Главная страница
Навигация по странице:

  • Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками.

  • 2. Концептуальные основы дизайн-проекта зоны отдыха на Ледовом озере в г. Мурманске

  • 2.1. Влияние городской среды на здоровье населения.

  • 2.2. Специфика зон отдыха Мурманской области.

  • 2.3. Традиции русского деревянного зодчества в современном контексте.

  • 2.4. Проблемы взаимодействия зоны отдыха с городской средой.

  • 2.5. Нормативная база для проектирования зон отдыха.

  • ДИПЛОМНАЯ 1. 1 Методологические основы дизайн проектирования зон отдыха. 8


    Скачать 87.74 Kb.
    Название1 Методологические основы дизайн проектирования зон отдыха. 8
    Дата08.04.2022
    Размер87.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДИПЛОМНАЯ 1.docx
    ТипРеферат
    #453734
    страница2 из 3
    1   2   3

    1.3. Зона отдыха как объект дизайна среды и ландшафтного дизайна.

    Чтобы обобщить понятие о зонах отдыха, в данном разделе назову эти зоны одним словом – сады. Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом[10].

    Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы.

    Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках.

    Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками.

    Ренессансные сады напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.

     

    Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью.

    Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д.

    Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Нужно отметить, что смена стилей не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать «вещицизм» и приспособление к тому или иному стилю.

    Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн. И лишь когда Европой овладел дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к отдыху среди даров природы. XX век (особенно его конец) отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и ландшафтном дизайне.

    Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. Домашний интерьер стал приближаться к садовому ландшафту, сместились и стали менее заметными границы их разделяющие.

    Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре доминирующую роль, в которой, играли Китай и Япония.

     

    Японский бонсай (искусство выращивания растений в сосудах) и китайский ландшафтный Фэн-шуй использовались дизайнерами всех времен и народов. Секрет этого искусства (или целой науки) заложен в глубоких знаниях законов природы, которые применяют при формировании ландшафтного участка.

    Многие считают, что процветание Тайваня и Гонконга связано именно с Фэн-шуй, так как каждый уважающий себя бизнесмен в этих странах пользуется услугами специалистов данного искусства. Грамотная планировка помещений и садовых участков, тесная взаимосвязь их размещения и расположения относительно сторон света, выбор формы относительно местности - вот отличительная черта Фэн-шуй. Эти знания законов природы помогают максимально правильно использовать их при формировании ландшафта.

    Входу на территорию участка уделяется особое внимание, так он отделяет две условные зоны. Переходя эту границу, простой горожанин становится хозяином. Поэтому ворота являются символом его благополучия и удачливости. Хорошо, когда ворота выполнены в виде арки, то есть, закруглены сверху. Арка символизирует радугу – «небесные врата» и приносит удачу хозяину участка.

    Точно такой же смысл имеют арки, разделяющие отдельные зоны участка. Они могут быть каменными, деревянными, металлическими или в виде зеленых насаждений. Все зависит от того, в каком секторе участка расположена арка. В южном секторе арка делается деревянной, на юго-западе - кирпичной или каменной, а в западном секторе - желательно делать её из металла.

    Размещение жилых домиков на таких участках тоже имеет значение. Фасад его должен смотреть на юг, восток или юго-восток, менее благоприятное направление фасада на юго-запад или запад и нежелательно северное и северо-западное направление. Через вход в дом проникает благотворная энергия, поэтому важны его парадность и солидность.

    Важным атрибутом участка являются садовые строения и цветники. Цветы должны иметь различный оттенок, но их тоже следует размещать по зонам. Так, красные цветы в южном секторе сада приносят удачу, а для запада и северо-запада лучше подходят белые и желтые цвета. На востоке и юго-востоке уместны любые растения, кроме колючих насаждений, которые могут принести нежелательные (колючие) перемены.

    Наверное, сейчас невозможно точно определить, где появились первые беседки и другие строения, предназначенные для отдыха в парках и садах. Доподлинно известно, что в Древнем Египте строили деревянные беседки за много веков до н.э.  Небольшие, легкие с раздвижными дверями садовые домики, напоминающие беседки и навесы, уже много веков строят в Китае и Японии.

