Главная страница
Навигация по странице:

  • Первые учения – г. Милет 7--6 века до н.э. – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

  • Первовещество

  • Вопрос о первопричине вещей

  • Анаксимен

  • Анаксимандр

  • Пифагорейская

  • Парменид и Зенон

  • Античная философия (первые физики, школы атомистов). Тупики натурфилософской мысли

  • «Почему молоко так легко пьется Потому что его атомы круглые»; «Почему горчица не пьется так легко как молоко Потому что ее атомы крючковатые».

  • Физики

  • 2 познания

  • Основной интерес Сократа

  • Сократ

  • * Сократические школы

  • Феодор

  • Антисфен

  • 1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии


    Скачать 262.39 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
    Дата31.10.2022
    Размер262.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_bilety.docx
    ТипЗадача
    #764590
    страница4 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

    4 Характерные черты учений милетской (ионийской) школы, Гераклита, атомистов (Учение о первооснове всего сущего, учение о познании, социальные воззрения), элеатов.


    Милетская школа – условное обозначение первых древнегреческих натурфилософов и естествоиспытателей, живших в 6 в. до н.э. в г.Милет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); характеризуется стихийно-материалистическими тенденциями. Явно материалистическая трактовка философских проблем.

    Первые учения – г. Милет 7--6 века до н.э. – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

    Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхождения  и изменения всех вещей.

    Первовещество– живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.

    Занимались и разносторонней практической деятельностью.

    Фалес.  конец 7 – начало 6 в. до н.э.

    Основатель Милетской школы.

    Купец, много путешествовал.

    Вопрос о первопричине вещей.

    С точки зрения Фалеса материальная первооснова вещей – вода.

    Из воды все возникает.

    1) На этот вопрос можно ответить не прибегая ни к религии, ни к мифам.

    2) Основание материально и оно одно.

    Анаксимен: первоосновой вещей считал воздух.

    Механизм образования вещей: воздух разрежаясь превращается в огонь, потом уплотняясь в облака, ветер, камни.

     Анаксимандр: из чего возникают вещи в то они и превращаются.

    Неопределенное материальное (апейрон) является основой окружающего мира. В его основе лежит качественная неопределенность.

     Пифагорейская школа: (подход со стороны количества).

    Пифагор – основатель первых математических представлений (все вещи есть числа). В основе мира вещей и людей лежат числа и числовые соотношения (число 7 он рассматривал как символ судьбы).

    Все вещи состоят из противоположностей – четное/нечетное, предел/беспредельное, единство/множество, правое/левое, мужское/женское.

    Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита).

    Особое значение – предел и беспредельное.

    Предел – огонь, беспредельное– воздух (пустота).

    Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.

    Ошибка Пифагора состояла в попытке представить идеальные математические объекты как мысли Бога.

    В рамках Пифагорейской школы возникает новый тип человека – ученый.

    Гераклит: считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе.

    Он считал, что космос существует сам по себе и будет существовать вечно. Мир изменяется, но в нем существуют закономерности. Противоположности переходят друг в друга.

    Гераклит высказал догадку о движении, как о борьбе противоположностей.

    Диалектика Гераклита является скорее диалектикой движения а не развития.

    Ученик Гераклита Кратил утверждал, что нельзя даже один раз войти в одну и ту же реку. Считал, что в силу непрерывного изменения вещей их невозможно правильно назвать, он предпочитал указывать на вещь пальцем.

    Мир никем не создан, он был и будет вечным огнем, мерами загорающимися и мерами потухающий.

    Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) рассматривали мир как мир ложных мнений, т.е. мир чувств, искажающий действительный мир.

    Новая сфера – сфера разума.

    3 постулата:

    1) Любое тело занимает равное себе место, не зависимо от того покоится оно или движется.

    2) Двигаясь, тело проходит все точки своего пути.

    3) Для прохождения пути необходимо время.

    Мир неделим, неподвижен и покоится.

    Парменид и Зенон: мир который отражается в голове человека, иллюзорен. Движение существует в ложном чувственном восприятии, бытие – неподвижно.

    Ксенофан: не бог создал мир, а человек придумал бога.

    Мелмес вывел закон единого бытия: из ничего не может возникнуть ничто. Вечность бытия – есть вечность во времени.

    Отождествление бога и мира носит название пантеизма.

    Бог – это мир в его неограниченности и бесконечности во времени и пространстве.

    Учение Платонанесостоятельно, т.к. восприятию доступен единичный экземпляр вида, который человек воспринимает чувственно, но никак не сам этот вид.

    Мудрость состоит в познании блага, которое является достоянием любого отдельного лица, а целью жизни является не богатство, а спокойствие, основанное на отрешении от имущества, от наслаждения и т.п.

    Отсюда – идеал простоты, состояние презрения к нуждам, кроме основных, без которых невозможно жить, насмешка над условностями и религиозными предрассудками, безусловная свобода.

    Античная философия (первые физики, школы атомистов). Тупики натурфилософской мысли.

    Атомизм – учение о дискретном строении материи.

    Демокрит.

    Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы – мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества появляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку.

    Очертание – форма атома; соприкосновение есть порядок; а поворот – положение.

    «Почему молоко так легко пьется? Потому что его атомы круглые»; «Почему горчица не пьется так легко как молоко? Потому что ее атомы крючковатые».

    Так он объяснял качества вещей и их многообразие.

    Изменчивость всех предметов и явлений – результат движения атомов.

    Атом – материальная причина существования вещей. Его нельзя осмыслить.

    Мир един, т.к. его основу составляют атомы.

    Возникновение и уничтожение вещей – результат процессов соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный характер.

    Физики – Эмпедокл и Анаксагор.

