ДИПЛОМНАЯ 1. 1 Методологические основы дизайн проектирования зон отдыха. 8
Скачать 87.74 Kb.
|
Содержание Введение. 3 1... Методологические основы дизайн - проектирования зон отдыха. 8 1.1........ Функциональные и стилевые направления современных зон отдыха. 12 1.2........ Синтез искусств в дизайн - проектирования зон отдыха. 15 1.3........ Зона отдыха как объект дизайна среды и ландшафтного дизайна. 20 2. Концептуальные основы дизайн-проекта зоны отдыха на Ледовом озере в г. Мурманске 30 2.1. Влияние городской среды на здоровье населения.. 32 2.2. Специфика зон отдыха Мурманской области.. 33 2.3. Традиции русского деревянного зодчества в современном контексте. 35 2.4. Проблемы взаимодействия зоны отдыха с городской средой. 37 2.5. Нормативная база для проектирования зон отдыха.. 42 3. Описание дизайн-проекта зоны отдыха на Ледовом озере в г. Мурманске. 44 3.1. Общая дизайн-концепция и состав проекта.. 44 3.2. Архитектурная составляющая проекта.. 45 3.3. Ландшафтно-средовая составляющая.. 47 3.3.1. Подготовка территории.. 48 3.3.2. Оборудование и благоустройство.. 49 3.3.3. Декоративное оформление.. 50 3.3.4. Озеленительные работы.. 51 3.4.5. Освещение.. 52 Заключение. 53 Список используемых литературных источников. 54 Приложение 1. 56 Приложение 2. 57 Введение С ростом благосостояния нашего общества и повышением требований к качеству жизни населения, проблема благоустройства и озеленения городской среды становится все более актуальной. Новые этические и эстетические нормы, современные технологические и материальные возможности диктуют необходимость новых подходов, немыслимых сегодня без современного, профессионального дизайна. В качестве темы для дипломной работы мы выбрали создание дизайн-проекта благоустройства участка у Ледового озера в г. Мурманске. Проектом предусматривается создание многофункциональной зоны отдыха с возможностью полноценно отдохнуть людям разного возраста и с разными интересами. Весь комплекс, включая ландшафтный дизайн и архитектурные объекты, должен стать композиционной доминантой микрорайона, украшением его и города Мурманска в целом. Следуя природным особенностям территории, планировочная структура города носит дисперсный характер. Город амфитеатром расположен на естественных террасах и достаточно четко делится естественными преградами (Зеленым мысом и озером Семеновское, горой Горелая и озером Ледовое) на три планировочных района: Северный, Центральный и Южный. Эти районы в основном совпадают с территориями административных округов города, соответственно Ленинским, Октябрьским и Первомайским. Каждый административный округ имеет свою планировочную структуру, обусловленную характером рельефа и транспортной инфраструктуры, периодом его формирования. Улично-дорожная сеть вытянута вдоль берега Кольского залива. Большинство улиц имеют меридиональное направление, что продиктовано характером рельефа. Центральная и на сегодняшний день единственная непрерывная транспортная магистраль - проспект Героев Североморцев - проспект Ленина - проспект Кольский. Общественно-деловой центр расположен в Октябрьском округе, в исторической части города, где сосредоточены все объекты культурного наследия. Главная улица города - проспект Ленина, главная площадь - площадь Пять Углов. Вдоль проспекта Ленина размещены основные объекты городского и областного значения: административные, спортивные, зрелищные, гостиницы и т.д. Планировочная структура Октябрьского округа характеризуется плотностью и компактностью. Западная, историческая часть имеет квартальную застройку, сформированную преимущественно пятиэтажными, в меньшей степени двухэтажными домами предвоенных и первых послевоенных лет. Пятиэтажный фонд центра города формирует его парадный фасад. Жилые зоны Ленинского, Первомайского и восточной части Октябрьского округа сформированы микрорайонами многоэтажной высокоплотной застройки, при этом часть микрорайонов построена по принципу свободной планировки, а микрорайоны последних лет строительства имеют замкнутую планировочную структуру, учитывающую микроклиматические условия и характер ландшафта. Основная рекреационная зона города расположена в районе озера Семеновское, она включает дом детского творчества «Лапландия», музей-океанариум, детский городок. Спортивно-рекреационные зоны сформированы в долине Уюта, рядом с озером Скалистое, имеется база отдыха на озере Окуневое, что говорит о недостаточном количестве зон отдыха в других районах и необходимости в их