располагаться в одной плоскости; при съемке в профиль — голова должна располагаться так, чтобы воображаемая прямая линия, проходящая через угол правого глаза и козелок, составила угол 15° с горизонтальной прямой линией, проходящей через козелок и нижний край глазницы. При наличии важных примет лица, не отобразившихся при съемке анфас и в правый профиль, производится съемка в любом другом положении, которое обеспечивает фиксацию этих примет, чаще всего приходится фотографировать левый профиль. Кроме того, могут быть изготовлены снимки во весь рост. Масштаб изображения 1/7 натуральной величины на погрудном снимке и 1/19 на снимке во весь рост. Эффективным методом собирания информации о внешнем облике человека и наглядного его изображения является изготовление субъективных портретов (воссоздание изображения лица, фигуры человека на основе мысленного образа по памяти очевидца). При изготовлении всех видов субъективных портретов пользуются общей методикой. Прежде всего, при собеседовании или допросе изучаются все субъективные и объективные факторы возникновения, формирования и сохранения мысленного образа у очевидца, который привлечен к созданию портрета: его психофизические данные, условия наблюдения лица, портрет которого создается, и т.д. Затем очевидец описывает внешний облик человека с использованием вспомогательных материалов: рисунков, фрагментов фотоснимков с различными вариантами элементов внешности, среди которых он находит наиболее подходящие. Окончательный вариант портрета удостоверяется очевидцем. При наличии нескольких очевидцев с каждым из них отдельно составляется несколько портретов, из которых впоследствии отбирается наиболее сходный с оригиналом. Субъективный портрет может быть нарисован художником или составлен из элементов внешности (композиционный) с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот», которые сейчас заменяются компьютерными аналогами. Субъективные прижизненные портреты умерших изготавливают на основе пластической реконструкции по черепу на основе знания статистических зависимостей, существующих между строением костей черепа и толщиной, а также формой покровных тканей головы и лица человека (изготовление скульптурных копий). Реконструкция не является точным портретом умершего, в ней не находят отражения многие признаки внешности, используемые в экспертных исследованиях (строение ушных раковин, кончика носа, контуры бровей, волосистой части головы и др.). Поэтому она используется только для розыска и установления личности. В течение длительного времени для целей розыска реконструкции по черепу производились лишь эпизодически. Это было связано со значительной трудоемкостью такой работы, необходимостью для антропологов быть еще и скульпторами. В настоящее время разработана более простая методика. Используя комплект рисунков особенностей тех элементов лица, которые с достаточной достоверностью могут определяться по черепу, можно, изучив антропометрические характеристики черепа, подобрать соответствующие изображения из комплектов рисунков и составить из них субъективный портрет. Для контроля может быть использовано диапозитивное изображение черепа. Дальнейшее совершенствование методики моделирования внешнего облика по черепу связано с внедрением в эту сферу достижений компьютерных технологий и, в частности объемно-плоскостного компьютерного метода воспроизведения изображения. Для запечатления признаков внешности умерших используется метод изготовления посмертных масок, объемных в натуральную величину гипсовых слепков — копий лица трупа, которые впоследствии могут быть использованы для идентификации. Савельева Иные способы фиксации внешних признаков человека в криминалистической практике В криминалистической практике используются и иные отображения внешних признаков человека. Мысленный образ - отображение внешнего облика человека в памяти наблюдавшего его другого лица. Отождествление по мысленному образу происходит при предъявлении лица для опознания. Кроме словесного портрета как упорядоченной системы описания признаков внешности, возможно также произвольное описание. Произвольные описания признаков внешности могут быть получены при допросе фигурантов уголовного дела. На точность такого описания будут влиять психическое состояние, состояние здоровья в момент восприятия, возраст и т.д. Фотоизображения. В криминалистической практике используются как сигналитические снимки, выполненные по правилам опознавательной съемки, так и обычные любительские или профессиональные художественные снимки и снимки на документы, портреты, опубликованные в средствах массовой информации или для наглядной агитации. Кино- и видеоизображения, в отличие от статичных фотографий, фиксируют не только анатомические, но и функциональные динамические и вербальные признаки. Рентгено- и флюорограммы также фиксируют некоторые элементы внешности человека в виде обриса. Субъективные портреты создаются на основе словесных описаний признаков внешности. Субъективные портреты подразделяются на рисованные и композиционные. При изготовлении рисованных портретов художник по описанию очевидцев изображает интересующего следствие человека. Композиционные портреты составляются из отдельных типовых элементов внешности. Композиционные портреты могут быть изокомпозиционными (составляются из нарисованных элементов), фотокомпозиционными (составляются из фрагментов фотографий, отображающих различные типы разных элементов внешности с использованием механических или компьютерных средств). Можно также выделить трехмерное моделирование внешности. Существуют разработанные программы по составлению объемных портретов из отдельных элементов внешности. Возможно также нанесение грима по описанию очевидцами интересующего следствие лица на похожего статиста. Объемные посмертные маски могут сниматься с лица умерших людей с использованием гипса, парафина, полимерных масс и иных слепочных материалов. Ю.