    Среди южных народов всегда были популярны навесы, беседки, которые помогали укрыться от лучей палящего солнца. Особенно популярны были такие сооружения в странах Средиземноморья, которые нашли свое отражение в греческих портиках и римских колоннадах эпохи Возрождения.

    Беседки без стен, имеющие в плане форму квадрата или восьмиугольника, уже много веков строят в Англии и Нидерландах. Как правило, они строились на самом видном месте и являлись центром роскошного сада или парка, украшая его своими формами и архитектурой. Такие беседки - были позаимствованы многими европейскими странами и стали широко известны всему миру.

     

    Из Европы архитектура беседок «пришла» а Америку вместе с первыми поселенцами. Первоначально они ставились в садах и приусадебных парках только богатых людей как символ благополучия и связи с Европой. Не обошли стороной беседки и Россию, на которую оказывала большое влияние культура Франции и Англии[11].

    Практически ни одна богатая усадьба не обходилась без садовой беседки, в которой проводили досуг наши знатные предки. Вместе с беседками широко применялись деки, навесы, террасы, примыкающие к дому или построенные на склоне холма и имеющие дощатый настил. Над этими сооружениями трудились знаменитые архитекторы, создавая воистину произведения искусства.

    Каким бы необычными и самобытными не казались сады и парки, в их основе всегда лежат два краеугольных камня, два стилевых направления: пейзажный и регулярный. Если первый создается по принципу подражания природным ландшафтам, то второй - противопоставляется им. Подчеркнутые строгость и рукотворность как бы призваны преобразить хаос естественных природных ландшафтов.

    Личные пристрастия, а также цели, с которыми вы посещаете парк в разное время года, тоже имеют значение для разработки проекта. Для тех, кто любит развлечения на лоне природы, важно, чтобы сад производил неотразимое впечатление в середине лета. Другим нужен сад для спокойного отдыха, уютный в любое время года и не требующий больших затрат труда и времени.

    Индивидуальность - вот что ценится в первую очередь там, где никого не удивишь дорогими новинками. Причем сообщить ее саду не так уж и сложно, когда есть возможность выбрать из многообразия ландшафтных стилей именно тот, который наиболее близок вам по духу и настроению.

    Сад ароматов: упор при его создании делается не на визуальные эффекты, а на обонятельные - первоосновой такого сада становятся ароматы. Кельтский сад: главными героями такого сада являются деревья.

    Сад-лабиринт: лабиринты из цветов, злаков и овощей выполняются в виде запутанных линий, изгибающихся по отношению друг к другу под углом, или в виде сужающихся окружностей. Сад - лабиринт предназначен для любителей проводить время в одиночестве.

    В основу решения сада положен прием геометрической, формальной планировки. Формирование среды идет по линиям подчинения природы геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов. Вся планировка сада строится по законам симметрии. Растения, дорожки, водоемы и другие элементы расположены симметрично относительно основной оси (осей может быть и несколько).

    На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Здесь соблюдаются прямолинейность садовых и подъездных дорожек, ровные ряды насаждений и цветников в вытянутом стиле рабаток.

    Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер, стиль требует ровных площадей. При их отсутствии устраивают террасы полукруглой формы, которые оканчиваются подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.

    Пейзажные парки подражают дикой природе. В них проложены извилистые, как бы случайно появившиеся линии дорожек и аллей, подчеркивается красота отдельно стоящей среди поля группы деревьев, эффектно чередуются радостные светлые лужайки и тенистые заросли деревьев и кустарников.

    В середине XVIII века английский профессиональный садовник Ланселот Браун расширил геометрию садового искусства и ввел сочетание трех волнообразных линий: кривых дорожек, извилистых ручьев и прудов с берегами, изрезанными чередующимися бухтами и мысами[12]. А также, что было наиболее существенным, по-новому ощутил рельеф – в его парках он то -  поднимался, то - опускался, создавал плавное движение, как будто дышал.
    В конце XIX-го века в садоводческом направлении появился новый стиль - модерн. Косвенной причиной тому стало резкое уменьшение площади земли, отводимой под частные владения. Сад в стиле модерн - это участок, четко разделенный на зоны, в котором удобство и функциональность всегда преподаны в контексте изящного планировочного решения.