создании. Ледовое озеро расположено почти в центре города, между Кольским проспектом и Горелой горой. Назвали его Ледовым потому, что раньше поморы заготавливали здесь для хозяйства лёд и даже брали его в долгие экспедиции: растопив лёд, воду можно было пить. От загрязнения бытовыми отходами, грязными стоками автохозяйства, что на берегу озера, Ледовое чуть не погибло. Нынче водоем потихоньку возрождается. Всё лето, до поздней осени на нём расселяются дикие утки, чайки, иногда (редко) можно увидеть даже лебедей. Названо так, потому что здесь когда-то брали самый чистый лед. Затем большую его часть засыпали, слева построили автопарк, справа ремонтные боксы. После войны вдоль берегов озера раскинулся одноименный поселок. Нынче от него ни осталось и следа: все похоронили под собой строения автохозяйства. Озеро Ледовое по коэффициенту комплексности (33/2%) относится к II категории - загрязненность воды по нескольким ингредиентам. Согласно формам «2ТП-водхоз», в озеро поступают ливневые воды автотранспортных предприятий[1]. Для водной толщи озера «Ледовое» характерны процессы уменьшения количества бактериопланктона и рост количественных показателей зоопланктона. Наиболее угнетены донные биоценозы - VI класс чистоты вод. Один из плюсов – расположение в низине, защита от ветра, особенно, западного. К недостаткам расположения озера можно отнести тот фактор, что вокруг расположено много промышленных комплексов, загрязняющих озеро, делая отдых непригодным, если своевременно не предпринимать меры по защите и очищению его. Из-за непригодных для рыбы вод, в озере она не водится, поэтому любители рыбалки из ближайших жилых массивов лишены этого занятия. Сегодня проблема планировки и благоустройства участков стала более актуальной, чем раньше. Она требует другого подхода, иных материально-этических норм и правил. Благоустройство участка напрямую зависит от реальных возможностей, от размещения, особенностей и величины земельного участка, а также от степени творческой фантазии. Целью исследования была разработка общей дизайн-концепции зоны отдыха на Ледовом озере и выполнение на ее основе дизайн-проекта. В ходе проектирования было необходимо решить следующие задачи: - провести научные исследования по тематике проекта; - разработать общую функциональную и пластическую концепцию дизайн–проекта зоны отдыха; - разработать ландшафтную, архитектурную и дизайнерскую составляющие проекта; - разработать технологическую составляющую проекта; - разработать и выполнить визуальную презентацию проекта. Объектом исследования являлась проектируемая зона отдыха в г. Мурманске. Предмет исследования – территория в районе Ледового озера и окружающая ее архитектурно-ландшафтная среда. При проведении исследований использовались следующие методы: - подбор и анализ текстовых источников информации по тематике проекта; - подбор и анализ визуальной информации по тематике проекта; - статистический анализ; - традиционные методы эскизирования; - поисковое макетирование с использованием рабочих макетов; - компьютерное моделирование в 2D и 3D графике. В состав комплекса входят туристические коттеджи на разное количество отдыхающих, прогулочные и игровые площадки для молодых семей с детьми, лодочная станция, ресторан на воде со смотровыми площадками и бассейном, в котором можно собственноручно выловить форель на обед. Практическое применение: полученный дизайн – проект можно использовать для благоустройства участков, а также использовать элементы для оформления пансионатов. Зона отдыха представляет собой композицию с использованием таких малых архитектурных форм как финские домики, закрытые беседки, декоративный колодец, садовый водоем, плетень. Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий - наших сограждан. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому, что там им предложили за умеренные цены сервис более высокого качества. Приведение в соответствие цены и качества, предоставляемых российскими туристическими организациями услуг требует, прежде всего, модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а, следовательно, и капиталовложений. Нынешнее состояние отечественных предприятий туристического бизнеса свидетельствует о том, что они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию, реконструкцию и расширение. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы: быстрый возврат средств (4 - 8 лет), увеличение национального дохода без осуществления сырьевых затрат, увеличение занятости населения, увеличение поступления валюты. 1. Методологические основы дизайн - проектирования зон отдыха. Даже при разработке традиционного, стандартного, проекта не обойтись без знания основных понятий дизайна: композиции, пропорций, стиля, ритма, колорита. Композиция — важнейший организующий элемент любой художественной формы, в том числе жилого пространства, с эстетических позиций[2]. Современную ландшафтную архитектуру невозможно представить без исторических садов. Практически все приемы ландшафтного строительства исторических садов применяются и по нынешний день. Изучение традиций ландшафтной архитектуры и паркостроения, истории садово-паркового искусства позволит усовершенствоваться в профессиональной деятельности в области ландшафтного дизайна. В настоящее время утрачена единая градостроительная политика ландшафтного формирования городской среды. Увеличилась потребность в создании небольших частных садов, оформлении территории различных общественных зданий, озеленении интерьеров и др. Этой сферой деятельности в связи с успешным « бизнесом» стали заниматься лица, зачастую не имеющие никаких профессиональных знаний в области ландшафтного проектирования, что приводит к появлению объектов, выполненных на низком уровне. И в результате происходит девальвация многих ландшафтных решений. Для устранения изложенных недостатков необходима подготовка специалистов по ландшафтному дизайну в вузах соответствующего профиля, необходима разработка по данной проблематике методической литературы. Неизбежно реагируя на реальное распределение финансовых средств, область ландшафтного дизайна устойчиво сместилась на загородное индивидуальное жилище. Распространенное представление о том, что область ландшафтного дизайна преимущественно связана с художественным оформлением загородных индивидуальных участков или имеет отношение к формированию фрагментов садов и парков, сложилось как результат многолетней практики исключения открытых пространств различного назначения. Обращаясь к практике развитых стран в области ландшафтного дизайна, как полного антипода типового благоустройства, мы невольно сталкиваемся с необходимостью преодоления инерции мышления, динамичного обновления подходов и приемов организации городских пространств. Новые тенденции в понимании задач ландшафтного дизайна в большинстве развитых стран проявились как объективная необходимость гибкого реагирования на ухудшение экологической ситуации в городах. Современный дизайнер должен владеть всей необходимой профессиональной азбукой комплексного проектирования средовых объектов. Для создания гармоничных объектов необходимо знание основ архитектурной композиции, художественного цикла дисциплин, а также дендрологии, агротехники, ландшафтного проектирования. Современное проектирование архитектурных объектов требует увязки нового объекта с существующей застройкой. Особенно это сложно сделать в центрах и застройке исторических городов, которые складывались не одно столетие. Таким примером может стать данный проект. Его основная концепция заключается именно в создании уголка, отражающего дух русской усадьбы. Но вокруг озера нет подобных строений или фрагментов архитектуры, пусть даже исторических объектов! Все окружающие здания построены в современных тенденциях, с применением пластика, бетона, стали. Получается, в данном контексте, проект будет иметь акцентирующее влияние. Проект базы и жилые массивы представляют сложные сплетения стилей, стилизаций, эклектических комбинаций. Стилистический анализ включает получение исторической застройки эпохи, мастеров, авторских концепций[3]. Необходимо проследить возможные этапы реконструкции смежных объектов, принадлежность к охранным зонам или памятникам архитектуры. Это необходимый предпроектный этап, методологией которого необходимо владеть архитектору. Стилистический анализ можно провести, владея знаниями исторических стилей, изучаемых в истории архитектуры. Для современного проектирования история архитектуры перестает быть искусствоведческим знанием о прошлом, оторванным от практики, каким она стала в течение не одного столетия. Это происходило в результате возникновения нового современного стилевого направления модернизма, формирования новой эстетики, декларативно отрицающей использование приемов исторических стилей. Возникновение промышленного производства на рубеже последних веков формировали новые отношения, строительные технологии и эстетические вкусы. Ремесленные архитектурные