П. Дубягин выделяет экспертные маски, используемые в портретных экспертизах; маски, используемые в оперативно-розыскных целях (могут для поисковых целей подвергаться дополнительной гримировке); слепки, используемые в трасологических исследованиях. Пластическая реконструкция лица по черепу осуществляется на основе научных разработок и методик профессором М.М. Герасимовым. Экспертом при пластической реконструкции на череп наносится слой воска или иной пластической массы, повторяющий предполагаемое размещение мягких тканей лица. 4. Словесный портрет и методика его составления. Метод словесного портрета – это систематизированное описание внешности человека при помощи специальной терминологии, по определенной методике, с соблюдением определенных правил. Использование данного метода вызвано необходимостью обеспечения единообразного понимания, последующего воспроизведения и сопоставления, описываемых признаков внешности.(Челышева) В настоящее время метод словесного портрета широко используется: в следственной деятельности (например, при описании трупа в ходе следственного осмотра, описания человека в процессе освидетельствования, получения показаний о внешнем облике человека для последующего предъявления для опознания и т.п.); в оперативно-розыскной деятельности (например, при розыске лиц, скрывшихся от следствия, без вести пропавших, описания неопознанных трупов); в экспертной деятельности (например, при производстве судебномедицинских, фотопортретных экспертиз). БЕЛКИН Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику. 1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого – функциональные признаки сопутствующих предметов. 2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху – вниз". При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги. 3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые – по цвету, 3.1. При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.). 3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний". 3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное). 3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.). 4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность. 5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т. н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках) 1. Ниже приводится схема описания внешних признаков по методу "словесного портрета", составленного с соблюдением вышеприведенных принципов. Описание анатомических признаков Пол: мужской, женский. Возраст. Устанавливается: а) по документам, если они не вызывают сомнений; б) "на вид" (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25–30 лет, на вид 50–60 лет и т. п.); в) по данным медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы. Национальность (тип лица). При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеидный, монголо-идный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др. Фигура в целом Рост определяют чаще всего по трехчленной градации: низкий (для мужчин до 160 см), средний (для мужчин от 160 см до 170 см) и высокий (для мужчин более 170 см). Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах. Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое. По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности – очень худой, очень полный – "тучный"). Описание функциональных признаков Осанка – привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная). Походка – совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы. Жестикуляция – комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.). Мимика – движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.). Речь – применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент^ особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи ("вот", "понимаете" и т. п.). В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый). Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потира-ние ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.). Описание сопутствующих элементов и их признаков Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы. Фиксация признаков внешности осуществляется различными способами: чаще путем описания, а также с помощью фото-, кино- и видеосъемки, изготовления субъективных портретов, объемных масок и других моделей. Криминалистическое описание может быть произвольным и упорядоченным. Первое составляется обычно при фиксации показаний свидетелей, потерпевших о внешности какого-либо человека, сугубо личное описание всех особенностей его внешности. Упорядоченное описание составляется оперативными работниками, следователями, экспертами и производится по правилам «словесного портрета». Метод «словесного портрета» представляет собой последовательное строго системное описание с помощью специальных научно разработанных терминов. При этом признаки внешности описываются в определенной последовательности от общего к частному, сверху вниз, они характеризуются в фас и профиль, как правило, правый (оба профиля описывают лишь при их несоответствии); тщательно описываются признаки, отличающиеся от средних, а среди них особые и броские приметы. Описание отдельных анатомических (морфологических) элементов и признаков по методу «словесного портрета» применительно к голове и лицу человека сведено в табличную форму (см. табл. 1). |