    Характерными для сада в силе модерн являются подпорные стенки и плотные живые изгороди. Но, несмотря на некоторые новации, планировка сада в стиле модерн по своей геометрии очень схожа с планировкой регулярных французских садов XVII века.

    Планировочную структуру парка можно строить в соответствии с одной из пяти основных схем размещения сооружений — периметральной, узловой приближенной, узловой удаленной, осевой, рассредоточенной. В каждом случае одну из перечисленных схем выбирают в соответствии с природными условиями территории и размещения участка в генеральном плане города.

    Основной задачей проектирования и строительства нового или реконструкции существующего парка является создание контрастной по отношению к городу архитектурно-художественной и гигиенической обстановки.

    Тишина, чередование открытых и затененных пространств, гладь водоемов и струи фонтанов, красочный цветочный убор, живописные группы деревьев и кустарников на фоне газонов, органически включенные в этот природный комплекс, оказывают положительное влияние на нервную систему, настроение и самочувствие посетителей.

    Создание такой обстановки выдвигает определенные требования к характеру и архитектуре парковых сооружений. В парке не должно быть крупных сооружений «городского» типа — дворцов культуры большого объема, клубов, театров и т. д.

    Все сооружения должны отличаться парковой спецификой, которая находит отражение в объемной, пространственной и декоративной композиции каждого сооружения.

    Все парковые сооружения — органическая часть данного паркового ансамбля, их объем и цветовая характеристика должны гармонировать с окружающими насаждениями. Существенной особенностью парковых сооружений является возможность их использования летом и зимой.

    Надо  учитывать, что нагрузка на ландшафт на различных участках парка разная. Она колеблется от 250 чел/га в зоне активного отдыха до 10 чел/та в зоне тихого отдыха. Отсюда и совершенно иной характер благоустройства территории. Например, площадь покрытий в зоне  активного  отдыха  может занимать до 30 % зоны, а на участках тихого отдыха — лишь 7—9 %.

    Емкость сооружений парка определяется, прежде всего, содержанием проводимой в них культурно-просветительной и оздоровительной работы, а также соотношением различных форм этой деятельности. Размеры сооружений, их количество в каждом конкретном случае зависят от числа посетителей.

    Парки прошлого при всей архитектурно-художественной ценности многих из них не могли служить буквальными образцами при проектировании современного парка, так как ими пользовались для прогулок, танцев, устройства фейерверков и т. д. только их владельцы со своими гостями.

    О внешнем виде садовых строений того времени мы можем судить по многочисленным художественным полотнам, которые сохранились до наших дней. И в настоящее время находится немало любителей архитектурных форм прошедших столетий. Но в архитектуре XX века (особенно в его второй половине) произошел революционный сдвиг.

    Этому способствовало появление в строительстве новых современных технологий и материалов (пластмассовые и алюминиевые профили, различные виды современной кровли и т.д.). Поэтому в садах и приусадебных парках наших современников можно встретить строения самых разнообразных форм и стилей. Но все они преследуют одну цель - создание уютной зоны отдыха на лоне природы.

    Знакомясь с работами в области усадебного ландшафтного дизайна за последний ряд лет в России, нельзя не отметить значительно поднявшийся уровень исполнения проектов озеленения. Если учесть, что это направление в стране начало развиваться или возрождаться сравнительно недавно, то это особенно приятно.

    Вместе с тем, очевидно, что огромное влияние на наших ландшафтных архитекторов оказывают традиции современного европейского частного сада. Так что же мешает нашим дизайнерам повернуться лицом к русскому саду, создавать картины, созвучные среднерусской природе, отказаться от сомнительных экзотов и использовать деревья и кустарники той местности, где мы живём? Что мешает нам отказаться от вычурности, а порой и просто эклектики?

