Главная страница

1. Место истории в системе гуманитарных знаний


Скачать 321.53 Kb.
Название1. Место истории в системе гуманитарных знаний
Дата08.10.2019
Размер321.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаistoria.docx
ТипДокументы
#89013
страница1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


1. Место истории в системе гуманитарных знаний

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

Содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом всемирная или всеобщая история; история мировых цивилизаций; история континентов история Азии и Африки, Латинской Америки; история отдельных стран и народов история США, Канады, Китая, России и т.д..

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография история письма, нумизматика монеты, ордена, медали, топонимика изучение названий географических мест, источниковедение общие приемы и методы изучения исторических источников и т.д.

История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии дат, фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в общий рынок общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, — явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.


2. Общая характеристика мировых цивилизаций

Цивилизация — это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Она включает в себя духовные и материальные ценности, образ жизни, место и роль в обществе.

Первые цивилизации сложились 5 тысяч лет назад в полосе Средиземноморья, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, в которой природно-климатические условия были благоприятны для развития орошаемого земледелия, пастбищного скотоводства, речных и морских торговых связей, развития металлургии. Появились города, образовались государства, возникла письменность.

С расширением цивилизационного пояса все народы к концу XX в. включились в единую общечеловеческую цивилизацию. Однако основные цивилизационные различия народов сохраняются до нынешнего дня.

Количество цивилизаций, существовавших и существующих установить невозможно, так как нет временных границ. Например, цивилизацию народов Западной Европы и США в XVI-XIX вв. можно рассматривать и как единую цивилизацию Нового времени, и как две цивилизации Старого и Нового Света.

Типы цивилизаций. 
*первичные, выросшие непосредственно из первобытности и частично сохранившие черты доисторического периода, и цивилизации, впитавшие в себя культуру предшествовавших цивилизаций. 
*традиционные, монотонные, повторяющие культурный опыт. 
Обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт. 
*срединные, в которых соединяются черты традиционности и обновления. 
Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм — для народов Запада. 
*монолитные, отгороженные от других цивилизаций, основанные на культуре одного народа. 
*синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов. 
*аграрные, материальной ценностью которых была обрабатываемая земля, а духовными ценностями — всё, что роднило людей с землей

"индустриальные, материальной ценностью которых становится технический прогресс, всё, что уменьшает зависимость человека от  природы. 
*континентальные, привязывающие народ к географическому пространству. *морские, океанические, открывающие народу новые географические пространства.


3. Киевская Русь: государство и идеология

Существует две точки зрения возникновения государства Русь. Одна — норманнская, которая основана на версии призвания варягов. Сторонники второй точки зрения считают, что государственность является продуктом внутреннего развития общества.

К IX веку процесс разложения первобытно — общинного Строя на Древней Руси был завершен и начали складываться государственные образования. Причинами образования государства были:
- развитие производительных сил

- земледелия с использованием орудий труда из железа

- переход от родовой к соседской общине

- рост числа городов

- наличие органов власти у местных князей — дружины

- возникновение военной дружинной знати.
Были и внешнеполитические факторы образования государства:
- освоение Восточно — европейской равнины взаимодействие с финно-угорским и балтийским местным населением

- военные походы антов, славен, руссов на более развитые государства Отсюда усиление расслоения общества, в результате
образовались классы, государства. Территория Руси: Восточно-Европейская Русская равнина
К IX веку происходит постепенное складывание феодальных отношений.

Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу.
- Права на владения землей передаются князьями феодалам
- Происходит захват общин дружинниками и князьями

- Происходит превращение родоплеменной знати в бояр — вотчинников.

Общины, не попавшие под феодальный гнет, платят налоги государству. И крестьянские хозяйства, и феодальные владения носят натуральный характер.
К началу IX века на Руси насчитывалось 24 крупных города, являющихся:

- центром ремесла, торговли и обмена

- опорным пунктом власти феодала

- центром обороны от внешних врагов

Это такие города как Киев легендарное летописное свидетельство об основании — V-VI вв., Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром.
Варяги норманы называли Русь Гардарикой — страной городов. Города строились на торговых путях.
1. Путь из варяг в греки.

Балтийское Варяжское море — р. Нева — Ладожское озеро Нево

р. Волхов — о. Ильмень — р. Ловать в районе Смоленска, днепровские пороги — волок — верховья Днепра — западный берег Черного моря Русского моря —Константинополь Царьград — Рим — Варяжское море
2. Волжский торговый путь.

Скандинавия-Халифат


Русь страны Востока
Общественный строй:
Князья — племенная знать.
Важнейшие вопросы решаются с помощью народных собраний, вечевых сходов.
Ополчение: полк — тысяча — сотня. Тысяцкие, сотские.
У князя есть дружина — старшая и младшая.
Старшая — это послы и княжеские управители.
Младшая дружина живет при князе; обслуживает дом и хозяйство.
Полюдье — сбор дани дружинниками.
Единица обложения: дым крестьянский двор или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором рало, плуг.
Социально-экономический строй Киевской Руси
К середине IX века происходит утверждение феодальных отношений.
Два основных класса феодального общества: феодалы и феодально-зависимое крестьянство.