методы уступили место индустриальным с их новой художественной культурой. ХХ век стал ареной борьбы эстетики историзма, основой на классической архитектуре и поисков новой художественной культуры. На этом фоне наука (история архитектуры) теряла свою практическую значимость, происходил разрыв науки, теории и практики. Ее изучение сводилось к формальному запоминанию, отвлеченному от реальных актуальных нужд. Сегодня значимость знания истории архитектуры возрастает. Однако роль этой науки в профессиональной деятельности архитектора изменилась. Изучение копирования ремесленных приемов и методов утратили свое назначение. Современная архитектура требует осмысленного творческого использования опыта наследия. История архитектуры всесторонне комплексно изучает архитектурные объекты их эволюцию, творческие методы мастеров, стилей, эпох, стран и регионов, которыми должен владеть современный проектировщик. В историческом стиле эпохи проявляются наиболее характерные художественные приемы, отражающие комплексно все условия времени, повлиявшие на формирование исторической архитектуры – социальные, политические, научно-технические, природные, преломившиеся через эстетические вкусы общества. История не только констатирует, устанавливает и описывает художественные свойства. Она выявляет зависимости и причины их обусловливающие. В ряде случаев в исторической науке информация бывает утрачена, и она существует в виде версий, научно-обоснованных домыслов. Необходимо отмечать, что внутри стилевого направления – стиля эпохи могут существовать региональные школы, стилевые разновидности, присущие для различных стран, а также, стилевые особенности, основанные на авторских подходах отдельных мастеров. Все они составляют стиль эпохи. Проведение стилистического анализа возможно при глубоком знании всех особенностей эпохи, возникновение стилевых течений и их особенностей. И только сегодня спустя столетие, когда появилась серьезная теория композиции и складывается теория композиционного анализа, такой подход глубокого аналитического изучения свойства архитектурных форм становится возможным, реальным и необходимым. 1.1. Функциональные и стилевые направления современных зон отдыха. В ландшафтном искусстве, как и во всяком другом, существует свой язык, свои средства выразительности. При неповторимости каждого отдельного сада, некоторые элементы стали общепринятыми: декоративный пруд, опоры для вьющихся растений (перголы, шпалеры) разнообразные композиции из растений и природного камня – рокарии, альпинарии, стилизация под этнические элементы ландшафта – японские и китайские сады, деревянные мельницы, тележные колеса и пр. Для этих и многих других декоративных элементов следует заранее продумать видовые точки – то место в саду, откуда они будут смотреться лучше всего. Смысл дизайна - в преобразовании пространства в соответствии с неким идеальным образом[4]. Главное здесь - оптимизировать и гармонизировать различные потребности, положенные в основу архитектурного проекта. На выработку дизайнерского решения влияют многие факторы. Стиль может строго соответствовать уже сложившемуся направлению в архитектуре, но это совершенно не обязательно. Стиль может быть и смешанным: в интерьере, исполненном в классическом греко-римском стиле, могут присутствовать предметы и отдельные элементы, выполненные в современном дизайне. Важно, чтобы все было уместным, гармонично вписывались в окружающее пространство, и подчеркивало индивидуальность. В каждой практической работе архитектора или дизайнера использование элементов того или иного стиля хотя и очень гибко, но опирается на некие каноны, диктующие ему правила и пропорции сочетания предметов. Определяемый скорее интуитивно, он подчас не укладывается в классические определения. Рассмотрим некоторые современные стили. Эклектика. «Смешение всего со всем», эклектику нередко называют главным «стилем» современной эпохи внестилевого развития архитектуры. Когда очередное модное направление уже «выработало себя», а новое еще не создано, господствует эклектика. Тогда зодчие обращаются ко всему архитектурному наследию (истории), заново обучаясь и переосмысливая накопленный опыт. Во всяком случае, именно так эклектику трактует современная история архитектуры. Классический стиль. Классика как «классицизм» опирается на античное наследие и архитектуру Древнего Рима. Это так называемая историческая интерпретация классического стиля. Вторая версия классики объединяет в себе сразу