    Существует ряд причин, среди которых я считаю немаловажными отсутствие четких представлений о ландшафте и стиле у заказчика, коммерческий интерес фирмы - исполнителя, а также склонность считать зарубежные образцы лучшими. Однако трудно представить, чтобы японцы изменили своим «интеллектуальным» садикам и стали повсеместно насаждать у себя упрощенный и размашистый американо-канадский стиль, или наоборот. 

    Другая серьёзная проблема, ограничивающая возможности российских дизайнеров, - это практическое отсутствие отечественного качественного посадочного материала для создания зелёных ансамблей. На внутреннем рынке сложно найти такие «русские» растения, как сирень, орешник, липа, дуб, некоторые виды калины и т.д. Выход из этой ситуации проблематичен, т.к. большинство питомников в России находится в тяжелейшем состоянии, их резервы исчерпаны.

    В то же время материал зарубежной селекции представлен достаточно широко. При этом импортёры и покупатели экзотических видов часто не учитывают и не знают требования растений к макро- и микроклимату, агротехнике, факторам среды, степень адаптации и устойчивости, местный инфекционный фон и т.д., и поэтому результаты такой интродукции бывают, плачевны, в том числе, и с эстетической точки зрения.

     


    2. Концептуальные основы дизайн-проекта зоны отдыха на Ледовом озере в г. Мурманске

    Для выбора местоположения подобной зоны уместно рассмотреть все места отдыха, возникшие стихийно и пользующиеся популярностью населения города. Однако главенствующую роль при создании зон отдыха играет качество воды в реке и водоемах, прилегающих к этим территориям.

    Ухудшение качества воды в текущем году наблюдалось при отборе воды после ливней, что обусловлено смывом с территории города в ливневую канализацию бытовых загрязнений. Принимая во внимание рекомендации главного санитарного врача, остановимся на озере Ледовое – перспективном районе создания зоны отдыха в городе.

    В рамках задач данной работы подобный выбор оправдывается тем фактом, что территория, прилегающая к озеру, характеризуется недостаточностью зеленых насаждений. Таким образом, представив проект комплексного озеленения озера, можно решить одновременно несколько проблем:

    - создание новой рекреационной зоны в городе;

    - защита данной территории от шума и пылегазовых выбросов;

    - укрепление, облагораживание берегов;

    - с помощью методов ландшафтной архитектуры создание эстетически ценного ландшафта.

     Функциональное зонирование предусматривает дифференциацию территории (и акватории) по ведущему функциональному профилю  и видам рекреации. Однако функциональное зонирование не должно иметь самодовлеющего значения, а должно быть строго согласовано с результатами анализа и зонирования природного ландшафта в соответствии с допустимой степенью его использования и преобразования.


    При построении конкретной планировочной структуры озерного района рекомендуется размещать рекреационные комплексы или отдельные объекты только на одном берегу озера, оставляя нетронутой природу на противоположном берегу.

    Что же касается вместимости озерных рекреационных комплексов, то она должна быть относительно небольшой, до 2 – 2.5 тыс. мест, а сами комплексы – разнообразными как по составу сооружений, так и их величине. В озерных районах могут быть организованы небольшие комплексы  маленьких домиков, оптимальная вместимость которых 100-200 мест.

    Архитектура должна быть интимной: небольшие корпуса, особенно при удачном использовании местных строительных материалов и некоторых национальных архитектурных форм, более успешно создают архитектурный и рекреационный эффект.

    Мероприятия по внутреннему благоустройству рекреационной зоны кратковременного отдыха в основном приурочены к трем природным элементам: к зеленым насаждениям, к акваториям и их берегам (пляжи), к рельефу.

    Систему водных пространств, используемых для отдыха, составляют естественные рекреационные акватории (озера, реки) и искусственные  акватории (водохранилища, каналы, открытые плавательные бассейны и т.д.).

    Рекреационные акватории целесообразно зонировать по степени концентрации различных устройств (например, часть озера оборудована - большая часть не тронута и т.п.), а также по видам тихих и шумных форм отдыха на воде и водного спорта.