Главное богатство и основное средство производства — земля.
Крестьяне — не собственники, а держатели земли.
Феодал мог заставить крестьянина трудиться лишь с помощью принуждения :
- от оброчно — денежного обязательства до крепостной неволи

- земельная рента = часть рабочего времени и часть урожая

- отработка = барщина натуральная или денежная = оброк .

Распространенная форма организации производства — феодальная вотчина. Характер: Наследственное владение. Владелец: боярин или князь. Иные владельцы: свободные крестьяне, не подчиняющиеся феодалу, платящие дань только великому князю.

Княжеский подъездной — сбор налогов. Богатство вотчины — земля; нарушение княжеской межы — огромный штраф. На вотчинной земле работали феодально-зависимые смерды, холопы, челядь.
Все свободное население Руси — люди. 11оэтому сбор дани — полюдье.
Полюдье Киевских князей в первой половине X века.
Основная масса сельского населения, зависимая от князя — смерды.
Могли жить как в общинах, несущих повинность государству, так и в вотчинах.
Смерды в вотчинах — в худшей крепостной зависимости.
Один из путей закрепощения — закупничество.

Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодала долг — купу. Отсюда и название — закупы. Крестьянин работает на кредитора до возвращения долга.
Челядь, холопы — несвободная категория населения, близкая к рабам.
В своем развитии древнерусское государство Киевская Русь IX — начало XII вв. проходит три периода:
1. IX — середина X вв. — время правления первых киевских князей.
2. Вторая половина X — первая половина XI вв. — расцвет Киевской державы; Владимир I, Ярослав Мудрый.
3. Вторая половина XI — начало XII вв. — переход к феодальной раздробленности.

Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
4. Геополитическое положение Руси в XIII веке.

В XIII в. Русь оказалась между двух огней — между угрозой с Запада крестоносцы и с Востока монголы. В конце XII — первой половине XIII в. Северо-Западная Русь столкнулась с опасностью с запада в лице немецких рыцарей-крестоносцев, а также датских и шведских феодалов, которые претендовали на прибалтийские земли.

Летом 1240 г. шведские суда под командованием Биргера вошли в устье Невы, где были разбиты силами малой дружины новгородского князя Александра Ярославича. Эта победа надолго остановила продвижение шведов, а также способствовала укреплению авторитета молодого князя, которого после победы над шведами стали называть Невским. В 1240 г. рыцари-крестоносцы заняли псковскую крепость Изборск, а затем укрепились и в самом Пскове. Через год немцы вторглись в новгородские пределы. В ответ на это в 1241 г. Александр Невский захватил крепость Копорье, а зимой 1242 г. освободил от крестоносцев Псков. Затем княжеская владимиро-суздальская дружина и новгородское ополчение двинулись к Чудскому озеру, где 5 апреля 1242 г. состоялось решающее сражение, которое в историю вошло как Ледовое побоище. Битва закончилась полным поражением крестоносцев. Эти победы русских в Прибалтике имели важное моральное значение, поскольку города южной и северо-восточной Руси лежали в развалинах после нашествия Батыя.

В начале 13 века в центральной Азии образовалось Монгольское государство. У монголо-татар было хорошо организованное войско, сохранявшее родовые связи. В начале 13 в. они захватили Китай, Корею, вторглись в среднюю Азию, Иран и Закавказье. В 1223 г. монголо-татары на реке Калке разбили союзные силы половецких и русских князей. В 1236 г. монголо-татары овладели Волжской Болгарией, а в 1207 г. подчинили кочевые народы степи. Осенью 1237 г. Хан Батый, собрав 120-140 чел. Двинулся на Русь. После упорных боев они овладели Рязанью, Коломной, Владимиром. Затем монголо-татары двинулись на северо-запад Руси, где была спасена от разгрома, хотя и платила дань. Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь, а осенью — Черниговское княжество. В 1240 г. был взят Киев, а в 1241 г. Галицко-Волынское княжество. На территории Руси монголо-татарское иго просуществовало более 200 лет 1240-1480 гг..

К концу XIII — началу XIV в. на Руси сложилась новая политическая система, формированию которой способствовали следующие факторы:
обособление северо-восточных земель, во главе феодальной иерархии которых находились великие князья Владимирские

втягивание Западных и юго-западных княжеств Галицко-Волынской земли, не зависимых от Владимира но подчиненных Золотой Орде, в орбиту политического влияния молодого и крепнущего Великого княжества Литовского

ослабление политического могущества Золотой Орды, внутри которой с середины XIV в. начались междоусобицы.