несколько направлений - барокко, собственно классицизм, рококо, ампир и др. Такое собирательное определение «классики» оказалось востребованным профессиональными дизайнерами по ряду причин. Во-первых, эти направления, довольно резко контрастируя в архитектурных решениях, имеют много общего в декорировании. Их отличает простота, естественность форм и строгое соблюдение принципа пропорциональности. Барокко. Сложившиеся каноны классического стиля имеют многовековую историю. В XVI веке в период итальянского Возрождения в интерьерах дворцов появляется не свойственная до этого средневековым замкам роскошь внутреннего убранства. По сути, эпоха Возрождения положила начало новому этапу в истории архитектуры и декора. Рассматривая стилевые направления следующего ХVII века - барокко, классицизма, рококо, - легко убедиться как в их глубинной связи с Возрождением, так и с противоположностью этой эпохе[5]. Классицизм. Полноправное господство классического стиля (собственно классицизма) можно увидеть в интерьерах французской знати. Во Франции классицизм наибольшего расцвета достиг во времена правления Людовика XIV, и получил название «стиль Людовика XIV». Это был период строительства архитектурного шедевра Франции - Версаля. Для французского классицизма характерно стремление к внушительности, парадности, декоративному блеску интерьеров и в то же время строгая геометрическая планировка в архитектуре, упорядоченность, композиционная стройность. Использование в оформлении помещений и фасадов элементов античной архитектуры, разработка, так называемой, «ордерной» организации декора – его основная черта. Французский классицизм отличался сочетанием традиционной для этого стиля стройной и симметричной общей композицией со стремлением к импозантности и внешнему блеску интерьеров. Классический стиль оправдал свое первоначальное название – «правильный образец для подражания». Модерн. Стиль «модерн» завершил в Европе длительный период эклектики и бесстилья конца XIX века. Его создатели вносили в дизайн все лучшие достижения прошлых стилей и самые изысканные и утонченные идеи своего времени. Главным девизом архитекторов конца XIX - начала XX века, было: «Ни один дом не должен быть похож ни на какой другой!». Отличительной чертой модерна является пластическая выразительность, изящество, свойственное серебряному веку - с его тонким вкусом, изысканной красотой и внутренним надрывом. Модерн в других странах имел свои особенности: в Австрии и Германии отличался более строгим геометризмом, а в США ставил своей основной задачей естественное слияние с окружающей природой. Хай-тек - стиль, пропагандирующий эстетику материала. Наиболее распространенными являются стекло, металл (они в отделке помещения являются основными), бетон, камень, натуральное дерево. К этому могут добавляться открытая кирпичная кладка и разнообразные современные синтетические материалы. Никаких особых ограничений у стиля нет, можно использовать краску, которая дает гладкую, блестящую поверхность, штукатурку, жидкие или объемные обои с интересным рельефом, керамическую плитку или натуральный камень, ламинированное дерево, линолеум. Главное здесь – выдержать принцип техногенности. 1.2. Синтез искусств в дизайн - проектирования зон отдыха. Синтез искусств, органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека[6]. Это понятие подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств. Этим определяются большие социально-воспитательные возможности С. и. В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художественный синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя собственные задачи, также расширяют и истолковывают архитектурный образ[7]. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство (средствами которого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произведения станкового искусства. Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись); всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко). Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.). Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление — к их синтезу. Храмовый ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразительного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало синтеза, начиная с культур Древнего Востока. Подавляющей сверхчеловеческой массе египетских сооружений, изобразительной символике архитектуры (колонны наподобие цветов лотоса или связок папируса) греческая культура противопоставила гармоничное соотношение архитектуры и скульптуры, внушающее мысль о победе человеческого начала. В культуре поздней готики и особенно Возрождения, с усилением светских начал искусства и всё большей индивидуализацией творчества, происходит распад органической универсальности средневекового синтеза. Складываются новые нормы синтеза, основанные на осознании самостоятельной роли каждого из искусств. В условиях буржуазного общества разрушаются многие формы синтеза, прежде всего, архитектурно-художественный синтез. Но интерес к его проблемам получает новый смысл, будучи связан с представлениями о проникновении в жизнь художественного начала, о гармоническом развитии человека, а в социалистических учениях — и с представлениями о совершенном обществе. Художественно-образное содержание средового ансамбля, рождаемого деятельностью архитектора-дизайнера, может быть развито и конкретизировано с помощью привлечения средств таких видов пространственных искусств, как монументальная живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Их произведения, поддерживая друг друга, образуют активные композиционные узлы, которые способствуют становлению идейно - содержательных и зрительно-целостных пространственных формирований, а сами эти узлы становятся центрами композиционной структуры интерьера или комплекса сооружений, их доминантными точками. Но выполняются эти функции лишь в том случае, если слагаемые «узлов», органично вписываясь в идейно-художественный замысел ансамбля, сами по себе обладают высоким качеством формального решения. Иначе говоря, идея ансамбля (Синтеза искусств) должна зарождаться в совместной работе мастеров разного профиля и быть предметом их заботы до конца ее реализации, которая требует постоянного соблюдения гармонии между наполнением содержания и убедительностью и масштабностью форм компонентов, участвующих в синтезе[8]. Единство в архитектурно-дизайнерском ансамбле социально-функциональных, инженерно-технических и идейно-эстетических начал приводит к необходимости опираться в формообразовании на знание законов развития природы и общества, на достижения научно-технического прогресса и художественной культуры. Современная тенденция превращения технических (инженерных) форм нашего окружения в визуальные конструкции высочайшего эстетического уровня, своего рода «прагматические скульптуры», резко расширила возможности Синтеза искусств, придавая его произведениям невиданные ранее оттенки содержания. Другой аспект современного толкования термина «Синтез искусств» вызван изменением содержания категории «монументальность»: теперь сюда включают разного рода движущиеся композиции (мобили), «легкие» каркасные конструкции, динамические рекламные панно и т. п., что требует пересмотра ряда положений канонической теории Синтеза искусств. Сегодня становится все очевиднее, что Синтез искусств есть, прежде всего, создание единой целостной композиции, воплощающей художественный образ за счет слияния в нем образов, создаваемых каждым из видов искусства своими собственными средствами. Причем именно композиция и служит признаком возникновения ансамбля. Особенно это важно для предметных и средовых ансамблей в дизайне, где зачастую соседствуют весьма разноречивые по исходным свойствам слагаемые. Синтез искусств связывает отдельные его виды не только композиционно, но и на более высоком уровне взаимодействия — концептуальном и стилеобразующем. Процесс проектирования всегда протекает в контексте конкретной исторической культуры, что определяет и содержательные, и формальные взаимовлияния разных видов искусства. На мировоззренческую основу каждого вида как бы накладываются общие принципы пространственного, пластического и светоцветового формообразования. Поэтому гармонизация форм элементов ансамбля, в т. ч. по стилистическому признаку — одно из важнейших средств Синтеза искусств. Правда, в дизайнерских компоновках это положение не всегда соблюдается. Здесь нередки сочетания резко контрастные, несопоставимые по стилистике и по времени производства произведений, из-за чего конечный результат «дизайнерского» Синтеза искусств приходится оценивать нетрадиционными мерками, такими как ассамбляж, экспозиционный жест и т. д. [9] То есть законы нового вида искусства, дизайна, обратившегося к нефигуративным средствам выразительности, кардинально вмешиваются в устоявшиеся представления о взаимодействии отдельных видов художественного творчества в рамках Синтеза искусств, дополняя, а иногда даже «отменяя» их. |