    2.1. Влияние городской среды на здоровье населения.

    Одними из наиболее характерных особенностей развития современного общества являются быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения численности их жителей, формирование городских агломераций. Урбанизация как процесс повышения роли городов в развитии общества влечет за собой самые значительные социальные преобразования в истории человечества.

    В крупных городах переплелись как положительные, так и отрицательные стороны научно-технического прогресса и индустриализации. Совокупность факторов окружающей среды (природных, социально-экономических, хозяйственно-бытовых, антропогенных) может воздействовать на все население, отдельные его группы и на каждого человека.

    Как и в предыдущие годы, остается неудовлетворительным качество воды водоемов, используемых для питьевого водоснабжения и рекреации. Так, в 2005 г. в местах отдыха процент проб, превышающих гигиенические нормативы, составил по микробиологическим показателям 24,3% против 22,1% в 2004 г., по санитарно-химическим показателям процент – 27,4%.[13]

    В Мурманской области только 21 очистное сооружение из 241 работает эффективно. В городах и регионах с неблагоприятной экологической обстановкой у детей наблюдаются функциональные отклонения в системе иммунитета, кровотворения и внутриклеточных ферментов, выявляются нарушения компенсаторно-адаптационных механизмов к условиям внешней среды.

    Так, у населения Мурманской области фиксируется существенный прирост частоты некоторых социально-значимых видов заболеваний: онкологических и эндокринных, хронических болезней органов дыхания[14].

    2.2. Специфика зон отдыха Мурманской области.

    Территория региона характеризуется сложным рельефом, частой сменой ландшафтов. Реки и озера украшают ландшафт, создают благоприятный микроклимат, позволяют отдыхающим заниматься водным спортом, рыбной ловлей.

    Климат Мурманской области своеобразен и отличается от климата других заполярных районов России. Несмотря на северное положение, климат довольно мягкий. Пожалуй, самая типичная его черта – резкие изменения и большая неустойчивость погоды, связанная с частой сменой воздушных масс.

    Влияние окружающих морей сильно сказывается как зимой, так и летом. Так, на Мурманском берегу температуры зимой выше, чем, например, в Вологде, находящейся на 700 км южнее. Но это не означает, что климат здесь комфортный. При сильных ветрах и большой влажности даже сравнительно небольшие морозы переносятся тяжело. Зима, самый продолжительный сезон, длится более шести месяцев, приблизительно с октября по апрель.

    Первые признаки весны появляются задолго до схода снега. В начале весны все тепло, получаемое от солнца, расходуется на прогревание воздуха и снега, и только потом начинается бурное снеготаяние. Окончательно снег сходит лишь в мае.

    Лето (период с температурой выше 10°С), как и весна, наступает в разных местах области в разные сроки, в зависимости от удаленности моря. Длится лето приблизительно два – два с половиной месяца, с середины июня до середины (конца) августа. Продолжительность дня очень велика, но солнце не поднимается высоко над горизонтом. Температуры летом невысоки: +8° на Мурманском побережье, +13° во внутренних районах полуострова, но в отдельные дни могут подниматься до +30°С.[15]

    Территория Мурманской области расположена в двух географических зонах – тайге и тундре, между которыми неширокой полосой тянется лесотундра. Специфика Мурманской области такова, что в летние месяцы подавляющее большинство детей и подростков находятся на оздоровительном отдыхе за пределами региона. Но зимний отдых развит достаточно широко, ввиду того, что лето тут короткое.

    В последние годы такое примечательное для горожан событие, как таяние снега, происходило на 10 – 12 дней раньше, в первой половине мая. Поэтому многие старожилы столицы Заполярья склонны были связывать сокращение времени ледостава на озерах с так называемым «глобальным потеплением», тем более что и сроки осеннего замерзания воды в нем тоже наступали на 2-3 недели позже обычного.

    Но в нынешнем году один из любимых горожанами водоём Ледовое озеро, вновь вернулся к средним многолетним значениям времени таяния льда – конец мая. Примечателен и природный механизм, открывающий на озере зеркало водной поверхности.