    Эмпедокл: в основе всего лежит многое. Не допускает существования пустоты. Движение – смена мест. Он представлял мир как нечто шарообразное и в нем элементы распределены однородно.

    В этом мире царствует любовь, ее царство не вечно, оно длится какое-то время. Ей на смену приходит вражда (из единого делает многое), потом опять любовь (из многого единое) и т.д.

    Анаксагор: предполагал возможность бесконечной делимости бытия он приводил такой пример: слиток золотой потому что семян золота в нем больше. Эти семена тоже состоят из золотых частиц. В слитке есть и камни, и другие металлы, но золота больше.

    Он утверждал, что в отношении большого всегда есть больше, а малое можно сделать ещё меньше.

    Пустоты в мире нет, а движет всем разум.

    Атомисты:  (Демокрит, Эпикур). В основе вещей лежат атомы и пустота. Атомы – неделимые частицы.

    Демокрит утверждал, что существует пустота, пространство – великая пустота, в которой лежат атомы. Телесное полностью заполняет объём, в котором оно находится.

    Мир состоит из неделимых атомов, которые отличаются друг от друга по форме, расположению.

    Когда атомы сталкиваются следует образование вещи.

    Эпикур: наделяет атомы Демокрита силой тяжести, следовательно они падают, но иногда сталкиваются.

    Демокрит считал, что и человеческая душа тоже состоит из круглых атомов. Предположил, что все в мире предопределяется положением атомов.

    Создал свою теорию познания. Различал существование по истине (атомы) и существование по мнению (вкус, цвет).

    Следовательно, получилось, что он ввел представление о (действительности, идеальности)...сти цветов, запахов – у любого человека свои ощущения, любой по-своему воспринимает цвета, запахи.

    2 познания: ощущениями и разумом. Истина рождается из столкновения разума и чувства.

    5. Учение Сократа.

    СОКРАТ: критиковал натурфилософию: если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась?

    Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек.

    В центрон ставит нравственные проблемы.

    Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдет истину.

    Ирония Сократа: с помощью нее он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений.

    Сократ стремился привести собеседника к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами.

     Сократ пытался определить, что такое добро или справедливость. Утверждал что только добродетельный человек может быть счастливым.

    Для него, в отличие от софистов, различие между добром и злом носило абсолютный характер.

    Для Сократа являлось несомненным, что определение понятия есть определение сущности рассматриваемого предмета. Если нет точного определения, то нет и знания о предмете.

    Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания.

    Человек, если он не знает что-то и знает об этом, будет стремиться узнать это. "Познай самого себя".

    Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины.

    Метод Сократа: майевтика, т.е. повиальное искусство, помогающее достижению истины. Заключается в следующем: сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводится к противоречию с высказанной им точкой зрения, а затем начинается совместный поиск истины.

    Для Сократа истина не возникла и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рожодалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину.

    * Сократические школы:

    ** Мегарская школа: одна из сократических школ (4 в. до н.э.). Школа, эклектически сочетавшая идеи Сократа, элейской школы и софистов. Основана Евклидом из мегары. (Представители – Евбулит из Милета и Диодор Крон, к дкоторым восходят многие традиц. софизмы, Стилпон из Мегары и др.).

    Евклид (противники называли эту школу эвристической (эвристик - спорщик)).

    В основе их учения лежала мысль, что предметом знания могут бать также бестелесные виды или общее, постигаемое посредством понятий.

    Это общее совпадает с единым благом и неизменно. Ни чувственный мир, гибель, движение, изменение невозможны и попытка осмыслить их ведет к противоречию.

    Евклид утверждал, что существует одно благо, которое называется разными именами, иногда разумом, богом или умом, а противоположное благу он отрицал, говоря что оно не существует.

    Мегарики отрицали движение, они утверждали, что ничто не движется, но всегда оказывается продвинувшимся.

    ** Киренская школа: одна из сократических школ др.-греч. философии (4 в. до н.э.). Основатель Аристипп из Кирены. Развила принципы Сократа в направлении последоват. гедонизма.

    Киренская школа отвергала изучение природы, считая ее непостижимой.

    Киренаики утверждали, что душе могут быть свойственны только 2 состояния: наслаждение (плавное движение), и боль (резкое движение).

    Наслаждение – цель жизни. Богатство не благо, а средство для достижения наслаждения. Нет ничего объективно справедливого или прекрасного, т.к. все определяет человек.

    Аристиппутверждал, что предметом знания может быть только практически достижимое благо и ощущения, т.к. в них постигаются не свойства вещей, а наши индивидуальные восприятия.

    Критерием блага может считаться испытываемые нами при ощущениях – наслаждения/боль.

    Феодорвывел отрицание богов; считал целью деятельности не наслаждение, а радость.

    ** Киники: одна из сократических школ др.-греч. философии. Основатель Антисфен. Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам, обычаям и установлением культуры. Оказали влияние на стоицизм.

    Антисфен: выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом идеях.

    Диоген(ученик Антисфена). Антисфен: отрицание реальности общего. Существуют только единичные вещи.

    Понятие – лишь слово, которое объясняет, чем вещь бывает или что она есть, поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно: невозможно соединение различных понятий в единство суждения, ни определение, ни противоречие, т.к. о вещи может быть высказано только суждение.

    Учение Платона несостоятельно, т.к. восприятию доступен единичный экземпляр вида, который человек воспринимает чувственно, но никак не сам этот вид.

    Мудрость состоит в познании блага, которое является достоянием любого отдельного лица, а целью жизни является не богатство, а спокойствие, основанное на отрешении от имущества, от наслаждения и т.п.

    Отсюда – идеал простоты, состояние презрения к нуждам, кроме основных, без которых невозможно жить, насмешка над условностями и религиозными предрассудками, безусловная свобода.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта