1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Скачать 262.39 Kb.
|
9 . Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм.Характеристика времени: 1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений. 2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания. 3) Развитие промышленности. Торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитие материального производства => развитие техники, математики, механики. Естествознания, и т.д. 4) Религия – не такое значимое место => свобода мысли; находятся старые произведения философов ? переосмысливаются. Характерные черты: 1. Переворот системы ценностей. Человек – высшая ценность, индивидуализм. 2. Выдающиеся люди – цельные, универсальные, масштабные натуры. => Ставили масштабные задачи – опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека. 3. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку. 4. Опытное естествознание. 5. Общая идея – гуманизм. 6. Отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье. Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – светское вольномыслие Эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви.Связана с изучением вновь открытых произведений классической древности. (Отвергая абстрактный, надклассовый подход к гуманизму, марксизм связал его с революционной борьбой пролетариата за построение коммунистического общества, создающего предпосылки для всестороннего развития человека. Практическое осуществление – социализм). Пантеизм – религиозно-философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистическая тенденция проявляется в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии возрождения и материалистической системы Спинозы, отождествившей понятие Бог и природа. Неоднократно выступал как формаперехода от теизма к материализму. Кузанский– теолог и философ: бог не творит мир из ничего, а разворачивает мир из себя, раскрывает свою внутреннюю сущность – мистический пантеизм. Бруно: бог находится во всех материальных вещах в виде закономерностей, которые связывают вещи – натуралистический пантеизм. Человек должен приближаться к богу. Солнечная система создана богом, в центре – Солнце, определенное место отведено человеку, созданному по образу и подобию бога. Гуманизм – человек предстает как высшая ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью, всё для блага человека. Художники Эпохи Возрождения: видят человека как самостоятельную эстетическую ценность, человек в центре внимания. Художники приближают человека к богу. Человек может творить подобно богу и даже лучше его. Человек поднялся из варварского состояния до цивилизационного с помощью своих действий, усилий и независимо от бога. Монтень: смысл человеческой деятельности не в результатах его деятельности а в том, как человек проживает жизнь. ТомасМорр: Утопия: все должны работать, вся собственность превращается в общую, всё становится одинаковым, следовательно люди должны меняться домами. Утопия справедливого общества: отсутствует частная собственность, общественный труд. Морр отстаивал независимость церкви, определённый демократизм. Кампанелла: общество находится в неблагоприятной ситуации из-за частной собственности, следовательно выход: все трудятся, труд общественный, рабочий день – 4 часа. Создана община – все одновременно бедны (нет собственности) и богаты (у всех всё есть). Ликвидирует институт семьи – все жены общие. В городе Солнца он оставляет церковь – т.к. не видит другой силы, которая способна держать в руках общество. (Платон – принцип действовать убеждением/силой. Тоталитарное государство: страх – шестое свойство человека). Кампанелла: общество простоты + роль науки, следовательно просвещение, прекращение войны. 10. Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия Ф.Бэкона.Западная философия Нового времени открывает следующий период философской мысли. Социальныепредпосылки: Прогресс в экономике, технике, рост производительности труда ? Разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма. Преобразования в социальной и политической сфере. ? Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев. ? Бурно развивается наука, прежде всего экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил Галилей. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни общества. Главенствующее место в науке – механика (применение механистического метода ? прогресс в познании физического мира). Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти усугубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научности мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии. Последующее развитие новоевропейской философии протекало в творческом противостоянии эмпирической и рационалистической традиции, пока не пришло время для попыток их синтеза и преодоления. Хотя, в сущности, и эмпиризм (сенсуализм), и рационализм были воодушевлены общей задачей борьбы с традицией, олицетворявшей мир жизни и культуры европейского Средневековья. Схоластика – тип религиозной философии; характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Против схоластики выступали гуманисты Возрождения. Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения. Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) – основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип рационализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» – разделяли как материалисты, усматривавшие обусловленность чувственного знания объективным миром, так и идеалисты, видевшие в чувственном знании самосущую сферу, не связанную с внешним миром. Преодолевая ограниченность сенсуализма, диалектический материализм раскрывает подлинную роль и диалектику чувственной и рациональной форм познания. Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против ср.-век. схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17–18 вв. исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности. Ограниченность рационализма состояла в отрыве рационального познания от чувственного, в идеалистической концепции врожденных идей. Рационализм – один из философских источников идеологии Просвещения. Ф.БЭКОН.Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материального понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание– истинная наука, а физика, опирается на чувственный опыт – важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент – главные условия рационального метода. Главный труд – “Новый Органон”. В этом произведении Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан “Органон” Аристотеля. Бэкон– выступил против схоластической философии и выдвинул доктрину естественной философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризм. Понимание науки включало новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение, разум. Соответственно этому главными науками должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук – господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание – сила. Но только знание, которое истинно. Бэкон сформулировал понятия материи как природы/бесконечной совместимости вещей. Материя обладает движением – внутренней активной силой (напряжение материи). (19 видов движения). Движение и покой – равноправные свойства материи. Бэкон разработал: – Принцип эмпиризма (в максимальной степени опирается на разум при анализе фактов); – Опытно-индуктивный метод – постепенное образование понятий путем истолкования фактов и явлений природы. (Метод собирания информации от единичного к всеобщему). Предпосылкой реформы наукидолжно стать очищение разума от заблуждений (4 вида). Идолы рода– ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Идолы пещеры– ошибки свойственные отдельному человеку/некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Идолы площади– ошибки порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Идолы театра– ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, истина – дочь времени, а не авторитета. |