    Каждую весну у жителей окрестных домов создаётся впечатление, что лёд с поверхности городского озера исчезает как-то сразу, мгновенно. Как пояснили опытные наблюдатели, купающиеся здесь круглый год, ледовое поле не тает до конца, а тонет под тяжестью многих тонн песка и пыли, занесённых ветрами с окрестных дорог.

    2.3. Традиции русского деревянного зодчества в современном контексте.

    Россия обладает самыми богатыми запасами древесины, поэтому строительство деревянного жилища исконная многовековая традиция, которая не утратила своей актуальности в наши дни и это не удивительно, ведь деревянный дом обладает такими уникальными качествами, как живая и теплая текстура, неповторимый природный рисунок, натуральность и экологическая чистота.

    В российской культуре традиции деревянного зодчества распространены как нигде в мире, с давних пор из дерева на Руси строили свои деревянные дома. Во многом этому благоприятствовала повсеместная распространенность прочной и долговечной древесины северных пород - сосны и ели, дуба и лиственницы.

    Опыт, накопленный древними мастерами, сегодня широко применяется при возведении деревянных домов по современным проектам.
    Множество современных строительных компаний следуют традициям русского зодчества и предлагают широкий выбор
    современных коттеджей, садовых и дачных домиков.

    Например, рубленые дома - это настоящий памятник русского деревянного зодчества, особый вид строительства деревянных сооружений вручную. Сегодня рубленые дома снова в моде - деревянные дома и бани-срубы с удовольствием возводят на своих участках, как отдельные люди, так и владельцы баз отдыха, бань.

    Настоящие рубленые дома просто невозможно сравнивать с каркасными домами и прочими порождениями современных технологий, потому, что только дома из бревен, сработанные вручную, способны сохранить уникальную положительную энергетику дерева.

    Даже в наш индустриальный век, в век бетона и стекла, дерево остается широко востребованным материалом для малоэтажного строительства жилых и общественных зданий. Современные бревенчатые коттеджи и дома строят не только в регионах, где это связано с историческим укладом жизни: в Канаде, Скандинавских странах, но и там где традиционно дома строились из каменных материалов: в Германии, Австрии, Великобритании.

    Деревянное строительство становится всё более популярным в последние годы. Кажется, многие уже поняли, насколько лучше построить загородный дом из дерева, чем из чего-нибудь другого.

    Несмотря на свою древность, технология обработки и строительства из дерева совершенствуется с каждым годом, что, во-первых, придаёт деревянным строениям дополнительные полезные свойства, а, во-вторых, упрощает и удешевляет многие операции в работе с этими материалами. Например, для того, чтобы деревянные дома были более прочны и неуязвимы для каких-либо внешних негативных влияний (влажность, огонь, биологические факторы), их обрабатывают особыми составами.

    Ещё один способ, привнесённый современными технологиями, - это оцилиндровка брёвен. Эта процедура значительно сокращает затраты на обработку и возведение из древесины любого строения. Сроки строительства также существенно сокращаются. Стены из такого бревна прекрасно выглядят и без какой-либо специальной обработки.

    Особое внимание стоит обратить на то обстоятельство, что с медицинской и общеэкологической точки зрения намного более осмысленно использовать дерево, чем кирпич и бетон.

    В настоящее время востребованность разработки темы этнических особенностей зодчества заключается в необходимости осмысления закономерностей развития культуры русских, в связи с усиливающимся стремлением людей к возрождению национальной культуры, к поиску национальных корней и, как следствие, национальной идеи.

    Псевдорусский стиль достоин отдельного упоминания в самобытной интерпретации эклектики. Этот стиль пропускает через себя самобытные многовековые традиции русского деревянного зодчества, переносит теремную эстетику и византийские традиции в современные реалии. Основные применяемые приемы:  низкие сводчатые потолки, непропорциональные колонны.

    Инкрустированные каменные полы, маленькие окна бойницы с коваными решётками - это типичный декор псевдорусского стиля. Так же фрески с растительными и животными лубочными орнаментами. В цветовой гамме - преобладание красного, белого и пурпурного цвета.

    2.4. Проблемы взаимодействия зоны отдыха с городской средой.

    Ухудшение природных и санитарных условий отдыха может быть вызвано нерациональной хозяйственной деятельностью, несоблюдением норм и правил проектирования, строительства и использования объектов.

    Основными источниками загрязнения воды озера Ледовое служат человек и продукты его жизнедеятельности на берегу, а также продукты смыва с прилегающих улиц, поступающие с поверхностным стоком.

     Так, во время таяния снега и ливней, образуется масса ручейков, превращающихся в овраги. Они приносят загрязнения с поверхности дорог, свалок мусора непосредственно в озеро.

     Существенным изменениям подвергается вещественный состав природных вод в результате стока снеговых и ливневых вод с урбанизированной территории. Как показывают исследования, в поверхностном стоке с урбанизированных территорий кислородный режим воды, лимитирующий направление биохимических процессов, ухудшается более чем в 6 раз, жесткость воды увеличивается в 30 раз, содержание нефтепродуктов -  в 4 раза по сравнению с величиной их выноса в сельскохозяйственных ландшафтах.

    «Чистым» сток с асфальтовых покрытий является только по содержанию меди, железа и цинка. Поверхностный сток в летнее время содержит большое количество органического вещества. Весенний сток более насыщен неорганическими загрязнителями.

    Современное экологическое состояние озера, несмотря на оптимальные показатели качества на данный момент, достаточно напряженное и имеет явную тенденцию к ухудшению. В этой связи постановка вопроса об изучении усиливающейся  антропогенной нагрузки на озеро и поиск путей оздоровления общей экологической обстановки в прибрежной его части представляется весьма актуальной и правомерной.

    Поэтому необходимо разработать ряд предложений и рекомендаций по упорядочению и организации рекреационного использования прибрежной зоны.

    Наиболее простой метод решения данной проблемы - благоустройство территории близлежащих жилых кварталов с организацией ливнестоков, исключающих попадание в озеро загрязнителей с дождевыми и талыми водами, содержание этих территорий в идеальной чистоте. Для этого необходимо в пределах водоохранной зоны ликвидировать свалки мусора, строительные отходы и другие очаги воздействия на окружающую среду.

    На протяжении последних лет разрабатывался ряд проектов по благоустройству, оздоровлению и оптимизации параметров территории, прилегающей к озеру Ледовое. В частности был предложен проект устройства напускного канала, дающего возможность подпитки озера из рек в период прохождения весеннего половодья (при необходимости создания более активного  водообмена)[16].

    Рассмотрим возможность исключения попадания в озеро загрязняющих веществ - продуктов смыва с прилегающих жилых застроек. Наиболее широкое распространение на практике получили водозадерживающие валы, так как они простые в строительстве, недорогие и несложные в эксплуатации.

    Водозадерживающие валы служат для задержания талых и ливневых вод на склонах. При любом размещении водозадерживающие валы предотвращают вынос продуктов смыва с территорий и размыва склонов в поймы рек и т.д., предотвращают заиление водоемов.

    Прилегающие к территории озера дороги достаточно плохо развиты. Для лучшей пропускной способности их придется отремонтировать и расширять, а, значит,  появятся дополнительные светофоры. Или вот еще одна проблема: через весь участок проходят жизненно важные для городского хозяйства коммуникации, которые уже давно пришли в негодность. Все предстоит поменять - канализацию, теплотрассы - и даже построить новую электрическую подстанцию.

    В итоге обновленными сетями сможет пользоваться весь микрорайон. Для города это, безусловно, огромный плюс. На прилегающей территории, согласно проекту, будет проведено озеленение, а  близлежащие дома от комплекса  отгородит широкая зеленая аллея, однако проблематично будет поместить автостоянку. На территории всего региона наблюдается
     фактическое отсутствие охраны особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

    Проблемы нормативного правового обеспечения:

    - не разработаны дифференцированные ставки платежей (сборов) за пользование рекреационными ресурсами;

    - не разработан кадастр природных рекреационных ресурсов Мурманской области, не осуществлено разграничение прав собственности на туристские ресурсы между органами местного самоуправления, региональными и федеральными органами власти и туристскими фирмами;

    - отсутствуют региональные правила по проектированию туристских объектов и застройке рекреационных территорий в районах Крайнего Севера.

     В генеральном плане Мурманска район озера обозначен как рекреационная зона с особым порядком застройки[17]. Для того чтобы генплан реально начал действовать, к нему необходимо разработать еще несколько нормативных документов.

    Во время обсуждения проекта нового генплана Мурманска много говорилось о том, какой должна быть территория вокруг озера[18]. На сегодня у мурманчан нет единства в этом вопросе. Одни считают, что здесь необходимо создать природоохранную зону, доступ в которую будет строго ограничен.

    Другие уверены, что нужна охраняемая зона, но с пешеходными тропами, по которым только и можно будет ходить. Третьи настаивают на создании здесь большого парка. Точки зрения разные. На сегодня более-менее ясно только, что здесь, с одной стороны, должно быть место для отдыха горожан, а с другой — природа этого уголка города должна быть сохранена.

    Одной из главных проблем представитель МОО ВООП Александр Пютсеп видит в масштабной застройке территории озера. «Аквапарк, дом творчества «Лапландия», аттракционы, две остановленные стройки заведений общественного питания, искусственные отсыпки у берегов – всё это давит и самым негативным образом воздействует на «здоровье» озер[19]», - говорит Александр Пютсеп.

    Например, нельзя в данном проекте допустить, чтобы возникла такая же ситуация, как когда компания «Сервис-строй» возводила свой объект на Семеновском озере. Тогда сваи закапывались на пятиметровую глубину и заливались бетоном. Там весь почвенный слой перерыт так, что восстановить его уже невозможно[20]. Все эти стройки нарушают естественный ландшафт и состояние почвы. Как результат – голые плеши на зелёных лужайках.

    А также тот факт, что строительный мусор, оставшийся ещё со времен строительства «Лапландии», теперь лежит на дне Семеновского озера. К нему добавляется бытовой и технический мусор от близлежащих жилых домов и аквапарка, с которого в озеро выливаются продукты жизнедеятельности животных и прочая органика. Для того, чтобы в данном проекте не возникла подобная ситуация, необходимо пересмотреть не только существующие нормы, но и продумать нюансы строительства, которые упомянуты выше.

    Следующей проблемой может стать непродуманность вопроса сохранения фауны. Так, несколько лет назад, при строительстве парка на Семеновском озере, тюленей пришлось вывезти с открытого водоема, так как, проведя одну смену в нем, они серьёзно заболевали. Строительство проезжей части может сопровождаться возведением дамбы на берегу озера, что приведет к перекрытию естественного стока вод, благодаря которым озеро самоочищается.

    Но в большей  степени загрязняют озеро граждане, отдыхающие на его берегах. Поэтому можно внести предложение об организации совместных с милицией патрулей, которые бы несколько раз в день проводили рейд по территории озера с целью обнаружения и предотвращения фактов загрязнения территории.

    2.5. Нормативная база для проектирования зон отдыха.

    В разделе «Ландшафтно-рекреационная территория» значительно расширены подразделы: «Зоны отдыха и санаторно-оздоровительные», «Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство», а также введены новые подразделы: «Природная и зелёная зоны», «Рекреационные территории», «Площадки» и «Озеленение».

    Согласно ч. 11 ст. 35 ФЗ №190 о составе зон рекреационного назначения в настоящих нормативах введён подраздел «Рекреационные территории» об озеленённых и иных территориях общего пользования, в состав которых входят парки, сады, скверы, бульвары, пруды, озёра, пляжи, а так же территории, используемые для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

    Учитывая развитие на территориях городов и сельских поселений рекреационных мест отдыха, занятий физической культурой и спортом, в постановлении городского указа могут быть предложены подразделы «Площадки» и «Озеленение».

    1   2   3


    написать администратору сайта