Ордынское иго способствовало изменению характера политического развития древнерусских княжеств. Наиболее старые и развитые города Волго-Окского междуречья — Ростов, Суздаль, Владимир — пришли в упадок, уступив свое политическое верховенство окраинным: Твери, Нижнему Новгороду, Москве. Естественный процесс развития северо-восточных княжеств оказался искусственно прерванным, он принял другие формы. На смену княжеским союзам, требованиям добровольною единения под властью одного великого князя, которые не принесли реальных результатов в борьбе с монгольским игом, пришла монархия, основанная на огромной личной собственности самодержца служении одному ему феодалов-подданных, подчинении рядового сельского и городского населения.

поворотной эпохой в нашей истории. Самые глубокие и прочные основы государственного порядка поколебались, государи быстро сменялись или друг с другом боролись; некоторое время страна оставалась совсем без государя, общество распадалось на враждебные друг другу классы.

В наиболее развернутом виде концепция причин и сущности Смуты, в основе которой лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса, сформулирована С.Ф. Платоновым.

В советской историографии термин Смута был отброшен. Этот период стал определяться как крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция в России.

В настоящее время термин фактически возвращен в современную историографию, которая пока еще ничего принципиально нового не несла в научное изучение проблемы. Кризис российской государственности на рубеже XVI и XVI1 вв. в отечественной историографии рассматривается как составляющая системного кризиса, охватившего Россию в результате сложного взаимодействия социально-экономических и политических причин.

Столь небольшой по протяженности период российской истории вместил в себя громадное количество драматических событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточенная политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; самозванцы, сидящие на троне Лжедмитрий I или претендующие на него Лжедмитрий 11, или Тушинский вор и др. иностранные претенденты на русский престол.

Борьба за фон развертывается на фоне сильнейших социальных катаклизмов — выступлений крестьян, казаков, инородцев с участием в ряде случаев и дворянства. В 1609 г. Смута усугубляется вмешательством в русские дела шведов и поляков. Началась открытая интервенция, которая привела к подъему освободительного движения, оформившегося в народное ополчение. Осенью 1612 г. народное ополчение во главе с К. Мининым и Д. Пожарским разгромило поляков и изгнало их из Москвы. Неурожаи, голод, эпидемии, которыми сопровождался период Смуты, также сыграли немалую роль в ее обострении. В начале Царствования первого из Романовых — Михаила Федоровича 1613- 1645, Московское государство представляло собой безотрадную картину. По всей стране бесчинствовали шайки разбойников. Сложившаяся до Смуты система государственного управления была нарушена. Часть территории страны оставалась в руках иноземцев — шведов и поляков. Города обезлюдели, ремесло и торговля пришли в упадок. Нераспаханные поля заросли бурьяном, а крестьяне, покинув свои дома, ушли искать более безопасные места. Оставшееся на прежних местах население обнищало до крайности, разорилось и не в состоянии было платить налоги и нести государственные повинности. В международных Делах к голосу Москвы не прислушиваются, престиж ее крайне низок, на отодвинута на задворки европейской политики.
Несколько десятилетий понадобилось, чтобы преодолеть трагические последствия Смутною времени и вывести страну из кризиса.

Восстановление экономики и изменения в ней происходили на фоне сильнейших социальных потрясений, не прекратившихся и после окончания Смуты. Медный, чумной, соляной бунты, другие городские восстания, выступления стрельцов, мощное движение под предводительством Степана Разина, выступления, связанные с церковной реформой и расколом, сопровождающим бунташный XVII век буквально на всем его протяжении: последняя дата в истории Московского государства — стрелецкий бунт 1698 г.

С целью ликвидации социальной напряженности и упорядочения управления государством правительство второго царя династии Романовых. Алексея Михайловича 1629-1676 предпринимает реформу законодательства: в 1649 году обнародовано Соборное уложение + 8. Оно указало цели и в то же время повлекло за собой ряд непредусмотренных последствий. Уложение закрепило статус, обязанности и привилегии основных сословий, отразило такую социальную тенденцию, как возрастание общественного веса и роли средних служилых слоев. Одновременно, согласно Уложению, крестьяне окончательно прикреплялись к земле, а посадское население — к посадам. Этому предшествовало увеличение с 5-ти до 15 лет на протяжении первого десятилетия XVII в. продолжительности урочных лет, т. е. срока сыска беглых крестьян первый указ об урочных летах был издан в 1597 г.. Выдвижение на первый план средних служилых слоев вызывало недовольство боярства, духовенства, а также широких слоев простого народа. Это приводило к усилению социальной напряженности, зачастую выливавшейся в указанные выше открытые выступления низов общества.

Другим следствием недовольства социальных слоев Уложением было постепенное прекращение деятельности Земских соборов, для которых начало царствования Романовых, особенно 1613-1619 гг., было периодом расцвета. Тогда Земский собор превратился чуть ли не в постоянно действующий орган, состав его расширяется, функции тоже, прерогативы возрастают. Однако после 1649 г. Земские соборы постепенно утрачивают приобретенный сразу после Смуты облик, собираются вес реже и реже и после 1653 г. созываются уже эпизодически.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта