шпоры_po_tgp. 1. Место и функции теории госва и права в системе социальных наук. Социология
Скачать 392.5 Kb.
|
1. Место и функции теории гос-ва и права в системе социальных наук. Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым, - не может обойти такие важнейшие элементы социума, как право и гос-во. Социальная наука – формирует определенную систему взглядов на гос-во, личность и общество. ТГП – является для всех социальных наук базой данных. Теория – это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования гос-ва и права. Значение теории государства и права легче выявить через ее функции: Онтологическая функциятеории государства и прававыражается в изучении вопросов о бытии, его принципах, структуре, применительно к государству и праву это вопросы генезиса государства и права (то есть происхождения и становления), их взаимовлияния (роль государства в развитии права), а также их настоящего и будущего. Гносеологическая функциятеории государства и правазаключается в изучении природы познания государства и права, выработке определенных теоретических конструкций для совершенствования данного вида познания. Суть методологической функциитеории государства и права - в выработке приемов, способов, с помощью которых изучаются государственно-правовые явления. Эвристическая функциязаключается в открытии новых явлений, закономерностей в сфере государства и права. Идеологическая функцияреализуется путем обобщения и приведения в систему идей, касающихся государства и права, которая влияет на правосознание общества и тем самым косвенно регулирует общественные отношения. Практически-организаторская функциятеории государства и правазаключается в том, что она вырабатывает практические рекомендации, которые используются в государственном строительстве и при разработке правовых норм. Политико-управленческая функцияреализуется при использовании достижений теории государства и права в государственном управлении. Прогностическая функциявыражается в том, что на основе накопленного теоретического материала в сфере государства и права можно прогнозировать тенденции развития, будущее государства и права. 9. Монархия как форма правления. Понятие и признаки. Форма правления представляет собой структуру высших органов гос-венной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма гос.правления дает возможность уяснить: 1) как создаются высшие органы гос-ва и каково их строение; 2) какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими гос.органами; 3) как строятся взаимоотношения между верховной гос.властью и населением страны; 4) в какой мере организация высших органов гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы гр-нина. По указанным признакам формы гос.правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные). Монархия – это такая форма правления, при которой верховная гос-венная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы правления являются: 1) существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); 2) наследственный порядок преемственности верховной власти; 3) представительство гос-ва монархом по своему усмотрению; 4) юридическая безответственность монарха. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой гос.правления. В буржуазном же обществе сохранились в основном формальные черты монархического правления. Виды монархий: 1) Абсолютная – верховная гос-венная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору. 2) Конституционная – власть монарха значительно ограничена представительным органом, ограничения определяется конституцией, утверждаемой парламентом. 4) Парламентарная – верховная власть принадлежит парламенту, власть монарха символична 5) Дуалистическая – гос.власть носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. 2. Понятие, основные признаки и сущность права. Право и закон. Право – есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются гос-вом, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают гос-венным регулятором общественных отношений. По своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей. Признаки права: 1) системность, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм; 2) право есть мера, масштаб свободы и поведения человека; 3) нормативность права – означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью; 4) гос-венная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с гос-венной деят-стью; 5) формальная определенность – означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.); 6) право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях; 7) право не тождественно закону. Закон-ство выступает одной из форм выражения права. Право и закон. Смысл различения права и закона обусловлен двумя взаимосвязанными факторами: 1) необходимостью разграничения и противопоставления права и произвола; 2) необходимостью установления соответствия закона объективным требованиям права. Представители же традиционного правопонимания, отождествляющие право и закон, считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества. При таком понимании права последнее обязательно лишь для подвластных. Сама же законодательная власть в своей деят-сти руководствуется только процедурными нормами. Провозглашая идею господства закона и законности, сторонники традиционного правопонимания не учитывают главного: объективного критерия правомерности и справедливости этих законов и законности, соответствия их требованиям права, их отличия от произвола властей и несвободы подвластных. 4. Типы права (формационный и цивилизационный подходы). Существует 3 подхода определения типа права: 1) Формационный (Маркс) – в основе лежит экономический фактор и общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и являющийся важнейшей ступенью поступательного развития человечества. Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип гос-ва и права – рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений – экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с ней соответствующего типа гос-ва и права. Так, общепризнано, что смена рабовладельческой общественно-экономической формации феодальной влечет за собой возникновение и развитие феодального типа гос-ва и права. В свою очередь появление вслед за феодальной капиталистической общественно-экономической формации обусловливает появление и развитие капиталистического гос-ва и права. 2) Цивилизационный (Сорокин, Тойнби) – совокупность духовных ценностей (духовный, культурологический). За основу берутся не материальные, социальные или иные им подобные элементы, а исключительно духовные, культурные факторы. Понятие цивилизации в наиболее развернутом виде было сформулировано англ. историком А.Тойнби. Цивилизация определялась в виде относительно устойчивого состояния общества, которое отличалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. Характерными особенностями цивилизаций являются продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число людей. Сравнивая цивилизационный подход с формационным, следует обратить внимание на два таких его существенных изъяна, которые ставят под сомнение саму возможность, а главное эффективность использования цивилизационного подхода. Это, во-первых, весьма существенная неопределенность понятия «цивилизация», а во-вторых, изначальная направленность «цивилизации» на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и их объединений, а не на типологию гос-тв и правовых систем. 3) Собственно-юридический подход – реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. 3. Понятие государства, его сущность и признаки. Гос-во – это единая политическая организация общества, кот. распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом. Признаки: 1) Территориальная определенность, наличие четко обозначенных гос-венных границ – гос-во осуществляет охрану данных границ от нападений извне; 2) Тесная, устойчивая связь населения с офиц.властью в виде гражданства или подданства (подданные не имеют к гос-ву никаких прав); 3) наличие публичной власти, которая выделена из общества и с этим обществом не совпадает. Публичная власть состоит из особых отрядов вооруженных людей (армия, полиция, милиция, тюрьмы, суды, весь чиновничий аппарат правообеспечительных органов); 4) Обязательные платежи в бюджет – налоги, штрафы, пени, пошлины и сборы; 5) Суверенитет: внутренний (независимость от внутренних угроз), внешний (независимость от внешних угроз); 6) Наличие правовых норм. Раскрыть сущность гос-ва – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без гос-ва. Наиболее важной, качественно постоянной чертой гос-ва является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Гос-во как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является организатором общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Однако реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение классовых и общих задач гос-ва. С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности гос-ва как организации классового господства, с др. – расширение и обогащение тех объективных его свойств, кот.характеризуют гос-во как организацию всего общества. В каждом конкретном гос-ве есть общее, характерное для всех гос-в, особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы гос-в, и единичное, присущее только данному конкретному гос-ву. На всех ступенях своего исторического развития гос-во сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, гос-во начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными обществ.слоями. В деят-сти гос-ва на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. Существенно изменяется роль гос-ва и на международной арене, его внешняя деят-сть, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими гос-вами. Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное гос-во как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое гос-во (по форме). 7. Форма (устройство) гос-ва: понятие и общая характеристика; факторы, влияющие на ее разнообразие. Подобно другим «парным» философским категориям, форма гос-ва характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность гос-венной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы гос-ва проливает свет на то, как организована власть в гос-ве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление гос-венной власти и т.д. Проблема формы гос-ва приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически политическое значение. От того, как организована и как реализуется гос-венная власть, зависят эффективность гос-венного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы гос-ва имеет весьма существенный полит.аспект. Форма гос-ва, т.е. устройство гос-венной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это опред.порядок образования и организации высших органов гос-венной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства гос-ва, опред.порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осущетсвления гос-венной (полит.) власти. Таким образом, форма гос-ва складывается из трех основных элементов, а именно: формы (гос-венного) правления, формы (гос-венного) устройства, формы (гос-венного, полит.) режима. Своеобразие конкретной формы гос-ва любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и гос-венной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой гос-во. Другими словами, категория формы гос-ва непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на форму гос-ва оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и др.факторы. Специфику формы гос-ва определяет также характер взаимоотношений гос-ва и его органов с негос-венными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями). 5. Тип гос-ва В настоящее время существует два подхода к типологии гос-ва: цивилизационный и формационный. Первый из них основан на отнесении гос-ва к определенной цивилизации. можно выделить следующие виды цивилизации и соответствующих им типов гос-ва: 1) восточные, западные и смешанные (промежуточные); 2) древние, средневековые и современные; 3) крестьянские, промышленные и научно-технические; 4) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; 5) локальные, особенные и современные. Рассматривая данный вариант типологии, следует отметить два момента. Во-первых, здесь не выделяется то главное, что характеризует гос-во, - принадлежность политической власти. Во-вторых, это недостаточная разработанность такой типологии, о чем свидетельствует множественность оснований для выделения самих цивилизаций и соответственно типов гос-ва. Более надежной представляется типология, основанная на характере властеотношений, т.е. сути власти, ее классовой (социальной) принадлежности, которая к тому же дает четкое и последовательное выделение типов гос-ва и их смены в процессе исторического развития человечества. Цивилизационный же подход может служить своего рода дополнением этой типологии. Именно такой подход к классификации гос-в применялся в нашей науке, причем в его основе лежало понятие исторического типа гос-ва. Исторический тип гос-ва – это совокупность основных, важнейших черт гос-ва определенной общественно-экономической формации, выражающих его сущность и социальное назначение (а также совокупность гос-в, относящихся к одной общественно-экономической формации и имеющих единую сущность. Существенным недостатком такой типологии в прошлом была узкая трактовка классового подхода, игнорирование общесоциальной роли гос-ва. Тем не менее был получен ряд ценных для теории результатов: 1) установлена зависимость типа гос-ва, классовой принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера общественно-экономической формации; 2) были объединены в одни классификационные группы гос-ва, имеющие единый – по отражению классовых интересов – характер власти; 3) появилась возможность выявлять общее и особенное в организации, целеполагании, функционировании и развитии гос-в, входящих в указанные типы; 4) были выявлены закономерности смены одного типа гос-ва другим – соответственно сменам общественно-экономических формаций: вслед за рабовладельческим приходит феодальное гос-во, а его сменяет буржуазное. 12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источники права – специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм. Различаются следующие основные формы (источники права): правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт. Правовым обычаем называется санкционированное гос-вом правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел |