Главная страница
Навигация по странице:

  • Основной вопрос философии: Философия

  • Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию. Эта большая многоплановая проблема «мир–человек»

  • 2 его стороны

  • 2.Может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества

  • Существует 2 подхода к решению вопроса первичности/вторичности: - монистический

  • 2 философские концепции

  • Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений. Разновидности: 1.Вульгарный материализм

  • 2.Метафизический материализм

  • 3.Диалектический материализм

  • Материализм противоположен идеализму. Их борьба составляет содержание истинно-философского процесса. Гносеологические и социальные корни Идеализма

  • Гносеологический корень

  • 2. гносеологические причины.

  • 1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии


    Скачать 262.39 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
    Дата31.10.2022
    Размер262.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_bilety.docx
    ТипЗадача
    #764590
    страница2 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

    2.Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма.


     Основной вопрос философии:

     Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности.

     В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» – формирование картины мира, универсума, и, с др. стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление познать его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. (т.е. осн. узлы – мир и человек )

    Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

    Эта большая многоплановая проблема «мир–человек», по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы.

    Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

    Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, др. словами, об отношении идеального к материальному.

    Идеальное – наши мысли, переживания, чувства.

    Материальное– все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе.

    Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

    При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать 2 его стороны:

    1.Что является первичным – идеальное или материальное?

    Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его.

    2.Может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества?

    Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

    Существует 2 подхода к решению вопроса первичности/вторичности:

    монистический кладет в основу мира одно из двух (сознание или материю);

    дуалистический - отказ от решения вопроса; кладет в основу оба начала - материю и сознание; полагает, что материальныя и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

    Важным является деление на 2 философские концепции: материализм и идеализм.

    С точки зрения рассмотрения первичности/вторичности:

    Материализм– течение философии, где за первичное принимается материя, за вторичное – сознание, которое производно от материи.

    Исходит от того, что мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания. Материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи.

    Считают, что мир и его закономерности познаваемы.

    Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.

    Разновидности:

    1.Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его в материей («Мозг выделяет мысль также как печень – желчь»).

     2.Метафизический материализм – философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицает внутренние противоречия, как источник их развития.

    3.Диалектический материализм – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движение и развитие мира как результат его внутренних противоречий. Центральная категория ДМ – материя; основные формы существования – пространство и время.

    Диалектический материализм, созданный К.Марксом и Ф.Энгельсом к сер.XIXв.

    Идеализм – в основе понимания мира – духовное начало. За первичное принимается сознание. Как правило, отрицает возможность познания мира.

    Идеализм делится на две формы: субъективный и объективный.

    Субъективный идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание) – идея. Отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

    Объективный идеализм первоосновой существующего считает человеческое сознание – разум. Утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.

    Материализм противоположен идеализму. Их борьба составляет содержание истинно-философского процесса.

    Гносеологические и социальные корни Идеализма:

    Гносеологический корень – (гносеология = познание) познание мира сложный многогранный процесс. Крайне противоречив. Не прямолинеен.

    1. социальные причины.

    • Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые профессии.

    • Разделение умственного и физического труда. Представление о том. Что умственная деятельность служит двигателем развития общества. Люди попали под влияние соц. сил. «Христос победил, потому что проиграл Спартак». Власть поддерживает церковь. 

    • Отчуждение. Результаты человеческой деятельность превращаются в силу. Господствующую над человеком. («Портрет» Гоголя, оружие). Эсхатологические настроения.

    2. гносеологические причины. Абсолютизируются некоторые стороны духовного мира человека, «раздувается» разум.

    • Объективно творческий характер человеческого сознания. Искусственная природа развивается из идей.

    • Объяснения строгой упорядоченности в живой природе. Всякий порядок вносится разумом. Кто же навел порядок в природе? Как человек мог возникнуть из немыслящей материи? Телеология – объективно-идеологическая концепция, согласно которой мир развивается  по заранее составленному плану. Мир движется к поставленной цели.

    • Сложность абстрактных понятий, трудность связи их с конкретными реалиями. Проблема общего и единичного. Общее сесть существенное. Платон – идея лошадности. Спор же возник в Средние века по поводу универсалий. Общее существует в нашем сознании + общее есть сущность реальных явлений.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта